Главная » Статьи » Все о Ногайской орде

Эпиграфика Ногайской степи ч.3

Если такого рода предметные натюрморты, изображения животных и растений можно считать органичной формой развития ногайской эпиграфической традиции, то появление (в поздний, советский период) портретов на надгробных камнях, которые уже перестают быть, таким образом, мусульманскими надгробиями, - в любой форме: фаянсовых инкрустаций (отпечатков с фотографии умершего) или рельефных (барельефных, контр-рельефных, гравированных) изображений в камне, - означает очевидное разрушение исламской художественной традиции и торжество эклектики (как в мировоззренческом, так и в эстетическом плане). Такого рода процессы и явления находятся уже за пределами темы нашего исследования.

Значительным пробелом в этом исследовании остается литературная сторона - тексты эпитафий, которые до сих пор еще не стали предметом специальных лингвистических и филологических анализов тюркологов и арабистов. Такие анализы могут стать важнейшим подступом к открытию новых граней в истории ногайской литературы, ибо как подсказывают аналогии (публикации текстов и переводов бунтарских, казанских, крымскотатарских эпитафий), тексты на надгробных камнях содержат не только стандартные коранические формулы и выдержки из [191] Корана, но и совершенно особенные, индивидуально окрашенные, порою высоко поэтичные выражения скорби, надежды, горечи прощания, причем литература классических эпитафий тюркского мира охватывает весьма широкий диапазон жанров от торжественной оды и любовной лирики до своеобразной сатиры (самокритичного перечисления и описания грехов и недостатков, которое ведется от имени самого умершего). В поздних (современных) надгробиях тексты эпитафий, как правило, содержат написание имени, отчества (в русифицированной форме), фамилии умершего, даты рождения и смерти (что само по себе является отступлением от мусульманской эпиграфической традиции, предусматривающей начертание на камне одной лишь даты смерти), иногда различные тексты прощания, обращения к умершему от имени его детей или других родственников, довольно часто - стихи, заимствованные из мировой поэтической классики, из ногайского фольклора, или самодеятельного сочинения.

Для социологических исследований, как уже говорилось выше, важным источником являются указанные на надгробных камнях даты рождения и смерти жителей определенного села или региона. Так, к примеру, при нашем обследовании ногайского кладбища, примыкающего к поселку Канглы Минводовского района Ставропольского края выявилась весьма печальная и драматическая панорама неуклонного сокращения продолжительности жизни местных жителей.

Тексты эпитафий на разных языках представляют собой также непочатый источник исторических исследований и открытий как в области древней, так и новейшей истории ногайского народа и других народов Северного Кавказа. Так же, как было бы, к примеру, чрезвычайно интересно уточнить обстоятельства одновременной гибели в 1942 году четырех братьев Гиллыевых (в каком бою, с кем, в ходе какой карательной акции или возмездия ?), четыре памятника которым стоят в ряд на балкарском кладбище у поселка Верхний Чегем, для ногайской истории было бы важно проследить биографию человека, похороненного в ноябре 1943 года на кладбище у поселка Икон-Халк (рис. 4): уникальное для военного времени, богато украшенное резьбой, сочетающей различные системы арабской каллиграфии (исполненный сочным выпуклым барельефом сульс в верхней части надгробия и врезанные вглубь камня знаки скорописи в восьми нижних ярусах, составляющих торжественную, как развернутый свиток ханского ярлыка, вертикаль) и исполненный кириллицей русский текст на боковых гранях, свидетельствует о неординарности такой биографии. К сожалению, работы такого рода ни историками, ни местными краеведами даже не начинались.

Чрезвычайно важным исследовательским направлением представляется изучение ногайского фольклора, в частности, своеобразного жанра ногайских обрядовых песен, связанных с погребальным культом, в контексте [192] и взаимосвязи с историей ногайской эпиграфики. Само по себе изучение ногайской похоронной музыки, традиционных обрядовых песен-прощаний, песен-плачей, песен-воспоминаний, песен-утешений ("хош-ласув", "бозлав", "тонав", "йоклав", "юбантув") и форм их исполнения значительно обогатило современную этнографию и музыковедческую науку42. Однако во взаимосвязи эти художественные явления (ногайская эпиграфика, резьба по камню, и ногайский поэтический и музыкальный фольклор, развитый в формах похоронных обрядовых песен и плачей) еще никогда не рассматривались, а именно в такой взаимосвязи можно было бы проследить не только проецирование интереснейших, в том числе старинных поэтических текстов и их фрагментов на надгробные камни (и тем самым превращение этих камней в источник сведений по истории ногайского поэтического фольклора), но и ритмические, и образные параллели между художественной резьбой по камню и мелодикой, ритмикой, содержательной стороной и интонациями обрядовых песен, составляющих важную часть народного творчества и всей духовной культуры ногайцев.

То же самое относится к филологическим исследованиям ногайского литературного наследия, в котором, как отмечают специалисты, вплоть до 20 века доминирующее положение занимала поэзия ("Она представлена стихами (ятлау), поэмами (дестан), монологами (толгау), одами (мактау), элегиями (мунглау), посвящениями (орнау)"43). В какой мере и в какой форме эти жанры ногайской поэзии вошли в национальную эпиграфику, повлияли на ее стилистику, определили ее содержание - открытый вопрос будущих перспективных исследований.

Особый пласт художественной культуры формирует орнаментика ногайских резных надгробных камней. Исследователи орнамента могут обнаружить здесь богатейшие, разнообразные мотивы растительного, зооморфного и геометрического характера44. Некоторые из них (мотивы жгута, трилистника) имеют ярко выраженное сходство с мотивами булгаро-татарской и крымскотатарской орнаментики, другие заметно отличаются от орнаментальных узоров, распространенных в соседних ареалах. Так, например, мотив виноградной лозы, столь характерный для эпиграфических памятников "первого стиля" булгаро-татарской эпиграфики, не прослеживается (во всяком случае на основе наших полевых исследований и известного нам материала) в ногайской эпиграфике. Зато такого изумительного рисунка плетенки, напоминающей ковровые узоры кошмы, войлочного обрамления юрты кочевника, резьбу и живопись на сундуках, тиснение по коже на седлах и чересседельных сумках степных наездников и включающей мотивы, родственные буддистской символике монгольского, тувинского, калмыцкого искусства ("узлы счастья" и иные композиции), как на лицевой поверхности надгробного камня из аула Сеитовка Астраханской области (рис. 1), мы не [193] найдем ни в одном из классических памятников тюрко-мусульманской эпиграфики Среднего Поволжья и Крыма.

Техника нанесения на камень каллиграфических, орнаментальных узоров и изображений подвержена определенной исторической эволюции и вместе с тем чрезвычайно разнообразна внутри каждой эпохи. Здесь сочетается и плоский барельеф, и сочный высокий рельеф (при этом слегка скошенные под углом рельефные узоры создают живописную игру светотени), и врезанные вглубь камня знаки и тексты. Изредка (гораздо реже, чем у соседних мусульманских народов Северного Кавказа, например, у народов вайнахской группы или у осетин) применяется позолота или раскраска отдельных деталей, формирующая полихромную композицию памятника. При этом густым, ярким краскам ногайские мастера предпочитают светлые, прозрачные тона, например, голубой цвет в сочетании с мягкой позолотой, особенно характерный для колорита надгробий на кладбище у поселка Канглы. Раскраска обычно используется для декора памятников, сооруженных из "современных", недорогих материалов (бетон, цемент, мраморная крошка), в то время как сравнительно редкие надгробия из "чистого" гранита или мрамора сохраняют естественную красоту природных материалов.

Архитектурные композиции, изначально строго определенные требованиями погребального культа (вертикально врытая в землю, над изголовьем погребенного, плита без пьедестала), со временем становятся более разнообразными (камень на постаменте разных форм; две плиты, соединенные каменной или кирпичной "оградой" и составляющие своего рода "спинки" памятника-саркофага; плита с одной стороны, - в изголовье, - и столбик "в ногах", на который водружен кирпич или камень, окруженные кирпичной "оградой", как, например, сооружение над могилой Ш.И. Нуралиевой на кладбище Эркен-Юрт; рис. 10), что противоречивым образом соединяет в себе и развитие (обогащение) мемориальной традиции, в частности, под влиянием других региональных школ исламского искусства45, и ее постепенное размывание и разрушение, проникновение эклектики в мусульманские некрополи46. Очертания надмогильных плит в современных ногайских памятниках также весьма разнообразны (прямоугольные, со срезанным - по диагонали - завершением, трапециевидные, в форме "арки на плечиках", причем ширина этих "плечиков" колеблется от едва заметных выступов до отрезков протяженностью в десятки сантиметров, а высота арки - от низкого, едва обозначенного плавной линией овала до четкого полукруга; наряду с плоскими арками имитация купольных сооружений или "куполов в разрезе", имеющих форму глубоких круглых ниш с ребристыми стенками). В пропорциях современных ногайских надгробий при всем широком разбросе возможных решений все же преобладают "высотные", вытянутые вверх по вертикали сооружения. Особенно внушительное впечатление [194] в этом отношении производит кладбище у поселка Канглы с его обилием узких высоких стел, врытых в землю без какого-либо пьедестала (рис. 14).

Подводя краткие итоги далеко не завершенному, только начинающемуся исследованию ногайской эпиграфики и содержанию данной первой публикации предварительных итогов такого комплексного исследования, подчеркнем еще раз, что ногайская эпиграфика представляет собой практически неизвестную научному миру и чрезвычайно интересную страницу не только национальной, но и общетюркской и общекавказской истории и культуры, и более внимательное, более бережное отношение к ее реалиям (сохранившимся и полуразрушенным памятникам, рассеянным по Ногайской степи, до сих пор не взятым на учет и не находящимся под защитой государства) является актуальной задачей федеральной и региональной культурной политики и широкого комплекса гуманитарных, прежде всего исторических наук (археологии, этнографии, исламоведения, искусствознания, тюркологической лингвистики и филологии), еще не сказавших о значении и ценности этих памятников своего весомого слова.

Примечания:

1 В широкий ряд трудов, посвященных истории булгаро-татарской и крымскотатарской эпиграфики, входят (в хронологической последовательности): Петр Кеппен. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. Санкт-Петербург, 1837; А.А. Борзенко, А.Ф. Негри. Бахчисарайские арабские и турецкие надписи // Записки Одесского Общества истории и древностей, Одесса, 1850. С. 489-524; Н.Ф. Катанов. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии // Казанский музейный вестник, 1921, № 1 -2. С. 55-56; Осман Акчокраклы. Старо-Крымские и Отузские надписи XIII-XV вв. Симферополь, 1927; П.Е. Корнилов. К орнаментике булгаро-татарского резного камня // Материалы по охране, реставрации и ремонту памятников ТССР. Выпуск 3. Казань, 1929. С. 1-19; П.М. Дульский. Несколько слов по поводу орнаментики татарских памятников XVI-XVII вв. // Там же. С. 22-26; С.Е. Малов. Булгарская и татарская эпиграфика // Эпиграфика Востока, Выпуск 1-2. М.. 1947-1948; Г.В. Юсупов. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Ленинград, 1960; Г.В. Юсупов. Новые находки эпитафий периода Казанского ханства // Эпиграфика Востока, 1963, № XVI. С. 72-81; Д.Г. Мухаметшин. О новых эпиграфических памятниках Булгарского городища // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976. С. 60-71; А.Н. Khalikov, D.G. Muhametshin. Unpublished Volga Bulgarian Inscriptions // Acta Orientalia, XXXI (1), 1977. P. 197-225; Ф.С. Хакимзянов. Язык эпитафий волжских булгар. М., 1978; Д.Г. Мухаметшин, Ф.С. Хакимзянов. Эпиграфические памятники города Булгара. Казань, 1987; Д.Г. Мухаметшин. Резьба по камню в Среднем Поволжье XIII - первой половины XVI вв. // Труды Академии художеств СССР. Выпуск 5. М., 1988. С. 205-217; Светлана Червонная. Мусульманская эпиграфика (резные надгробные камни) в Крыму // Татарская археология, 1997, № 1. С. 107-128. Кроме специально посвященных этой теме публикаций, немало общих трудов по истории, культуре и искусству Татарстана и Крыма содержат разнообразные сведения по татарской эпиграфике. Внимание исследователей издавна привлекала также эпиграфика народов Дагестана, что нашло отражение в ряде публикаций, не затрагивающих, однако, художественного наследия ногайского народа: А.С. Башкиров. Искусство Дагестана. Резные камни. М., 1931; Л.И. Лавров. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1966; [195] А.Р. Шихсаидов. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984; М.М. Маммаев. Исламское искусство Дагестана: формирование и характерные черты // Ислам и исламская культуры в Дагестане. М., 2001. С. 86 - 107.

2 Показательно, что мусульманская эпиграфика не нашла отражения даже в книге, которая до сих пор составляет основной стержень библиографии по истории и культуре ногайцев: И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А. И.-М. Сикалиев. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988.
3 М.И. Артамонов. История хазар. Издание второе. Санкт-Петербург, 2001. С. 565-566.
4 Там же. С. 580.
5 В.Е. Возгрин. Исторические судьбы крымских татар. М., 1992. С. 112.
6 Там же. С. 113.
7 А.А. Ярлыкапов. Ислам у степных ногайцев в XX веке (историко-этнографическое исследование). Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1999. С. 14.
8 Там же.
9 Ныне существует довольно богатая историческая и искусствоведческая литература, исследующая эти памятники на обширных просторах Евразии, на территории бывшего Тюркского каганата, в Половецких степях и представляющая различные семиотические версии значения каменных статуй и таких деталей этих изображений, как оружие, подвешенное на поясе, или кувшинчик, прижатый обеими руками к животу; в хронологической последовательности основу этого ряда известных публикаций составляют: К.К. Кудряшов. Половецкие степи. М., 1948; Л.А. Евтюхова. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. М., 1952 (МИА, № 24. С. 72-120); А.Д. Грач. Древнетюркские изваяния Тувы. М.. 1961; Я.А. Шер. Каменные изваяния Семиречья. М. - Ленинград, 1966; Л.Р. Кызласов. Искусство Тувы в Средние Века. М., 1969; С.А. Плетнева. Половецкие каменные изваяния. М., 1974; С.А. Плетнева. Половцы. М., 1990. Развернутая глава "Каменные изваяния", включающая раздел "Типология, хронология и этническая принадлежность изваяний", включена в книгу: Х.Х. Биджиев. Тюрки Северного Кавказа (Болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы: вопросы истории и культуры). Черкесск, 1993. С. 217 - 250.

10 См.: Е.А. Халикова. Сельские кладбища Волжской Булгарии XII - начала XIII в. // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976. С. 39 - 59; Е.А. Халикова. Билярские некрополи // Исследования Великого города. М., 1976. С. 113 - 168; Е.А. Халикова. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X - начала XIII в. Казань, 1986.
11 Самый ранний из числа обнаруженных эпиграфических памятников волжско-булгарского ареала датирован 680 годом хиджры (1281-1282); он найден в 1951 г. около села Русский Урмат Высокогорского района, на месте Иски-Казани. Камень имеет стрельчатое очертание, высоту около 145 см и врезанную в плоскую лицевую поверхность куфическую надпись. Опубликован в трудах исследователей булгаро-татарской эпиграфики: Г.В. Юсупов. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л., 1960. С. 47; Р.Г. Фахрутдинов. Исследования Старой Казани (итоги раскопок 1970-х годов) // Советская археология, 1984, № 4. С. 91. О более ранних надгробных эпиграфических камнях на территории Татарстана сохранились лишь косвенные свидетельства, например, упоминание в "Бунтарской истории" Г. Ахмарова о камне из села Ямбухтино Тетюшского района, относящемся к 1244 году (Г. Ахмаров. Болгар тарихы. Казан, 1907. С. 125).

12 Осман Акчокраклы. Старо-Крымские и Отузские надписи XIII-XIV вв. Симферополь, 1927. (Отдельный оттиск публикации в томе 1 (58) "Известий Таврического общества истории, археологии и этнографии").
13 Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993. С. 537.
14 См.: М.-Р.А. Ибрагимов. Ногайцы//Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С. 256.
15 Рюи Гонзалес де Клавихо. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканде в [196] 1403 - 1406 гг. // Сборник Отделения русского языка и словесности императорской Академии наук. Санкт-Петербург, 1881. Том 28. С. 342.
16 В то же время нам хотелось бы подчеркнуть, что длительность, постепенность, дискретность процессов исламизации ногайского населения не следует преувеличивать так, как это делают некоторые авторы, создавая совершенно ложное впечатление чуть ли не до 19 века сохраняющейся "поликонфессиональности" ногайского общества (См., например: В.М. Викторов. Поликонфессиональный состав ногайского этноса в традициях его культуры // Региональное кавказоведение и тюркология; традиции и современность. Тезисы докладов. Карачаевск, 1998. С. 59 - 60). Как бы ни очевидны были рудименты шаманизма, тенгризма, несторианского христианства в языке, топонимике, этнической памяти ногайского народа, это был народ отнюдь не "поликонфессиональной" религиозной культуры, а последовательной и массовой принадлежности к суннитскому исламу, достигнутой уже в золотоордынскую эпоху и впоследствии еще более укреплявшейся.

17 См. об этом: Н.Г. Волкова. Маджары. Из истории городов Северного Кавказа // Кавказский этнографический сборник, выпуск V. М., 1972.
18 Там же. С. 56.
19 М.А. Булгарова. Ногайская топонимия. Ставрополь, 1999. С. 208.
20 В.В. Бартольлд. Собрание сочинений. Том V. С. 143.
21 В.М. Жирмунский. Тюркский героический эпос. Ленинград, 1974. С. 415-416.
22 В.В. Виноградов. Мавзолей Борга-Каш и ранняя история ногайцев // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980. С. 13.
23 Эвлия Челеби. Книга путешествия. Москва, 1979. С. 84.
24 Акты Кавказской Археографической Комиссии. Том VII. М.. 1878. С. 772.
25 Петр Кеппен. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. Санкт-Петербург, 1837. С. 31.
26 Завершающей в этом ряду на современном этапе была комплексная научная экспедиция, проведенная в 1999 году в районах компактного проживания ногайцев по программе "Тюркский мир Юга России в конце 20 века: основные параметры этнокультурной общности и дифференциации" при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 99-01-18029е) под руководством СМ. Червонной. В маршрут экспедиции входили Хабезский и Адыге-Хабльский районы, в частности, ногайские поселения Икон-Халк, Эркен-Юрт, Эркен-Шахар и прилегающие к ним кладбища. Материалы и выводы проведенной экспедиции частично отражены в публикациях: С.М. Червонная. Тюркский мир в центре Северного Кавказа. Парадоксы этнической мобилизации. Под редакцией М.Н. Губогло. М., 1999; СМ. Червонная. Тюркский мир юго-восточной Европы. Крым - Северный Кавказ. Берлин, 2000.

27 Материалы авторского (СМ. Червонной) исследования этих кладбищ, проведенного в 1984 году, отражены в публикации: СМ. Червонная. Актуальные проблемы развития национальной художественной культуры в современной деревне (по итогам комплексной научной экспедиции, организованной Академией художеств СССР в сельских районах Татарской АССР летом 1984 года) // Труды Академии художеств СССР. Выпуск 5. М., 1988. С. 128-153.
28 Отметим в этой связи интересный опыт исследования "эстетики кочевников", получивший отражение в книге, подготовленной коллективом авторов Института философии Национальной Академии наук Республики Казахстан: Кочевники. Эстетика (Познание мира традиционным казахским искусством). Алматы, 1993.
29 С.М. Червонная. Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. М., 1987. С. 158 - 161; илл. 22 и 23 (визуальное сопоставление резного надмогильного камня 1543 года и ярлыка казанского хана Сахиб-Гирея (1523).
30 См.: М.А. Усманов. Жалованные акты Джучиева улуса XIV - XVI вв. Казань, 1979.
31 И.Л. Кызласов. Древнехакасские памятники на плитах кургана Узун-Оба // Советская [197] тюркология (Баку), 1985, № 1. С. 60. В трудах И.Л. Кызласова воссоздана не только общая картина и история развития древнетюркского рунического письма (И. Л. Кызласов. Древнетюркская руническая письменность Евразии. М., 1990; И.Л. Кызласов. Рунические письменности евразийских степей. М., 1994; И.Л. Кызласов. Материалы к ранней истории тюрков. Древнейшие свидетельства о письменности // Российская археология, 1998, №№ 1,2), но также опубликованы материалы, свидетельствующие о распространении рунического письма в Хазарском каганате и в культуре древних булгар (см.: Игорь Кызласов. Руническая эпиграфика древних болгар // Татарская археология, 2000, № 1-2 (6-7). С. 5 - 18). Распространение древнетюркского рунического письма у волжских булгар до принятия ими ислама и на ранних этапах исламизации (параллельно с арабской письменностью) подтверждается также другими археологическими исследованиями (см., например: А.Ф. Кочкина. Рунические знаки на керамике Биляра // Советская тюркология, 1985, № 4), не затрагивающими, однако, область мусульманской надгробной эпиграфики.

32 А. И.-М. Сикалиев. Ногайское эпическое и литературное наследие XIV - XIX веков и современная культура ногайцев // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения (по материалам Международной научной конференции, 14-19 октября 1991 г., Черкесск). Черкесск, 1993. С. 163.
33 Опубликован в 1980 году: Э.Ф. Ишбердин. Камень с "загадочными" знаками // Советская тюркология, 1980, № 2. С. 64-67.
34 Там же. С. 67.
35 См., в частности: С.Е.Малов. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л., 1951.С. 17.
36 Осман Акчокраклы. Татарские тамги в Крыму. Известия Крымского Педагогического института им. М.В. Фрунзе. Книга 1 (отдельный оттиск). Симферополь, 1927. Трудами известного исследователя Исмаила Отара (крымского татарина, проживающего в Турции) эта коллекция рисунков переиздана на высоком полиграфическом уровне: Osman Akcokrakh, Ismail Otar. Kinm'da Tatar Tamgalan. Ankara, Haziran, 1996.
37 Там же. В русском издании - С. 46, в турецком - С. 30.
38 В этом контексте ногайские тамги подробно исследуются и классифицируются по группам, соответствующим известным родам и племенам, участвовавшим в этногенезе ногайцев, в книге: Р.Х. Керейтов. Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999. Еще раньше автором была сделана попытка распределения наиболее часто встречающихся рисунков тамги по родам и фамилиям кумских ногайцев, которые используют соответствующие знаки тамги (См.: Р.Х. Керейтов. К истории некоторых ногайских фамилий. Черкесск, 1994; Р.Х. Керейтов. Орда пашню пахала на Куме. Очерки истории и этнографии кумских ногайцев. Минводы, 1996. С. 62 - 66). Широкую сравнительную картину известных по археологическим материалам и этнографическим исследованиям знаков тамги народов Северного Кавказа представляет в своем исследовании карачаевский историк-археолог Х.Х. Биджиев: Х.Х. Биджиев. Тюрки Северного Кавказа (Болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы: вопросы истории и культуры). Черкесск, 1993. С. 163 - 187.

39 Работа в этом направлении началась еще в 19 веке, и опорой современных исследований до сих пор остаются такие важнейшие публикации, включающие описания и изображения различных рисунков ногайской тамги и сравнительные материалы из культуры соседних народов, как: П.И. Небольсин. Очерки Волжского низовья. Санкт-Петербург, 1852; П.И. Небольсин. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник императорского русского географического общества, Санкт-Петербург, 1851, часть II; 1852, часть II; Е.Д. Фелицын. Сборник тамг, или фамильных знаков, западно-кавказских горцев и племени Кабертай адыгского народа // Записки Одесского общества истории и древностей, 1889, том 15; Н. Семенов. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Санкт-Петербург, 1895.

40 Зооморфные мотивы, в частности изображение птицы, встречаются и в бунтарских надгробиях 13-14 веков, свидетельствуя о связях эпиграфического искусства с более [198] древними, доисламскими традициями булгарской культуры. По заключению Д.Г. Мухаметшина, который нашел и опубликовал ряд таких памятников (см.: Д.Г. Мухаметшин. Резьба по камню в Среднем Поволжье XIII - первой половины XVI вв. // Труды Академии художеств СССР. Выпуск 5. М., 1988. С. 205-217), их иконография связана с представлениями о душе, покидающей тело умершего, как отлетающая птица (обычно сокол с расправленными крыльями).

41 Русский исследователь Е.Л. Марков в своих "Очерках Крыма", составленных во второй половине 19 века, оставил подробное описание надгробий, сосредоточенных при Бахчисарайском ханском дворце. "На каждом гробу, - отметил он, - неизбежный стих из Алкорана. На некоторых иссечены какие-нибудь вооруженья; на Менгли-Гирее, например, грозная тяжелая сабля" (Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы Евгения Маркова. Издание второе с 257 картинами и рисунками. Санкт-Петербург - М., 1902. Факсимильное переиздание: Симферополь, 1995. С. 75-76.

42 См.: Б.Б. Карданова. Обрядовые песни ногайцев (к характеристике жанров) // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. С. 60 - 76; Б.Б. Карданова. Музыкальный фольклор ногайцев в контексте их этномузыкальных взаимосвязей с другими народами // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения (по материалам Международной научной конференции, 14 - 19 октября 1991 г., Черкесск). Черкесск, 1993. С. 108 - 111.
43 А. И.-М. Сикалиев. Ногайское эпическое и литературное наследие XIV - XIX веков и современная культура ногайцев // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения (по материалам Международной научной конференции, 14-19 октября 1991 г., Черкесск). Черкесск, 1993. С. 164.
44 Предпринятое Е.И. Братковой исследование орнамента народов центральной и западной зоны Северного Кавказа, отраженное в ее публикациях (см., например: Е.И. Браткова. Об этнической специфике орнамента (по результатам типологических исследований) // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. С. 3 - 23), выявляет многие геометрические, растительные (лепесток, двулистник, трилистник разнообразных очертаний, мотив тюльпана, ромашковидной розеты), зооморфные ("бараньи рога", "рога вола") и антропоморфные мотивы, которые обнаружены ею в различных видах декоративно-прикладного искусства. Именно эти мотивы в различных комбинациях встречаются и в ногайской резьбе по камню. "Самый общий вывод относительно ногайского орнаментального искусства, - пишет Е.И. Браткова, - может быть следующим: при несомненном и сильном влиянии кавказской культуры, в частности, адыгского культурного комплекса, в ногайском орнаменте сохранилась этническая самобытность, связанная с несомненной приоритетностью мотивов кочевнической, степной культуры..." (Там же. С. 18). Этот вывод, сделанный ею на материалах, далеких от эпиграфики (в центре внимания Е.И. Братковой были такие виды декоративно-прикладного искусства народов Кавказа, как вышивка, в частности, золотошвейные изделия абазинских мастериц, представляющие собой разновидность адыгского золотого шитья), в полной мере подтверждается и нашими первыми исследованиями ногайского эпиграфического материала.

45 Надгробия в форме "саркофагов" известны и по крымским коллекциям, и по истории искусства других мусульманских стран, включая весьма отдаленные от юго-восточной Европы регионы.
46 Из записанного нами в ходе экспедиции 1999 году интервью с Курманом Булатовым, помощником молодого имама-настоятеля новой мечети в ногайском поселке Канглы, вместе с которым мы осматривали прилегающее к поселку кладбище, следует, что его крайне огорчали "неправильные" (в частности, обнесенные оградой, водруженные на постаменты), не соответствующие требованиям мусульманского культа сооружения, воздвигаемые над могилами близких односельчанами, "не понимающими", как надо ставить камень над могилой мусульманина, следующими прихотям "чуждой" моды (Из дневника экспедиции в личном архиве С.М. Червонной).


Источник: http://tashlar.narod.ru
Категория: Все о Ногайской орде | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 1458
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar