Главная » 2015 » Февраля » 23 » Культура и обычаи народа: Ногайская свадьба .
12:32
Культура и обычаи народа: Ногайская свадьба .
Культура и обычаи народа: Ногайская свадьба .
"У ногайцев в исследуемое время брачный возраст
колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а для
юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст прежде
всего зависел от имущественного положения семьи"
Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев
в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.57-59.
Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще
оставалось характерным, сватовство в колыбели
(кудалык) и даже в утробе.
Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно
изолировали от окружающих. Когда она достигала 11-12
лет, то больше не покидала своей повозки до
замужества.
"Ногаец свободно мог женится на дочери своего
материнского дяди на том основании, что они
принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)"
Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев
в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.58.
Непременным условием заключения брака была уплата
калыма. Он рассматривался, как компенсация за
рабочие руки. Калым выплачивался главным образом
крупным рогатым скотом, а с развитием товаро-
денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40
голов крупного рогатого скота. За разведенную или
вдову платили половину. При рождении девочки,
односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена
девочки 40 быков, да принесут вам пользу 40 голов
скота". С течением времени размеры калыма несколько
сократились, а состав видоизменился. Величина во
многом зависела от социального, материального
положения сторон, так же от личных качеств невесты.
Сверх калыма жених так же должен платить махар -
определенную сумму денег.
"Свадебный церемониал включал в себя несколько
этапов. Первый этап – сватовство. Функции свата
осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя по
отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не
выступали. Исключение иногда делали для вдовы" Там
же – стр.59.
Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже
если была готова на предложение, ибо должна была
получить согласие своей родни. Свата в этом случае
угощали калмыцким чаем и провожали. Через 7-10 дней
он повторял свой визит, но и в этот раз возвращался ни
с чем. Только во время третьего визита, который
наносился через неделю, сват получал положительный
или отрицательный ответ.
Второй этап открывался официальной помолвкой. Она
происходила либо в воскресенье, либо в среду. В обеих
семьях собирались самые близкие семье родственники.
Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили
головной платок, реже серьги. Сваты должны были
договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы
и решить другие вопросы. С этого дня обе стороны
называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин).
Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время
происходила передача калыма в дом невесты, хуржины,
заполненные подарками для женской родни невесты.
После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее
неделями. Свидания устраивали жены братьев невесты.
Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в
сопровождении снохи и подруги навестить
родственников. Этим как бы она прощалась и
приглашала на большую свадьбу.
Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной.
Прежде чем назначить число, ногайцы обращались к
своим астрологам, которые по расположении планеты
сафар-юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни
для бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая
отдельно) созывали своих родственников. Для
новобрачных ставили новую юрту или кибитку - дар отца
невесты.
http://vk.com/nogaytarix
Просмотров: 1712 | Добавил: Muslim_nogay
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar