Главная » Статьи » История

Метка «Историография ногаев»

Метка «Историография ногаев»

Зарубежная историография

Вторник, 17 Ноя 2009

Долгое время европейские и амери­канские исследователи кочевых народов обделяли вниманием Ногай­скую Орду. Связанные с ней сюжеты появлялись обычно в компиля­тивных работах, где пересказывались книги, статьи и публикации источников в переводах на западные языки. Крупнейшей из таких компиляций была четырехтомная «История монголов» Х.Ховорса, впервые изданная в 1876-1927 гг. (Howorth 1965а; Howorth 1965b). Не зная восточных языков, автор скомпоновал в соответствующем разделе все доступные ему сведения из Н.М.Карамзина, Й.Хаммер-Пургшталя, других историков, европейских переводов и пересказов мусульманских сочинений и изложил историю ногаев, которую пред­ставлял себе весьма смутно [достаточно сказать, что он возводил их непосредственно к печенегам (Howorth 1965b, p. 347)]. Однако еще долго книга Х.Ховорса являлась для европейских читателей одним из основных пособий по истории Дешт-и Кипчака.

В то же время на Западе шла работа над переводами и публика­циями восточных источников, имеющих отношение к нашей теме. Отметим работы польских историков по крымским письменным памятникам (Зайончковский 1969; Pulaski 1881; Zaj^czkowsky 1966). Большое значение для изучения тюркских Юртов XV-XVI вв. имели многолетние разыскания в турецких архивах, предпринятые А.Бен-нигсеном, его учениками и коллегами (см. ниже, раздел об источни­ках). Серия их публикаций помогла тем исследователям, которые не имеют доступа к документам султанской канцелярии или не читают на турецком языке. Эта группа французских историков на убедитель­ных материалах сумела опровергнуть утвердившееся в советской историографии пристрастное убеждение в настойчивом желании Порты плести заговоры против России в XVI в., сколотить татаро-ногайскую антимосковскую коалицию. В опубликованных османских документах наглядно проступила тактика Стамбула на отстраненность от степных дел, перекладывание их на плечи Гиреев.

Государственным образованиям в Дешт-и Кипчаке посвятили свои труды Я.Пеленский и М.Ходарковский (США). Первый написал книгу о российско-казанских отношениях, второй — о калмыках XVI-XVII вв. (Pelensky 1974; Khodarkovsky 1992). Естественно, оба сюжета тесней­шим образом связаны с ногаями, и авторы не упустили ногайский фактор из поля зрения, приведя немало верных выводов и тонких на­блюдений. Оригинальным и хорошо фундированным подходом отли­чаются также сочинения американского востоковеда Ю Шамильоглу о поздней Золотой Орде и ее наследных ханствах (Shamiloglu 1984; Shamiloglu 1986).

Из общей массы литературы выделяется «Очерк татарской исто­рии» Б.Ишболдина (Ischboldin 1973). Принадлежа к потомственной татарско-ногайской аристократии, он использовал (правда, без спра­вочного аппарата) не только данные доступной ему литературы, но и фамильные предания, которые в условиях дефицита источников име­ют первостепенное значение. Отдельную главу Б.Ишболдин посвятил ногайскому компоненту своей родословной и соответственно ногай­ской истории.

Наиболее заметным исследованием самых последних лет стала мо­нография Д.Девиза «Исламизация и исконная религия в Золотой Орде. Баба-Тюклес и обращение в ислам в исторической и эпической тради­ции» (DeWeese 1994). В ней проанализирован весь корпус источников по обращению империи Джучидов в мусульманство. А поскольку одним из первых адептов ислама там был святой проповедник Баба-Туклес, то ему посвящена львиная доля книги. Баба-Туклес считался предком Эдиге и, стало быть, всей ногайской знати. В связи с этим Д.Девиз изучил генеалогические предания ногайских мирз, попытался определить степень соответствия их исторической действительности. В его тексте много ценных замечаний о статусе ногайской столи­цы Сарайчука (Сарайчика), который представлен в этой работе как сакральный джучидский мемориал; о религиозно-идеологической си­туации в Ногайской Орде и пр.

Особенностям русско-ногайских отношений в контексте общей истории связей Руси и Степи посвящена интересная статья немецко­го историка А.Каппелера (Kappeler 1992), к которой мы тоже будем неоднократно обращаться в нашей работе.

Что касается турецкой историографии, то она привлекает рядом разработок, связанных с османской политикой на юге Восточной Европы, в Северном Причерноморье. Назовем исследование А.Н.Курата о крымско-турецком походе на Астрахань в 1569 г. (Kurat 1961), статьи Х.Иналджыка по разным вопросам (Inalcik 1948; Inalcik 1952; Inalcik 1979; Inalcik 1980a; Inalcik 1980b), а также книгу О.Гёкбиль-гина о Крымском ханстве 1530-1570-х годов (Gokbilgin 1973). Все эти работы лишь косвенно связаны с Ногайской Ордой. Сочинения турецких историков, непосредственно посвященные ей, нам неизве­стны.

Подводя итоги историографического очерка, отметим следующее. Благодаря усилиям нескольких поколений ученых скопился обшир­ный материал для анализа и исследований по истории Ногайской Орды. При этом лишь в единичных монографических трудах ногаи выступали как центральный объект изучения. У большинства авторов они являлись лишь фоном для основной темы — истории России, Казанского или Крымского ханства, Турции. А немногие книги, пове­ствующие о собственно ногаях (ногайцах), часто основываются, к со­жалению, на устаревших концепциях и весьма скудной источниковой базе.



Источник http://www.nogay-orda.ru
Категория: История | Добавил: BAD_BOY25 (17 Марта 2010)
Просмотров: 1992
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar