Главная » Статьи » Все о Ногайской орде

Музыкальная культура ногайского народа
Музыкальная культура ногайского народа
«Домбровые сазы были важным фактором межпоколенной преемственности и служили межвременным средством общения…»

Традиционная музыкальная культура ногайского народа является своеобразным отражением его социальной, духовной и историко-культурной жизни на различных этапах развития. Его музыкальное искусство – результат длительного исторического пути, особенности которого связаны с его образом жизни. В процессе общественно-исторической практики произошел отбор именно таких видов и родов художественного творчества, которые были наиболее приемлемы для мира кочевых народов. У ногайцев ими стали поэзия и музыка. В течение многих веков музыкально- поэтическое инструментальное искусство сосредоточило в себе духовные силы народа, выражало его нравственные законы, взгляды и убеждения.
Ногайская национальная инструментальная культура развивалась по трём направлениям: домбровая, сыбызговая и кобызовая. Наиболее полным на сегодняшний день по количеству сохранённых и исполняемых сазов является домброваая исполнительная школа. Традиционная инструментальная поэзия носит программный характер. Раньше перед исполнением саза музыканты в устном сообщении "анълама" излагали его содержание. К сожалению, в настоящее время, в связи с изменением форм бытования народной музыки, эта традиция не всегда сохраняется: многие легенды и рассказы о происхождении "кюев - сазов" забылись, а то и вовсе исчезли.
Домбра – душа ногайского народа. Она способна раскрывать самые тонкие чувства, передать глубокие переживания, утешить в тяжёлые минуты горя. Домбра мудрость народа. От поколения к поколению передавались "сазы - кюи", которые обобщали опыт жизни народа, несли знания о природе, мироздании. В них воплощены философские взгляды человека, его религиозные представления и верования, закреплены категории и нравственные убеждения. Домбровые сазы были важным фактором межпоколенной преемственности и служили межвременным средством общения. Домбра – это своеобразная история кочевого народа. Через века и тысячелетия она прошла как память о первых страницах истории кочевников. Сам инструмент и музыка были включены в древние культовые ритуалы и обряды: домбра была свидетелем многих исторических событий, которые сыграли решающую роль в судьбе наших предков. Домбра стала музыкальной летописью жизни народа. История домбровой традиции уходит в глубь веков. Свидетелем древнего происхождения домбрового искусства стали археологические открытия. При раскопках древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на шипковых двухструнных. Учёные отмечают, что хорезмийские двухструнники, бытовавшие не менее двух тысячелетий назад, имеют типологическое сходство с настоящей домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории всего "Дешти - Кипчака". О древности домбровой традиции свидетельствуют сохранившиеся сазы – легенды. Они в историческом прошлом сопровождали обрядовые действия, отражали архаичные верования, были связаны с древней мифологии. Одна из особенностей кочевой культуры заключается в том, что на протяжении многих столетий она эволюционировала только в сольных формах исполнительства. Это способствовало выдвижению ярких
индивидуальностей в различные исторические эпохи. История сохранила имена лучших её представителей: Асана – Кайгалы, Шал -  кийиз Тиленши  улы, Казтувгана, Аканъ – Курува и Отархана.
Подлинным расцветом традиционного домбрового искусства стали 19 и начало 20 столетия, которые представлены авторским творчеством домбристов, профессионалов устной традиции. Искусство каждого домбриста отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью и кругом средств музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства. Традиционная музыкальная культура продолжает развиваться и в наши дни. На современном этапе его развития в нём происходят большие перемены, связанные с изменением социальных функций, форм исполнения. Но по-прежнему, как и сотни лет назад, содержанием домбровой музыки остаются чистые искренние чувства народа, его переживания за судьбу будущих поколений, его мечты и вера в счастье.
Беспокойный мир кочевников в бесчисленных междоусобных войнах и родовых распрях оставлял свой след и в музыке. Историческими памятниками музыкальной культуры являются инструментальные сазы – кюи, отражающие драматические события того времени. Это трагические события оставляли глубокий след в памяти народа. Сквозь века дошли до нашего времени, такие сазы – кюи как "Казак – ногайдан айырылувы" (Разлука ногайцев и казахов), "Орманбет хан оьлгене, он сан ногай боьлгенде" (Смерть Орманбета и прощание с десятью родами ногайцев), "Ногайдынъ зары" (Плач ногайцев и кюй Асана), "Канглы Эл айырылган" (Разлука родов и всего мира ногайцев). 
Ещё более тяжёлые испытания выпали на долю ногайского народа в борьбе против джунгаров. Джунгарская эпоха отражена творением великого Казтувгана Суюнши улы, в бессмертной его песне "Бири кетти Урымга, Бири кетти Кырымга, Баьтир Элдинъ баллары бизде кетип барамыз бийик тавдынъ кырына".
Народное музыкальное творчество, уходящее своими корнями в далёкое прошлое, создало прочный фундамент для формирования и становления  ногайской, профессиональной музыки. Народные творцы явились летописцами своего времени, и в их произведениях нашла отражение общественная жизнь ногайского народа. В прошлом отсутствие музыкальной "грамоты" не давало возможность записать песни и сазы, вследствие этого немногие из них дошли до нас в форме "устной традиции". Особо значительные из этих творений сохранились в памяти народа, некоторые перерабатывались последователями и передавались от поколения к поколению. Музыкальное исполнительство получило широкое распространение благодаря странствующим певцам, в прошлом они были единственными носителями народной, музыкальной культуры. Их творчество в дальнейшем определило новы пути развития различных жанров профессиональной музыки. Обладая композиторским даром, сочетая в одном лице композитора и певца, талантливые выходцы из народа создавали инструментальные произведения – сазы на исторические, эпические, сказочные, трудовые темы и сюжеты, в которых музыка становилась выразителем мыслей и чувств ногайцев.
Саз – слово, которое давно существует в нашем музыкальном обиходе. Под словом "саз" ногайцы понимают инструментальную музыку, написанную для домбристов, сыбызгы, сурная и кылкобыза. Ещё в древности в Ногайской степи называли инструментальную музыку – саз. Глубина ногайского языка, наличие чистых музыкальных виртуозных  приёмов, программный характер изложения этих легенд говорят о том, что на территории Ногайской орды была высоко развита инструментальная культура. Именно Ногайлинский период для многих тюркских народов является расцветом их национальной музыкальной культуры, о чём свидетельствуют высказывания многих ногаеведов. Многие исполнители не ограничивали своё творчество рамками одного аула. Они нередко отправлялись в дальние путешествия. Ни один праздник не обходился без музыки. Странствующие музыканты всегда пользовались всеобщим уважением, а слова их быстро и широко распространялись по всей степи.
Другим ярчайшим музыкальным инструментом у ногайцев был "кылкобыз", на котором играли народные исполнители, а также шаманы. Народные исполнители использовали его как инструмент, посредством, которого выражали общественные и личные мысли, чувства и переживания. Чтобы не случилось в жизни: радость или горе, народный музыкант передавал игрой на кылкобызе. Вместе с тем у шаманов – бакшы кылкобыз оставался культовым инструментом, который они применяли во время ритуальных заклинаний и врачеваний от болезней. Слово бакшы обозначает лекарь, шаман виртуоз и т. д.

Ногайская национальная музыкальная культура по сей день не изучена и ждёт своих первооткрывателей. И я верю, что молодые специалисты, подкованные базовым теоретическим музыкальным образованием, на конкретных примерах будут изучать сокровищницу ногайского музыкального искусства.
Событием огромной важности в области национальной музыкальной культуры стало создание 1994 году Ногайского государственного оркестра народных инструментов, который предопределил основу развития профессионального искусства ногайцев на последующие годы. Нет сомнения в том, что именно оркестр стал толчком развития музыкального наследия ногайского этноса. Инструментальная музыка ногайцев, прежде всего домбровая, имеет тысячелетние корни. Она создана народными композиторами – профессионалами и доведена до совершенства простыми исполнителями, а также мастерами – виртуозами. Они исполняются в наше время такими блистательными домбристами 20 века как Юмагельди Кудайбердиев, Каирбек Межитов, Якуб Оразгулов. Сегодня эти произведения по праву занимают достойное место в репертуаре оркестра и отдельных исполнителей солистов.
Ногайский оркестр уникален по своему составу и звучанию. Органичное тембральное сочетание домбровых, силчковых групп и духовых саз – сарнаев придают оркестру мягкий колорит. За 10 лет своего существования оркестром накоплен хороший репертуар. На радио и телевидении Дагестана, Карачаево –Черкессии и г. Астрахани записаны концертные программы. В репертуаре оркестра особое место занимают произведения дагестанских композиторов: Г.А. Гасанова, И.С. Даирова, М. Гусейнова, М. Касумова,
произведения советских авторов, а также творения композиторов Ближнего зарубежья. За эти годы выросло и исполнительское мастерство артистов оркестра. В концертной программе коллектива звучат произведения из репертуара известного всему миру, неоднократного победителя международных конкурсов академического государственного оркестра народных инструментов им. Курмангазы, государственного фольклорно –
этнографического оркестра "Отрар сазы", Алма – Атинского оркестра государственной консерватории Республики Казахстан. Это говорит  о том, что нашему оркестру под силу исполнять сложные музыкальные полотна. Основное место в концертной деятельности оркестра занимают творчество ногайских композиторов –песенников и нструменталистов. Радуют своих зрителей прекрасные исполнители – вокалисты Рашид Менълигулов, Мурат Байгазиев, Аминат Кудайбердиева, Зульфия Аджигеримова, Алибек Савкатов, Румия
Шешекеева.
Появление ногайского оркестра народных инструментов в музыкальном мире ногайцев активизировало профессиональное творчество композиторов, поэтов, отдельных исполнителей, певцов и инструменталистов. Вырос интерес у подрастающего поколения к инструментальной музыке и профессии оркестрантов. Этому свидетельство количество обучающихся студентов в музыкальных училищах и вузах страны.
Музыкальная культура развивается от простого народного фольклора к массовой
самодеятельности и профессиональному творчеству. Богатая традициями, уникальными оркестровыми возможностями музыка находит отклик в народе. Доведённое до исполнительского совершенства прекрасными музыкантами и дирижёрами национальное искусство становится значимым и необходимым обществу.


Источник: http://kavkaz.geopolitika.ru

Категория: Все о Ногайской орде | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 3249
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar