Главная » Статьи » История

ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНСКИХ НОГАЙЦЕВ, ИХ ОБЫЧАИ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ (не позднее I860 г.) продолжение
Текст этот написан черными чернилами, каламом, почерком насталик. на листах белой фабричной бумаги (35x20,5 см), на ногайском варианте северокавказского тюрки.-Озаглавленный как «Прошение кумыкских ногайцев» и под этим наименованием опубликованный32 недавно интересующий нас исторический текст хранится в Центральном госархиве Дагестана (ф.Ю5, оп.5, д.4, л.!3б-139)" Шпал .он туда из комитета, учрежденного в Х1Хв. царской администрацией «для определения личных и поземельных, прав населения Кумыкского округа Терской области».

Данный текст ранее уже переводился на русский язык для практических нужд имперской административной машины (переводчик - хорунжий Калмыков). В наше время он был обнаружен в недрах вышеупомянутого архива среди огромного количества хранящихся там документов, затем был описан, заново переведен с ногайского ар або графически го подлинника, причем с соблюдением всех требований современной науки, и снабжен великолепными комментариями. Выполнена вся эта работа рукой ГМ-Р.Оразаева - самого компетентного тюрколога-кавказоведа нашего времени.

Как показало исследование, проведенное Г.М-Р.Оразаевым, большая часть фактов, упоминаемых в разбираемом здесь историческом тексте, находит себе подтверждение в независимых источниках. В числе их стоят письменные материалы XVI - XVIII вв. и причем различные по своему происхождению. Данное же обстоятельство заставляет в свою очередь относиться с доверием и к прочим фактам из указанного текста , который в предлагаемой здесь работе назван с учетом его содержания: «История дагестанских ногайцев, их обычаи и правовые нормы».

В те времена, когда предки дагестанских ногайцев (ногъай) поселились на северной стороне Дагестанских гор, а именно в 844/1440-41 году, на нижней стороне [от] дороги Хромого Тимура (Акъсакъ Те-мир)1 и Шахского Окопа (Шагьсенгер) не было ни единого человека.

А вот имена известных нам, ногайцам, наших предков, живших на нижней стороне от той дороги и от того окопа:

В Капчугае (Къапчигъай) жил уйсюнь Амет-батыр, сын Айсула2. В Манасе и Айса-тюбе жил Кулай, сын Айсы. В Тарки жил Таргул-агай. В Тарнаире (Тирен-айры) жил Мюсейке-агай. В Бюке-тала тайком проживали предки племени бюке. В Казанкулак-тала, в Чекбулае, в Бакасе (Бакъас)' жили предки племени казанку лак. Имеется такая поговорка ...а

Наиболее известный из предков племени казанкулак - богач по имени Акман. Жил он в местностях Акман-Как, Абыз-белки, Ушкат, Казанкулак-тамак. Сын Акмана - Ирысбаммат проживал в Геме-тюбе и в Ирысбаммат-тюбе.
В Ярыкай-казма и в Отай-сюргене жил уйсюнь ...бОтай.

В Байдарбае и в Мукам-белки проживал Байдарбай - сын Коясы.

В Канбулат-авузе проживал Карабаш-Канбулат 3.

В Туган-арка жил Туган-.лш/?за.

На берегу Чувала жил Казий,4 сын Урака.5 Есть даже поговорка такая: "Во времена Аллакуват-ли/рзы быков, пасшихся летом на Араке, а зимой на Тереке, приходилось из-за жирности поднимать".

В Чубар-арке и в Уче жили предки племени кипчак (къипчакъ).

Итак, наши предки и мы — их потомки, дагестанские ногайцы, в течение некоторого времени проживали на упомянутых выше землях.

Затем, то ли из Кумуха (Гъазикъумукъ), то ли из Кайтага пришел некто по имени Шамхал и, применив насилие [к нашим предкам], основал село (юрт) в Кафыркумухе (Кафыркъумукъ). Некоторое время Шамхал проживал там. Затем один из его сыновей пришел в Тарки и основал село там.

В те времена нашими ногайскими князьями-беками были Карасай и Казий, сыновья Урака [ум. в 1548г.], брата царя (cap) Мамая.6 Они властвовали и княжили над ними. Затем князьями нашими были Эл-мурза - сын Казия, - и Джанмурза.

Затем, [б XVII- начале XVIII вв.], князьями были Чнн-мурза7, -сын Элмурзы, - и Канбулат, а затем Чобан-мурза 8, Девей-мурза 9 и Агиш-мурза, 10 сын Темирбулата. Они над нами властвовали. Последними ногайскими князьями были Кянбулат-мурза; и Девей-мурза; был еще один слабоумный мурза по имени Батыр-мурза. Затем княжеский род вымер, никого из их потомства не осталось, и мы, ногайский народ, стали "черными" ногаями-караногай1 ^. Нами теперь управляли старшие (агъай) по возрасту люди. Так мы и жили.
Вскоре, [в 1722г.], прибыл сюда император Петр. Он основал крепость на Сулаке и оставил там началътком-хакимом генерала Левашова.12 Мы проживали тогда под начальством этого генерала.

Мы слышали, что этот генерал давал нам в свое время документ. Тот документ, который был у нас, потерялся, но мы слышали, что копия его имеется в городе Кизляре.

Потом, [в 1735г.], когда пришел Надир-шах,13 Сулакская крепость была перенесена.14

Затем нас, ногайцев, стали тревожить кумыкские князья. Они устраивали зимовья на наших землях, осушали угодья (сага), мучили нас.

Костековские ногайцы (костек-иогъай) несогласные с таким гнетом, пошли тут на ту, [русскую], сторону Терека и пожаловались майору Тентеку, который правил тогда в Кизлярской крепости. А потом они, притязая на обладание своими землями, переселились на берег реки Тентек-узек. Тогда, [в конце XVIII в.], за ними пришли, однако, Арслан-бек,15 сын Айдемира, и Шафи (Сефа),16 сын Темира, которые обещали быть благосклонными к костековским ногайцам. Они поклялись, что на местах обитания костековских ногайцев не оставят ни одного кута на -пожгут их и не будут делать ничего такого, что не нравится ногайцам. Затем [ногайцы] ушли оттуда.

После них, в 1810 году, у брода Кошгечюв поклялись на Коране Девлетгерей,17 сын Темира, и Алисултан,18 сын Казаналипа: по поводу земель, на которых обитают ногайцы. Они дали клятву, что не будут чинить никаких таких дел, которые не нравятся ногайцам - не будет ни взимания [ими] ясака, ни черика, ни заведения [ими] на землях ногайцев зимовий для овец. Имевшиеся там свои кутаны они пожгли и оставили, таким образом, свои притязания. Присягу им давал тогда человек по имени Тогул-мулла, сын Хасанали.

Костековские князья не давали после этого покоя теперь уже казиюртовцам. Они порезали овец Девлетгирея, вспахали пастбищное место, предназначенное для его скота. Вот такие притеснения оказали они,
Шафи, сын Темира, поехал тут в крепость Бештамак и попросил находившегося там полковника: «Сделай мне план небольшой местности, предназначенной для пастьбы скота моих сельчан. Удовлетвори меня этим». Затем он привел землемера и, проникнув в места обитания наших ногайцев, дал ему снимать там планы.

Затем, [не позднее 1816 г.], пришел генерал Делапус19, к которому мы, ногайцы, обратились с жалобой по поводу [наших земель]. Этот генерал приказал тогда выкопать межевые столбы, которые устанавливал Шафи, и затем указал землю для костековских ногайцев в следующих пределах: между рекой Аксай (Яхсай-сув), Ирысбаммат-тюбе, Дорт-гиев-тюбе, Конак-олген-тюбе, Байдарбай-тюбе, Кизлярской дорогой, Кара-тюбе, Эгиз-тюбе, Юзели-колтуком, рекой Сулак (Солак-сув), Шамхал-казганом и морем.

Для аксаевских (яхсай) же ногайцев этот генерал указал тогда земли лежащие в следующих пределах: между Тереком, Казган-кечю-вом и рекой Аксай.

После этого мы, ногайцы, жаловались еще главно ком андующему-сардару генерал-лейтенанту Ермолову20. По приказу Ермолова пожгли тут все кутаны кумыкских князей. И все эти. князья [между 1817-1827гг.], приложив свои печати, условились оставить земли, на которых обитают ногайцы, и более не вмешиваться в их дела.

Затем, однако, когда в Эндирее был приставом Джанбулат21, на наши ногайские земли вновь пришли пахать. Были это пахари князя-эмира Чупана22 и князя Разихана23. Мы по приказанию Джанбулата прогнали этих пахарей.

После этого нам было спокойно, пока не наступило время генерал-барона24. Этот барон не обращал на нас, бедных ногайцев, никакого внимания. И это именно он незаконно (йолсыз) разрешил [кумыкским князьям] взыскать с нас ясак.

Во времена ногайских князей, если кто-либо из нас, дагестанских ногайцев, совершал проступок (йаманлык), то на него налагали наказание (танбих), но никакого ясака не брали. Так почему же кумыкские князьям он должен быть?!

И в то время, когда оставались мы в руках кумыкских князей, и раньше - во времена ногайских князей, начальником ставили того из числа [князей!, кто был старше годами. Тот [князь-] начальник брал лишь штрафы (къоды) [с преступников! и пользовался ими.
Вот разъяснение касательно тех штрафов, которые брал /князь-/ начальник:

Если кто-либо из ногайцев убьет другого и родственники убитого, встретив убийцу, поймают его, они вправе были убить последнего.

Если убийца убежит в какое-либо далекое место или пойдет и

скроется у какого-либо влиятельного человека, то в случае просьбы людей: простить убийцу, - его, если захотят, прощали, но взыскивали с него дият. Другого наказания тут не было.

Если со стороны кого-либо из [ногайцев] поступит жалоба (да во] о том, что кто-либо имел принудительную внебрачную связь с его дочерью, сестрой, матерью или женой, или же если жалобщик обнаружит в неположенное время в своем доме определенного человека, а тот, на кого он жалуется, откажется от всего и причем тусевы^ присягнут в его оправдание, то такой человек освобождался от наказания.

Если же его преступление доказывалось [фактами], то на него налагали штраф деньгами - в размере одного тумана.

Если поступала жалоба о том, что кем-то совершено прелюбодеяние, но со стороны обвиняемого в этом следует отказ и он присягнет тут вместе с тусевами, то от наказания он освобождается.

Если же преступление будет доказано, то мужчину-прелюбодея и ту женщину (хатун), которая добровольно согласилась на прелюбодеяние, сажали задом наперед на осла и народ проклинал их27. Вот такое следовало тут наказание.

Штраф, налагаемый на конокрада - десять манатов деньгами.

За кражу быка - пять манатов.

За кражу овцы - три маната.
Штраф, налагаемый на того, кто не вышел по тревоге (къугъын), на того, кто уклонился от казенной службы и, наконец, на того, кто без необходимости избил чью-либо (?) жену - три маната деньгами.

Штраф налагаемый на того, кто нанес кому-либо рану - десять манатов, если раненный вылечен будет лекарем (йара уста].

Если же раненный выздоровеет сам, без помощи лекаря, - три маната деньгами.28

А вот вам те насилия, которые совершали кумыкские князья в после-ермоловское время.

Во-первых, в 1840 году костековские князья основали деревню-юрт в Канбулат-авуэе, близ нашего, ногайского, кордона, и тем стеснили наши летовья, Канбулатюртовцы29 отняли тут наши пахотные земли и стали пахать их для себя. Они также «уничтожили» наши земли, предназначенные для пастьбы скота, и стали заготавливать там сено. От них случается нам много стеснения, и это будет еще продолжаться.

После этого, в 1849 году, они - князья, - продали Тоте, сыну Ди-бира, самые лучшие земли из числа тех, на которых мы обитали и где мы пахали. На тех местах есть, между прочим, наши оросительные канавы-татавул. Так вот, они захватили их, запрудили воду, которая шла к нам из рек Аксай и Ярыксу, и этим также наносят нам много вреда.

На тех землях, кроме Тоты, обосновались еще и «компаньоны» (ортак).

Так вот, этот Трта и его «компаньоны», посеяв на тех наших землях много марены и предоставив еще и другим людям сеять ее там, не оставляют нам, в результате, места для пахоты, не пропускают к нам воду и тем самым случается нам много притеснения. «Компаньонами» же Тоты являются: его родственник (кардаш) Юсуф - сын Иманали, Асев - сын Джанбулата и сыновья Хаджакава.

Кроме того: сыновья Айдемира продали некоторые наши земли Ханахмаду-хаджи, Хамзе - сыну Алхаса, Мусе - сыну Джанбулата и Асеву - сыну Джанбулата. Эти люди, которые купили названные земли, ежегодно взыскивают с нас теперь: за кошение сена - арбу сена или же один манат деньгами [с каждого].
С тех [наших] людей, которые занимаются хлебопашеством, названные покупатели земли взыскивают за каждый плуг:

если выращивают пшеницу, - по четыре сабу3® пшеницы;

если выращивают просо, то с плуга берут по четыре сабу проса.

В течение последних шести лет за пастьбу овец в тех местах, что куплены у сыновей Айдемира, названные выше лица берут от нас следующее: с каждых пятидесяти овец - одну овцу, с каждых семидесяти овец - две овцы, с каждых ста овец - три овцы.

Подобно тем людям, и даже больше, чем они, берут [Алисултан и Шафи]. Эти двое продали, сверх того, наш берег моря (имеется ввиду Уллу денгиз - «Большое море) одному мужику и тот теперь не позволяет нашим беднякам-рыбакам ловить рыбу. Если же кто-либо из нас начинает рыбачить, то мужик этот взыскивает с рыбака за каждый невод по двенадцать манатов деньгами. А если же взыскивают [с рыбаков] Алисултан и Шафи, то они берут [с невода] двадцать пять манатов денег; если денег им не дадут, они забирают быков и уводят их.

Сыновья Хаджакава приводят богатых евреев и дают им сеять марену. Мы от них терпим очень много ущерба; это земли в местности Гюргюр-тюбе.

Абдулмуслим, сын Каштана31, захватив наши земли на Геме-тюбе, пашет там и косит сено.

Таким вот образом они и притесняют нас. Вот и все; 1860 год.

В этом письме мы написали о насилиях и притеснениях, которые чинили нам кумыкские князья на южной стороне реки Аксай. О тех же притеснениях, которые [они[ чинили нам на ее северной стороне, мы уже говорили, когда вы спросили об этом, в Аксае. Поэтому мы здесь об этом не написали.

В до-ермоловское время, в 1816 году, пришли кизлярские казаки и сказав, что через наши, мол, земли воры угнали их скот, забрали и увели с собой весь скот аула Ашамайлы, в количестве двести голов.
Его они увели из местности Куфа-геткен.

Сыновья кизлярца Хаджикана арестовали Бийтемира, сына Муса-кая, и Давурахмада, сына Кендже, за то, что к ним якобы привел [их} след [вора]. Из-за этого Бийтемир и Давурахмат уплатили [властям] в 1817 году пять кобылиц; те места находятся на нижней стороне Кан-булата.

В 1819 году в местности Шава, расположенной на северной стороне реки Аксай, чеченцы (мычыгъыш) схватили и увели с собой одного русского, которого звали Чачан-майор32. Русские приказали нам тогда, чтобы мы, ногайцы, уплатили [чеченцам! за этого майора. Мы сказали тут: «Чеченцы эти прошли как через наши земли, так и через земли, на которых живут кумыки. Да и приходили они сюда со стороны кумыкских земель». Тогда русские потребовали, чтобы платили мы [за майора] сообща с кумыками. Мы, таким образом, уплатили тогда половину [выкупа], поровну с ними.

Когда чеченцы увели с собой одного кизлярского армянина (эр-мали), то, сказав, что прошли они через якобы наши земли, [власти] схватили: Ахмад-хаджи, Эсевакая - сына Апана, Мустафу-хаджи, Ису -сына Булека, Джанбека - сына Сурубкела, Эсенбулата - сына Коджука и многих других людей аула, а затем потребовали уплатить [чеченцам] деньги за того армянина'- сто туманов; эти места - берег реки Тентек-узек.

Костековские ногайцы'"ловили рыбу в Большом море. Рыбачили они там всегда, вплоть до времени генерал-барона. Главарями же тех людей, которые рыбачили тогда V? мо,рё,_были: Чанглыбай - сын Бай-гази, Абиштай - сын Кушата, Сюю'ндик - сын Козыбака, Гелимай - сын Бузлыбая, Баят - сын Кутлакая, Джанбулат - сын Салавата, и другие люди.

Наши, дагестанские, ногайцы рыбачили раньше еще и на Тереке, на том его рукаве, который находится на нашей стороне. Ныне же костековские князья продали это место ..одному армянину.

О подписке же, состоявшейся будто бы в 1827 году между кумыкскими князьями и ногайцами, мы. ничего не знаем. Мы полагаем, что такой подписки вообще не было.
Вот и все.

Источник: http://constitutions.ru/


Категория: История | Добавил: BAD_BOY25 (14 Января 2011)
Просмотров: 2058
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar