Главная » Статьи » Все о Ногайской орде

1899 Татары-Ногаи часть 8
Выделанные таким манером овчины и мерлушки ногайцы или продают русским купцам или употребляют их на тулупы и шапочки для своих семейств или для продажи. Ногайцы, кстати заметить, не только зимой, но даже и летом — по привычке — ходят иногда в мерлушечьих шапках. Шерсть овечью ногайцы употребляют на кошмы или — иначе — полости. Эти валенные кошмы довольно мягки и бывают грубоваты лишь тогда, когда для валки их не очень старательно вычищают шерсть. Полости служат и вместо постелей, идут и на покрышку кибиток и на подседельники. На кибитки, обыкновенно, употребляются толстые и довольно плотные кошмы для того, чтобы проливной дождь не пробивал их насквозь и не подмачивал имущества, хранящегося в кибитке. Ногайцы также собирают в значительном количестве верблюжью шерсть в тот время, когда верблюды линяют, и приготовляют из нее теплую одежду и обувь. Вообще же ногайцы главным образом сбывают русским закупщикам рогатый скот, лошадей, овец, сало, полости, верблюжью и овечью шерсть, овчинные и мерлушечьи тулупы, выделанные овчины, мерлушки и т. под. В старые годы в ауле, состоявшем из 50 кибиток, бывало до семи тысяч лошадей в табуне, до десяти тысяч голов рогатого скота и более двадцати тысяч овец курдючных… Но эти и подобные им цифры уже давно отошли в темную область мифов и преданий о ногайском «золотом веке». Ногаи беднеют…

Жизнь ногайцев на кочевье вообще тянется крайне однообразно, вяло и апатично. По целым дням сидят они возле своих кибиток с небольшими трубочками во рту и предаются созерцанию или слушают хабар (новости). До новостей они большие охотники, и каждая новость с удивительной быстротой расходится по всему кочевью ногайцев. Также любители они сказок и рассказов с фантастическим оттенком. С виду ногайцы очень просты, но в действительности они чрезвычайно изворотливы. Они — люди вовсе не кровожадные, не склонные к разбоям и убийству, но при случае они не прочь, например, увести лошадь или барашка. Ногаец берется за оружие лишь в крайнем случае — для защиты своих стад от диких зверей или же себя от врагов.

Монотонная и вялая ногайская жизнь разнообразится лишь рождениями детей, свадьбами, похоронами и праздниками, играющими роль эпох для степного человечества.

Главных религиозных праздников у ногайцев в течение года бывает два: Ораза-Бейрам (в простонародье Байрам) и Курбан-Бейран. Первый празднуется один день, а второй — три дня. Кроме того, еще Джюма (пятница) считается днем отдохновения. Приводим, кстати, названия и других дней недели: Джюма-Санг — суббота, Базар — воскресенье, Дюйма-Сембе — понедельник, Сале — вторник, Сар-Сембе — среда, Бей-Сембе (или Шембе) — четверг. Ораза или Рамазан-Бейран установлен в воспоминание ниспослания правоверным Корана, а Курбан-Бейрам — в честь принесения Авраамом жертвы, которою мусульмане считают не Исаака, но своего родоначальника — Измаила. Торжественные дни своих немногих праздников ногайцы проводят в угощенье, в устройстве скачек, в стрельбе, в борьбе, в пенье и в плясках.

Ногайская джигитовка не особенно замечательна и наездничеством вообще отличаются немногие. Но народные гульбища здесь все-таки не лишены своего рода характерности и интереса. Общественные собрания устраиваются, конечно на открытом воздухе, в степи… На эти праздничные собрания даже допускаются и женщины в качестве зрительниц. Они, впрочем, сидят вдалеке от ристалища, скромно помещаясь на каком-нибудь возвышении. Отличившимся удальцам раздают награды: шелковые или бумажные пояса, платки, различные мелкие предметы домашнего рукоделия, иногда домашние животные или даже деньги, тут же собираемые зрителями в складчину. И эти сцены в степи, под открытым небом, на фоне зелени — очень живописны, дышат силой и своеобразной, дикой прелестью… Так же торжественно еще празднуют ногайцы встречу Нового года, который справляют они 10 сентября — по нашему стилю.

Теперь мы сделаем легкий очерк жизни ногайца, со дня рождения и до смерти, причем будем иметь случай коснуться некоторых ногайских обрядов и обычаев, наиболее выдающихся по своей характерности.

При рождении дитяти, родственники и друзья отца в старину собирались у ворот сакли или близ кибитки и поднимали страшный шум и стукотню в пустые котлы — для того, чтобы — по их поверью — прогнать от новорожденного дьявола. Ныне этого обычая уже нет. Новорожденному нарекается имя или отцом его или каким-либо из почетных, уважаемых лиц из среды родных или знакомых. Младенец мужеского пола может оставаться без обрезания до 8 лет, смотря по тому, как заблагорассудится его родителям. Для обрезания приглашается или духовное лицо или же особенный искусник в этом деле. Случается даже, что и женщины занимаются обрезанием. Мальчик с 7-10 лет уже приучается ко всем занятиям кочевой жизни. Он, например, мастер уже скакать на лошади, ловить коней в табуне; он пасет скотину в степи, стрижет овец, «валяет» вместе со взрослыми полости, выделывает шкуры и мерлушки; но очень немногие из детей умеют читать и писать. Девочки занимаются шитьем тулупов, шапочек и вообще женскими рукоделиями.

Сватовство у ногайцев заводится иногда очень рано, когда жениху и невесте бывает не более семи лет от роду, а иногда еще и ранее. Отец мальчика отдает калым отцу невесты или тотчас или в известный срок, когда читает молитву и затем дети уже считаются обрученными. Калым иногда выплачивается не вдруг, не разом, но в течение нескольких лет, а по совершеннолетии обрученных заключается и брак. Но при этой продолжительности встречаются большие неудобства и дело иногда совсем расходится. Случается, например, что родители, вследствие какой-нибудь ссоры, разрывают сватовство, иногда состоявшееся чуть ли еще не до рождения жениха и невесты. А бывает и так, что в продолжение 10-15 лет которое-нибудь из договорившихся семейств обеднеет, впадет в нищету, — тогда может легко произойти тяжба за калым. Редко случается, чтобы семейство, разбогатевшее или сохранившее свое statu quo , захотело исполнить старое условие относительно обедневшего семейства. Браки здесь заключаются по большей части между людьми равных состояний. Для того, чтобы богатое семейство решилось породниться с обедневшей семьей, нужно, чтобы невеста была красавица, или, чтобы между женихом и невестой установилась интимная, неразрывная связь. В таком случае иногда происходят и похищения женихами невест. Похищение устраивается, разумеется, с обоюдного согласия влюбленных и считается удальством и молодечеством, но за это удальство отважный наездник порой дорого расплачивается, если он к тому времени еще не успел фактически вступить в свои заветные, любовные права… Иногда обрученные растут, не зная друг друга, но если между сговорившимися семействами идет все складно и ладно, то жених, сделавшись молодым человеком, может посещать невесту — только под условием большой скромности с его стороны; оставаться с ней наедине или вступать с ней в интимную связь — не допускается.

Отец жениха, приискавший невесту для сына и уплативший за нее условленный выкуп (калым), перед тем, как взять избранницу в свой дом, приглашает к себе несколько доверенных от нее лиц и отправляется с ними, в присутствии духовного лица, к родителям невесты. До отправления поезда, перед невестой на прощанье провизжит домра — нечто вроде нашей двухструнной балалайки, туземный певец пропоет какую-нибудь песню, а любители попляшут. Затем, по прочтении установленной на этот случай молитвы, невесту усаживают в приготовленную для нее арбу, иногда великолепно раскрашенную в щегольские туземные узоры и в различные цвета. На эту же арбу (или на другую, если невеста из богатой семьи) укладывается все ее имущество и сверх того устанавливается ее брачная кибитка, называемая ота́уй . У этой кибитки верх делается круглый и вся она состоит из цельной решетки. Кибитка становится на арбу только в таком случае, если у арбы нет закрытого верха, которого, впрочем, не бывает у большинства арб бедного ногайского люда. Нередко также брачную кибитку переносят на руках в дом новобрачного. Если же невеста — вдова, то арба ее остается незакрытой во время брачного поезда. Эта торжественная арба называется куйме́ .

Переезд молодых в дом жениха совершается в сопровождении родственниц и знакомых, при стечении народа, наделяемого подарками от новобрачных. Численность поезда, ценность подарков и обилие угощения всецело, разумеется, зависит от состояния новобрачных. Во время этого переезда происходят скачки вперегонку, джигитовка и т. под. Вообще же в свадебных увеселениях ногайцев не проявляется особенной удали и размашистости; не бывает и большого шума.

Для угощения на брачном пиршестве закалывают, обыкновенно, коров и баранов, а люди богатые режут и лошадей. В таких случаях, кроме обычного лакомства — калмыцкого чая, гости едят бузу , приготовляемую из муки и пшена. Есть и секретное угощение для мужчин — водка (арика́), до которой ногаи в последние время стали большие охотники. Кымыз также, как уже сказано, принадлежит к числу любимых напитков. Подают на пирах и еще один хмельной напиток — бал-буза , вроде нашего меда. Он идет на угощение ногайских дам и молодежи, но от него также бывают не прочь и очень почтенные люди — особенно из духовного звания… На богатой свадьбе происходят и конские скачки, и борьба силачей, и игры на кабуре или тамуре, пение и пляски девушек, пляски, впрочем, очень монотонные и нисколько не напоминающие собой бойкие, жгуче-страсные пляски горских жителей…

Бедный жених посещает свою невесту в ее собственном доме, до времени полной уплаты калыма, а потом уже скромным образом перевозит ее к себе в кибитку.

По выходе замуж, женщина покрывается таста́ром (белое женское покрывало, в роде грузинской чадры) и целый год живет невидимкой в своей заветной кибитке — ота́уй, куда не может войти никто из посторонних мужчин: сюда вход открыт лишь для родных и для подруг ее мужа. Если молодая бывает в сакле, то всегда скрывается за занавеской, где она и принимает все визиты. По прошествии года лицо ее открывается, тастар откидывается назад, как обыкновенно носят его ногайские женщины (бике́ляр). При этом должно заметить, что ногаи, даже и давно женатые, как-то неохотно обращаются к своей жене при посторонних и говорят с ними лишь в случае крайней необходимости — так, что иной незнакомый с местными обычаями мог бы, пожалуй, подумать, смотря на жену ногайца, что они даже и не знакомы между собой. Молодой же, недавно женившейся ногай даже старается не смотреть на кибитку — ота́уй, боится днем пройти мимо того места, где заключена его молодая супруга. Он как будто совестится положения женатого человека…

Всю жизнь ногаец скитается по степи со своим стадом, весь век свой изживает также жалко и бесцельно, как и его бараны, ощипывающие травку на вершине степного кургана. Всю жизнь ногаец, подобно своим баранам, кружится взад и вперед по степи, живет незаметно, бесследно, — и также бесследно и незаметно умирает, оставляя по себе кучку праха, то есть — не более того, что оставляет и баран…

Источник: http://www.altstav.ru
Категория: Все о Ногайской орде | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 1614
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar