Главная » Статьи » Информация

Казахский историк Мухтар Магауин в своей книге "Кобыз и копье" пишет:
Казахский историк Мухтар Магауин в своей книге "Кобыз и копье" пишет:

"Казахский народ сложился из ряда родственных тюркских родов, входивших в различные племенные союзы и улусы. Часть близких по языку, обычаям и традициям родов из состава Ногайской Орды присоединились к казахам.

Когда создавалось Казахское ханство, его западный сосед, Ногайский союз, уже начал распадаться. С самого начала XVI века ногайцы кочевали, разделенные на три улуса. Однако довольно сильная Ногайская Орда могла просуществовать еще некоторое время. Ногайцы кочевали в степях Северного Кавказа, по берегам Едиля, Жаика, а казахи пользовались левым берегом Едиля на всем его протяжении в среднем и нижнем течении. "Казахи летом два-три месяца кочуют в бескрайних степях на берегах Едиля", - пишет Рузбихан.
В памятнике русской культуры XVI века - "Книге Большому Чертежу" - приведены сведения о кочевьях и границах владений казахов и ногайцев: "А промеж озера Акбашлы и реки Саук и озера Акколь и по обе стороны реки Кендерлика и реки Сарсы и песков Каракум, на тех местах, на 600 верстах, кочевье Казацкие Орды. А от верху реки Бузувлука на полях и до Синего моря, кочевье все Больших Ногаев... А промеж Хвалинского (Каспийского) моря и Астрахани Казацкие Орды кочевье и от верху Яика к Волге кочевье Больших Ногаев".

Это были, конечно, лишь условные границы. Ногайцы и казахи кочевали вперемежку, некоторые аулы кочевали вместе, часто казахские ханы и ногайские бии женили своих детей. Хотя иногда вспыхивали схватки из-за жайлау, из-за пастбищ, казахи и ногайцы, в основном, жили мирно. Казахский ученый Чокан Валиханов пишет, что время, когда все родственные орды ногайцев и казахов кочевали вместе, воспевается в казахском эпосе как золотой век, век, когда "жаворонок вил гнездо на спине овцы".

Зачастую казахи и ногайцы выступали вместе в походах на общего врага. Так, среднеазиатский историк Абдаллах бен Мухаммед бен Али Насруллах пишет, что войско казахского хана Касыма состояло из казахов и мангытов, то есть ногайцев. Был одинаков и этнический состав двух братских народов (общие для них роды: найман, аргын, конырат, кипчак, алшын, китай, канглы, алаш, тама, керей, картказак), почти не было различий в языке и обычаях. Поэтому род, которому не нравился его правитель, часто переходил из одной орды в другую. Этот поток, в основном, шел от ногайцев к казахам, а не наоборот. В 50-е годы XVI века наблюдается наблюдается массовый переход тюркских родов из Ногайской Орды в Казахское ханство.
Долголетняя борьба между главой антирусской партии улубием (великим князем) Юсуфом (в казахском эпосе Орак) и главой партии русской ориентации бием (князем) Исмаилом закончилась в 1555 году смертью Юсуфа. Во время смуты, рожденной этим событием, подавляющее большинство сторонников Юсуфа, его брата Мамая и племянника Жанбыршы, которой владел Астраханью, перешли к казахам.
В 1557 году Исмаил, уже улубий, сообщил Ивану Грозному: "Большинство Ногайской Орды, моих родичей и соплеменников, ушли к казахам и сейчас враждуют со мной". Видимо, перешло очень большое количество аулов.
Еще одно массовое вхождение тюркских родов Ногайской Орды в состав казахского народа относится к середине XVII века. Когда на Волгу пришли калмыки-торгауты, многие ногайские роды попали в зависимость от них, и часть из них бежала к казахам, а основная масса ногайцев ушла в Крым. Через несколько лет почти все ногайские роды, оставшиеся под властью калмыков, перешли к казахам.

Разумеется, это лишь крупнейшие, зафиксированные в исторической литературе события. А переход отдельных людей и даже родов из одной родственной орды или улуса в другую орду был естественным и повседневным явлением. Это хорошо показано в эпосе "Ер Таргын". Вначале Таргын, убив одного бека "своего хана", бежит в Крым. Далее, покинув Крым, он живет в Поволжье, ханстве Ханзады-хана, и теперь родным краем называет уже Крым. Когда он лежит раненный, то вспоминает своих друзей и Крым и говорит: "Раненым я потому лежу, Что родной мой город далеко". Выздоровев, он едет на поиски покинутых им родичей и считает теперь своей родиной уже Поволжье. То есть для Таргына все разделенные ханства состaвляют один народ, одну родину, одно целое.
Поэтому, касаясь вхождения родов Ногайского союза в Казахское ханство, нельзя говорить о какой-то их насильной ассимиляции, поглощении казахами.

Казахи и ногайцы долгое время были вместе в составе Золотой Орды и не порывали единства до середины XVII века.
Глубинные истоки нашей культуры, нашего фольклора, нашей литературы являются общими."


прибыль превыше всего, а честь - превыше прибыли



Источник forum.turan.info
Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 4026
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar