Главная » Статьи » Информация

Найманский компонент в этногенезе ногайцев и его параллели у других народов
Этническая история ногайского народа основывается на конкретных племенах, входивших в разные эпохи в состав различных объединений и союзов: тюркских племен (XI-VIII в. в.), Печенежского (IX-XI в. в.), Кыпчакского (XI-XIII в. в.) союзов, Золотой (XIII-XV в. в.) и естественно, Ногайской Орд (XIV-XVI в. в.).
Ногайская Орда, образованная в конце XIV в., вобрала различные племена: уйсуны, канглы, уйгур, кыпчак, найман, керейт, конгырат, дурмен, катаган, кенегес, мангыт, байдар, бодырак, булгар, кобан, байис и другие, которые в настоящее время бытуют у ногайцев. Одними из самых распространенных среди них являются представители племени НАЙМАН.
В VI-XI в. в. НАЙМАНы вместе с уйгурами составляли государство тогуз-огузов [1]. Считается, что найманы кочевали, «… на обширной территории между Хангаем и горными хребтами Алтаин-нуру, в долине р. Черного Иртыша и озера Зайсан-нор» [2]. А по последним научным изысканиям: «Владения найманов простирались: с востока на запад — от верховьев Селенги и Орхона до Тарбагатая; с севера на юго-восток— от Танну Ола до восточных отрогов Алтая» [3].
У найманов было свое государственное образование (ханство) с зачатками функций государства, у которого была письменность, основанная на уйгурском алфавите [4], «… были свои государи, из которых известен Кара-кыш. По смерти его у них был государем брат его, Инат. При Чингис-хане они имели у себя государя, которого звали Таян-хан, у него был сын Кючлюк. Их жилища находятся в той части Монголии, которая зовется Каракорум» [5].
К 1218 году государство найманов было разгромлено Чингис-ханом окончательно, после чего найманы и часть других племен откочевала на запад, а другая ушла в составе войск Чингис-хана.
Монгольское завоевание повлияло на миграцию, разрушение, раздробление не только найманов, но и многих других племен, участвовавших позже в формировании как ногайцев, так и других народов. Во время походов разношерстные, но хорошо дисциплинированные и обученные войска татаро-монголов захватили большую территорию. После Золотой Орды представители найманов, сохранив самоназвание племени, влились в состав многих народов, внося оригинальную долю в их материальную и духовную культуру. В XIV веке в формировании Ногайской Орды, наряду с представителями других племен, мы видим и найманов [б].
В отношении первоначального языка найманов существует два взгляда. Их в последнее время довольно кропотливо проследил М. С. Муканов, поддержавший, и, на мой взгляд, наиболее достоверную теорию тюркского происхождения языка найманов [7].
Основываясь на том, что «найман» легко переводится с монгольского числительного как «восемь», В. В. Бартольд, И. Н. Березин, Б. Я. Владимирцов полагают, что найманы были монголоязычные.
Сторонники тюркоязычности найманов, по-моему, приводят более весомые аргументы. Н. А. Аристов, например, считает, что свое название найманы скорее всего получили от названия «… реки Найма, притока Катуни, и что на ней они первоначально обитали»[8]. Рассмотрев вопрос на основе анализа китайской хроники «ляо-ши», к теории о происхождении найманов на тюркской основе пришла и Л. Л. Викторова [91. Изучив многие данные, в частности имя хана найманов Инанди (древнетюркский инан — верить), «Белга»— «мудрый» (древнетюркский «бил»— «знать») английский ученый Г. Ховорс не нашел особых данных, чтобы отнести язык найманов к монгольскому. Попутно сверим с ногайскими словами: «инан» по-ногайски «ыйнан»— верить, «белга» по-ногайски «бил» — знать».
Приводимые Абул-Гази имена государей найманов также подтверждают их тюркское происхождение, например, Каракыш, Инат, Кючлюк, соответственно, на ногайском языке «суровая (кара— имеет несколько толкований —Р. К.) зима», «верный», «имеющий силу».
В пользу тюркоязычности найманов говорят и их родовые названия, которые легко понятны современному тюркоязычному читателю: баганалы-найман (найманы с подпоркой), балталы-найман (найманы с топором), тарак-найман (найманы с расческой) и т. д. «Найманы, — пишет выдающийся казахский ученый Чокан Валиханов, — одно из древних тюркоязычных племен, игравшее активную роль в истории в период XI-XV в. в."[10].
Думается, что вопрос о языке найманов еще не ограничится и данной статьей.
Известно, что предки ногайцев приняли мусульманскую религию в составе Золотой Орды при Берке-хане. Но также известно, что некоторые племена, участвовавшие в формировании ногайского народа, до этого исповедовали разные религии, вобравшие в себя реликты не только домусульманских, но и, видимо, дохристианских верований. Дело в том, что и найманы одно время проповедовали христианскую религию. Отмечая, что в самой Монголии христианство было распространено еще до Чингис-хана, академик В. В. Бартольд пишет: « Не только христианские, но и мусульманские источники называют христианами найманов в Западной Монголии и кераитов в Восточной Монголии»[11].
В составе ногайцев «… первое место по многочисленности семей, носящих его, принадлежит названию найман» [12], — писал Н. Семенов в XIX в. Архивные документы подтверждают, что в начале XIX века среди ногайцев Северо-Западного Прикаспия были целые объединения под общим названием «найманов куб» с родовыми подразделениями: карналык, ускюбе, котан, бакай улу, камыш-бсрден, шурша, келеулу, кадраш, казан аджи, мойнапа и другие. Среди ногайцев, вынужденных уйти из Северного Причерноморья и Крыма в 1850-1866 годы в Турцию, также было множество представителей племени найман: акмсчеть найман, биюк найман, кучук найман, кара найман, онгар найман, аре найман и другие [13]. Среди ногайцев Нижнего Поволжья в середине XIX века были также разные роды: шугуш найман, баганалы найман, шобалчи найман и другие [14].
Среди современных ногайцев представители племени найман сохранили не только племенное название, но и родовое, отличая при этом их по эмблематическим знакам тамгам. Рассмотрим их по местам расселения.
Ногайцы Бабаюртовского района Дагестана подразделяются среди найманов на следующие роды:
Y —багана найман (найман опоры), Т —эргенек найман, —кирес найман (найманы вошедшие).
Представители племени найман у ногайцев Ногайского, Кизлярского, Тарумовского районов Дагестана и смежного им Шелковского района Чечено-Ингушетии, Нефтекумского района Ставропольского края имеют сходные тамги, а также отличительные. Приведу сначала названий родов, ибо не все помнят тамги: тогыншы найман, мойнапа найман, калем-берден найман, бакай найман. Из них имеют тамги:
Х — ашамайлы найман, —эргенек найман, — келаул найман, мойнапа найман, шорша найман, — бакай найман, Y — багана найман.
У ногайцев Нижнего Поволжья мноюза фиксированы тамги: Т — найман, У —багана найман. Среди кумских ногайцев, которые живут в Минераловодском районе Ставропольского края у представителей племени найман зафиксированы три разновидностей тамг: , T, Y.
У кубанских ногайцев более четко сохранилось племенное название, ибо представители ногайцев носят фамилию «Найманов». Также четко подразделяются по родам и тамгам: —тарак найман, Т — багана найман, Т — шоькиш найман, Х — ашамай найман.
Таким образом, мы описали зафиксированные уже в наше время родовые названия племени найман и их знаки. Едиными для всех этнических групп ногайцев, являются знаки-тамги: , T, , Y. Они повторяются почти в каждом ауле, подтверждая генетическое единство этих групп ногайцев.
Теперь обратимся к историческим источникам. Что они говорят об этих тамгах, их названиях?
Н. Семенов у ногайцев Северо-Восточного Кавказа зафиксировал следующие знаки: тараклы-найман (гребень-найма и), f — кылыш-найман (сабля-найман), Х — челек-найман (ведро-найман) Т— баганалы-найман (столбовой найман). Этим тамгам аналогичны тамги, зафиксированные мной уже в настоящее время у ногайцев Нижнего Поволжья и отмеченные Т. А. Трофимовой: V, T. А в прошлом веке здесь же П. Небольсин у найманов зафиксировал тамги: Т—шугуш тамга (молоток), Y—баганалы, т. е. столб; / —шобалчи ил илип; ГП —хантамга или тарак, т. е. ханская тамга или гребень. Данные об этнониме «найман» у ногайцев говорят, что он генетически восходит к секиз-огузам и найманскому государству и близкими как по названиям, так и по форме тамг, являются данные по казахам.
У ногайцев есть род эрнегек найман (найман плетня), а у казахов «носят имя ергенекты-найман с тамгой ергенек Н», [15], пишут В. В. Востров и М. С. Муканов; аналогии есть у узбеков — терс, тамгалы, баганалы, ергенекты [16], у киргизов булгачы-найман [17].
Точные этнические и этнокультурные связи существовали между ногайцами и татарами. Они отразились и на этнонимике этих народов.
В истории татарского народа известно, что феодальная верхушка часто обменивалась династийными браками. Дочь ногайского бия Юсупа Сююбийке была замужем за татарским казанским царевичем. Связи отразились и на топонимии Татарстана. На территории современной Татарии есть топонимы НАЙМАНОВО, НАГАЕВО. К сожалению ногайский компонент в формировании татарского народа основательно еще не изучен.
Исторические факты свидетельствуют, что ногайцы имели этногенетические и этнокультурные связи с башкирами. По исследованию Р. Г. Кузеева: «Шестой, по нашей классификации ногайский, пласт в родоплеменной этнонимии исторически связан с возвышением Ногайской Орды и ее политической ролью в Поволжье и в Башкирии в XV -первой половине XVI в. Сложный и драматический период ногайско-башкирских отношений завершился в середине XVI в. уходом основной части ногайцев на юг… Оставшиеся в Башкирии группы явились одним из компонентов башкирской народности на заключительной стадии башкирского этногенеза [18].
Представители племени найман оказались и в среде каракалпаков [19].
Даже не полный перечень существующего материала об этнониме НАЙМАН у ногайцев, у других народов, с которыми ногайцы имеют давние этногенетические связи, еще раз доказывает, что найманский компонент занимает в этногенезе многих народов существенное место. Будучи, по нашим исследованиям, тюркоязычным по происхождению, найманский компонент участвовал в формировании главным образом тюркоязычных народов, хотя в составе Золотой Орды были разноязыкие народы. Присутствие в составе ногайцев этнонима НАЙМАН, наличие его в этнонимике многих народов, указывает на их единые этногенетические корни.
1. Петров К. И. Очерк происхождения киргизского народа. —Фрунзе.1963. С.7.
2. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. —М.,1957. С.196.
3. Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. —М., 1977. С.24.
4. Бартольд В. В. Соч. М., 1968. Т.5. С.108.
5. Родословное древо тюрков. Соч. Абул-Гази, хивинского хана. Перевод и предисловие Г. С. Саблукова. —Казань. 1914. С.42.
6. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. —М., 1971. С.200.
7. Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. — Алма-Ата. 1974. С.43.
8. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе…// Живая старина. 1896. Вып. З и 4. С.361.
9. Викторова Л. Л. К вопросу о найманской теории происхождения монгольского языка и письменности XII-XIII в. в. //Ученые записки ЛГУ, серия востоковедческих наук. No 305; Вып.12.1961. С.149.
10. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т.1. Алма-Ата,1961. С.638.
11. Бартольд В. В. Соч. Т. V. М.,1968. С.108.
12. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб.1895. С.387.
13. Скальковский А. О ногайских колониях Таврической губернии //Памятная книга Таврической губернии. Симферополь.1867. Вып.1. С. С.420,424,430.
14. Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб.,1852. С.40.
15. Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата. 1968. С.65.
16. Радлов В. В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири, Джунгарии. Томск.1887. С.23.
17. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.,1971. С.37.
18. Кузеев Р. Г. Опыт исторической стратификации родоплеменной этнонимии башкир //Ономастика Поволжья. З. Уфа,1973. С.19.
19. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1950. С.56.

Источник inosmikzcul.canalblog.com
Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 3340
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar