Главная » Статьи » Информация

Мангут ~ мангыт ~ ногай: трансформация этноса и его имени
Тюркоязычные мангыты унаследовали свой этноним, вероятно от монголов-мангутов. По монгольским этногоническим преданиям, племя мангут относилось к древнемонгольской фратрии нирун. Его родоначальником считался, по одним источникам, Мангудай потомок праматери Алан-гоа в шестом поколении, по другим Джаксу из седьмого колена от Алан-гоа [1]. В конце 12-начале 13 века один из предводителей мангутов Хуилдар-сэчэн был побратимом (анда) Чингисхана и командовал его передовыми отрядами, «во все времена… действовал с Чингиз-ханом заодно и оказал ему много содействия» [2]. После гибели Хуилдара в соответствии с его еще прижизненной просьбой, Чингисхан взял на себя заботу о его семействе [3]. Магнуты во главе с сыном Хуилдара Мункэ-Калджа состояли в левом крыле монгольского войска, воевали в Китае и Иране. По мере образования империи мангуты расселялись по разным улусам. Отдельные их подразделения мигрировали в Дешт-и Кыпчак, где объединили под названием мангытов часть местных кыпчаков и, возможно, гузов.
Источники 15 века застают мангытов в междуречье Яика и Эмбы полностью тюркизированными. Район их первоначального кочевания в землях Джучидов неизвестен. Однако судя по известиям об их откочевке за пределы досягаемости армии Тимура в конце 14 века [4], до этого они обитали где-то юго-восточнее.
Предводители мангытов получили ранг беклиярибека (главного военачальника и командира крыла) при ханах левого крыла Джучиева улуса, что возможно объяснять традицией, шедшей от побратимства Чингисхана и Хуилдара. Этот пост занимали эмир Балтычак, его сын Едыте и потомки Едыге по линии его сына Hyp ад-Дина до начала 16 века. Около 1447 года Ваккас б. Hyp ад-Дин, беклярибек Абулхайра, фактически отделился от ханства левого крыла, превратив юрт в самостоятельное политическое образование [5]. Во второй половине 15 века влияние и могущество мангытских белиярбеков (биев) настолько усилилось, что им стало принадлежать решающее слово в выборе кандидатуры хана в государстве Шейбанидов. При бие Саид-Ахмеде (правил в 1520-1548 гг.) подвластное ему владение окончательно превратилось в независимое ханство так называемую Ногайскую Орду.
Статус главы мангытов требовал соответствующего терминологического оформления. Однако монголо-джучидская государственная традиция имела весьма неразвитую титулатуру. Знание беклярибека формально являлось обозначением ранга старшего военачальника при хане и не отражало той реальной роли, которую играли Едыге, а затем его преемники во второй половине 15-16 веках. Не будучи Чингисидами, мангытские лидеры не смели воспользоваться одним из монархических или династических титулов (хан, султан, торе и т. п.). В этих условиях был избран другой путь: использовать в качестве заменителя титула имя первого джучидского беклярибека Ногая, который фактически являлся и соправителем ханов в конце 13 века. По некоторым сведениям, Едыге использовал также тюркский перевод имени «Ногай» («Пес») кычек, и, кроме того, имя другого могущественного беклярибека соправителя Золотой Орды — Мамая [б].
Непосредственные наследники Едыге не имели большой власти и влияния, поэтому употребление новоизобретенного титульного прозвища на некоторое время стало неактуальным. Однако после смерти хана Абулхайра (1468 г.), в условиях ослабления центральной власти, распада государства кочевых узбеков и усиления мангытской знати, потомки Едыге восстановили применение термина «ногай». Но теперь он стал относиться не только к бию, но и ко всем его поданным. При этом понятие «ногай» подразумевало, во-первых, не исторического Ногая, который никогда не имел кочевий в Восточной Дешт-и Кыпчаке, а беклярибека Едыге, носившего титул-прозвище «ногай», «кычек». Во-вторых, слово «ногай» стало служить обозначением не только мангытов, но и всего остального населения государства безотносительно к племенной принадлежности. Кочевавшие на территории Юрта мангыты, кунграты, найманы, туркмены и прочие соотносили себя, судя по источникам, со своими племенами («родством»), но одновременно являлись к ногаям. Таким образом, слово «ногай» служило в тот период (последняя треть 15 - первая четверть 16 века) не этнонимом, а «государственным именем», то есть обозначением принадлежности к ногайскому государству.
Позднее, при взаимной ассимиляции племен Ногайской Орды, оно превратилось в общее этническое имя народа этого государства. После распада Ногайской Орды те ее жители, что переселились на запад, сохранили за собой этноним «ногай» (на Северном Кавказе до настоящего времени). Оставшиеся за Яиком вошли в состав казахского Младшего жуза (и позднее влились в казахский этнос), а также в состав ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири. 1. Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1941, 46. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). М., 1973, с.60; Рашид-ад-Дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. М.-Л., 1852, с.29.
2. Рашид ад-Дин. Указ. соч., с. 185.
3. Козин С. А. Указ. соч., 185; Рашид ад-Дин. Указ. соч., кн.2, с.125.
4. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб, 1884, с.467 (информация арабского хрониста 15 в. Ибн Арабшаха).
5. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.-Л., 1936, с.92, 93.
6. См.: Виноградов В. Б., Нарожный Е. И. Дискуссионные проблемы ранней истории ногайцев. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды. Тезисы докладов и сообщений. Москва Терекли-Мектеб, 1991, с.16; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960, с.226. Рассмотрение некоторых вопросов, связанных с развитием государственности в Ногайской Орде, см. также: Трепавлов В. В. Институт нурадинства в Ногайской Орде. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды, с.15-17: Он же, Институт кековатства в Ногайской Орде. Проблемные вопросы истории Западного Казахствана. Материалы научно-теоретической конференции. Гурьев, 1991 с.62-64
© Turkolog. Тюркологические публикации

Источник mdn.clan.su
Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 2316
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar