Главная » Статьи » История

Рассказ о "Пришедших из степей"
Ногайцы — тюркоязычный народ, один из коренных народов Северного Кавказа. По переписи России 1989 года их общая численность составляла 75 тыс. человек. Основная масса ногайцев живет в Дагестане — 28294 человека (это составляет 1,58 процента населения республики), в Шелковском районе Чечни насчитывается 11 тыс. ногайцев, в Ставропольском крае — 15569 человек (0,65 процента всего населения края), в Карачаево-Черкессии проживает 13 тыс. (3,3 процента), в Астраханской области 3958 ногайцев (или 0,4 процента). В XIV-XVII вв. ногайцы имели свою государственность — Ногайскую орду со столицей под названием Сарайчик. Исторически так сложилось, что государство распалось, часть ногайцев погибла, часть эмигрировала в другие страны. В XVlll веке они также вынуждены были покидать пределы Российской империи, расселяясь в Турции, Иордании, Румынии, Болгарии. По данным, полученным из Интернета, в мире насчитывается 4,3 млн. ногайцев. В советское время те из них, кто проживал в России, были ещё более административно разъединены и духовно, разобщены. Ногайцев не депортировали, но от этого им не жилось лучше. Массовым репрессиям подвергались в 1930-е годы представители ногайской, интеллигенции, духовенства, крестьянства, а голод 1932-33 годов унес почти половину населения. Спустя годы, в 1968 году, газета «Правда» назвала это преступлением, спланированным и организованным властями. Ещё одним фактом, дискриминации стало то, что, начиная с 1970 года, ногайцев стали относить к народностям Дагестана. Выходит, что остальные ногайцы, проживающие вне Дагестана, оказались некоренными, а значит, могли быть согнаны с этих мест любым путем. Это относится и к ногайцам предгорий Карачаево-Черкессии, где им так и говорили: «Вы пришли из степей, туда и уходите». У ногайцев отбирали землю на основании сфабрикованных, законов, указов, постановлений. Когда же в бывшем Советском Союзе вместо колхозов организовали совхозы, только в Ногайском районе Дагестана в состав Госфонда было изъято 52413 га земли. В Ставропольском крае большая часть земель была передана даргинцам, в Ногайском районе — корейцам. Икон-Халкский район Карачаево-Черкессии был переименован в Адыге-Хабльский, куда начали переселяться черкезы-адыги. Таким образом, ногайское население вытесняется из своих земель. Многие уезжают в Сибирь, Дальний Восток, в экологически неблагополучные регионы, но и там их настигает дискриминация и, соответственно безработица. Доведенные до отчаяния ногайцы начинают выходить на площади, перекрывать дороги. В сентябре подобные забастовки произошли в ногайских аулах Ставропольского края. Следует отметить, что дальнейшее социально-экономическое, культурное развитие ногайского народа находится в прямой зависимости от расширения его политических прав, а это может быть достигнуто только путем предоставления ногайцам политического, экономического и культурного единства и суверенитета в составе России. В связи с этим преступным является тот факт, что с 1957 года Указом Президиума ВС СССР ногайская степь была разъединена на 4 части и передана Чечено-Ингушетии, Дагестану, Кизлярскому округу и Ставропольскому краю. На протяжении более чем 40 лет ногайцы живут одной надеждой — воссоединить земли и создать свое автономное образование в составе России. Это не является самоцелью и не позволит объединить всех ногайцев, живущих в России, но оно даст возможность возродить культуру, традиции, сохранить язык. Ногайцы, живущие в разных регионах, были бы уверены, что их интересы будут защищены на государственном уровне, где бы они не находились. Репрессии против ногайцев продолжаются и поныне, правда, приняв иной характер. Год из года количество ногайцев, живущих на родине предков, сокращается. К примеру, в Ачикулакском районе Ставропольского края численность ногайцев в 1912 году достигала 19 тысяч, русских и украинцев, вместе взятых, всего 600 человек. На 1 января 1989 года в бывшем Ачикулакском, ныне Нефтекумском, районе насчитывается 9 тыс. ногайцев, а представителей других национальностей — 52 тыс. человек. С изменением состава населения меняется и топонимика. В детстве нам говорили, что до революции 1917 года мы были вымирающим народом, цифры свидетельствуют об обратном. За 77 лет количество ногайцев, живущих в Нефтекумском районе, сократилось более чем вдвое (В 1912 году — 19 тыс. человек, в 1989 — 9,9 тыс.). В то же время количество представителей других национальностей увеличилось в 80 раз. Бесправность народа поставила его на грань вымирания. На примере ногайцев Карачаево-Черкессии можно сказать, что до сего времени люди не пользуются природным газом, в некоторых аулах нет водопровода, электроэнергия отключается неделями, а то и месяцами. В последние годы стали проводить газ, но его месячная оплата превышает месячную пенсию. Начиная с 1985 года, средняя школа в ауле с трехтысячным населением Эркин-Юрт не отапливается. В холодное время дети сидят в классах в пальто, перчатках. Водопровод в этом ауле проводят уже несколько лет, но никак не могут довести до конца. Сельское хозяйство, земледелие, животноводство в упадке. В конце XIX века у кубанских ногайцев теперешней Карачаево-Черкессии в 4 аулах насчитывалось около 10 тысяч голов крупного рогатого скота. Теперь в этих же аулах сталось ни одной фермы. Люди держат домашний скот во дворах, так как не осталось пастбищ, к тому же нет кормов. Угон скота также не дает возможности ногайцам держать скотину, поскольку милиция не контролирует ситуацию, а более того, многие из милиционеров находятся в сговоре с ворами. К сожалению, коррупция, казнокрадство, терроризм, вымогательство стали в Кapaчaeвo-Черкессии обычным явлением, особенно в период безвластия, когда идет борьба за власть между разными национальными группировками. Положение усугубляется ещё и тем, что на Кавказе то и дело в результате конфронтации и борьбы за власть между различными партиями и группировками развязываются широкомасштабные войны. На невоюющих территориях происходят террористические акты и провокации. Мигранты перебегают из одной территории на другую и нигде не находят мира. Заводы и фабрики стоят. Сельскохозяйственные предприятия работают в основном на директоров этих предприятий. Люди получают за свой труд только натуроплатой и в ничтожно малом количестве. Средняя зарплата сельскохозяйственного рабочего не составляет даже $30 в месяц. Потребительская корзина самых необходимых продуктов на человека в КЧР составляет 860 рублей, т.е. те же 30 долларов. За газ деревенский житель, живущий в небольшом доме, платит $15 в месяц. Цена на газ возрастает каждые 2 месяца, в то время как зарплата может вообще не выплачиваться. В ногайские аулы Карачаево-Черкессии прибывают мигранты из Дагестана, Чечни, где идут военные действия. Этим беженцам почти никакой помощи не оказывается, районные власти в лице Шебзухова — главы администрации Адыге-Хабльского района — бездействуют. Семьям беженцев предоставляется единовременная помощь в сумме 300 рублей, или чуть более десяти долларов, чего, сами понимаете, не хватит даже на хлеб и чай одной семье в неделю. Беженцы нашли кров и пищу благодаря людям, принявшим их. В аулах Икон-Халк, Эркин-Юрт, Евсеевск, Эркин-Халк, Эркин-Шахар поселились по 20-30 семей. Беженцы нашли приют также в Ногайском районе Дагестана. Они живут в зданиях детского сада, лечебного профилактория аула Терекли-Мектеб, в аулах Батырмурза, Кунбатар, Червленые Буруны и других аулах Ногайского района Дагестана. Жители помогают им теплой одеждой, едой, деньгами. Помощь Фондов или властей не доходит до беженцев, вероятно, разворовывается учредителями этих же фондов, так как в СМИ не было известия ни об одном случае нападения на груз гуманитарной помощи. Можно бесконечно рассказывать о жизни ногайцев Дагестана, Ставропольского края и Чечни, но это был бы очень печальный рассказ. Вполне понятно, что в таких социально-экономических, политических условиях говорить что-либо об образовании, культуре, интеллектуальном потенциале народа, о развитии традиционных занятий было бы очень трудно, но, тем не менее, у народа есть образованные люди, хотя получить образование для ногайцев с каждым годом становится всё труднее. И в государственные, не говоря уже о коммерческих, вузы поступить без денег практически невозможно. Даже после окончания учебы многие ногайцы не находят работы. Ногайские аулы Карачаево-Черкессии пустеют, здесь остаются только старики. Люди в поисках работы уезжают на Север и Дальний Восток. Доктор математических наук Валерий Керейтов работает в Новосибирске, доктор технических наук Аубекир Найманов живет в Украине, многие yexaли в Тюмень, Уренгой, Сургут, Якутию. Будучи в составе КЧР, ногайцы, согласно статистическим данным, имеют меньше всех медицинских, культурно-просветительских, научно-педагогических кадров. Среди руководителей госучреждений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий ногайцы составляют лишь 0,6 процента. Ногайцы не имеют национального театра, нет танцевальных коллективов, не развиваются народные промыслы. Во всем Адыге-Хабльском районе только в ауле Эркин-Юрт имеется музыкальная школа и в ауле Адиль-Халк спортивная школа. Материальная база ногайских школ слабая. Планомерное изучение истории, этнографии, языка, фольклора и литературы ногайского народа началось в 1950-е годы в стенах Карачаево-Черкесского района научно-исследовательского института и продолжается здесь же в институте гуманитарных исследований, где с 1993 года начал функционировать отдел ногаеведения. Созданные сотрудниками отдела научные труды не издаются, нет денег. В отделе нет даже фотоаппарата, не говоря о дорогостоящей оргтехнике. Не организуются экспедиции для сбора материалов, нет возможности работать в архивах и библиотеках страны. Нет возможности участвовать в научных конференциях и повышать знания в академических центрах страны. Анализ кадрового состава исполнительной и законодательной властей показывает, что с точки зрения этнической принадлежности он укомплектован по пропорциональному принципу, но в каждом районе, где проживают ногайцы, они в меньшинстве, и по законам России они не могут быть у власти нигде, даже в небольшом регионе. Недостаточная представленность в органах власти затрудняет распределение ресурсов для развития этнической культуры. Решение хотя бы части этих вопросов положительно повлияет на будущее быта, образования и культуры разделенного ногайского народа.
Категория: История | Добавил: ADMIN (02 Мая 2007)
Просмотров: 3033 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar