Главная » Статьи » Культура и традиция

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОЛЬКЛОРА НОГАЙЦЕВ В ЭТИКЕТЕ И ЭТНОПЕДАГОГИКЕ НАРОДА
Фольклорные традиции ногайского народа отражают жизнь народа во всем ее многообразии. Как и у других народов, в фольклоре ногайцев широко представлены сказки, героические и лирические поэмы, пословицы, поговорки, загадки.

Среди них много интересных произведений, которые широко используются в этикете и этнопедагогике народа. Бытующие у ногайцев пословицы, поговорки, загадки, сказки активно влияют на формирование характера ребенка. Посредством фольклорных произведений в ребенке воспитывается уважительное отношение всех младших ко всем старшим, несмотря на их национальность и религиозные воззрения. Об этом свидетельствует и письмо ногайского мурзы к русскому царю, написанное в 1555 году, где есть следующие слова: ?? если твой возраст старше моего, то ты будешь мне братом, если твой возраст младше моего, то будешь мне младшим братом?.
Посредством фольклора ногайцы воспитывают у ребенка чувство патриотизма и любви к родной Отчизне. Пословица гласит ?Земля родной земли ? рай, а вода ? щербет?, ?Чем быть в Египте царем, лучше в родной стороне быть чабаном?.
Цикл поэм ?Сорок ногайских богатырей? воспитывает оптимизм, гордость за родной народ и его землю, призывает защищать родной очаг. Значительную воспитательную нагрузку несет ногайская героическая поэма ?Эдиге?. Эдиге ? это историческая личность, основатель и глава государства ногайцев ? Ногайской Орды. В поэме он описан следующим образом: ?Эдиге такой человек: вся его одежда белая, но он свою белую одежду никогда не пачкает. Не положив что-нибудь под себя, на землю не сядет. Если же у него ничего не будет, он под себя положит свой кнут или плеть? Такой он чистоплотный?1.
Призыв к единству, братству, взаимоуважению в семье, выполнению веками устоявшегося закона гостеприимства, любви к родному очагу заложены в поэме ?Шора-батыр?. Главный герой поэмы ? Шора защищает честь отца, матери, сестры, жены, борется с нарушителем народного этикета Али-бием, вынужден покинуть родные места ради защиты интересов братского народа.
В фольклоре ногайцев есть и образы женщин ? героинь, защищающих при отсутствии мужчин, интересы народа. Это отражено в поэме ?Янбийкеш?. Устное народное творчество ногайцев сохранило в памяти и роль выдающейся исторической личности ? дочери известного ногайского бия Юсупа ? Суьйимбийке, защищавшей интересы Казанского ханства, и в ее честь благодарный татарский народ в Казанском кремле воздвиг ?башню Суьйимбийке?.
Испокон веку ногайцы большое значение придают дружбе и товариществу. Согласно пословице ногайцев хороший человек должен иметь друзей ?У кого нет друзей, тот лишен памяти?, ?Жизнь без дружбы, что пища без соли?.
Ногайская пословица, касаясь воспитания человека, высмеивает пустословов, лжецов и говорит ?лжец один раз занимает почетное место?.
Фольклор ногайцев с большим уважением относится к знаниям, предлагает детям обогащать свою память знаниями об окружающей среде, призывает вести здоровый образ жизни, бичует пьяниц: ?Первая рюмка ? водка, вторая рюмка ? доля собаки, третья рюмка ? доля волка, четвертая рюмка ? доля свиньи, пятая рюмка ? доля жука? (Биринши тостакай ? аракы, экинши ? ийт акы, уьшинши ? боьри акы, доьртинши ? донъыз акы, бесинши ? конъыз акы).
Фольклор ногайцев призывает уважать труд учителей, ученых, поэтов, указывая, что знания добываются старанием и трудом ?Ученый ? трудом, глупец ? языком? (Аьлим ? исимен, тентек тили мен), ?Ученый ? свет страны? (Аьлим ? Элдинъ ярыгы). Но в то же время не забывают о человечности ?Ученым быть нетрудно, стать человеком ? труднее? (Аьлим болганнан, аьдем болган авыр). Но в то же время народ понимает и то, что книга дает большие знания и говорит ?За одну каплю знаний, тысяча капель пота сойдет? (Бир там билим уьшин, мынъ там тер шыгар), отражает роль книги в поговорке ?Ум книги в ее листах, сила птицы ? в ее крыльях? (Китабтынъ акылы табакта, кустынъ куъши ? каната).
Народ понимает, что воспитание ребенка начинается еще с колыбели и высказывает по этому поводу множество мудрых мыслей, большинство из них изложено в цикле ?колыбельные песни?. Излагать тексты песен в маленькой статье не представляется возможным, их можно найти в сборниках ?Ногайские народные песни?, ?Ай, айданак?, ?Айт десенъиз, айтайым? и других.
Поговорки, пословицы,с казки воспитывают у детей свое отношение к добру и злу. Многие пословицы бичуют зло, воспевают добро. С детства ребенок слышит и такие слова ?У плохой лошади грива длинная, у плохой девушки язык длинный? (Яман аттынъ ялыны узын, яман кыздынъ тили узын), ?Хорошая жена работящая будет, плохая жена болтливая будет? (Аьруьв хатын куллыкшы болар, яман хатын коьпайтар болар).
Формы и методы воспитания ногайцев разные, одна из форм ? через назидание, другая через познание окружающей среды. Назидательно звучит следующая поговорка ?Умный мало страдает?, другая гласит следующее ?У мало думающего веселья больше?. Окружающий мир ногайский ребенок познает и, как мы выше отметили, через календарную обрядность. Ногайцы вплоть до 1930-х годов пользовались двенадцатилетним животным календарем ?муьшел?. Ногайский фольклор сохранил тексты песен, которые исполняются в дни Нового года (навруз айы) - это ?Навруз келди, мубарек?, выполнение земледельческих праздников ?сабантой?, ?тепреш?. ?Сабантой? сохраняет такие фольклорные персонажи как ?хан? - царь, ?ханий? - царица ?тотай? - царевна, ?саклавшылар? - охранники, ?теке? - ряженый козел и др.
В ногайском фольклоре сохранились песни, исполняемые детьми во время выполнения апрельских обрядовых праздников ?коъкек баьтир?. Дети ходили по аулу, надев наизнанку шубы, песнями пытались умилостивить природу, призывали тепло и дождь.
Отмеченные праздники имели педагогические мотивы: через опыт старших ногайские дети привыкали к окружающей среде, становились участниками праздничных торжеств. Семейные и общественные праздники учили детей бережно относится к духовному наследию предков, учиться на их лучших примерах.
Ногайского ребенка уже с детства окружает обилие фольклорных произведений: колыбельные песни, поговорки, пословицы, сказки. Все они призваны развить в ребенке чувство любви к родной речи, матери, отцу, родной семье, создать атмосферу взаимоуважения и взаимопонимания. Уже с детства ногайский ребенок слышит и должен понимать следующее: ?Счастье, куда идешь? ? Туда, где взаимопонимание?.
Выше нами отмечено, что ногайскому ребенку с раннего детства прививается любовь к родителям, сестрам, братьям, родственникам, родному народу. Считается, что ?Семья без любви, что дерево без корней?; т.е. без любви и уважения в семье не бывает стабильности и мира не только в родной семье, но и в обществе. О такой форме любви говорится во многих ногайских лирических поэмах, дошедших до нашего времени: ?Бозйигит?, ?Карайдар и Кызылгуль?, ?Аьдил-Солтан?, ?Амет?батыр, сын Айсыла?, а о поэмах ?Эдиге?, ?Шора-батыр? мы говорили выше.
Таким образом, даже неполный перечень использованных произведений ногайского фольклора свидетельствует о богатом содержании в нем данных по этикету и этнопедагогике народа. К сожалению, в повседневной жизни они уже редко используются, а к еще большему сожалению, постепенно, как и у других народов, забываются. Причин искать сложно. Но на некоторые можно указать. Во-первых, очень мало они изданы; во-вторых, изданные также мало используются в воспитательных целях в школьной программе. Вместе с тем, фольклор народов Российской Федерации несет в себе здоровый духовный потенциал, использовать его ? насущная потребность нашей жизни. Иначе постепенно мы забудем все добрые сказки и былины, пословицы и поговорки, их места постепенно будут занимать дешевые детские, не присущие менталитету народов страны, импортные телевизионные кинофильмы, в которых ребенку прививаются насилие и бездуховность. И примеров этому уже множество.


(Р.Х. Керейтов, г. Черкесск)




Источник http://www.kavkazweb.net
Категория: Культура и традиция | Добавил: Lali (27 Апреля 2011)
Просмотров: 4287
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar