Главная » 2019 » Сентября » 15 » "Как мы сами отлучаем своих детей от родного языка"
21:14
"Как мы сами отлучаем своих детей от родного языка"
Автор: Нуралиев Р.Л.
"Шоьл Тавысы", N 31, 1 августа 2019г.

Все мы знаем о проблемах родного языка в Ногайском Мире. Выход есть, найден, и он был всегда, просто его не хотят видеть. Да, именно не хотят. Так удобнее жить.

Давайте зададимся вопросом - а почему молодые родители не учат детей дома родному языку? Они ведь знают язык, их родители их научили. Я понимаю, что у нас 21 век, глобализация и пр. Предположим есть известные растиражированные проблемы - школы не справляются, нет учебников, нет классных часов и пр., но тут речь даже и не о грамматике. Когда умирает язык, считаю, что правописание априори не может стоять на первом плане и быть проблемой или решением проблемы. Требовать знания грамматики на фоне масштабного вымирания языка - это "пир во время чумы", в такой ситуации хорошо бы знать хоть что-то элементарное, хотя бы азы. Речь о доступном разговорном языке, который можно получить дома. Раньше я думал, что эта проблема только у "городских" ногайцах, что мол далеко от Родины и ногайской среды, и такие причины можно было считать объективными. Но сегодня картина такая, что на русском говорят уже в аулах Ставрополья, Караногая и Кубани... Уже там, дома, дети уже говорят на русском (понятно, что русский язык необходим, речь не об этом). Почему каждый родитель не говорит с ребёнком на ногайском? У нас всегда найдутся оправдания или объяснения, люди любят оправдываться, но мы теряем язык не от того, что кто-то нас поработил и запретил говорить на родном языке, чтобы мы его забыли и язык был уничтожен, или что нам запретило говорить на нём Государство. Нет же ведь. Мы его сами уничтожаем, сами хороним, сами лично мы, а не какой то враг извне и другой причины нет. И быть не может. У нас нет оправдания. В итоге, сейчас мы имеем ситуацию, когда героически, титаническими усилиями нужно возрождать свой язык, просто потому, что мы же сами это допустили и... допускаем сегодня, прямо сейчас.

Ребёнок, когда маленький, все впитывает, и любой язык осваивается. Человеческая беспечность такова, нам кажется, что всегда можно успеть, или что близкие всегда будут рядом. Нет. Можно и опоздать, и близкие к сожалению всегда рядом не будут. Когда ребёнок вырастет без родного языка и если вдруг захочет узнать свой язык, то ему уже придётся заучивать его как иностранный, а не родной, а потом разговоривать на нем с акцентом коверкая слова и не понимая некоторых нюансов. Это же смешно. А всего то нужно заложить язык в детстве, когда ребёнок начинает разговоривать, от 1,5 года до 3 лет в среднем. Потратить полтора года непринужденного бытового разговора дома, и на этом обеспечить будущее потомкам, нежели потом спасать глобально всю нацию от вымирания и растворения в других языках.

Формула исчезновения языка очень простая: Если ребёнок не выучит в детстве язык, он так и вырастет, родители не вечные к сожалению, они уходят... Уйдут и родители этого ребёнка. Когда у него появятся свои дети, он уже не сможет их научить родному языку, просто потому, что... его не научили свои родители. И на этом все. Дети этого ребёнка выросли без родного языка, поколение с передачей языка сразу оборвалось. На третьем поколении. Абсолютно без шансов. Почему это непонятно нашему народу? Почему так сложно передать то, что передали тебе то, что у тебя уже есть! Не поленились, посчитали важным и передали, такую элементарную вещь, как язык. Для того, чтобы понять эту несложную формулу, не нужно быть магистром наук или иметь три высших образования. Все очень просто, и понять и сделать. И для этого не нужны супер-эрудиция, деньги, поездка в Кембридж или Гарвард, надо просто захотеть и начать говорить дома на родном языке. Начать говорить сегодня, а не завтра, завтра у нас в плане языка может и не быть. Ситуацию с языком нужно не спасать, это неправильная позиция в корне, нужно просто остановить этот произвол. Произвол у себя дома, у себя среди родных, у себя в ауле.

Но никто ничего не делает. Все ищут причины - то родной язык сократили в школе, то учебники старые или их нет. Но мне не понятен этот трепет к проблеме со школами или учебниками, язык ведь не нужно с помощью школы внедрять с нуля, его надо просто не прерывать самим людям, передавая из поколения в поколение, как и было до. Это элементарно. Хотим ли мы на самом деле сохранить язык или продолжим искать отговорки? Я при этом не хочу обидеть педагогов по ногайскому предмету, прекрасно понимаю, что их работа важна, но мой посыл не к ним, а к родителям в первую очередь, а вместе с ними и к старикам и всем другим взрослым, которые ходят и говорят о умирания языка, ждут когда с неба что-то упадет или само собой вдруг разрешится и ребёнок вдруг проснется в один прекрасный день и сам заговорит на родном языке, полностью снимая с себя ответственность. Почему все ищут внешние причины? Чтобы оправдать себя? Это лицемерие высшей пробы.

Я пишу эту статью не только в назидание. Надо прекратить трубить о проблеме языка и начать ее решать. Сколько можно пустых разговоров и ожидания чего-то? Мы к слову всегда любим много обсуждать и говорить, и мало что делать, когда речь идёт о проблемах в Ногайском Мире. Всегда есть какая-то странная надежда, что кто-то возьмётся, кто-то сделает, или, что все образумится само собой. Никто не возьмётся и ничего само собой не образумится. Возвращаясь к языку - это ведь именно наша вина а не чья-то. Надеюсь нам всем будет стыдно за совершаемое нами преступление сегодня. Все, кто не учит детей ногайскому языку с их рождения - преступники. Все довольны? А теперь можно идти спать, завтра проснуться и снова бегать с криками, что наш язык погибает. Лицемерить легче, чем признать ошибку и исправить её.

https://golosstepi.ru/gazeta/шоьл-тавысы-№-31/
Просмотров: 167 | Добавил: тоньюкукк
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 тоньюкукк • 21:16, 15 Сентября 2019
avatar