Главная » 2018 » Июля » 27 » И.С. Капаев ЭДИГЕ И НОГАИ
16:44
И.С. Капаев ЭДИГЕ И НОГАИ
В Приазовье, На Северном Кавказе, Западном Казахстане, Сибири, на Алтае. Во всех вариантах песни, записанных у ногайцев, казахов, каракалпаков, главные персонажи - Эдиге и противостоящий ему Тохтамыш называются ногаями. Даже в сводном татарском тексте «Идегей», выпущенном в Казани (сост. Н. Исанбет, перев. С. Липкина, 1990 г.), хан Золотой Орды Токтамыш неоднократно заявляет о своей принадлежности к дому нугаев (ногаев) :
Род мой нугайский, будь сплочён.
Я с тобой опять неразлучен, -
Сохранись и после меня. (16, 155)
Или:
Если я останусь в живых,
Если Аллахом буду ведом,
Если в великий нугайский Дом
Я вступлю властелином-вождём.(16,172)
Неоспоримым, документально подтвержденным фактом является то, что Эдиге был родоначальником правящей династии государственного образования Ногайская Орда.
В.В. Трепавлов не даёт ответа на главный вопрос: Почему Орда стала называться Ногайской? Непонятно также, почему ни В.В. Трепавлов, ни десятки других учёных не могут точно сказать, как называл себя основной государствообразующий народ Золотой Орды? Извне его называли и татарами, и монголами, иногда просто татаро-монголами, но это не было самоназванием, несомненно, уже сформировавшегося единого этноса кочевников. Понятно, что не всегда находятся на поверхности точные сведения о происхождении этнонимов, но для специальной монографии об истории Ногайской Орды это должно было быть все-таки принципиально важным моментом. Вероятность того, что к распаду государства Золотая Орда самоназванием кочевого народа было ногаи , - весьма велика.
Нам известно, что правила исследования в исторической науке основываются на первостепенности привлечения письменных источников перед эпосами, которые считаются вспомогательными историческими материалами. Эпос само собою мог претепеть измененияв течение времени "слово "ногай" могло быть внесено" -возразят нам оппоненты тем не менее собравшись воедино многочисленные данные вспомогательных исторических источников согласно методу дедукции позволяют сделать более уверенные выводы. Один из аргументов которым пользуется Трепавлов В.В. в отрицании преемственности этнонима "ногай" от темника Ногая- это отсутствие прямых указаний на переселение племен подвластных Ногаю в Волго-Уралье,однако же свидетельства таковые имеются и приводятся в многочисленных шеджере родословных родственных ногайцам народов, у тех родов, кто производит себя от ногаев- у башкир, каракалпаков,части узбеков, среди некоторых родов кыргызов (Р.Г.Кузеев,Р.Х.Керейтов, Толстова Л.С. и мн.др)
Данные эти , справедливости ради надо сказать приводит и сам уважаемый В.В. Трепавлов в своих исследованиях как и информацию о пребывании мангытов с их подвластными некогда на Кубани и в Крыму до основания Мангытского юрта однако от чего то картина не сложилась воедино
Ключевым моментом в доказательстве отсутствия преемственности является и отсутствие доказательств бытования этнонима ногай по письменным источникам в период до основания Мангытского юрта однако такие письменные свидетельства имеются!
Интересное сообщение нам даётся в публикации Николая Руссева «Молдавия в «тёмные века»: материалы к осмыслению культурно-исторических процессов»:
На морской карте Андреа Бианко 1436 г. исследователь увидел сравнительно небольшой район, ограниченный
нижним течением Днестра и его левым притоком
Кучурганом, обозначенный надписью «zizera ya de nogay». Современное издание карты венецианца дает возможность прочитать слово «nogai», действительно помещенное близ моря, вдоль левого берега Днестра (Димитров 1984: № 17).
Карта выпущена более ста лет после смерти Ногая. Николай Руссев, как и арабские, и иранские, и русские авторы придаёт большое значение деятельности Ногая. Он по примеру русских летописей его называет ханом. Приводит ценный нумизматический материал, найденный по близости от Исакчи – столицы улуса Ногая. В Аккерманском, Оцеленском, Узунбаирском, Прэжештском кладах, насчитываюших тысячи серебрянных монет, найдены монеты отчеканенные с тамгой Ногая. Известный турецкий картограф Пир-Рейс на своей карте от 1513 года область прилегающую к северо-восточным берегам Азовского моря обозначил под названием КУЧУК НОГАЙ (МАЛЫЙ НОГАЙ). Это обозначение появилась почти за полвека до образования Малой Ногайской Орды. Главным доказательством версии существования этнонима ногай является образование в центре распавшегося государства нового ханства - Ногайской Орды и распространение эпических песен об Эдиге и его потомках - ногайских батырах - по всей территории бывшей Золотой Орды.
В книге В.В. Трепавлова очень много достоинств, однако, после ее прочтения, полноценное удовлетворение получить сложно. Причина тому, прежде всего, - излишняя осторожность, несвобода автора от устоявшихся стереотипных, а по сути, гипотетических утверждений, в коих нет недостатка в научном обороте. Хочется надеяться, что ненамеренно, однако, ученый почти избегает возможностей описать те яркие страницы истории народа, которые питали бы чувство гордости современных ногаев своим прошлым. К примеру, нет акцента на сведениях из биографий легендарных исторических личностей, хотя о Ногае, Эдиге, Юсуфе, Сююмбийке, Дивее-мурзе, Кантемире, Петре Урусове, Иштереке и др. предостаточно исторических, фольклорных, литературных источников. Более того, интригующим выглядит отношение ученого к этнической принадлежности исторических лиц. Если даже в исторических документах четко и конкретно го ворится о них, как ногаях, то В. Трепавлов настойчиво указывает на их принадлежность к роду мангыт. Это равно тому, что если, к примеру, в «Истории государства Российского» постоянно называть Владимира Мономаха, других русских князей древней Руси скандинавами, варягами.
Не столь однозначно следует, видимо, воспринимать другой, проходящий через всю книгу, основополагающий вывод В. Трепавлова о том, что первоначальные ногаи-мангыты появились из Бухарии, т.е. Чагатайского улуса. Вряд ли оправдана для такого принципиального вывода ссылка лишь на поздние устные предания. К примеру, в одном из них, записанном в 1837 году на Северном Кавказе, говорится о том, что «предки ногайцев обитали прежде в Бухарии и были тогда идолопоклонниками: приняв ислам от «Султана Бабатукла», они перешли из Бухарии на реку Волгу, в нынешнюю Астраханскую область» (1, 56 ). В другом случае учёный ссылается на устный рассказ старика в 1907 году, в котором информатор сообщал русскому исследователю (Пашину), «что ногайцы проживали в прошлом и вышли из Индии» (1, 57). Конечно же, эти устные рассказы отражают события XVI—XVII в.в., когда ногаи постоянно перемещались с левобережья Волги на правобережье и наоборот. Все было бы логично, если В. Трепавлов, увязывал эти рассказы с передвижением кочевников из Монголии в XIII веке.
Хотя и здесь не все просто: в исторических хрониках периода завоеваний Чингиз-хана и его преемников мангыты не указаны переселенцами в улус Джучи. Это для В.В. Трепавлова очень существенно. Отсутствие мангытов вызывает вопросы и у других исследователей. Но в этих скудных сообщениях о составе улуса Джучи также не указываются и найманы, и киреиты, и джалаиры, и катаганы, которые были довольно многочисленны и играли большую роль в ранней истории Золотой Орды

И.С. Капаев
https://vk.com/nogayastr?w=wall-129742418_10285
Просмотров: 530 | Добавил: тоньюкукк
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 тоньюкукк • 16:45, 27 Июля 2018
avatar
0
2 тоньюкукк • 16:45, 27 Июля 2018
на фото актер Турар Мураталиев в роли хана Ногая
ComForm">
avatar