Главная » Статьи » Все о Ногайской орде

Торговля нагайцев

Страна ногайцев

Ногайцы занимают ту часть Малой Татарии, которая ограничивается р. Дунаем с одной стороны и р. Кубанью с другой; они разделены на 4 большие орды: Буджакская, занимающая пространство от р. Дуная до Днестра, Едисанская — от р. Днестра до Борисфена, Джембулукская — от р. Борисфена до Азова и Кубанская, занимающая всю страну, расположенную между Азовским морем и р. Кубанью. Каждая орда разделена на несколько племен, а племена на аулы, т.е. собрание известного числа кибиток в виде селений. Едисанская орда состоит из пяти племен: Сарифу, Делигель. Березеп, Хаджидер и Сарияр. Джембулукская разделена на 5, именно: Дирд, Иали-гниц, Агагдже, Котскаркумлар и Капылчак. Кубанская заключает в себе 4 племени: Эшетерек, Каплу, Лобата и Джиган (прим. 11). Буджакская тоже была разделена на 4 племени; но этого деления не существует со времени Бенгли-Гирея-хана, как будет объяснено ниже. Буджакския, Едисанская и Кубанская орды управляются каждая особым сераскиром, а Джембулукская — каймаканом. Я не могу прибавить ничего нового к тому, что сказано по этому поводу в главе моей книги о высших должностях в государстве. Земли каждой орды разделены между племенами, территории которых определяются известными границами, но частные лица вовсе не имеют собственной земли. Каждое племя кочует по своей территории и только во время зимы имеет постоянное обиталище. Для этой цели выбирается обыкновенный пункт, наиболее защищенный от неблагоприятных климатических влияний и суровости зимы. Когда наступает время посева хлебов и появляется трава для пастьбы скота, аулы покидают зимние стоянки и идут кочевать, отыскивая удобные места для посевов; надобно заметить, что ногайцы почти никогда не обрабатывают два года подряд одни и те же земли. При выходе на кочевье, в летних становищах, мирза, глава аула, распределяет между подвластными ему людьми землю, межевание которой производится веревкой. Затем каждый огораживает отведенное ему заимище плетнем или же обозначает его какими либо видными знаками. Все ногайские орды платят, как это уже было говорено выше, известные подати своему сераскиру. Кроме того они обязаны давать им еще десятую часть урожая зерен. Но Едисанская орда взамен зерна натурой взносила прежде ежегодно крымскому хану по 12000 пиастров, но теперь турецкий султан сам получает этот доход. Уступка эта сделана Порте из личного побуждения крымского хана Селим-Гирея. Означенный сбор идет на уплату Seymens. Десятая доля урожая, получаемая крымским ханом с Джембулукской орды поступает на содержание почт, а десятая с Кубанской орды идет в пользу сераскира.

Ногайцы делятся, как и жители Крыма, на свободных, знатных, вольноотпущенных и рабов. Хотя все знатные фамилии претендуют на равную древность и считают себя потомками завоевателей страны, но в каждой ногайской орде есть, однако, семейства более замечательные, пользующиеся уважением и множеством привилегий. В каждой орде имеется бат-мирза или глава знати, обыкновенно старший из дворян первой фамилии; все прочие знатные фамилии подчиняются и питают к нему редкое почтение. Резиденция бат-мирзы находится всегда в его собственном ауле: в своей орде он имеет такое же значение, как бей в 5 больших фамилиях Крыма. Сераскир обязан призывать его к своему дивану, где бат-мирза занимает первое место и без его согласия и участия сераскир не может налагать взысканий на мирз и не имеет права собирать войско, так как влияние бат-мирзы распространяется на весь строй внутреннего управления орды. Он же является сборщиком всех податей сераскира, вместе с которым и устанавливает их. Каждый аул имеет также своего бат-мирзу, стоящего во главе аульного общества и принадлежащего к старейшей и знатной фамилии аула: он подчиняется бат-мирзе орды. Ногайские дворяне совсем не имеют земельной собственности; возделывать землю для полей и пользы у них считается стыдом; имущество их заключается в рабах и стадах рогатого скота и лошадей. Они вовсе не берут десятой доли с подвластных им людей, как крымские дворяне, и налог этот идет в пользу хана или сераскира; точно также не получают они подати от задельной платы. Мирза, глава аула, требует только с своего аула годового оброка, состоящего из двух быков, десяти баранов, десяти ок seuk или жареного проса, десяти ок talkan или того же проса, обращенного в муку, десяти caurds - круги из кислого молока, высушенного на солнце и сделанного в форме круглого мыла (сыр), которое ногайцы разводят в воде из чего образуется очень питательное питье; кроме этого есть еще один, налог ввиде ока масла с каждой кибитки. Те мирзы, которые не имеют своих аулов, живут на средства главы их семейства; последние уделяют им из своих доходов то, что необходимо для поддержания их существования.

Все ногайцы обязаны воинскою повинностью и должны следовать на войну за главой своего аула. Набор войск совершается у них почти тем же порядком, как и в Крыму. Хан, по определениям тайного совета, посылает свои приказания сераскирам, последние собирают частные советы, в которые приглашают бат-мирз своих орд и других главных дворян и при совместном обсуждении принимают необходимые меры для исполнения ханских повелений. Ногайцы выставляют обыкновенно гораздо более войска, чем от них требуют. Когда же предпринимается война против христиан, то выступают в поход все способные носить оружие. Но при этом, по взаимному соглашению между собою, жители каждого аула оставляют известнее число людей, которым вверяется забота об имуществах и семействах воинов, уходящих в поход. Остающиеся принимают на себя возлагаемые на них обществом обязанности под условием получения соответствующей доли добычи, наравне с теми, которые находились в числе сражавшихся. Условие это по возвращении с войны, выполняется всегда с безукоризненною добросовестностью. Знатные фамилии ногайцев не образуют отдельной строевой части, как в войсках Крыма, но войска каждой орды разделяются на известное число байраков, т.е. более или менее значительных, но неравномерных по количеству людей, боевых частей или дружин. Все знамена этих дружин одинаковой формы и носят на себе знак важнейшей фамилии орды, с тою только разницею, что байрак, предводительствуемый бат-мирзой, имеет большое знамя, а другие малые знамена или штандарты. Ногайцы Буджакской орды некогда были разделены на несколько кочующих племен, как и три прочие орды, но Кенгли - Гирей - хан сделал их оседлыми, принудив покинуть кибитки и построить себе дома; их мирзам даны во владение земли и вообще Буджакская орда поставлена почти в такое же положение, как и Крым. Дворяне этой орды берут теперь десятую долю зерен, имеют право получения задельной подати от своих подвластных и пользуются почти теми же привилегиями, как и дворяне Крымского полуострова. (П., ч. II. стр. 300 - 309).

О высших должностях в государстве

В Крыму существует шесть высших должностей, именно: калга нурредин, op-бей и три сераскира или начальника ногайцев. После калги нурредина и op-бея, по степени своего значения в управлении страною, следуют сераскиры или начальники ногайских орд: Буджакской, Едисанской и Кубанской. Являя собою вице-ханов этих провинций, во время войны они командуют войсками своих округов по повелениям хана или главного начальника армии. Сераскиры имеют своих визерей, дефтердарей, диван-эффендиев, судей и, вообще, свой двор такой же как двор Крымского хана; они держат постоянно свой диван и постановляют окончательные приговоры по делам гражданским и уголовным простого класса народа. Мирзы могут представлять гражданские иски на разбирательство дивана Крымского хана; но по проступкам общественным и по делам уголовным они подлежат, как и все прочие классы народа, юрисдикции сераскира, который безапелляционно приговаривает виновных к смерти. Доходы Буджакского сераскира состоят из ежегодного сбора по одному пиастру с каждой семьи подчиненной ему орды и по одному барану; кроме того, орда обязана дать ему 500 быков, когда сераскир вступает в должность. Сераскир Едисанской орды получает по одному пиастру и барану с каждого мирзы, главы аула, или же с каждого аула и 300 быков при вступлении в должность. Кубанский сераскир обеспечен лучше всех: он берет десятую долю урожая зерен в своей орде, по одному барану с каждой кибитки и 800 быков при назначении сераскиром. Селение Каплу на Кубани (прим. 12) определено ему резиденцией, но он почти никогда не живет там и обыкновенно остается в своем ауле. Джембулукская орда вовсе не имеет сераскира: хан держит там каймакана. Когда в орде собирается войско, каймакан ведет его до места соединения армии и затем опять возвращается в свой округ; войска Джембулукской орды, не имея своего начальника, находятся под командой сераскира — главы армии, назначаемого ханом.

Торговля ногайцев

Ногайцы, находящиеся в зависимости от татарского хана, разделены на 4 орды: Буджакскую (Boudgiak), Едисанскую (Zedjan), Джембулукскую (Djiamboilouk) и Кубанскую (Couban). Желающие ближе ознакомиться с состоянием ногайского народа могут обратиться к моим заметкам о Малой Татарии. Ногайцы народ кочевой; они не имеют ни городов, ни сел и живут в войлочных кибитках, которые перевозятся на телегах. Каждая орда разделена на кочевья или аулы, состоящие из известного числа семейств. Все ногайцы имеют одни и те же нравы и обычаи, один и тот же образ жизни и, следовательно, одинаковые нужды, потребности и торговлю.

 

Ввозная торговля ногайцев

Персидские ситцы всех цветов, но более всего требуются малинового цвета. Ситци употребляются преимущественно на подкладки для шуб, на платья и татарские кафтаны, называемые (tchekmcn) чекменами.

Астарский холст всех сортов идет для мужских и женских рубах и на подкладки.

Астары, окрашенные в красные цвета различных оттенков и называемые banmak, употребляются для женских рубах.

Полотно (kedis) белое для рубах.

Грубые ситцы, из которых женщины делают себе кальсоны (штаны), кафтаны.

Льняные русские полотна, употребляемые женщинами на платки, называемые tasfaraks, а мужчинами — на пояса.

Tchemberts — kaim — hane трех разных величин для платков, которыми повязываются женщины. Beilik употребляется ногайцами для защиты верхнего отверстия в кибитках с целью воспрепятствовать ветру загонять дым внутрь их жилого помещения.

Красные и желтые сандалы; красные служат для женских рубах. Тот и другой цвет употребляются также для поясов к большим мужским штанам, называемым шальварами.

Tarpoches идет для головного женского убора.

Сафьян и кожи разных цветов употребляются на изготовление лошадиной сбруи.

Мужские сапоги желтые, красные и черные; желтые сапожки для женщин.

Katirs или обувь в форме башмака, красные и черные, мужские и женские.

Кожанные подошвы в готовом виде для обуви.

Шелк в нитках для шитья.

Шелк для вышивания.

Шнурки шелковые и нитяные для обшивания одежды.

Нитки фальшивого золота и частью из настоящего, которые употребляются для вышивания рубах, чепраков на седла и для других надобностей.

Прядева бумажные для подкладывания в шапки и кафтаны. Белые и цветные бумажные нитки самых грубых сортов идут для выделки вышитых аграмантов на кибитках и на тесьмы, из которых ногайцы делают пояса для подвязывания штанов.

Нитки для шитья всех сортов.

Железо в полосах, которое служит им для выделки гвоздей, всех железных принадлежностей к телегам, колец на сбрую, подковок на сапоги, ботинки и hatir, сошников у плуга и других земледельческих орудий и т. д.

Железные котлы разных сортов и величин.

Стремена и удила.

Ртуть, которую ногайцы употребляют для избавления себя от червя (?).

Kenas для чистки волос и окрашивания ногтей у женщин.

Румяна и белила, употребляемые женщинами в очень большом количестве.

Иголки разных сортов.

Много буксовых и роговых гребней.

Несколько видов мелочных железных и медных изделий, перечисленных в отделе о Крыме.

Медные гвозди на подобие неграненого драгоценного камня, которыми пользуются наши обойщики и которые татары употребляют для обивки седел.

Табак из Дубассор и России; другие сорта табака у ногайцев не имеют спроса.

Весьма много чубуков для трубок самых простых орехового дерева.

Сухие плоды, именно: фиги, называемые taban-indjiri, черные анатолийские финики, орехи и орешки.

Лес для постройки телег и кибиток. (П., ч. I, стр. 325 -335).

 

Вывозная торговля ногайцев

Вывозная торговля ногайцев достигает весьма значительных размеров и, главным образом, состоит из следующих предметов:

Немытой шерсти такого качества, как и крымская.

Telekmen совсем готовые и в кусках; я говорил об этом предмете в отделе о торговле Черкесии.

Шерстяные широкие ремни (подпруги) разных цветов для седел.

Бычачьи, лошадиные и бараньи кожи; буйволиных там нет совсем.

Ремни разных сортов и величин.

Быки, овцы и лошади.

Kakatches или бараны, разрубленные пополам, просоленные и высушенные на солнце; этот продукт имеет огромный спрос и употребляется в большом количестве (прим. 12).

Кислое коровье и овечье молоко, называемое katik, которое расходится по всем владениям хана.

Кобылье окислившиеся молоко, называемое kimiz, питье это кажется на первый раз довольно неприятным, но без него нельзя обойтись, когда к нему привыкнешь; оно очень питательно и здорово; к тому-же располагает к веселости и производит сильное опьянение, когда его употребляют в излишестве; но это не опасно. Его очень ценят повсеместно в Татарии (прим. 13).

Масло лучшего достоинства, называемое tchitchek-iadhi, очень ценное.

Сало. Кожи gueudjen (каменная куница). Пшеница, ячмень и просо.

Ногайцы вовсе не едят хлеба; они питаются говядиной, просом, приготовленным на разные манеры, и молочными кушаньями. Поэтому они продают весь хлеб и ячмень, какой у них есть.

Seuk и talkan — различные приготовления проса, очень употребительные у татар.

Ногайцы не имеют непосредственных торговых сношений с иностранцами, но торгуют только с ближайшими к их кочевьям городами крымского государства. Буджакская орда ведет торговлю с городами Аккерманом, Kawchan, Кили и Исмаилом; Едисанская — с Бендерами и Очаковом; Джембулукская — с Очаковом и Перекопом; Кубанская — с Таманью и Каплу.

Странствующие купцы, называемые kirdjis, о которых упомянуто в главе о Крыме, привозят в кочевья ногайцев необходимые им товары и увозят продукты местного производства. Кроме того ногайцы сами доставляют на рынки в ближайшие города свои произведения и запасаются теми, в которых нуждаются. Торговля с ними очень выгодна; но невозможно установить какие либо определенные цены на привозные и вывозные товары, так как торговля у ногайцев очень редко ведется на наличные деньги, но большею частью на обмен. Таким образом выгода обмена собственно и определяет цену товаров. Крымские кирджи, долгое время занимавшиеся меновой торговлею с ногайцами, передавали мне, что они получали около 30% прибыли на сто как по ввозу, так и по вывозу, применительно к ценам Крыма. Монета у ногайцев распространена в ограниченном размере и преимущественно крымская. Турецкая там мало известна. Только богатые мирзы собирают ее и прячут, так как обстановка их жизни не дает им никакой возможности тратить деньги. (П., ч. I, стр. 325—335).

Торговля нагайцев

Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу черного моря в 1750-1762 годах.


Источник: http://zihia.narod.ru

Категория: Все о Ногайской орде | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 5195
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar