Главная » Статьи » Все о Ногайской орде

1899 Татары-Ногаи часть 7
Оседлые ногайцы живут в саклях — в жалких мазанках, расположенных очень неправильно, полутемных, тесных и грязных. Сакли устраиваются из земли, из дерева или саманного кирпича, кроются соломой или тростником. (Закубанские ногайцы живут в домах, — и в их аулах редко можно встретить кибитку, как напоминание о прежней кочевой жизни).

Кочующий ногаец живет в кибитках и считает свое жилище тем лучше, тем выше ценит его, чем скорее — без большой траты времени и сил — можно разобрать его, перевезти на другое место и поставить его вновь. Основанием для кибитки служат складные деревянные клети, с обеих сторон утвержденные на ремне петлями. Когда нужно постановить кибитку, то сперва расставляют эти клети кругообразно, смотря по их величине, и обкладывают их кошмами; к вершине прикрепляют полукруглую клеть, с отверстием наверху; весь клетчатый верх также обкладывают кошмами, при конце которых висящие веревки служат для того, чтобы при помощи их — по мере надобности — поправлять и выравнивать кошмы. С одной стороны кибитки оставляется, вместо двери, отверстие, завешиваемое полостью. И вот походный, подвижной дом ногайца вполне готов… Все семейство, обыкновенно, помещается в одной кибитке; только у богатых имеется еще другая кибитка для младших членов семьи, для кладовой и кухни. Такой подвижной дом в полчаса может быть разобран и уложен на арбу, на другую арбу также скоро укладывается «хурда-мурда» (домашняя рухлядь) — и семейство готово в путь. В кибитке нет никаких обычных домашних принадлежностей и обыденных житейских припасов, словом — ничего того, к чему привыкло культурное человечество. В кибитке нет даже печи, которая здесь заменяется таганом. Для варки баранины или кирпичного чая на таган ставят чугунный котелок, а под ним разводят огонь, причем вместо дров идет кизяк. На земле в кибитке настланы кошмы, на которых лежат постели. Платье же и драгоценности, если таковые имеются, хранятся в кованом сундуке. А вся мелочная деревянная посуда висит на клетях, привязанных ремнями. В кибитке — грязно, тесно и душно. Хотя вверху кибитки, как сказано, и находится отдушина для того, чтобы дым мог свободно проходить из кибитки, но в ненастную погоду, когда эта отдушина закрывается большим куском полости, прикрепленной к жердям кибитки, человек непривычный почувствует себя очень дурно. Летом для житья кибитка еще довольно удобна, но зато зимою, несмотря на то, что она обита войлоком, в ней бывает страшно холодно во время сильных степных вьюг и пронизывающего ветра, с воем и свистом врывающегося в дырья кибитки. Дети в оборванных рубашонках или совсем голые ежатся и дрожат под овчинами, а взрослые, скорчившись, сидят той порой у огонька и кое-как отогревают свои окоченевшие руки. Во время шуранов (жестоких степных метелей) в кибитку же загоняются телята, бараны и козы, а крупный скот — лошади и верблюды остаются на произвол судьбы — на стуже и на ветру. В такое время нередко гибнут целые стада кочевников, и сегодняшний богатый ногаец завтра становится нищим ( байгушем ).

Когда стада рогатого скота, овец и конские табуны вытравят близ аула весь подножный корм, тогда из аула посылаются соглядатаи для отыскания хороших пастбищ и удобных мест для кочевья, то тесть таких мест, где есть родники. Когда такое место найдено, начинается перекочевка. Все приходит в движение, все суетятся от старого до малого… Кошмы стаскиваются с кибиток и кладутся на арбы; кошмы покрываются клетями, а на клети кладутся таганы, котлы, тулупы, овчины, мерлушки, конская сбруя и всякая одежда — одним словом, вся домашняя «хурда-мурда». Утром с первыми солнечными лучами запрягаются лошади, арбы скрепят и, наконец, караван трогается в путь. При этом должно заметить, что в летнюю жаркую пору, когда в камышах носятся кучи комаров и слепней, скот спасается между буграми в долинах, освежаемых северными ветрами.

Так как главный или — вернее сказать — единственный источник пропитания кочевых ногайцев, как читатель уже знает, заключается в скотоводстве, то поэтому мы и должны здесь поподробнее поговорить о ногайских стадах и табунах.

Лошади ногайские довольно рослы, статны и способны для верховой езды и для упряжки, но дики до чрезвычайности. Нужен очень верный глаз, нужна опытная, сильная и меткая рука, нужно большое уменье для того, чтобы поймать иного скакуна арканом, удержать на нем, надеть на него узду и благополучно довести до аула. Стоит посмотреть, с каким проворством, с какой ловкостью ногаец-табунщик ловит лошадей на аркан… Разъезжая верхом, он прежде всего сгоняет весь табун в кучу, а затем, наметив нужную ему лошадь, быстро набрасывает на нее петлю из веревки, свитой из конского волоса и бывающей семи или восьми сажен длины. Эта веревка заблаговременно привязывается к торокам седла крепко-накрепко. Схватив, таким образом, намеченную лошадь, табунщик постепенно подъезжает к ней все ближе и ближе, подтаскивая к себе понемногу веревку и наматывая ее себе на руку. И тут взбешенный, разъяренный скакун поневоле смиряется и привычною рукой отводится в аул.

Должно заметить, что иногда в табуне есть такие строптивые лошади, такие дьяволы во плоти, с которыми и самому искусному табунщику трудно управляться. В таком случае этих свирепых животных заранее стреноживают, чтобы они не бунтовали и не смущали табун своим дурным примером…

Ногайцы сами конюхи и пастухи, ветеринары и фельдшера для своей скотины. Ногайцы в лечении скотских болезней не уступят нашему любому деревенскому искуснику-ветеренару. Средства у них — самые простые: смола, скипидар и различные травы, собираемые ими в степи. Они сами в случае нужды холостят жеребцов, сами сдирают с павшей лошади шкуру с хвостом и затем продают ее, или же без излишней процедуры потребляют ее на шитье кафтанов, шаровар и сапог. Кумысом, доставляемым кобылицами, они очень дорожат и считают его в своем роде нектаром. Относительно же здешнего рогатого скота можно только сказать, что он лучше скота великорусских пород, мясо его очень вкусное, но ногаи, страстные любители баранины, редко употребляют говядину в свое кушанье.

От курдючных овец ногайцы пользуются салом. Почти каждая овца дает около 30 фунтов сала. Шерсть этих овец довольно легкая и пригодная на разные изделия: из овчин, например, приготовляются для зимнего времени довольно хорошие и теплые тулупы — и преимущественно из черных мерлушек (ягнячьих шкур), редко из серых, которыми так славится Крым. И все это в прежнее время стоило очень дешево… Лет 40 тому назад лучший овчинный тулуп, во весь рост человека, стоил ни более, ни менее как «8 рублей меди», а мерлушечий рублей 15 и не дороже 16. Любопытны приемы ногайцев при выделывании овчин и мерлушек. Снявши острым ножом шкуры с зарезанного барана, овцы или ягненка, ногайцы растягивают их на особых досках и прибивают по краям гвоздочками. В ясную погоду летом и осенью шкуры сушат на солнце и если желают, чтобы шкуры вышли получше, более высоко достоинства, то не допускают до того, чтобы шкуры слишком засыхали; снявши с досок, шкуры кладут в небольшие кадки, налитые водою с солью (тузлуком). Полежав несколько дней в этом составе, шкуры становятся мягче; тогда берут их и вторично высушивают, развешивая на досках. Достаточно высушив их, обливают их кислым молоком — опять-таки с той целью, чтобы сделать их еще мягче, нежнее. Наконец, шкурки обсыпают мелом и сильно и долго мнут их руками, после чего мел счищается — и шкуры готовы.

Источник: http://www.altstav.ru
Категория: Все о Ногайской орде | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 1528
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar