Главная » Статьи » История

Мангуты и Кипчаки ч.2
Мангуты и кипчаки ч.2
Воскресенье, 22 Ноя 2009
kipchaki2В ногайском, казахском и башкирском фольклоре есть упоминания об Азиз-Джанибеке, возглавившем ногаев при переходе их из «Вели­кой Татарии» или «Бухарин» на Волгу (Корнис 1836, с. 5; Нестеров 1900, с. 103; Филоненко 1915, с 12). Монеты с именем этого правите­ля чеканились в золотоордынском городе Гюлистане в 767/1365­66 г.6. Можно предположить, что заметное переселение целого ман­гытского массива с юго-востока произошло в 1350-1360-х годах. До того времени какие-либо крупные перемещения населения в Золотой Орде неизвестны, да и едва ли были возможны В первой половине XIV в, она находилась в зените могущества, и ордынское правитель­ство не допускало перехода племен (элей) из одного крыла или улуса в другой, чтобы не нарушать стройного деления населения и терри­тории, не запутывать системы налогообложения и мобилизации опол­чения. А вот в ходе смут, начавшихся после смерти хана Джанибека б. Узбека (1357 г.), в Дешт-и Кипчаке Б самом деле начались мас­штабные миграции. Причина их может быть определена только гипотетически. О внут­ренней истории левого крыла известно очень мало. Во всяком случае, нет никаких оснований считать массовые передвижения населения бегством от каких-то соперников или врагов. Резонно допустить вслед за В.Л.Егоровым, что кок-ордынская аристократия решила вос­пользоваться династическими распрями вокруг Сарая и захватить главный престол Улуса (Егоров 1980, с. 183). Однако должен был найтись весомый стимул для фактической узурпации ею власти над Золотой Ордой. Можно предположить, что таким стимулом для вос-точноджучидских царевичей послужило массовое переселение кип­чакских племен (в том числе мангытов) из ослабевшего и распадавше­гося Чагатайского улуса. Приток кочевников поставил местную знать перед необходимостью не только подыскать им место для прожи­вания, но и увлечь энергию этой буйной стихии на внешние пред­приятия, за пределы Кок-Орды. Вот почему племена левого крыла двинулись к Волге в 1360-х годах. Пришедший из восточных степей Хызр, царствуя в Сарае, возглав­лял ханство правого крыла в Улусе Джучи, что располагалось к западу от Яика. Одновременно с ним в левом крыле, т.е. к востоку от Яика, ханствовал его брат (?) Кара-Ногай, имевший резиденцию на Сыр-дарье7 (Утемиш-Хаджи 1992, с. 112). Ни того ни другого правителя не связывают в хрониках с мангытами. Но именно данный период обозначен в некоторых источниках как время переселения их к Волге. И.Л.Щеглов в начале XX в. слышал версию основания Ногайской Орды, по которой Эдиге собрал «заяицкие орды» в ходе смуты, разра­зившейся после ханов Амурата и Озиза (Щеглов 1910, с. 66). Послед­ний персонаж — это, конечно, упоминавшийся выше Азиз-Джанибек; Амурат — скорее всего противник Мамая, Мюрид, сарайский хан в 1361-1364 гг., брат или сын Хызра (Григорьев А. 1983, с. 32, 54)8. Утемиш-Хаджи в своем «Тарих-и Дост-султан» передает, что во время разгоравшейся междоусобицы «кыйят Мамай забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым». После убийства хана Хызра и разорения его противниками стольного Сарая большая часть Хызрова эля тоже подалась в Крымский вилайет к Мамаю (Утемиш-Хаджи 1992, с. 108, 113; об обстоятельствах переворота см.: Григорьев А. 1983, с. 28, 29). Данная информация полностью соответствует сооб­щению Симеоновской летописи об убийстве Мамаем хана Тимур-Ходжи, сына и преемника Хызра, переправе Мамая через Волгу и его откочевке в Крым. Летопись датирует эти события 1361 г. (Симеонов-ская 1913, с. 101). Крымский вилайет включал не только сам полуостров, но и степи от нижнего Днепра до нижнего Дона. Есть некоторые фольклорные данные об участии в этой миграции мангытов. В одном из башкир­ских сказаний Крым предстает как прародина ногаев (Рычков 1896, с. 69). В Крыму действуют и многие богатыри-герои ногайского эпи­ческого цикла (хотя последнее может быть связано и с расселением ногаев в крымских владениях в XVH-XVIII вв.). Подобные передви­жения отражены в казахском эпосе «Эр-Таргыл», где главный персо­наж является выходцем из киргизов, бежавшим к народу «кырк сан крым» (Молдобаев 1995, с. 60) (ср. легендарный маршрут из ногай­ских сказаний: Мавераннахр — Киргизский Алатау, а также инфор­мацию Утемиш-Хаджи об уходе народа с территории Казахстана в Крым). Таким образом, кажется вероятным форсирование Волги значи­тельной частью эля мангытов в числе прочих племен в середине XIV в. Но Крым тоже находится довольно далеко от Яика, будущего центра Ногайской Орды! Следует продолжить поиски следов мангыт-ских передвижений. Разгром ханом Тохтамышем Мамая в 1380 г. привел к рассеянию его, Мамаевых, элей. Те мангыты, которые когда-то явились в Крым с Мамаем, вынуждены были искать пристанище в дальних краях. Смутные воспоминания об этом расселении сохранились в различных регионах Восточной Европы. Предание, сообщенное башкирским старшиной П.И.Рычкову в XVIII в., гласит, будто «ногайский хан Басман», спасаясь от «морового поветрия», с семнадцатью тысячами кибиток перебрался из «Малой Татарии», что находилась «близ Кры­ма», к Яику и к устью Сакмары, где основал свою ставку Актюба (Рычков 1896, с. 69). Из некоторых источников явствует, что первая и временная оста­новка после исхода из Крыма имела место на берегах Кубани, В част­ности, в мордовском фольклоре слово губан (кубанец) обозначает но­гайца (см.: Устно-поэтическое 1982, с. 87, 104); башкирские народные генеалогии свидетельствуют, что после русского завоевания Казани в середине XVI в. большинство ногаев, живших в Башкирии, отко­чевали на Кубань — прежнее место жительства их отцов, откуда те некогда бежали «от жару» (Башкирские 1960, с. 32: Соколов 1898, с. 51)9, К этим сюжетам примыкает донская казачья легенда о начальнике Донского войска Адиге или Атике, который из города Черкассы, на­зывавшегося тогда Орн, «перешел на восточную сторону Азовского моря и между двумя рукавами Кубани построил замок своего имени Ада» (ПоповА. 1814, с. 116). Черкассы с середины XVII в. действи­тельно были административным центром Донского войска и в этом повествовании являются анахронизмом. Но район Черкасс (степное нижнее Поднепровье) в начале XVI в. служил кочевьем тех мангытов, которые предпочли остаться в Крымском вилайете на территории Большой Орды и позднее закрепились в Крымском ханстве (ПДК, т. 1, с. 119; Сыроечковский 1940, с. 44; Bennigsen, Lemercier-Quelquejay 1972, р, 330). Еще в 1546 г. ногайские мирзы заявляли крымскому хану: «Буди тебе ведомо: Днепр деи нашь коч, твои татаровы по Непру не кочевали» (КК, д. 9, л. 53). Адиг/Атик напоминает имя ро­доначальника мангыто-ногайских биев Эдиге, хотя он погиб в 1419 г., а во время предполагаемого переселения мангытов из Крымского улу­са на Кубань (1380-е годы) находился при дворах Тохтамыша и затем Тимура. Тем не менее какие-то отголоски мангытской миграции мог­ли проявиться в этом фольклорном рассказе, и события реконструи­руются таким образом, что некоторая часть мангытов осталась в Се­верном Причерноморье, а другая часть переместилась к востоку, на Кубань. Следующим пунктом миграции оказалась долина Терека. В марте 1524 г. участник русского посольства в Турцию М.Тверитинов доло­жил в Москву, что «пошел Мамай мырза от Асторохани кочевать на старое ногайское кочевище на Терк реку под Тюмень, подалось к Хвалынскому (Каспийскому. — ВТ) морю» (ТД, д. 1, л. 269 об.; здесь и далее в цитатах выделено мною. — В Т). Расселение ногаев на этой реке за столетие до цитированного донесения отразилось в но­гайском эпосе. После перемирия хана Кадыр-Берди б, Тохтамыша с Нурадилем (Hyp ад-Дином) б. Эдиге последний признал в первом «единственного хана Золотой Орды и навсегда отказался от своей независимости». За это хан передал ему «в полную собственность степь, орошаемую Тереком и Сулаком» (Семенов Н. 1895, с. 454). В 1880-х годах у чеченцев сохранялось предание о столкновении их предков с ногаями в «Малой Чечне» около пятисот лет назад, т.е. в конце XIV в.; в бою на реке Аргун ногаи были разбиты (Семенов Н. 1895, с. 394). Свидетельством пребывания предков ногаев на Тереке служит и легенда крымских ногайцев, приведенная В.Д.Смирновым. У предка ногайцев Байраса, сына Улуса, от трех жен было шестнадцать сыно­вей, которых называли общим именем Татар-Тоб. Уже сам публика­тор связал это наименование с местностью Татар-Топа на Тереке (Смирнов В. 1887, с. 77, 78). Действительно, на левом берегу Терека, напротив осетинского селения Эльхотово, располагалась средневеко­вая крепость Татартуп («Стоянка татар»). От нее уцелел знаменитый минарет XIV в., рухнувший в 1981 г. Жителями этой крепости, по мнению М.МБазоркина, были крымцы, которых Мамай переселил на Кавказ (Базоркин 1961, с. 138). В XIX в. в эту местность съезжа­лись на празднование по случаю мусульманского Нового года пяти­горские ногайцы. Правда, Татартуп, видимо, не считался святыней именно ногайцев, и почитание его объясняли заимствованием от сосе­дей-кабардинцев (Волкова 1974, с. 94). С переселениями ногаев Е.И.Нарожный и Л.П.Семенов связывают оседание в этих местах таинственных борганов и основание ими мав­золея Борга-Каш в ингушском селе Плиево (Нарожный 1988, с. 129, 130; Семенов Л. 1928, с. 217 и сл.; описание мавзолея см.: Месхидзе 1998). Вопрос о времени и об этнической принадлежности строителей мавзолея, как и об идентичности ногаев с борганами, очень сложен. Самое раннее известие о борганах (боргунцах) датируется 1598 г. (Эпиграфические 1966, с. 201). Их происхождение и этноплеменные связи неизвестны. Однако, кажется, нет никаких документальных оснований связывать их с мангытами или в целом с ногаями. Уподоб­ление борганов тем ногаям, которых эпический Мамай якобы пересе­лил из Крыма «к подошве Кавказских гор» (Нарожный 1988, с. 129, 130), не основано на данных надежных источников10. Ингушская ле­генда о том, что в Борга-Каше погребен золотоордынский государь Татартупа Борга-хан, глава ногаев, которые, дескать, при Мамае пере­кочевали в Чечню (Виноградов 1980, с. 11), может служить иллюстра­цией народной памяти о давних миграциях, но тоже не позволяет счи­тать борганов ногаями. Да и народные сказания в этом отношении не единодушны. Л.П.Семенов собрал множество историй о мавзолее, и в итоге оказалось, что его сооружение приписывалось по меньшей мере десятку различных народов (Семенов JL 1928, с. 217 и сл.). Слабым доводом в пользу сближения ногаев с борганами могут служить еще разве что традиционные связи монголов-мангутов и мон-голов-буркутов (ср.: борганы) в период их обитания по соседству друг с другом в Северной Монголии в XII в. В то время между ними прак­тиковался брачный обмен (Рашид ад-Дин 1952а, с. 185). Но это еще более далекие и опосредованные данные, к тому же прямой этниче­ской связи между теми мангутами и дештикипчакскими мангытами, как уже говорилось, в общем не заметно. Присутствие в Предкавказье на рубеже XIV-XV вв. будущих осно­вателей Мангытского юрта доказывается аналогиями в кочевнических погребальных комплексах этого региона и Заволжья и Приуралья (Виноградов, Нарожный 1991, с. 18). Как бы там ни было, в письменных источниках почти нет опреде­ленной информации о проживании предков ногаев на Северном Кав­казе в XV — первой половине XVI в.11. Тем не менее память об их кочевании на Кубани и Тереке, как и сохранение там каких-то групп кочевников-кипчаков, могла стать одним из стимулов активной отко­чевки жителей Ногайской Орды на эти земли во второй половине XVI и в XVII в.12. Ареалу кавказского расселения мангытского эля в эпоху поздней Золотой Орды приблизительно соответствовала впоследствии Малая Ногайская Орда (Казыев улус), которая сложилась на Северо-Западном Кавказе к 1560-м годам. Конец XIV в. в истории Улуса Джучи отмечен нашествиями Тиму­ра. В походе 1391 г. он прошел через Центральный и Западный Казах­стан, пересек Яик и разорил левобережье Волги. В 1395 г. его армия из Азербайджана вторглась на Северный Кавказ. В битве на берегах Терека ордынский хан Тохтамыш потерпел полное поражение. После этого Тимур опустошил Волго-Донское междуречье и Нижнее По­волжье. В промежутке между этими двумя кампаниями произошли события, которые многими историками трактуются как основание Но­гайской Орды. Связаны они с предводителем мангытов Эдиге.

Метки: Мангуты и кипчаки, Образование и распад ногайской державы Рубрика: Образование и распад ногайской державы | Ваш отзыв »
Мангуты и кипчаки ч.1
Воскресенье, 22 Ноя 2009
kipchakiОдин из главных и самых запутанных вопросов в ногайской исто­рии — проблема исторической связи между монголами-мангутами и позднейшими тюрками-мангытами. Слово «мангыт» (тюркизирован-ное «мангут») часто использовалось на Востоке в XV-XVII вв. как синоним ногаев, поскольку правящий клан Ногайской Орды происхо­дил из племени мангытов. Посмотрим, какие сведения можно извлечь из средневековых источников для того, чтобы узнать, каким образом изначально монгольский этноним «мангут» проник в Дешт-и Кипчак, а также определить, почему он был там заимствован местными кочев­никами. В XII в. монгольское племя мангутов расселялось между борджи-гинами, кочевавшими по Онону, и тунгусскими племенами среднего Амура, близко соседствовало с забайкальскими монголами-баргутами (Викторова 1980, с. 162; Рашид ад-Дин 1952а, с. 184), т.е. занимало территорию, приблизительно соответствующую нынешней китайской провинции Хэйлунцзян. По «Тайной истории монголов», мангуты происходили от Начин-бахадура — потомка монгольской праматери Алан-гоа в пятом поколении (Сокровенное 1990, с. 18; History 1990, р. 9); по хронике «Алтан тобчи» Лубсан Данзана — от Мангхудая из шестого колена потомства Алан-гоа (Лубсан 1973, с, 60; Erten-u 1937, р. 18); Рашид ад-Дин называл предком мангутов Джаксу (Яхши), седь­мого потомка Алан-гоа (Рашид ад-Дин 1952а, с. 184; Рашид ад-Дин 19526, с. 29). Мангуты состояли в той же фратрии нирун, что и Чинги-сиды-борджигины (Рашид ад-Дин 1952а, с. 78, 79), следовательно, на­ходились в довольно близком генеалогическом родстве с ними. Это племя входило в улус Бартан-бахадура и Есугэй-бахадура, деда и отца Чингисхана. По смерти Есугэя половина их оставила семью своего покойного правителя и откочевала. Оставшихся мангутов воз­главил нойон Куилдар. Во время борьбы Чингисхана за всемонголь-ский трон они верно служили ему. Куилдар не раз проявлял героизм в сражениях, хан очень ценил его и даже побратался с ним. Глава ман­гутов просил Чингисхана, чтобы тот позаботился о его детях в случае его гибели. Когда нойон действительно погиб, Чингисхан выполнил просьбу побратима и назначил особый «сиротский налог» в пользу потомков Куилдара (Лубсан 1973, с. 104, 143, 150, 154, Рашид ад-Дин 1952а, с. 184, 185; Рашид ад-Дин 19526, с. 125; 272; Erten-u 1937, р. 76, 130, 139, 146). Впоследствии сын Куилдара возглавил «тысячу» мангутов во время войны в Северном Китае (Рашид ад-Дин 19526, с. 179, 272). Другой мангут, Дохолху, занял при Чингисхане и позднее при Угэдэе придворный пост чэрби и командовал тысячей гвардейцев-тургаутов (Лубсан 1973, с. 159; Erten-u 1937, р 153). Мангута Джэдай-нойона Чингисхан числил среди своих самых верных сподвижников, «слуг усердных, даровитых, ловких стрелков, заводных коней, ловчих птиц на руке и охотничьих псов, притороченных к седлу». После смерти основателя Монгольской империи Джэдай постоянно нахо­дился в Монголии, при ставке младшего сына Чингиса — Толуя (Рашид ад-Дин 1952а, с. 185; Рашид ад-Дин 19526, с. 264, 278). Первые мангыты в Дешт-и Кипча^еГТйзванные выше официаль­ные хроники не отразили переселения мангутов в Дешт-и Кипчак, где позднее сформировался Мангытский юрт. В перечнях племен, выде­ленных Чингисханом в удел (улус) старшим сыновьям — Джучи и Чагатаю, а также тех, что позднее распределялись между уделами Джучидов и Чагатаидов, мангуты не упоминались (см., например: Кляшторный, Султанов 2000, с. 207, 208; Рашид ад-Дин 19526, с, 274, 275). Поэтому рискованно утверждать, подобно Л.Н.Гумилеву и В.Л.Егорову, будто они изначально были включены в Улус Джучи (Гумилев 1989, с. 535, 586; Егоров 1993, с. 535). Равным образом не вызывают доверия и догадки о переселении Чингисханом этого пле­мени как своих «наследственных подданных», да еще за поддержку враждебных ханов, то ли к Каспию, то ли в Мавераннахр (Вамбери 1873, с. 116; Поноженко 1987, с. 33, 34; Фишер 1774, с. 192). Топони­мы, связанные с мангытами, действительно встречаются в Средней Азии (см.: Мурзаев 1996, с. 184), но это скорее можно объяснить уча­стием тюрок-мангытов в узбекских миграциях рубежа XV-XVI вв. Однако мангыты — это не монголы-мангуты, хотя какая-то связь между ними в общем просматривается: в позднем средневековье мон­гольские народы называли ногаев мангутами (Батур-Убуши-Тюмен 1969^ с. 37; Габан-Шараб 1969, с. 57; Златкин 1983, с. 229), Основная масса мангутов оставалась в Монголии или воевала в Китае, Мангуты относились к левому крылу империи и не имели формального основания двигаться в Дешт-и Кипчак^Вместе с тем на­личие этнонима «мангыт» в среде тюркоязычного населения Джучие-ва улуса говорит о том, что отдельные группы монгольского племени мангутов все-таки перекочевали из Монголии, Забайкалья и Мань­чжурии на запад. Именно в XIII-XV вв. население Казахстана при­обретает монголоидный облик, характерный для «монголоидно-евро­пеоидной расы», с признаками южносибирского антропологического типа (Исмагулов 1970, с. 88, 89) Повальная тюркизация завоевателей в Золотой Орде (Улусе Джу-чи) и Чагатайском улусе1 давно установлена историками. Не стала исключением и горстка мангутов. Они восприняли язык и культуру восточных кипчаков и растворились среди них. Те кипчакские коче­вые общины, что расселились на территории, отведенной в юрт (про­странство для кочевания) мангутам, приняли по степному обычаю (История 1974, с. 93) их этническое имя. Так, судя по всему, в течение первой половины XIV в. и появились тюрки-мангыты. Подобная же трансформация произошла с кипчаками, оказавшимися в юрте монго-лов-хонкиратов: «получились» тюрки-кунграты; то же с кереями (от монголов-кереитов), найманами и т.п.2. В различных источниках разбросаны свидетельства о первоначаль­ном местопребывании предков ногаев, т.е. до их появления на Яике, в будущей Ногайской Орде. Сами ногаи представляли свою древней­шую историю следующим образом. Караногайское (северодагестан­ское) предание, опубликованное в 1863 г. А.О.Рудановским, гласит, будто их «народ кочевал несколько лет возле городов Бухары, Хивы и Оркаи (вероятно, Ургенч. — ВТ.) под предводительством Чингис­хана». Затем ими стали управлять два калмыцких хана, Бодролтой и Бурголтей, которые принялись притеснять подданных. По этой при­чине ногаи, дескать, перекочевали в урочище «Алатавлы-Киргз» под начало Узбек-хана. Оттуда они вскоре переместились со всеми стада­ми и кибитками «к озеру Ака-Оку под покровительство тамошнего бия Мусы» (Рудановский 1863, № 48, с. 301). Как видим, данная версия, во-первых, позволяет судить о времени миграции — период от Чингисхана (первая четверть XIII в.) до Мусы (вторая половина XV в.); во-вторых, она очерчивает ее маршрут: Мавераннахр и Хорезм — горы Алатау (Юго-Восточный Казахстан и Кыргызстан) — озеро Ак-Куль . Отголосок пребывания мангытов в Средней Азии можно усматривать также в киргизском эпосе «Ма-нас», где «ногоям» отводится значительная роль. И вообще древность, «золотой век» в киргизских преданиях иногда обозначается как «но­гайские времена» (Валиханов 1961а, с. 388). Кроме того, указанная Муин ад-Дином Натанзи область правления потомков Ногая — Улуг-Таг, Сенгир-Ягач, Каратал, Дженд, Барчкент4 (Натанзи 1957, с. 81) — соответствует примерно тому же региону. Более спрямленный путь переселения отображен в ногайском пре­дании, зафиксированном в «Описании Калауско-Саблинского и Беш-тово-Кумского народов» 1837 г.: «Предки ногайцев обитали прежде в Бухарин и были тогда идолопоклонниками». Приняв ислам от «сул­тана Бабатукла», они «перешли из Бухарин на реку Волгу, в нынеш­нюю Астраханскую губернию» (РГВИА, ф. 405, оп. 6, д. 3076, л. 30, 30 об.). Здесь миграция изображена уже как переход из Мавераннахра непосредственно к Волге, хотя и без уточнения периода. Впрочем, ясно, что произошло это после миссии проповедника Ходжа-Ахмеда Баба-Туклеса, который жил в Улусе Джучи во времена хана Узбека (правил в 1312-1342 гг.) (Утемиш-Хаджи 1992, с. 106, 107). Передви­жение предков под влиянием миссионера твердо держалось в памяти народа. В 1907 г. ногайский старик сообщил русскому исследователю, что ногайцы в прошлом «вышли из Индии. Некоторое время жили с монголами, но появившийся святой (имя не называется. — ВТ) велел им уйти от неверных» (Пашин 1912, с, 39) — здесь уже не от калмыков, как в публикации А О.Рудановского, а от монголов. Думается, эти разновременные записи, называющие после Монголии или «Индии» местом первого поселения «Бухарию», достоверно отра­зили один из этапов передвижений мангытов по Евразии Абу-л-Гази Бахадур-хан в «Шаджара-йи таракима» рассказывает, что после того как Джучи обосновался в Дешт-и Кипчаке, «он пересе­лил сюда свою семью и все или, которые дал ему отец Из каждого уруга узбеков были переселенцы в Кипчакский юрт… Потом этот юрт достался мангытам» (Кононов 1958, с 20, 21, 44). Хотя автор и не приводит названий элей (илей), резонно предположить, что среди них оказались и мангыты Во-первых, они тоже проживали в Улусе Джучи, поскольку тот в конце концов «достался» им. Во-вторых, мангыты могли относиться не к племенам, выделенным Чингисханом сыну, а к тем «уругам узбеков», что переселились в «Кипчакский юрт» после того5. Кроме того, если учесть фольклорные сведения о среднеазиатской «прародине» ногаев, то получается, что первоначально их предки жи­ли в Чагатайском улусе, а не в Золотой Орде. Поэтому искать их среди изначальных джучидских подданных ХШ — первой половины XIV в. бессмысленно Однако, придя из Мавераннахра в казахстанские степи, кипчаки-мангыты оказались на землях, принадлежащих Джучидам — тем их династическим ветвям, которые происходили от сыновей Джучи-хана, Орду-Ичена и Шибана.

Источинк kazakh.ru
Категория: История | Добавил: BAD_BOY25 (17 Марта 2010)
Просмотров: 3894
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar