Главная » Статьи » Все о Ногайской орде

1899 Татары-Ногаи часть 1
«В степях между Черным и Каспийским морями исстари кочуют ногаи…»

Слова из географии

 

Ставропольская губерния составляет окраину предгорий Северного Кавказа и ровною степною гладью расстилается между Черным и Каспийским морями. Только в западной части степной характер этой окраины нарушается довольно высоким отрогом одной из ветвей Кавказского хребта. Эта гористая полоса представляет собственно собою ряд плоских возвышенностей, отделяющихся от цепи гор Ташлы-Сырт, идущей от запада к востоку немного севернее Эльборуса. Эти возвышенности направляются к северу вдоль правого берега Кубани, мимо верховьев Кумы и Подкумка, наполняют собой всю западную часть Пятигорского уезда, затем входят в уезд Ставропольский, где за Ставрополем к северу и северу-западу постепенно понижаются и мало-помалу переходят в приазовскую низменность.

На всем протяжении от Ташлы-Сырта и до Ставрополя этот гребень служит водоразделом между бассейнами Каспийского и Черного морей. Так как гребень держится западной окраины нагорной полосы, то поэтому и все воды почти исключительно направляются на восток и вследствие того восточный скат нагорной полосы, хотя и обращенный к сухой прикаспийской степи — сравнительно гораздо богаче водой и представляет более удобств для оседлой жизни, чем западный склон. В почве здешней местности местами залегает известковый ракушник или — иначе — степной известняк, заключающий в себе много раковин, но главным образом Mactra podolica , Buccinum dissitum и некоторые другие. Цвет его белый или желтовато-серый, а иногда красноватый; залегает на глубине от 1/3 арш. и до 3 аршин. Этот известняк ломается на постройки и для выжигания извести; из него также делают столбы, дымовые трубы, корыта, молотильные катки, могильные кресты и [пропуск. — Ред. ]

Новый город начинается обширной базарной площадью. Правая сторона площади занята двумя гостиными дворами, духовною семинарией, Андреевской церковью и многими красивыми каменными домами. На левой стороне — новое здание для помещения гимназии, телеграфное управление, соляная контора, лютеранская церковь и госпитальные здания, позади которых, немного отступя, растянулся военный форштадт. К югу и востоку за военною слободкой стоит тюремный замок и находятся Мутнянское, Мамайское и Георгиевское предместья. Влево от госпитальных зданий раскинулась Воробьевка — часть города, состоящая из четырех, довольно хорошо обстроенных улиц. За Воробьевкою тянется Подгорная слободка, по берегам речки Ташлы. В этой слободке улицы кривые и тесные и домишки в ней по большей части бедные, убогие. За Ташлой на возвышенности находится женский Иоанно-Марьинский монастырь. Слобода Станица удержала свое название от полка хоперских казаков, живших здесь до 1827 г . В Станице и до сего времени существует старый базар, кругом обстроенный каменными и деревянными домами, которых нижние этажи заняты лавками; посреди площади находятся мясные ряды. Станица оканчивается улицами, выходящими на ярмарочную площадь. К северной стороне площади примыкает Успенское кладбище с красивой церковью, построенной в готическом стиле. Кладбище обнесено каменною оградой. От ярмарочной площади тянутся строения по обеим сторонам родника Желобка до Архиерейского моста, за которым раскидывается новая обширная площадь, в середине которой находится церковь св. Варвары, построенная в большом тенистом саду, обнесенном каменною оградой. По обе стороны этой площади расположена Солдатская слободка.

До 1817 г . в Ставрополе была только одна деревянная церковь, принадлежащая полку хоперских казаков и впоследствии перевезенная ими на Кубань. В 1817 г . была выстроена здесь первая соборная церковь — Троицкий собор, со времени постройки нового кафедрального собора Казанской Божьей Матери, называемый Старым собором. В настоящее время в городе до 17 церквей (с домовыми), кроме церкви католической и лютеранской, есть еще одна церковь армяно-григорианская, еврейская синагога и мечеть. Домов более 5 тысяч. Жителям города принадлежат 17500 дес. земли — и из них около 15000 дес. идет под пашню. Садов в городе считается более 160; в них растут сливы, вишни, кизил, и прочие фрукты и ягоды. Кое-где даже разводят персики и виноград. В окрестностях города расположено до 40 хуторов.

Местами гулянья для городских жителей служат: обширный тенистый бульвар и Воронцовский сад. В саду устроены оранжереи, пруды, вокзалы; проведены густые прекрасные аллеи. В летние вечера здесь часто играет музыка, устраиваются аллегри и т. под. Таким образом, оказывается, что в Ставрополе есть положительно все, что полагается иметь каждому порядочному губернскому городу. В нем есть и собор, построенный на самом высоком месте города, есть и бульвар, и каменный гостиный двор, и всевозможные училища (с включением сюда, разумеется, семинарии, женской гимназии и приютов), есть и публичная библиотека и богадельня, и тюрьма, есть даже, наконец, метеорологическая станция, что, как известно, имеется уж далеко не в каждом губернском городе. И за сим наружный облик Ставрополя — кончен…

Жители его занимаются садоводством, огородничеством и хлебопашеством, а также ломкой камня, идущего на постройки, работами на местных заводах и различными ремеслами. Здесь сеется: рожь, овес, пшеница, также просо, ячмень и гречиха. Более же всего жители занимаются разведением картофеля, капусты, огурцов и прочих овощей. Садоводством занимаются преимущественно те горожане, которые живут по Ташле и Мамайке, где сады изобилуют сливами, вишнями, кизилом и т. под. Торговля скотом и всякими сырыми животными материалами довольно значительна. Скот гоняется в Москву и в Петербург. Ставропольские скотопромышленники ежегодно отправляют отсюда на продажу до 30 тыс. голов крупного скота и до 10 тыс. овец. Сало отправляется через Ростов и Таганрог за границу. Кроме того, значительная торговля идет кожами и овчинами, которых вывозится отсюда для отправки во внутренние губернии свыше 15 тыс. штук. Спиртные напитки, то есть разных сортов водки, выделываемые на месте, и красное вино, Кизлярское и Прасковейское, также составляют предмет местной торговли. Строевой лес доставляется в Ставрополь из Царицына. Вообще же торговый оборот города достигает до 6 мил. руб. в год. Базары — еженедельно, по понедельникам и пятницам. В течение года собираются три ярмарки: летняя — Троицкая, существующая с 1797 г ., лучшая по оборотам, осенняя — Ивановская — 12 октября, и недавно установленная Иоанно-Предтеченская, 29 августа. На первой ярмарке деревенские жители запасаются от городских торговцев вяленою сухою рыбой, косами, серпами и вообще всем, нужным для предстоящего сенокоса и для жатвы, сами же распродают остатки хлеба. Кроме того, тут же происходит торговля рогатым скотом и лошадьми. В это время здесь устраиваются конские скачки. Летняя ярмарка важна для деревни; осенняя же более интересует город. На Ивановской ярмарке горожане запасаются на зиму всеми необходимыми продуктами: теплою одеждой, топливом, красными товарами и т.д. На Троицкую ярмарку привозится товаров на сумму до 400 тыс. р. и продается почти на 300 тыс. р.; на осеннюю же ярмарку привозится на 250-300 тыс. р., а продается на 150-200 тыс. р. Предтеченская ярмарка — ничтожна по своим оборотам. Скот здесь главным образом закупается у кочевников. Рыба доставляется из ближних озер, с Кубани и Дона: с Кубани доставляют севрюгу, осетра и крупного сазана; с Дона привозят судака, стерлядь, лещей, севрюгу, осетра, икру, тешку, балык. Сельди привозятся с Черноморья, шамая — из Кизляра и т.д.

Жителей в Ставропольской губернии по переписи 1897 г . состояли из 876,298 д. Состав населения чрезвычайно разнообразен — по национальности, и по религии, и по образу жизни: русские, греки, армяне, эсты, немцы (в 16 верстах от Ставрополя находится большая немецкая колония — Иоганс-Дорф) и оседлые, и кочевые инородцы монгольской расы: калмыки, кочующие в северной части Ставропольского уезда и исповедующие ламайскую религию; трухмены, занимающие земли по обе стороны реки Кумы; за ними — ближе к Каспийскому морю — кочуют ногаи, исповедующие магометанство так же, как и трухмены. В здешнем крае на 100 православных приходится по 18 иноверцев. Русских считается до 750 тыс. чел., ногайцев и трухмен — до 84 тыс. с лишком, калмыков и киргизов до 11 тыс. Таким образом, оказывается, что трухмены и ногаи составляют 0,24% всего населения, то есть являются, после русских, преобладающим элементом в крае.

Главные занятия жителей: хлебопашество и скотоводство, — чему способствуют и климат, и плодородие почвы, и обилие пастбищных мест. Кроме того, русские крестьяне и немецкие колонисты еще с успехом занимаются садоводством, разведением виноградников, пчеловодством и местами изредка шелководством. Хлебопашество развито повсюду, за исключением степей кочевников. Хлеб в значительном количестве вывозится отсюда в Ростов-на-Дону и в горы. В один Ростов отправляется отсюда хлеба до 400 тыс. четв. Кроме хлеба еще сеют довольно много льняного и подсолнечного семени; первого ежегодно отправляется в Ростов до 200 тыс. четв., а второго — до 30 тыс. пуд. Здесь, как уже сказано, благодаря богатым пастбищам, сильно развито скотоводство. Лошадей насчитывается до 185 тыс. голов, рогатого скота — до 750 тыс., овец — простых более 1½ миллиона, тонкорунных — до 2 тыс., до 150 тыс. свиней, до 40 тыс. коз и до 8 тыс. верблюдов. В Ростов вывозится отсюда: шерсти — до 130 тыс. пуд., сала — до 50 тыс. пуд., кожи — до 10 тыс. штук и до 80 мил. овчин; выгоняется лошадей до 6 тыс. шт., рогатого скота — до 35 тыс. голов, овец и коз — до 60 тыс. Остальные же кое-какие промыслы служат лишь как бы подспорьем к сельскому хозяйству. Заводско-фабричная промышленность почти исключительно касается лишь обработки продуктов, доставляемых хлебопашеством и скотоводством. Развитию промышленности здесь немало препятствовал недостаток в топливе. Фабрик и заводов до последнего времени здесь было до 200, работало на них около 1000 человек и производилось на них товаров на 1 1 / 2 миллиона руб. Всего более заводов — маслобойных, салотопенных, кожевенных, шорных и сыромятных, гончарных, горшечных, кирпичных, мыловаренных, сальносвечных, табачных, винокуренных и пивоваренных. Лучшие ярмарки: в Ставропольском уезде, Фоминская, в с. Среднем Егорлыке (привоз — около 300 тыс. руб.); в Пятигорском у., в слободе Александровской — Евдокеевская (привоз — 300 тыс. руб.); в Новогригорьевском у., в с. Петровском 21 ноября (привоз около 300 тыс. руб.); в с. Медведском 25 марта (привоз на 130 тыс. р.) и в с. Дивном 9 марта (привоз на 100 тыс. р.). У кочевников ярмарка собирается 9 апреля и 1 августа при летней их ставке; на первую привозится товаров на 80 тыс. р., на вторую — с лишком на 70 тыс. руб.

Хлеба в здешнем крае засевается так много, что местные жители не в состоянии убирать его собственными средствами. Вследствие этого из России ежегодно прибывает сюда на время уборки хлеба около 20 тыс. рабочего народа. Появление рабочих их России начинается, обыкновенно, с 1 мая и продолжается до 1 июня. Рабочие пробираются к известному им более центральному пункту, останавливаются там и уже оттуда, смотря по запросу, расходятся по селениям. Некоторые из рабочих по окончании сенокоса и уборки хлеба возвращаются восвояси, другие же остаются еще на осень для молотьбы, а иные поступают к хозяевам на срок до Покрова дня того же года или до Троицына дня следующего года.

Сюда же тянутся и переселенцы из внутренних губерний. Слухи о плодородии и приволье ставропольских степей прошли далече и, передаваясь из уст в уста, придали ставропольскому краю какой-то фантастический оттенок. Название Ставропольской губернии сделалось именем нарицательным. При словах «Ставропольская губерния» русскому крестьянину, захудавшему и обнищавшему на своем истощенном, нищенском клочке земли, начинали мерещиться какие-то чудеса, Обетованная Земля, простор необъятный, воля-вольная и беспечальное житье. И крестьяне, не зная в точности ни этой Земли Обетованной, ни дорог, ведущих к ней, руководствуясь лишь той поговоркой, что «язык до Киева доведет», шли к ней, тянулись со своими семьями и со своим убогим скарбом, шли из Олонецкой губернии, из Смоленской, из Черниговской — отовсюду…

Колонизация края еще далеко не закончилась в наши дни…

 

Остатки некогда страшных и сильных орд Монгольских кочуют ныне мирно в Ставропольской губернии, разбросанные по нескольким участкам. Все, что уцелело из племени ногайцев, усвоило себе названия от мест прежних или нынешних кочевок. (Речь о ногайцах, живущих в области уральского войска и приписанных к казацкому сословию — так же, как о ногайцах закубанских, — не входит в пределы настоящего очерка). В Ставропольском уезде живут ногайцы — Калаусо-Джембойлукские; в Пятигорском у. — Калаусо-Саблинские и Бештау-Кумские; в Кизляро-Моздокском — Караногайцы и Аги-Кулак-Едисано-Джембойлукцы. Должно думать, что в прежние времена распространение ногаев не ограничивалось пределами Ставропольских степей. По всему вероятно, они во дни оны расселялись шире нынешнего, занимая большие пространства земли. Есть основания предполагать, что их кочевья проникали далеко вглубь наших восточных степей.

Источник: http://www.altstav.ru
Категория: Все о Ногайской орде | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 2307
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar