Казахский историк Мухтар Магауин в своей книге "Кобыз и копье" пишет:
"Казахский народ сложился из ряда родственных тюркских родов, входивших
в различные племенные союзы и улусы. Часть близких по языку, обычаям и
традициям родов из состава Ногайской Орды присоединились к казахам.
Когда создавалось Казахское ханство, его западный сосед, Ногайский
союз, уже начал распадаться. С самого начала XVI века ногайцы кочевали,
разделенные на три улуса. Однако довольно сильная Ногайская Орда могла
просуществовать еще некоторое время. Ногайцы кочевали в степях Северного
Кавказа, по берегам Едиля, Жаика, а казахи пользовались левым берегом
Едиля на всем его протяжении в среднем и нижнем течении. "Казахи летом
два-три месяца кочуют в бескрайних степях на берегах Едиля", - пишет
Рузбихан. В памятнике русской культуры XVI века - "Книге Большому
Чертежу" - приведены сведения о кочевьях и границах владений казахов и
ногайцев: "А промеж озера Акбашлы и реки Саук и озера Акколь и по обе
стороны реки Кендерлика и реки Сарсы и песков Каракум, на тех местах, на
600 верстах, кочевье Казацкие Орды. А от верху реки Бузувлука на полях и
до Синего моря, кочевье все Больших Ногаев... А промеж Хвалинского
(Каспийского) моря и Астрахани Казацкие Орды кочевье и от верху Яика к
Волге кочевье Больших Ногаев". Это были, конечно, лишь условные
границы. Ногайцы и казахи кочевали вперемежку, некоторые аулы кочевали
вместе, часто казахские ханы и ногайские бии женили своих детей. Хотя
иногда вспыхивали схватки из-за жайлау, из-за пастбищ, казахи и ногайцы,
в основном, жили мирно. Казахский ученый Чокан Валиханов пишет, что
время, когда все родственные орды ногайцев и казахов кочевали вместе,
воспевается в казахском эпосе как золотой век, век, когда "жаворонок вил
гнездо на спине овцы". Зачастую казахи и ногайцы выступали
вместе в походах на общего врага. Так, среднеазиатский историк Абдаллах
бен Мухаммед бен Али Насруллах пишет, что войско казахского хана Касыма
состояло из казахов и мангытов, то есть ногайцев. Был одинаков и
этнический состав двух братских народов (общие для них роды: найман,
аргын, конырат, кипчак, алшын, китай, канглы, алаш, тама, керей,
картказак), почти не было различий в языке и обычаях. Поэтому род,
которому не нравился его правитель, часто переходил из одной орды в
другую. Этот поток, в основном, шел от ногайцев к казахам, а не
наоборот. В 50-е годы XVI века наблюдается наблюдается массовый переход
тюркских родов из Ногайской Орды в Казахское ханство. Долголетняя
борьба между главой антирусской партии улубием (великим князем) Юсуфом
(в казахском эпосе Орак) и главой партии русской ориентации бием
(князем) Исмаилом закончилась в 1555 году смертью Юсуфа. Во время смуты,
рожденной этим событием, подавляющее большинство сторонников Юсуфа, его
брата Мамая и племянника Жанбыршы, которой владел Астраханью, перешли к
казахам. В 1557 году Исмаил, уже улубий, сообщил Ивану Грозному:
"Большинство Ногайской Орды, моих родичей и соплеменников, ушли к
казахам и сейчас враждуют со мной". Видимо, перешло очень большое
количество аулов. Еще одно массовое вхождение тюркских родов
Ногайской Орды в состав казахского народа относится к середине XVII
века. Когда на Волгу пришли калмыки-торгауты, многие ногайские роды
попали в зависимость от них, и часть из них бежала к казахам, а основная
масса ногайцев ушла в Крым. Через несколько лет почти все ногайские
роды, оставшиеся под властью калмыков, перешли к казахам.
Разумеется, это лишь крупнейшие, зафиксированные в исторической
литературе события. А переход отдельных людей и даже родов из одной
родственной орды или улуса в другую орду был естественным и повседневным
явлением. Это хорошо показано в эпосе "Ер Таргын". Вначале Таргын, убив
одного бека "своего хана", бежит в Крым. Далее, покинув Крым, он живет в
Поволжье, ханстве Ханзады-хана, и теперь родным краем называет уже
Крым. Когда он лежит раненный, то вспоминает своих друзей и Крым и
говорит: "Раненым я потому лежу, Что родной мой город далеко".
Выздоровев, он едет на поиски покинутых им родичей и считает теперь
своей родиной уже Поволжье. То есть для Таргына все разделенные ханства
состaвляют один народ, одну родину, одно целое. Поэтому, касаясь
вхождения родов Ногайского союза в Казахское ханство, нельзя говорить о
какой-то их насильной ассимиляции, поглощении казахами. Казахи и ногайцы долгое время были вместе в составе Золотой Орды и не порывали единства до середины XVII века. Глубинные истоки нашей культуры, нашего фольклора, нашей литературы являются общими."
прибыль превыше всего, а честь - превыше прибыли
|