Главная » 2017 » Октября » 27 » КАЗАКИ – МУСУЛЬМАНЕ: ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (2-Я ПОЛ. XIX — НАЧ. XX ВВ.)
01:15
КАЗАКИ – МУСУЛЬМАНЕ: ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (2-Я ПОЛ. XIX — НАЧ. XX ВВ.)
— С.В.Черницын.02.04.2010 · by gaponov · in ИСТОРИЯ, ПУБЛИЦИСТИКА. · Одной из общностей в этнической палитре северокавказского региона и, в частности на Дону, являются татары, поэтому изучение различных аспектов истории и культуры татарского населения нашего края представляет интерес и является перспективным. Уточним, что в источниках, по крайней мере до XVIII столетия, называние «татары» используется как обобщающее, распространяясь на ногайцев, а порой – и на горцев.

Одной из городовых станиц г. Черкасска была Татарская, населенная казаками-мусульманами, первоначально находившаяся в юго-восточной части казачьей столицы вблизи от будущего Войскового Собора. А позднее, с 1705 года, она была переселена в северо-восточную часть города за протоку, где и обозначена на поздних планах. Интересно, что поныне житетели станицы Старочеркасской называют этот район «Татарская слободка», «Татарский край».

После основания г. Новочеркасска поселение казаков-мусульман было перенесено на новое место на правом берегу реки Тузлов и находилось двух верстах от новой столицы донского казачества. В 1860 г. по разрешеню государя большая часть донских татар эмигрировала в Турцию, а станица бы преобразована в хутор Татарский.

В начале этого же столетия ряды казаков-мусульман пополнились за счет переселившихся на территорию Войска ногайцев, которые в 1811 г. были причислены к казакам станицы Татарской. Они заселили селение Дарьинка (Дарьинское, Дарьевское), находившееся на левой стороне реки Большая Дарья впадавшей в Маныч. К 1859 г. жители этого поселения, были переселены на реку Крепкую, где возник хутор Крепинский, имели там мечеть, и откуда, мнению И.Сулина, также ушли в Турцию (4).

В том числе насчитывалось 277 женщин, 346 мужчин. Интересно, что мальчиков в возрасте от 1 до 12 лет было 105 (5). Если учесть, что общая численность женщин всех возрастов составляла 277 человек, то станет понятнее причина ухода в Турцию — нехватка женщин.

Также отметим, что попадавшие в эту группу горцы, не оказали заметного влияния на ее язык и культуру. Скорее есть основания говорить о ассимиляции уроженцев Кавказа более консолидированной тюрко-татарской частью. Например, в справочнике 1919 г, о казаках х. Татарского написано, что они «…между собою говорят по-татарски, ногайским наречием»; отмечается, что «… лицо их довольно красиво, умно и выразительно, но сохраняет чисто монгольский склад». В пользу сказанного свидетельствует и описание внешнего облика: « Одежду носят казачью, но голову бреют, носят тюбетейку (ермолку), сверху часто татарский кафтан. Женщины одеваются по-татарски, лица не закрывают, как и у кочевых ногайцев». Здесь же имеются сведения о численности: 32 двора, население в 200 человек «…да еще в разных местах наберется около 50 человек» (16). Дальнейшая судьба группы пока нам неизвестна. Не будем забывать, что донская земля пережила тяжелые годы Гражданской войны и серьезные социально-экономические потрясения, изменившие состав населения и его культуру. Вполне возможно, что немногочисленные казаки-мусульмане не смогли их пережить. В любом случае изучение общностей подобных донским татарам позволяет глубже понять историю казачества, а также открывает дополнительные возможности для межэтнического сотрудничества россиян, живущих на Дону.
https://ari.ru/ari/2014/01/21/kazaki-musulmane-etnodemograficheskie-processy
Просмотров: 311 | Добавил: тоньюкукк
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 тоньюкукк • 01:15, 27 Октября 2017
avatar
0
2 тоньюкукк • 01:16, 27 Октября 2017
avatar
0
3 тоньюкукк • 01:16, 27 Октября 2017
avatar
0
4 тоньюкукк • 21:06, 29 Октября 2017
ComForm">
avatar