Главная » 2018 » Апреля » 27 » О бедной царице замолвите слово (версия местного краеведа)
22:26
О бедной царице замолвите слово (версия местного краеведа)
12 августа 1551 года царица и её сын были вывезены князем Василием Серебряным в Москву.
По настоянию Москвы у Казанской державы отнималась Горная сторона. Шах-Али отказался признать это. В феврале 1552 года он узнаёт, что Москва собирается заменить его своим наместником, князем Микулинским. 6 марта Шах-Али отказывается от престола и со своим отрядом отбывает в Свияжск. 9 марта казанцы, во главе с князем Атучевым, не пускают в город московского наместника и приглашают править Эдигера.

московский царь, на тот момент побаивался Ногайской Орды. Во главе стоял Ибрагим, брат Суюн-беки, и «под седлом» у него насчитывалось до 40 тысяч всадников. Другой брат, Али-Акрам, пытался стать ханом в Казани с помощью восставших, которых возглавлял сотник Мамыш-Берды.

Суюн-беки держали как вариант разрешения возможных конфликтов. 16 января 1553 года её пятилетнего сына Утемеш-Гирея крестили под именем Александр и он воспитывался при царском дворе. Но, помня о случае с отравлением, Шах-Али был вынужден отправить новоиспечённую супругу в ссылку. Таковой для Суюн-беки стали наши места (современная территория Выксунского района Нижегородской области).

Царица, понимая, что ей придётся доживать свои дни в ссылке, сама выбрала место поселения. Содержалась она должным образом. Хотя ходили слухи, что над ней издевались (отрезали нос), в результате чего сюда с проверкой приезжало посольство Ногайской Орды. За ней сохранялись прислуга и охрана, возможно, что всем её хозяйством управлял Чурай-Батыр, который был её телохранителем ещё в Казани. От этого имени появилось название деревни Чураевка, которая речкой Паршавкой делилась на две части. В одной на круглом холме проживала царица, в другой части – слуги. Эта деревня несколько раз исчезала и возрождалась. В 70-х годах прошлого века её не стало. До наших дней сохранилось название поляны около Чураевки, которую называют Царицыной, а рядом на дороге есть место, носящее название Царская стража. Чураевка находилась недалеко от Вили, дорога между ними называлась Татаровой (сейчас улица Елистратова).

В конце 1564 года на Руси случилось сумасшествие, но не страны, а государя: праправнук Дмитрия Донского, и темника Мамая, вводит опричнину. В больном сознании самодержца родилась мысль, что касимовский хан, сын бывшей казанской царицы Утемеш (Александр) готовит против него заговор. По его мнению, Суюн-беки могла влиять на ситуацию своим авторитетом. Её муж Шах-Али в то время служил в царском войске со своим отрядом касимовцев, а Александр (Утемеш) был всегда при нём. От них начинают потихоньку избавляться. Как видим, от опричнины страдали не только русские бояре и князья, но и представители восточных династий. Утемеша не стало почти в одно время с матерью.

На сегодняшний день место упокоения Суюн-беки неизвестно. В ханской усыпальнице в Касимове её праха нет. Хотя, по статусу жены Шаха-Али, он должен быть там, ведь в истории Татарстана и его культуре судьба последней казанской царицы Суюн-беки имеет большое значение.

В центре рабочего поселка Виля, около церкви Николы Чудотворца, стоит здание, внесенное в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» как аптека при построенном в конце XVIII – начале XIX века Верхне-Железницком заводе Баташёвых (сегодня здесь проживают две семьи). Однако завод в то время испытывал большие нужды в рабочей силе. А тут вдруг аптека. Для кого? Для медведей? Более того, заводовладелец покупает деревню Вилейку у братьев Чаадаевых на вывод.

Отсутствие ответов на эти вопросы и стали причиной для возникновения других версий о функциональном значении этого памятника градостроительства и архитектуры. Среди них – например, мнение о том, что это бывший охотничий домик братьев Баташёвых. Но есть и другое предположение. Может быть, это и есть усыпальница казанской царицы, а Баташёвы (в свое время) присвоили бесхозное здание, и, когда выяснилась история с царицей-узницей, сменили его профиль на аптеку?

Рисунки 12345678
Графические варианты мавзолеев, рисунок предоставлен Анаталием Шейкиным Здание аптеки в Виле Выксунского района, предполагаемая краеведом Анатолием Шейкиным усыпальница Суюн-Беки, усыпальница Суюм-Беки.

Дело в том, что этот объект создан в традициях ислама, Сельджукской культуры: он имеет форму восьмигранника с расширением к цоколю, крыша – полусфера, здесь нет чердака, и очень маленький подвал. В здании были глухие стрельчатые окна (позднее на их месте сделали обычные). Возможно, перед нами типичная усыпальница с символами жизни и смерти того периода, где с восточной стороны был вход, а мавзолей (дюрбе) имел закрытый внутренний дворик, три стены и фундамент, которые ещё можно увидеть. Еще один момент: в наше время здесь находили элементы деревянного водовода. Возможно, это был бассейн с фонтаном, а поскольку здание стоит на склоне, то вода самотёком поступала в бассейн, а из него вниз к реке.

Мне удалось показать фотографии здания специалистам по архитектуре Золотой Орды. Они утверждают, что при строительстве усыпальницы использовался золотоордынский кирпич. Но для окончательных выводов необходимо провести исследование и экспертизу этого здания. И тогда, возможно, усыпальница казанской царицы станет ещё одной достопримечательностью нашего района.
Анатолий Шейкин

http://mechet-aramil.ru/о-бедной-царице-замолвите-слово-верси/
Просмотров: 251 | Добавил: тоньюкукк
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 тоньюкукк • 22:29, 27 Апреля 2018
avatar
0
2 тоньюкукк • 00:29, 28 Апреля 2018


Сююмбике в русском плену.
avatar