СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ "У ногайцев в исследуемое время брачный возраст
колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до
25 лет. Брачный возраст прежде всего зависел от имущественного
положения семьи" . Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе.
Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от
окружающих. Когда она достигала 11-12 лет, то больше не покидала своей
повозки до замужества. "Ногаец свободно мог женится на дочери
своего материнского дяди на том основании, что они принадлежат к разным
патриархальным родам (тамгам)" . Непременным условием заключения
брака была уплата калыма. Он рассматривался, как компенсация за рабочие
руки. Калым выплачивался главным образом крупным рогатым скотом, а с
развитием товаро-денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов
крупного рогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При
рождении девочки, односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена
девочки 40 быков, да принесут вам пользу 40 голов скота". С течением
времени размеры калыма несколько сократились, а состав видоизменился.
Величина во многом зависела от социального, материального положения
сторон, так же от личных качеств невесты. Сверх калыма жених так же должен платить махар - определенную сумму денег.
"Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап –
сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат,
дядя по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали.
Исключение иногда делали для вдовы" . Семья невесты согласия на
брак сразу не давала, даже если была готова на предложение, ибо должна
была получить согласие своей родни. Свата в этом случае угощали
калмыцким чаем и провожали. Через 7-10 дней он повторял свой визит, но и
в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего визита,
который наносился через неделю, сват получал положительный или
отрицательный ответ. Второй этап открывался официальной помолвкой.
Она происходила либо в воскресенье, либо в среду. В обеих семьях
собирались самые близкие семье родственники. Во время помолвки сваты в
подарок невесте приносили головной платок, реже серьги. Сваты должны
были договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы и решить
другие вопросы. С этого дня обе стороны называли друг друга "куда"
(мужчин), "кудагай" (женщин). Третий этап состоял из малой свадьбы.
В это время происходила передача калыма в дом невесты, хуржины,
заполненные подарками для женской родни невесты. После помолвки жених
мог посещать невесту, жить у нее неделями. Свидания устраивали жены
братьев невесты. Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в
сопровождении снохи и подруги навестить родственников. Этим как бы она
прощалась и приглашала на большую свадьбу. Свадьбу чаще всего
устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить число, ногайцы
обращались к своим астрологам, которые по расположении планеты
сафар-юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для бракосочетания. В
назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих родственников.
Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку - дар отца невесты.
Источник studentbank.ru
|