Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум » НОГАЙЦЫ » Ногайцы в русских сказках (Как русский народ описывал нас в фольклоре)
Ногайцы в русских сказках
В чём сходство русского и ногайского фольклоров?
1.1) сходство в борьбе хороших людей с плохими, различие не существенно[ 1 ][33.33%]
2.2) сходство незначительно, а различие в духовных и моральных ценностях[ 0 ][0.00%]
3.3) свой вариант выскажу в комментариях[ 2 ][66.67%]
Всего ответов: 3
тоньюкукк1961Дата: Вторник, 23 Июля 2013, 18:51 | Сообщение # 1
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Баба Яга, как сказал Мурад Аджи, это вовсе не сказочный, а реальный персонаж - наш святой "Бабай-ага", возможно, тот самый "Баба Туькли-Шашы" и ли "Баба Туьклес", ногайско-казахский святой предок эмира Эдиге, а Кощей это крымский мурза правивший в Казани Кощак-мурза, трёхголовый змей Горыныч это крымско-турецко-ногайское войско, во главе которого обычно стояли крымские ханы Гиреи (Гиреичи). а Иван царевич из три девятого царства, три десятого государства это Иван Грозный, который пленил, а не освободил Суюмбийке...
 Если прислушаться, то стук колёс похож на удары ступы, спереди у арбы устанавливали поддон для ног, напоминавший ступу, а символом лошади является веник, на ней можно лететь отдельно, если распрячь арбу... А сравнение избушки на курьих ножках с погребальным сооружением сильно хромает, поскольку избушка-то бегала и довольно быстро... Это скорее всего опять арба, на которую часто ставили походную юрту и так путешествовали, вход должен смотреть на юг, а куриные ножки это колеса, спицы которой при движении очень похожи на куриные ножки, арба была двухколёсная, поэтому одному человеку легко было её повернуть и к лесу и к югу. Близкий друг Бабы Яги, Кощей к тому же не является русским ("там русский дух, там Русью пахнет"), значит и Яга не совсем русская, поскольку именно через неё Иван узнаёт все тонкости восточной политики и главное - как победить Кощея.
     Главное было переломить иголку-хана, которая находилась внутри яйца-ханском шатре, а шатёр-яйцо находился внутри утки-ханской ставки, ставка внутри зайца-конного войска, а войско находилось внутри сундука-крымском полуострове, связанном с сушей-деревом тонкой цепью-перешейком Перекопом.
   Отсюда следует, что Баба-Яга (Бабай-Ага) это кто-то из тех самых продажных мулл-информаторов, которые рассказывали агентам и послам царя о ситуации в Ногайской орде и Казанском и Крымском ханствах, надо было, чтобы при штурме Казани Крым не ударил в спину войск русского царя, для нейтрализации Крыма, по-моему использовали Ногайскую Орду...
А теперь о Василисе Премудрой: известно, что слово Василий происходит от Василевс - император Византии, восходит к тюркскому Бас Иль - глава империи. Значит Василиса это императорша или царица, кем и была Суюмбийке, а Премудрая, потому что она была очень образованной и мудрой для своего времени, сочиняла стихи и писала мемуары.
 хотел бы выразить уважение АС Пушкину (а может быть это были народные сказки) за то, что он зашифровал нашу истинную историю в виде русских сказок, так любимых народом, точно так же великий Карамзин писал истинную историю в сносках мелким шрифтом. русский народ зашифровал ещё в сказке "Иван царевич и серый волк", где царю помогает серый волк, на котором царевич увозит Елену Прекрасную. Как известно серый волк это символ всех тюркских народов, в этой сказке серый волк добывает Ивану царевичу не только Елену прекрасную (Елену Глинскую - мать Грозного, внучку Мамая), но и коня златогривого и жар-птицу, да ещё оживил его, когда братья его убили, а зат ем уничтожил и самих братьев, ставших ему врагами, т.е. прекратил междоусобицу между русскими князьями
http://vseskazki.su/narodny....yi-volk

Добавлено (17.06.2013, 15:42)
---------------------------------------------
Ещё надо добавить, что древним символом ногайцев был змей или дракон как в Китае, но в отличие от китайского наш дракон был крылатым, поскольку никто не мог поверить, что столь большие расстояния степей можно было преодолеть без крыльев...

Добавлено (23.07.2013, 18:51)
---------------------------------------------
Наверное все мы читали сказки Пушкина в детстве, хотя, возможно, не всем были понятны его слова: сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.  Так чему же нас учил великий гений Александр Сергеевич? Давайте разберём наконец хотя бы, например, его знаменитое стихотворение Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Слово "лукоморье" означает излучину реки, от слова "лук",  дуб-дерево в славянской мифологии это мир, скорее всего означает страну (Россию), корни это народ ствол это армия, ветви это высшая власть. Цепь на дубе не простая, а золотая не случайно: золотая цепь означает принадлежность к власти, власть приковывает к себе, порабощает богатством человека вовлечённого во власть.

Теперь "кот", который ходит по цепи кругом. Кого имел ввиду Пушкин, говоря о коте? В славянской мифологии кот, рассказывающий сказки это кот Баюн, сидевший на железном столбе, который мог заговорить путников до смерти. Согласно одной из сказок  о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.,  Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
 http://www.kostyor.ru/tales/tale35.html

Опять встречаем бабу Ягу, Василису, а кроме них ещё и кота учёного, который много рассказывает... Из знакомых Пушкина в тот период на роль ученого рассказчика, по-моему подходит только ногайский князь Николай Борисович Юсупов, в честь которого поэт написал стих "К вельможе"http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/106.htm , поэт близко общался с ним и даже нарисовал его портрет))
 
 Именно он облечённый властью, ходил как привязанный по цепи кругом, близко общаясь с царицей Екатериной -II и царями России. Пушкин бывал у него в Архангельком, которое как раз находится на берегу излучины старицы (старого русла) Москвы-реки, где, возможно, рос и дуб... 

Теперь о следах невиданных зверей: конечно сказачных зверей на территории России мы не наблюдали, нет даже их останков, тогда откуда же следы? А это скорее всего наши тамги, которые похожи на следы, в роли неведомых дорожек могли выступать вытянувшиеся в полосы стада, отмеченные этими тамгами

30 витязей это запорожцы, обитавшие на реках казаки-орысы (ор -место деятельности, работы; су - вода; орысу - орыс - рус). Дядька их морской - князь Потёмкин Г.А., командовавший запорожцами.

Королевич, пленивший русского царя это польский королевич Владислав сын короля Сигизмунда, пленивший русского царя Василия Шуйского, который умер в польском плену...

Наконец что за колдун несёт богатыря перед народом через леса, через моря? Богатырь, естественно, русское войско, а колдун это скорее всего, мистически настроенное турецко-татарско-ногайское войско, воевавшее с русскими и в лесах и на морях на виду всех народов и на радость Европе, получавшей от этой войны огромные дивиденды.

Вот чему учит нас Пушкин - настоящей истории, которую зашифровал в сказки, чтобы потомки могли расшифровать их и поучиться у предков уму-разуму.

 
sirakДата: Пятница, 26 Июля 2013, 00:02 | Сообщение # 2
Группа: Пользователь
Сообщений: 78
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
Ногай-птица или - чудесная птица из русской и славянской мифологии. Главная отличительная особенность - четыре ноги.
Происхождение
Судя по всему, легенды о ногай-птице - отголоски легенд о грифонах-драконах
Другие названия
Так же эту птицу называют Ног-птица и Ногуй. Ногай-птица, Страх- Рах, Страфиль. Упоминание о ней также встречается и в «Ведах», и в «Песни птицы Гамаюн» (воссоздано А. Асовым) созданных намного раньше.

О гигантской птице, которую иногда называли Страфилом, повествует древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"».

Изображали птицу-гиганта с маленькой головой на тонкой шейке, крючковатым клювом, длинным узким телом и одним поднятым вверх крылом. Стратим «...живет она на море-океане, и когда кричит, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса».
 
тоньюкуккДата: Пятница, 11 Марта 2016, 11:41 | Сообщение # 3
Группа: Администратор
Сообщений: 642
Награды: 6
Репутация: 110
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Баба-Яга, Змей-Горыныч и Кащей Бессмертный.

В Средней Азии около седьмого века начал разваливаться Тюркский каганат. Огромная его часть, земли, где кочевали кимаки (Прииртышье, в верховьях Иртыша), обособилась и возникло новое государственное объединение - Кимакский каганат, который раскинулся от Алтая до Каспия.«Кимак» (каимак - иемак - имак) - по-тюркски «змея» - была, по-видимому, священным животным древних кимаков, они считали ее своим предком-прародителем. По легенде, у кимаков было семь племен - семь голов у змеи. Кимакские племена имели довольно высокую культуру - города, развитую торговлю, навыки земледелия, храмы и святилища, где приносили жертвы перед каменными изваяниями, изображавшими предков-прародителей.

Кипчаки

Одной из голов змеи, одним из кимакских племен, являлись кипчаки. Они были наиболее дикими и примитивными из всех кимаков и вели в бескрайних азиатских степях полукочевой образ жизни. Кочевали кипчаки у самых границ Хазарии. Около десятого века население Кимакского каганата резко увеличилось, и из центральных областей начался поток переселенцев на окраины. Кипчаков стали теснить, они были вынуждены стронуться с привычных мест кочевий и, как чуть раньше печенеги, двинуться на запад в поисках земли обетованной.Задачу завоевания новой родины им облегчило то, что Хазарский каганат совсем ослаб. В начале одиннадцатого века кипчаки, не встречая сильного сопротивления, начали массовое продвижение в Поволжье, Приазовье и Причерноморье.

Змей-Горыныч

Русские былины рассказывают о том, что богатырям частенько приходилось сражаться со Змеем, а в сказках мы нередко сталкиваемся со Змеем-Горынычем, который живет в горах и утаскивает прекрасную девушку в пещеру. Герою потом приходится сражаться с Горынычем не на жизнь, а на смерть. Но волшебные сказки - это далеко не всегда вымысел, их сюжеты и образы имеют прототипы в реальной жизни.Кимако-кипчакские легенды и наши летописи дают основания думать, что прообразом Змея-Горыныча стали племена половцев-шары, которые проживали в XI-XIII в.в. в Донецких степях. Вполне возможно, что и печенеги, жившие тут раньше, ассоциировались с тем же Змеем, они ведь были дальними родственниками – предками! - кипчаков-половцев, тюрками, как и все степняки и тоже, вероятнее всего, считали своей прародительницей Змею, У Которой Семь Голов.А когда на меловых кручах хозяйничали русичи, - завидев в степи половецкую орду, дозорные разжигали костры, чтобы предупредить народ о грядущем нашествии, и тогда люди в ужасе говорили:- Змей-Горыныч летит города и села жечь...

Кащей Бессмертный

Многочисленные половцы делились на отдельные орды по тридцать-сорок тысяч человек, из которых до восьми тысяч мужчин были воинами. Каждая орда делилась на большие общины, которые именовались либо куренями, либо кошами. Именно эти унаследованные от степняков названия воинских подразделений в XV-XVI веках использовали украинские казаки.Слова «коч», «кош», «кощ» означают не что иное, как кочевье, орду, движущуюся по степи. Во главе каждого коша стоял, естественно, кошевой, глава рода, семьи, войска, кочевья. Слово «кащей» придумали русские летописцы, немного переиначив половецкое «кошевой».
В русских летописях вожди нападавших на Русь половецких войск и главы половецких племен-княжеств неоднократно именовались кащеями, правда, не бессмертными, а погаными. Бессмертными же своих князей объявляли сами половцы. Они изготавливали каменную статую, изображавшую умершего вождя-воина, устанавливали ее на вершине кургана и устраивали вокруг святилище, где совершали жертвоприношения. Половцы поклонялись своим бессмертным предкам-прародителям, защитникам и покровителям - то есть кошевым - Кащеям Бессмертным.

Баба-Яга

Половецкие женщины были, в полном смысле слова, на все руки мастерицы: они и больных лечили, и жертвоприношения совершали, и еду готовили, и одежду шили, и скот караулили от воров и, если нужно было, возглавляли свой кош в битве. Они с детства лихо управлялись с конем, луком, стрелами и мечом. А уж котел всегда был при главной жене вождя, потому что теперь он символизировал власть кащея-кошевого (недаром в сказках Баба Яга приходится Кащею Бессмертному какой-то родственницей).Живет сказочная Хранительница Знания, Баба Яга, в избушке-гробу, в преддверии таинственного «царства мёртвых», из которого всё произрастает-рождается заново, в извечных дремучих лесах. По южным берегам Северского Донца и сегодня существуют остатки таких лесов. Есть там и дубовые рощи, и реликтовые (древние) сосны, и светлые березняки.В сказках Баба Яга всегда дружит с Кащеем Бессмертным и со Змеем Горынычем. Она им и помощница, и сестрица, и охранница их владений, а половецкие изваяния, которых до сих пор множество в наших степях, нередко изображают именно женщин. Может, это и есть скульптурные изображения Бабы Яги?http://h.ua/story/82514/news_792821.html

Довольно интересная версия, только замечу, что слово "кощей" прямо означает "хозяин коша (шалаша)", поскольку "ие" или "-эй" означает "хозяин"

Добавлено (11 Марта 2016, 11:41)
---------------------------------------------

Цитата sirak ()
Ногай-птица или - чудесная птица из русской и славянской мифологии. Главная отличительная особенность - четыре ноги. Происхождение
Судя по всему, легенды о ногай-птице - отголоски легенд о грифонах-драконах
Другие названия
Так же эту птицу называют Ног-птица и Ногуй. Ногай-птица, Страх- Рах, Страфиль. Упоминание о ней также встречается и в «Ведах», и в «Песни птицы Гамаюн» (воссоздано А. Асовым) созданных намного раньше.

    В средневековом русском мифе о святом Георгие (Егорие Храбром) (в 7-ми вариантах) перед дворцом мучителя сидит Нога-птица (Астрахтир и пр.) и держит в когтях осётра-рыбу (Сетру, Шатры).
    Название птицы Ногою объясняется, как известно, южнославянским названием страуса; форма: Черногарь или Черногон, может быть, явилось под влиянием Чернигова.
    Птицы клевучия - ногайщины и те варианты, где птица является без рыбы и без имени, представляют ослабление и изменение той же интерполяции. (Кирпичников А. И. Святой Георгий и Егорий Храбрый. С.-Пб. 1879 г.)
 
kotpisatel1668Дата: Пятница, 05 Августа 2016, 21:56 | Сообщение # 4
Группа: Пользователь
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
Доброго времени суток вам! Дорогие форумчане, позвольте мне на правах русского внести небольшую лепту в обсуждение. тем более что фольклором я интересовался. Всем хорошо знакомая Баба Яга. Этот персонаж есть не только в русских сказках, но и в словацких, чешских к примеру. И появился он задолго до выделения ногайцев из Золотой орды. В ранних сказаниях Баба Яга, как и в поздних впрочем, лесная жительница. А вот Кощей - кочевник. И они враждуют. Есть упоминания и о том что Баба Яга живет не в лесу а в степи. Лесная Баба Яга изначально была союзницей Кощея. Степная враждовала с ним. Я чуть подробней остановлюсь на возможных вариантах появления Бабы Яги.скорее всего это два изначально разных персонажа, позже слившихся в один, как это бывает. Если рассматривать лесную Бабу Ягу, то это однозначно Злой дух леса. символизирующий все самое страшное в лесу. если же говорить о Бабе Яге живущей в степи, то она как раз помощница Ивана (Царевича, Дурака). То коня ему подарит, то подскажет как Кощея одолеть. Скорее всего ее корни в половецких женщинах-амазонках живущих обособлено. А Баба Яга в данном случае может быть Би-би Ага. Русифицировалось оно позже слившись со злой лесной ведьмой. Теперь такой персонаж как Иван. Этот персонаж появляется в фольклоре после крещения Руси. Точнее период установить невозможно, к сожалению. И он враждует с Кощеем. Личность главного злодея, ее корни установить невозможно. Это колдун. Бессмертным он стал не сразу и есть сказки, где Иван либо просто убивает Кощея, либо берет его в плен. Однозначно можно сказать, что Кощей это образ кочевника. Хитрого и опасного врага. Василиса. Это девушка писанной красоты и на первых этапах своей биографии она не очень умна, и иногда даже помогает Кощею сбежать. За что тот ее похищает. В знак благодарности видимо. Есть одно сказание, где Василиса язычница, а Иван крещеный. Так или иначе но персонажи сказок появились очень давно. Потом они конечно трансформировались в зависимости от обстоятельств жизни. И исконно первых сказок мы уже не узнаем. А что касается ногайцев в сказках А.С. Пушкина, то вспомните о Царе Салтане))))

Сообщение отредактировал kotpisatel1668 - Пятница, 05 Августа 2016, 21:59
 
тоньюкуккДата: Воскресенье, 07 Августа 2016, 23:56 | Сообщение # 5
Группа: Администратор
Сообщений: 642
Награды: 6
Репутация: 110
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Цитата kotpisatel1668 ()
А что касается ногайцев в сказках А.С. Пушкина, то вспомните о Царе Салтане))))

Насчёт ногайцев и Пушкина просмотрите этот док. фильм с 8-й минуты:
https://www.youtube.com/watch?v=_XBcaxpdQus

Добавлено (07 Августа 2016, 23:16)
---------------------------------------------

Цитата kotpisatel1668 ()
А Баба Яга в данном случае может быть Би-би Ага
Би-би - это из узбекской истории: Биби ханум это какая-то из жён Тамерлана, если не ошибаюсь.
У ногайцев слово "би" или "бий" означало царь, а слово "ага" однозначно обозначало мужчину старшего или старого по возрасту, поэтому Би-би Ага это в переводе с ногайского "царственный дядька".Если попробовать сконструировать то, что Вы хотите, то получится "Бийке Ага" - "царица - дядька" (полная бессмыслица). Извините.

Добавлено (07 Августа 2016, 23:26)
---------------------------------------------

Цитата kotpisatel1668 ()
скорее всего это два изначально разных персонажа, позже слившихся в один, как это бывает.
То, что это два разных персонажа выглядят и называются одинаково говорит о их родстве, скорее всего это лесные торки и степные половцы, предки ногайцев, они, как известно иногда враждовали между собой и вступали в союз с русскими князьями, а торки, вообще вроде были их подданными...

Добавлено (07 Августа 2016, 23:56)
---------------------------------------------

Цитата kotpisatel1668 ()
Василиса. Это девушка писанной красоты и на первых этапах своей биографии она не очень умна, и иногда даже помогает Кощею сбежать. За что тот ее похищает. В знак благодарности видимо.
Как может быть Василиса Премудрая "не очень умна"? Похищают у нас девушек до сих пор, если Вы не знаете, даже на этом форуме сможете найти такие темы. Вот материал по этой теме: http://nogaici.ru/publ/1/krazha_nevesty/12-1-0-590
 
Форум » Форум » НОГАЙЦЫ » Ногайцы в русских сказках (Как русский народ описывал нас в фольклоре)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: