Главная » Статьи » История

Библия на ногайском языке
Русское правительство при императрице Елизавете Петровне, как утверждает М.Краснов, начало распространять русский язык и славянскую письменность на Кавказе с целью христианизации местных жителей. В 1744 году в одном из урочищ Фияч-Дон (Северная Осетия) было основано осетинское подворье. Духовные липа, прибывшие сюда на постоянное жительство, получили предписание открыть церковь и школу. В одной холодной и постоянно сырой сакле открыли школу, а церковь здесь существовала с незапамятных времен. Из Москвы для учащихся прислали буквари. Родители с неохотой отдавали детей в школу, они сомневались в полезности обучения и боялись, что ребята могут обрусеть, поэтому в 1749 году в ней обучались лишь 7 мальчиков. После пяти лет обучения учащиеся усвоили механизм чтения славянских книг, но не понимали смысла прочитанного. В 1764 году осетинское подворье перевели в урочище Моздок (ныне г. Моздок).

Коллегия иностранных дел в этом же году поручила астраханскому губернатору и кизлярскому коменданту учредить в Моздоке «особливую школу» для преподавания новокрещенным осетинским детям христианских законов и русской грамоты, а учителю и каждому ученику на пищу и одежду выдавать по два рубля в месяц. Но надо сказать,

что и эта школа среди горцев авторитета не завоевала и русское миссионерство своей цели не достигло.

Наряду с русскими миссионерами базельские (Швейцария) и эдинбургские (Шотландия) пропагандисты христианства вели работу среди мусульман на Кавказе, Урале, в Поволжье и Сибири. В 1802 году с разрешения российского правительства шотландские миссионеры Бронтон и Петерсон поселились в районе горы Бештау в Султан ауле (есть сведения, что миссионеры жили в а. Карас). Миссионеры с первых дней занялись изучением «татарского языка и переводом на него книг священного писания». Бронтон пользовался среди местного населения большой популярностью, его совершенное знание арабского языка удивляло всех, и местные жители приходили его послушать.

Миссионеры из Англии выписали типографию, которая по качеству шрифтов не уступала лучшим европейским, и печатали книги на арабском и тюркских языках. Ко времени посещения колонии Ю.Клапротом здесь уже были изданы несколько небольших молитвенников, четыре «Евангелия» и «Новый Завет» на татарском языке. В своем отчете шотландские миссионеры пишут, что «Они перевели на Ногайское и Оренбургское наречие татарского языка Новый Завет» и отпечатали оный в нескольких тысячах экземпляров; также первые семь книг «Ветхого Завета» и «Давида псалмы» на Ногайское наречие". Кроме этих изданий они напечатали несколько тысяч «поучительных

книжечек» на турецком, персидском, арабском и разных татарских языках.

В районе нынешних Кавказских Минеральных Вод до массового переселения ногайцев в Турцию (60-е годы XIX века) были расположены сорок ногайских аулов – «кырк авыл», а ныне остался лишь один аул Канглы. Вероятно, в одном из ногайских аулов обосновались шотландские (г.Эдинбург) и базельские (Швейцария) миссионеры. Можно предположить, что они в Султан (Каррас) ауле изучали ногайский язык, а не татарский, так как в этом районе татарских поселений не было, а потом, татарский лучше изучать в Казани. Учитывая, что пропаганда христианских книг должна была вестись среди местного населения, а ногайцы в этом регионе в то время были многочисленны, то христианизация ногайцев , а потом уже и их русификация были на руку царизму.

Миссионерская деятельность шотландцев и базельцев на Кавказе ощутимых результатов не дала. Кроме того, горцы постоянно нападали на колонию. Петерсон в 1813 году в своих сообщениях просил местных властей помочь и писал, что кабардинцы похищают купленных у них детей «для наставления христианской религии, уводят скот и жителей и в последнее время угрожали совершенным истреблением колонии». В это время в колонии насчитывалось 166 жителей: 26 британцев, 123 немца и 17 горцев, обращенных в христианство.

С каждым днем положение колонистов ухудшалось. Внутренние распри между миссионерами, а также нападения горцев усугубили положение колонии. Миссионеры жаловались на то, что местное начальство не обеспечивает необходимую охрану и считали это основной причиной отъезда шотландских колонистов в Англии.

Генерал Ермолов недоверчиво относился к иностранным миссионерам и, оценивая их деятельность, писал, что «оно, принимая к себе на воспитание молодых людей, научает языку своего отечества и не всеми силами старается образовать их добрыми нам подданными помощниками... Я признаюсь, не желая сих воспитанников в свою очередь иметь проповедниками между многочисленными обитателями гор, не допускаю я каррасских колонистов приобретать таковых».

На запрос русского правительства, почему колония пришла в упадок, генерал Ермолов отвечал, что он «не считает выезд сих миссионеров весьма важным ущербом для тамошнего края, ибо они ни в отношении проповедования христианства, ни в отношении к хозяйству не оказали хороших успехов». Постепенно дела колонии под Бештау пришли в упадок, и в 1835 году она была закрыта.

В 1815 году шотландские миссионеры поселились в Астрахани. Джон Митчелл выписал из Петербурга типографию и расположил ее в доме Кузнецова на Губернаторской площади. В 1816 году были изданы «От Луки святое Евангелие», которое неоднократно переиздавалось, а в 1818 г. вышла «Библия. Новый Завет» и «Великое славословие царя и

пророка Давида», а позднее были напечатаны «Книга псалмов» и «Книга бытия». По сообщению Д. Шлаттера, издания Джона Митчелла были распространены среди астраханских ногайцев, чем были обеспокоены местные муллы.

О бытовании христианских религиозных книг на ногайском языке Саблуков писал: «По классу татарского языка имеется нужда в учебных пособиях на сем языке. В библиотеке семинарии только пять экземпляров Нового Завета на татарском, ногайском наречии для пятидесяти учеников татарского класса».

Библия, опубликованная шотландскими и базельскими миссионерами, является памятником ногайской письменности и подлежит исследованию. Эти издания должны привлечь внимание лингвистов, литературоведов, историков, философов и книговедов.

Категория: История | Добавил: ADMIN (02 Мая 2007) | Автор: Альберт E
Просмотров: 2364
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar