Главная » Статьи » Культура и традиция

Ногайско-казахские историко-культурные связи и современные отношения

В ногайском народе говорят: «ногайлар эм казаклар быр казанан шыккан халк» («ногайцы и казахи люди одного казана (т.е. люди одной семьи»). И действительно, историко-генетические связи ногайцев и казахов настолько переплетены, что иначе считать не возможно.

Окончательное формирование ногайцев и казахов происходило на постзолотоордынском пространстве. В родоплеменном составе ногайцев и казахов присутствуют такие общие племена, как кыпчак, найман, мангыты, кереиты, канглы, кенегесы и другие[1]. В целом можно отметить, что общей основой для этногенеза ногайцев и казахов, является кыпчакский компонент, определивший специфику языка и культуры.

Очень тесно переплетение навыков имеет хозяйственная деятельность ногайцев и казахов. В прошлом они вели кочевой образ жизни в сходных географических условиях, что способствовало общим закономерностям функционирования кочевого хозяйства. И ногайцы, и казахи кочевали, соблюдая меридиональный принцип.

В эпическом наследии народов воспеваются общие герои Эдиге, Шора батыр, Мамай, Адиль-Солтан, Эр-Таргын, Ормамбети и другие. Чтится общая память о таких средневековых поэтах как Казтувган, Асан Кайглы, Досмамбет азаулы и др.

Можно вспомнить государства Шейбанидов, времен хана Абулхаира во второй четверти XV века, когда ногайцы и казахи жили под одной ханской властью. В период своего могущества Ногайская Орда с конца XV по середину XVI века оказывала большое влияние на политические процессы в соседних государствах. В этот период столицей Ногайской Орды был город Сарайчик. Известен факт того, что с начала 1510-х годов усиливается казахский фактор во внешней политике Ногайской Орды. Это приводит впоследствии к тому, что казахский хан Касим занимает до 1521 года столицу ногайцев город Сарайчик[2]

Часты в то время были и династические брачные отношения между ногайцами и казахами.

Мы знаем, что судьба ногайцев оказалась драматичной. В середине XVI века начался распад Ногайской Орды, который продолжался до 30-х годов XVII века, когда поволжские степи заняли калмыки. Основным местом проживания ногайцев становится Кубань и Северный Кавказ. Некоторая часть стала оседать вокруг г. Астрахани и окрестностей. Позже, в ходе переселенческого движения мухаджирства, часть ногайцев Кубани и Северного Кавказа стала проживать в Турции.

С момента распада Ногайской Орды основная масса ногайцев была оторвана от тесного общения с казахами. При этом часть ногайцев вошла в состав казахов Малого жуза. Не зря в памяти казахов сохранился период «ногайлы», как время благоденствия и спокойствие, время тесных отношений ногайцев и казахов. Также до сих пор часть казахов помнит о своем ногайском происхождении, называя себя как «ногайлинцы».

В период борьбы казахского народа против джунгарской экспансии в середине XVIII века, казахи Младшего жуза, как пишет казахский историк А. И. Исин, считали возможным восстановление былых связей с ногайцами. Среди казахов того времени появлялись люди предлагавшие прорваться на Кубань к родственным ногайцам[3].

В какой-то степени можно говорить о том, что былые ногайско-казахские отношения сохранились только в среде астраханских ногайцев или тех ногайцев, которые переселялись обратно в Волго-Уральские степи.        

Так, в составе северо-западных казахов в середине XVIII века образовалась группа, ногайского происхождения, получившая название «нугай-казак». Как пишет астраханский ученый В. М. Викторин: «Возникновению данной общности способствовала политика Российской империи по переселению ногайцев из Предкавказья в «в казахскую степь, к их исконной родине»[4].

 Так, в 1744-45 гг. большая группа крымских ногайцев была переселена на службу под Оренбург, на границу казахских степей. Прежде всего, это были  «салтанаульцы» – это ногайцы Прикубанья, подчинявшиеся помимо крымского хана и его наместников-сераскиров напрямую турецкому султану («салтан ауллары» - «аулы султана, султанские».

Согласно Указу императрицы Елизаветы Петровны от 27 июля 1744 г. «О зачислении в Оренбургское казачье войско всех пришельцев, поселившихся в крепостях Оренбургской губернии», они получили казачий статус.

Но не все они были настроены соблюдать дисциплину и нести казачью службу. В 1745 г. значительная группа их бежала в степь, к хану казахов Младшего жуза Нурали. Таковых насчитывалось вначале тогда 100 семей[5]. Вместе с сыном Нурали, султаном Букеем, их сыновья и внуки перешли в 1801 г. реку Яик (Урал) и вошли в состав вновь образованной Внутренней (Букеевской) орды казахов.

В составе Букеевской орды число нугай-казаков, по заметкам всех исследователей, быстро возрастало.  В.М. Викторин считает: «Можно предположить, что между Волгой и Уралом могли оставаться некоторые ногайские группы, присоединившиеся к нугай-казáкам, в частности кундровская группа, а другие – прийти сюда после отхода калмыков в Джунгарию»[6].

Действительно, в эти степи стремились и другие ногайцы. Так, в 1774 г. в связи с общим неустройством быта ногайцев-карагашей в Красноярском уезде Астраханской губернии возникла даже угроза их бегства в казахские степи, о чем рапортовал управляющий над ними капитан-мулла Абдулла Жангуршин[7].

Надо отметить тот факт, что к середине и концу XIX в. «нугай-казак» был не собственно род, а «группа родов». Его подразделения: кояс, уйсен, костанбалы и казан-колак  – стали пониматься как самостоятельные букеевские «ру».

В 1829 г. было подсчитано 500 юрт «нугайского» рода, в 1888 г. – уже 2 тыс. юрт. Перепись 1926 г. учла только по Уральскому округу Казахской автономии (Таловская, Джанибекская, Урдинская и Азгарская волости) 5696 хозяйств, где глава-мужчина из группы «нугай». А проживали такие семьи и на территории Нижне-Волжского округа[8].

С момента присоединения Букеевской орды в 1801 году устанавливаются более тесные отношения ногайцев-карагашей с казахами. Первоначально по причине увеличения контингента кочевых подданных между ними возник земельный вопрос. Для урегулирования этих отношений в 1806 году от 19 мая было издано Положение «О землях кочевых народов Астраханской губернии». Вопрос о размежевании земель тянулся почти всю первую половину XIX века. По этой причине между ногайцами-карагашами и казахами возникали земельные споры и несогласования.

Так, в деле «О возвращении кундровских татар  (так в дореволюционных актах органов власти определялись ногайцы-карагаши – примечание автора) с земли хана Букея» от весны-лета 1812 г. казахский хан Букей просит местные власти убрать с земли в районе Рын-Песков, отведенной для кочевий его подданных группу кочующих на ней ногайцев-карагашей из селения Ходжетаевки. В ответ старшины карагашей доказывают свою правоту тем, что они кочевали в этом направлении уже много лет[9]. При этом они откладывают свою откочевку с чужих земель, ибо «к возвращению ныне принадлежащей нам земли никаких мер и способов принять невозможно, потому что в Кочетаевском селении у жителей состоит скота конного, рогатого, бараньего, козьего, верблюдов пятьсот сорок восемь тысяч <…> Для оного безмерная жара и мучительность от насекомых да от Рын-Песков, дачи наши состоят не в близком расстоянии <…> исполнение сего повеления к кочеванию обратно можно как чрез один месяц, посему просим»[10] .

Вопрос об окончательном размежевании земель между ногайцами-карагашами и казахами Букеевской орды решался еще в течение нескольких лет. По предложению генерал-губернатором А.П. Ермолова в 1818 г., линия разграничения земель между ними стала проходить «от горы Чапчачей до Телепневой ватаги»[11].

Интересным аспектом ногайско-казахских взаимоотношений является факт включения в состав Букеевской Орды представителей ногайцев-карагашей. По данным исследователя из Казахстана Н.Курумбаева причиной появления ногайцев-карагашей в Букеевской Орде является приглашение их ханом Джангиром для постройки домов в Ханской ставке. Приближенность ногайцев-карагашей к казахским ханам, а также возможные близкие родственные отношения, подтверждают надгробные стелы, расположенные на одном холме с могилой хана Жангира. Возможно, они могли входить в состав рода «туленгут», выполнявшего функцию охраны хана, о чем говорит тот факт, что у них была схожая тамга[12].

На границе Астраханской и Атырауской областей расположено ногайское село Малый Арал и соседнее казахское село Байбек, где наблюдается тесное переплетение ногайской и казахской культур и языков, что в итоге способствовало тесным брачным отношениям жителей этих населенных пунктов. В свое время казахский султан Букей Нуралиев и ногайский проповедник Сеид Баба имели тесное духовное общение при жизни, а после смерти на их могилах, расположенных у села Малый Арал, был устроено святое место, как дань уважения этим людям[13].

Сегодня ногайско-казахское сотрудничество в Астраханской области продолжается в рамках деятельности национально-культурных общественных организаций. Общество Молодежный центр ногайской культуры «Эдиге» и Молодежный центр областного общества казахской культуры «Жолдастык» проводят совместные мероприятия в области культуры, спорта и просвещения молодежи.

В целом, можно отметить факт того, что Казахстан для ногайцев России и всего  мира сегодня является этнокультурным ориентиром, так как казахи лучше сохранили традиционную культуру со степным колоритом. Ногайская культура в силу разбросанного проживания в таких регионах России как Астраханская область, Дагестан, Чечня, Ставропольский край и КЧР подверглась влиянию других народов. Отмечен в целом факт «кавказизации» ногайской культуры, как следствие такого положения.  

Сегодня в Казахстане проходят обучение ногайцы из России. Отрадно, что молодые ногайцы получают образование в Казахстане в сфере культуры и искусства. В частности, можно отметить обучение ногайских студентов в Алматинской национальной консерватории им. Курмангазы. В Президентском оркестре Республики Казахстан работает ногаец из Карачаево-Черкессии Арсланбек Султанбеков и пользуется большим уважением среди казахов.

В 2009 году в городе Астана был создан Центр ногайской культуры. Был проведен фестиваль с приглашением ногайских артистов из разных регионов России.

В сентябре 2009 года в Астраханской области состоялся гастрольный тур трио «Мира и согласия» из Астаны во главе с Арсланбеком Султанбековым, на концертном мероприятии в г.  Астрахани под названием «Наследие кочевников», впервые в Астрахани были показаны уникальные номера, имеющие тесную связь с традиционной культурой ногайцев и казахов. Зрителей в зале приветствовал консул Республики Казахстан в Астраханской области А. У. Сыздыков, который тогда только что вступил в должность.  

Очень важна деятельность, которая проводится государством Казахстан в сохранении культурного наследия ногайцев и казахов в рамках функционирования археологического центра «Хан ордалы Сарайшик». Под патронажем Президента Казахстана Н. А. Назарбаева создан уникальный музейный комплекс на основе археологических раскопок средневекового городища Сарайчик.

В целом можно отметить, что исследование вопроса о ногайско-казахских отношениях сегодня представляет как научную, так и практическую значимость, в силу большого интереса к этому вопросу и дальнейшего развития отношений между этими народами.

Э.Ш.Идрисов, сборник материалов конференции "Перекрестки истории". Астрахань, 2010




Источник otdih.bget.ru

Категория: Культура и традиция | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 5630 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 тоньюкукк • 08:03, 17 Августа 2021
https://tilalemi.kz/viewer/viewer.php?file=/books/45.pdf
ComForm">
avatar