Главная » 2017 » Января » 9 » НОГАЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОСЕТИН
23:12
НОГАЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОСЕТИН
Среди осетин-иронцев Моздокского района сохранились еще 80-100 - летние старики, хорошо знакомые с древне-осетинским бытом и нравами и старавшихся поддерживать их и среди нового поколения. Во взгляде на женщину сильно сказывается ногайско - мусульманское влияние. Хотя она не закрывает своего лица, но при виде мужчины - опускает взоры; пройти с посторонним мужчиной - недопустимо без сопровождения родственника. С волей женщины еще считаются мало, вследствие чего и сейчас часто практикуется похищение девиц и уход самой девицы с молодим человеком. Калым, как в старину, так и теперь выше 180 р. не подымался и только привилегированные Бугуловы подняли его до 200 р.
В перенятии осетинами элементов ногайской культуры не без влияния и историческая традиция: ногайцы вместе с другими турко-татарами (карачаевцами, балкарцами и кумыками) до прихода кабардинцев в места теперешнего поселения долгое время были господами положения на всем Северном Кавказе. Ногайские могилы указываются не только на плоскости, но и в горах. Старинные склепы в древнейших некрополях обнаруживают пережитки похоронного обряда и ногайского наряда (см. Кокиев Г. - «Склеповые сооружения в Осетии»). Что осетины долгое время находилась под сильным культурным и экономическим влиянием ногайцев, об этом красноречиво говорят осетинские народные сказания и предания о различных ногайских ханах. Ногайские ханы взимали дань с осетин. Роскошная паразитическая жизнь ханов и их приближенных хорошо была известна осетинам. Вот почему сложилась у осетин поговорка: «Къаны цард ин ис» - «у него жизнь ханская». «Qаn» - ханом называется у осетин и молодой человек, который в первую неделю после женитьбы, наделяемый всяческим вниманием сельчан, прекрас-но угощаемый, проживает у старшего из шаферов.. (Кухыл хацаг). Ханом называется воспитанник (осетинск. æмцæг), аталык, мальчик, отданный на воспитание в дом из привилегированной фамилии и окруженный также всяческими почестями, как и хан, проживающий у шафера. Это влияние ногайцев сказалось и в пословицах и в поговорках: «iræn gagk nyhaiæn damjhæ» . Народность terk-turk и turkmainag (turkmainag сæskom) хорошо известна сыздавна. Особенно их влияние сказалось на осетинских собственных именах к которым прибавляются часто тюрко-татарские -«хан» (Темирхан, Чабахан и др.), «мурза» (Батмурза, Долатмурза и др.), «бек» (Бекмурза, Бексолтан, Солтанбек, Асланбек и др.).
Еще сильнее ногайское влияние сказалось на словаре осетинского языка. В осетинском языке найдется большой процент тюрко-татарских, в частности ногайских слов, заимствованных от ногайцев в период их господства над осетинами (13-14 в.).
Нами в нашей работе* (*cм. Б. Алборов, «Говор осетин-иронцев Моздокского района») отмечается не этот общий для всего осетинского языка ногайский слой, а, главным образом, ногайский слой в говоре осетин-иронцев Моздокского района, вновь пришедших, после разгрома их кабардинцами, в соприкосновении с осетинами в Моздокских степях. Ногайцы моздокских осетин называют «таула» - горцы, а черкесы «кусха» qusxa - что значит тоже «горцы». Своих соседей осетины называют «ногай» - no-hai, «касаг» - kæsæg, «черкес» - ĉerces, «казакк» - qazaqq, «макал» -mæqqæl, «цацан» -cæcæn, «кумук» -quymyqq, Как сказано, на ногайском языке говорят все осетины - иронцы моздокского района, за исключением более поздних выселенцев в Моздокский район жителей села Веселого, Ново-Георгиевского и отчасти гор. Моздока. Тесно связанные экономически и культурно с городом и имея более прочные традиции осетинские, эти горцы-переселенцы ногайскому языку предпочли, русский язык и быстро стали приобщаться к русской пролетарской культуре.
В настоящее время в учебных заведениях г. Моздока больше всего учащейся молодежи именно из этих сел. Что ногаец сказал, то аксиома, не требующая доказательств; поэтому моздокские осетины равно как и черкесы, так и сыпят ногайскими пословицами и поговорками вроде следующих: «Saz -sabancy , qyz - tulency, что по-осетински значит særd gutondar - zymæg mægyr (по русски лето-пахарь, зима-бедняк).
Под влиянием ногайской народной поэзии осетинские песни стали забываться. На свадьбах и других увеселениях охотнее распеваются ногайские героические и любовные песни и частушки. Часто под аккомпанемент домры-бандуры (осет. xyrttym-byrttem). Иногда приглашаются на торжества ногайские певцы, которые щедро награждаются как слушателями, так в особенности хозяином, торжества. Певцы воспевают ногайских и кумыкских героев на ногайском языке. Популярно у моздокских осетин ногайское сказание про Ахташи-Алиби и Шора-батыр с сюжетом «боя отца с сыном». На свадьбах и других торжествах, практикуется джигитовка на конях. Ногайским языком моздокские осетины владеют настолько хорошо, что на нем делаются попытки сочинять и стихи. Так учитель Медведев недурно перевел басню Крылова. "Мартышка и очки (см. приложение). В то же время моздокские осетины затрудняются говорить на своем родном языке. Когда слушаешь моздокского осетина, то невольно обращаешь внимание на то, с каким напряжением воли и внимания ему приходится подбирать слова для выражения своих мыслей.
На язык моздокских осетин оказал влияние и черкесский язык, но гораздо меньше чем ногайский....
Из фольклора Моздокских осетин (отрывок).
Б. А. Алборов.
(Архив Б.А. Алборова, ЦГА РСО-А, Фонд р.759, опись1, дело 30)
Просмотров: 796 | Добавил: тоньюкукк
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar