Главная » 2015 » Февраля » 24 » Эпическая биография героя. (Герой и его происхождение)
01:59
Эпическая биография героя. (Герой и его происхождение)
Сюжет ногайских героических поэм разрабатывает главным образом богатырские подвиги эпического героя; недаром поэмы обычно называются именем главного героя. Главный герой ногайского героического эпоса-баьтир(батыр). Древнейшая форма этого слова-багатыр (усвоена русским языком в форме богатырь). Батыр-постоянный эпитет ногайских богатырей: Копланлы-батыр, Манаша-батыр, Мусевке-батыр, Шора-батыр, Камбар-батыр, Арсланай-батыр и т.д.
Слово батыр-древнего происхождение: оно зафиксировано в древнетюркских письменных памятниках VII-VIII вв. н. э.
Слово батыр стало со временем распространенным личным именем и бытует как таковое у ногайцев, как и у других народов, и в наше время. Оно является также одним из компонентов сложных личных имен как ногайцев, так и других родственных тюркских народов; Баьтирбек, Баьтирбай, Баьтирхан, Баьтир-Герей, Аьжи-баьтир, Баьтир-Кожа, Баьтир-Мырза, Баьтир-Казый, Баьтирбий, Баьтир-Али, Баьтир-Вали, Баьтирай, Кара-Баьтир, Сары-Баьтир и т.д.
Другим постоянным эпитетом к имени героя является слово《эр》(муж, мужчина, мужественный). Формула 《эр адам》(человек-мужчина)- является высшей похвалой и в настоящее время. Эпитет эр иногда даже популярнее эпитета батыр. К именам, например, богатырей Таргыл, Кусеп, Шобан, Кокше, Сайын прибавляется эпитет эр, а не батыр. Слово эр всегда занимает предпозитивное положение, батыр-постпозитивное.Менее употребительным, но гораздо более древним эпитетом является алп (силач, бооатырь). В пользу этого вывода говорит тот факт, что оно встречается в именах древнейших тюркских князей и племенных вождей (Алп-Тегин, Алп-Арслан). Слово алп (алып) дошло и до наших дней. Среди современных ногайцев можно встретить имена: Алп-Герей, Алп-Солтан, Алп-Казый.
Не менее древним, чем алп, эпитетом к имени героя богатырчского эпоса является и слово куба. В некоторых вариантах《Копланлы-батыра》вместо ожидаемого сочетания ногай баьтирлери (ногайские богатыри), иногда встречается ногай кубалары (ногайские богатыри). Так, Эдиге носит и второе имя Кубугул, которое этимологизируется как Куба Огул (сын богатыря). Со словом куба (коба), сохранившимся, как нам думается, до нас со значением богатырь только в ногайском языке, на наш взгляд, связана этимология антропонимов Коплан-Коблан (Куба улан-сын богатыря или сын-богатырь); Копланлы-Кобланлы-Кобланды (Куба уланлы-имеющий сына-богатыря); Кыпшак (Кубашык- маленький богатырь).
Вопрос о происхождении этнонима кыпшак до сих пор не нашел окончательного решения. Персидский историк XIV века Рашид-ад-дин приводит древнее тюркское предания о происхождении антропонима Кыпшак, согласно которому все кипчаки произошли от мальчика, родившегося в дупле большого дерева и поэтому названного Кабук (что по-тюркски означает 《дерево со сгнившей сердцевиной》). А имя Кипчак является производным от кабук.
Я не берусь судить о возможности трансформации кабук в кипчак, но возможность получения новорожденным мальчиком имени Кубашык (маленький богатырь) и трансформация этого имени в Кыбшак мне кажется очевидной. По нашему мнению, со словом же куба, со значением богатырь связана этимология антропонима Кубагуш (Куба гиши--Куба-киши--богатырь-человек) и башкирского термина кубайыр-кобайр. Башкирский фольклорист А. Н. Киреев пишет, что《Кубаирами называют эпические поэмы, посвященные прославлению Родины, народа и отдельных богатырей》.《Слово коба,- далее пишет А. Н. Киреев,- в тюркоязычной среде употребляется в значении хороший, славный, лучший, достойный хвалы, а йыр-песня. Таким образом, кубаир означает песню прославления》.
Нам кажется, что ногайцы значение слова куба-коба ближе к истине. С учетом ногайского значения термин кубайыр, употребляемый башкирами, переводится как 《песня богатыря》или《богатырская(героическая) песня》, что больше соответствует духу самих кубайыров.
Таким образом, древнейшим ногайским термином, который соответствует древнему общетюркскому алп и более позднему багатырь, является слово куба.
Чтобы подчеркнуть смелость, удаль, силу багатыря в эпосе широко применяются эпитеты йигит (молодцеватый), дели (безумно храбрый), боьке (силач), эрен (лучший воин, удалец), пелван (великан).
Ногайские эпические поэмы воссоздают, как и эпосы других народов, эпическую биографию героя. При этом большое внимание уделяется социальному происхождению главного богатыря, которым часто обусловливаются и поступки богатырей, а нередко даже и его судьба.
Имя отца подавляющего большинства эпических боготырей известно: Айсул---отец Ахмета, Кутлы-Кая---отец Эдиге, Муса---отец Мамая, Алшагыр---отец Орака, Эспар---отец Таргыла, Нарик---отец Шоры, Палван Солтан-Батыр---отец Адиль-Солтана, Ак-Кошкар---отец Кусепа, Коянак---отец Карт-Кожака, Орак---отец Карасая и т.д.
Об иных отцах, кроме имени, поэма не дает никаких сведений. Так, мы мы не чего не знаем об Эспаре-отце токого известного героя, как Таргыл. Никаких биографических сведений не содержат поэмы и об Ак-Кошкаре---отце Эр Кусепа, о Коянаке-отце богатыря Карт-Кожака.

http://vk.com/nogaytarix
Просмотров: 2016 | Добавил: Muslim_nogay
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar