Главная » Статьи » История

была ли Золотая Орда кипчакским ханством ч.3
Для доказательства неизменности этнической основы Дешт-и Кип-
чака в монгольское время приводятся также данные антропологии.
Главный факт, предоставляемый исследованием больших антрополо-
гических серий, — доля монголоидного компонента по сравнению с
предшествующим временем существенно не увеличилась; главный вы-
вод — местное население в основном сохранилось. При этом подра-
зумевается, что немногочисленные переселенцы были монголоидами, в
то время как кипчаки — европеоидами.
Между тем, как демонстрирует одна из немногих специальных ра-
бот, посвященных этнической интерпретации антропологических ма-
териалов золотоордынского времени, выделение комплекса антропо-
логических признаков кипчаков даже без учета возможной расовой
гетерогенности различных кипчакских групп представляет собой крайне
сложную проблему [Алексеев, 1985]. Кроме того, для получения убе-
дительных результатов такого рода исследований необходимо суще-
ственное приращение информации об антропологическом облике на-
селения домонгольского Дешт-и Кипчака, а также восточных регионов
Степи предмонгольского и монгольского времени. До сих пор нет вы-
полненных на больших выборках работ, в которых антропология
домонгольского населения тех или иных местностей сравнивалась
бы с антропологией золотоордынского населения.
Наконец, важнейшим аргументом в пользу утверждения о много-
численности кипчаков и конечном их триумфе считается быстрая
тюркизация золотоордынских монголов, особенно наглядно выразив-
шаяся в утрате ими своего языка. Ведущая роль кипчаков в победе
тюркской культуры запечатлена, в частности, в том, что языки почти
В.П.Костюков 232
всех крупных тюркских народов, сформировавшихся на постзолото-
ордынском пространстве, получили общее наименование кипчакских.
Оговорюсь сразу: любые вопросы о степени родства тюркских языков,
роли в их сложении разнообразных контактов и взаимовлияний, язы-
ковой ситуации в домонгольском Дешт-и Кипчаке, лексическом со-
ставе литературных памятников золотоордынского круга, механизмах
смены языка и многом другом — о всем том, что учитывается в лин-
гвистических классификациях, находятся далеко за пределами моей
компетенции. Вместе с тем не является секретом, что классификации,
выделяющие кипчакскую группу, исходят из бесспорности тезиса об
абсолютном преобладании кипчаков в Золотой Орде и прямой гене-
тической связи с ними современных тюркских народов, населяющих
Дешт-и Кипчак. Здесь мне кажется уместным сомнение Н.З.Гаджиевой
в корректности тесного увязывания языковых фактов с историей на-
родов, «в то время как сами сведения по истории тюркских народов
и языков, содержащиеся в тех или иных источниках, требуют тщатель-
ной проверки» [Гаджиева, 1980, с. 109].
Хотелось бы обратить внимание также на то, что многие тюркологи,
затрагивая проблемы языковой ситуации в Золотой Орде, воздержи-
ваются от однозначных этнических определений
39
.
Решительным противником тезиса о кипчакской природе языка,
возобладавшего в Улусе Джучи, как известно, был видный исследователь
казахского языка С.Аманжолов. Критикуя такие сентенции, как «кипчак-
ское объединение племен послужило основой образования казахской
народности», «в X–XIII вв. существовала единая основа группы кип-
чакских языков», «единый казахский язык формировался (в X–XIII вв.)
как крупнейший язык кипчакской группы», С.Аманжолов указывал,
что их авторы «условное деление тюркских языков лишь по некоторым
признакам (по классификации В.В.Радлова и др.) на северо-западные,

39
Так, В.Г.Гузев, поясняя, что «литературным языком Джучиева улуса, т.е. Золотой
Орды, был среднеазиатский литературный тюркский язык», находит необходимым сделать
следующее замечание: «О языке ярлыка золотоордынского хана Тохтамыша великому
князю Ягайлу ( датирован 1392–1993 гг.) В.В.Радлов писал: „…ярлык Тохтамыша писан
западным татарином, знавшим хорошо официальный язык ханских канцелярий, но тем не
менее писавшим с сохранением большей части особенностей родного своего говора“.
К этому выводу В.В.Радлов пришел после тщательного анализа „лексического и грам-
матического материала языка ярлыка“, поэтому утверждение А.Н.Самойловича о том,
что рассматриваемый ярлык написан «на местном кипчакском языке», выглядит неко-
торым огрублением точки зрения В.В.Радлова» [Гузев, 1972, с. 238–239].
Была ли Золотая Орда «Кипчакским ханством»? 233
иначе кипчакские, и др. превращают в безусловное, действительное»
40
,
что «т.н. кипчакские письменные памятники (грамматика Абу-Хаяна,
словарь Ибн-Муханны, Кодекс Куманикус и т.д.) по последним данным
науки оказались, скорее всего, относящимися к языку огузской группы,
а не кипчаков», что «многие казахские племена (аргыны, дулаты, уй-
суны, канглы, найманы, кытаи, кереи, алшыны и др.) до монгольского
нашествия (XIII в.) не жили в Дешти-кипчаке, они жили в пределах гор
Алтая, Тарбагатая и Ала-Тау. Следовательно, их диалекты оформились
в пределах тюркского каганата. Они представляют большинство»
[Аманжолов, 1997, с. 156]. Сопоставив численность различных казах-
ских племен в конце XIX в. (Старший жуз — всего около 71 тыс. се-
мейств, среди них кипчаков — несколько сот семейств; Средний жуз —
около 160 тыс. семейств, в том числе кипчаков — 13,5 тыс.; Младший
жуз — около 160 тыс. семейств, из них кипчаков — несколько сот
семейств), С.Аманжолов заключил: «Если даже все племена казахов
в XII–XIV вв. назывались кипчаками, иначе тюрками (см. надпись на
Селенгинском камне), как это было с названиями „татар“, „монгол“ или
„узбек“, мы не можем сказать, что собственно кипчакское племя в пе-
риод образования казахского народа сыграло ведущую роль. Наоборот,
ныне мы можем утверждать, что племенной диалект кипчаков Средней
Орды подвергся влияниям диалектов более многочисленных племен
(аргынов, алшынов, найманов, киреев и др.)» [Аманжолов, 1997, с. 109–
110].
Ибн Арабшах, хорошо знавший Золотую Орду по собственным
впечатлениям, о населении Дешт-и Кипчака и его языке писал сле-
дующее: «У Тюрков [разные] племена и наречия, как у Арабов» [Ти-
зенгаузен, 1884, с. 457–458]. Надо полагать, слова очевидца заслужи-
вают доверия, тем более что даже современные тюркские языки, по
мнению специалистов, по похожести скорее напоминают диалекты.
Поэтому европейским купцам и миссионерам, начинавшим свои пу-
тешествия в Крыму, кипчакский язык обеспечивал возможность обще-
ния практически на всей территории Монгольской империи. Одни, как
цитировавшийся выше Пеголотти, нанимали переводчиков или знаю-
щих язык слуг, другие, как францисканский миссионер Пасхалий, на-

40
Причем, видимо, следует говорить не только об условности названия «кипчакская
группа тюркских языков» в схеме А.Н.Самойловича, но и об определенной условности
самой классификации, построенной на фонетическом и морфологическом принципах.
Использование других методов, например метода глоттохронологии, выявляет иную
конфигурацию близости и удаленности различных тюркских языков, в которой кип-
чакский фактор едва ли заметен [Дьячок, 2001].
В.П.Костюков 234
чинали с изучения «чаманского» языка и уйгурского письма, «ибо этот
язык и письмо наиболее употребительны во всех царствах и империях
татар, персов, халдеев, медов, а также в Катае» [Купцы, 1996, с. 134].
Языковые процессы, протекавшие в Дешт-и Кипчаке в золотоор-
дынское время, определялись в первую очередь преобладанием тюрков,
среди которых кроме кипчаков было множество других не менее мно-
гочисленных племен, говоривших на едва начавших расходиться язы-
ках. В то же время направление и скорость процессов зависели не
только от степени фертильности тюрков и монголов, но и от других
факторов, в совокупности облегчавших победу тюркского языка: бли-
зость культур и развитый билингвизм, отсутствие у монгольского
языка литературной традиции, огромная роль Средней Азии как куль-
турного центра, потребности государственного строительства, в част-
ности, принятие ислама в качестве государственной религии.
В заключение следует отметить, что главная цель предпринятого
здесь обзора аргументов состоит в том, чтобы вновь привлечь внимание
коллег к данным источников, ибо они в большинстве плохо согласу-
ются с утвердившимся в науке взглядом на Золотую Орду как на
государство кипчаков. Конечно, имя «Золотая Орда» имеет бел-
летристический оттенок, но предлагаемое ему на замену название
«Кипчакское ханство» вызывает еще большие сомнения. И не только
потому, что кипчаки ни до ни после монгольского вторжения не соз-
дали своей государственности, но и потому, что этнический состав
Улуса Джучи был гораздо более мозаичным, чем декларируется на-
званием «Кипчакское ханство». 25-летние усилия монголов, направ-
ленные на покорение кипчаков, было бы более справедливо охарак-
теризовать как демографическую катастрофу, а не легкую встряску,
всего лишь «приостановившую» политический и культурный рост
кипчаков. Разумеется, было бы неправильно утверждать, что доля
кипчаков в массе кочевого населения Золотой Орды была абсолютно
ничтожной, а их роль в этнических процессах, протекавших в Золотой
Орде, была меньшей в сравнении с любой другой этнокультурной
единицей. Вопрос о племенном составе Улуса Джучи, очевидно,
должен решаться отдельно для каждого региона с привлечением всех
доступных источников. Но, для того чтобы начать такого рода ис-
следования, необходима критическая оценка сложившейся практики
сведения этнических процессов в масштабах всего Улуса Джучи
единственно к «кипчакизации». Вероятно, она могла иметь место в
некоторых частях Золотой Орды, но, в целом, утрата монголами своей
Была ли Золотая Орда «Кипчакским ханством»? 235
этнической идентичности и усиление элементов тюркской культуры,
наблюдаемые в золотоордынское время на периферии Дешт-и Кип-
чака, являлись следствием преобладания тюркоязычных племен, в
массе которых кипчаки не выделялись ни особой многочисленностью,
ни влиятельностью.
Абулгази, 1906 — Родословное дерево тюрков. Сочинение Абул-Гази, хивинского
хана. Казань, 1906.
Алексеев, 1985 — Алексеев В.П. О расселении монголоидов на Северном Кавказе в
эпоху средневековья // Культурное наследие Востока. Л., 1985.
Аманжолов, 1997 — Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского
языка. Алматы, 1997.
Аннинский, 1940 — Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII и
XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. II. М.; Л., 1940.
Армянские источники, 1962 — Армянские источники о монголах. М., 1962.
Арсланова, 1990 — Арсланова А.А. Кипчаки и термин «Дешт-и Кипчак» (по дан-
ным персидских источников XIII–XIV вв.) // Национальный вопрос в Татарии
дооктябрьского периода. Казань, 1990.
Гаджиева, 1980 — Гаджиева Н.З. К вопросу о классификации тюркских языков и
диалектов // Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980.
Гузев, 1972 — Гузев В.Г. О ярлыке Мехмеда II // Тюркологический сборник. 1971.
М., 1972.
Гуркин, 1998 — Гуркин С.В. Святилища половецкого времени с деревянными из-
ваяниями из раскопок Волго-Донской археологической экспедиции ЛОИА АН
СССР // Донская археология. 1998. № 1. Ростов-на-Дону
Дьячок, 2001 — Дьячок Т.М. Глоттохронология тюркских языков (предваритель-
ный анализ) // Наука. Университет. Материалы 2-й науч. конф. Новосибирск,
2001.
Закиров, 1966 — Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом.
М., 1966.
Кадырбаев, 1997 — Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой степи. Алматы, 1997.
Карпини, 1993 — Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов // Путеше-
ствия в восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993.
Кононов, 1958 — Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана
хивинского. М.; Л., 1958.
Костюков, 1997 — Костюков В.П. Памятники кочевников XIII–XIV вв. Южного
Зауралья (к вопросу об этнокультурном составе улуса Шибана). Автореф. канд.
дис. Уфа, 1997.
Костюков, 1998 — Костюков В.П. О хронологической позиции поминальных ог-
радок Южного Зауралья // Культуры евразийских степей второй половины I
тысячелетия н.э. (вопросы хронологии). Самара, 1998.
Крачковский, 1957 — Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература //
Избр. соч. Т. 4. М.; Л., 1957.
Купцы, 1996 — Купцы и миссионеры Западной Европы в Кульдже // Каспийский
транзит. Альманах «Арабески истории». Т. I. Вып. 5–6. М., 1996.
Лубсан Данзан, 1973 — Лубсан Данзан. Алтан тобчи. М., 1973.
В.П.Костюков 236
Маркварт — Маркварт Й. О происхождении народа куманов. Пер. А.Немировой //
http://steppe.hobi.ru/books/markvart1-00.shtml
Матузова , 1979 — Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв.
М., 1979.
Мункуев, 1970 — Мункуев Н.Ц. Заметки о древних монголах // Татаро-монголы в
Азии и Европе. М., 1970.
Нарожный, 2003 — Нарожный Е.И. О половецких изваяниях и святилищах
XIII–XIV вв. Северного Кавказа и Дона // Степи Европы в эпоху средневековья.
Т. 3. Донецк, 2003.
Насави, 1973 — Ших аб ад-Дин ан-Насави Мухаммад. Жизнеописание султана
Джалал ад-Дина Манкбурны. Баку, 1973.
Олдридж, 1970. — Олдридж Д. Каир. Биография города. М., 1970.
Петрушевский, 1970 — Петрушевский И.П. Поход монгольских войск в Среднюю
Азию в 1219–1224 гг. и его последствия // Татаро-монголы в Азии и Европе. М.,
1970.
Повести, 1959 — Повести о Куликовской битве. М., 1959.
Поляк, 1964 — Поляк А.Н. Новые арабские материалы позднего средневековья о
Восточной и Центральной Европе // Восточные источники по истории народов
Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1964.
ПСРЛ, 1962 — Полное собрание русских летописей. Т. 2. М., 1962.
ПСРЛ, 1965 — Полное собрание русских летописей. Т. 15. Вып. 1. М., 1965.
Путешествия, 1866 — Путешествия Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Аф-
рике с 1394 по 1427 год. Одесса, 1866.
Рашид ад-Дин, 1952а — Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.; Л., 1952.
Рашид ад-Дин, 1952б — Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2. М.; Л., 1952.
Рашид ад-Дин, 1957 — Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. III. Баку, 1957.
Рашид ад-Дин, 1960 — Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. II. М.; Л., 1960.
Рубрук, 1993 — Рубрук Г. Путешествие в восточные страны // Путешествия в вос-
точные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993.
Сафаргалиев, 1960 — Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
Сокровенное сказание, 1941 — Козин С.А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941.
Султанов, 1982 — Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV–XVII вв. (Во-
просы этнической и социальной истории). М., 1982.
Тизенгаузен, 1884 — Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории
Золотой Орды. Т. I. СПб., 1884.
Тизенгаузен, 1941 — Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории
Золотой Орды. Т. II. М.; Л., 1941.
Уложение, 1992 — Уложение Тимура // Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния. М.,
1992.
Фома Сплитский, 1997 — Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и
Сплита. М., 1997.
Холи, 1962 — Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII–XIV вв. М., 1962.
Храпачевский, 2004 — Храпачевский Р.П. Военная держава Чингис-хана. М., 2004.
Чхао, 1995 — Чхао Чху-Ченг. К вопросу о составе народностей армии Монгольской
империи XIII–XIV вв. // Идель. Казань, 1995. №5–6.
Была ли Золотая Орда «Кипчакским ханством»? 237
Шамильоглу, 2001 — Шамильоглу Ю. Направления в исследовании Золотой
Орды // Источниковедение Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астра-
хани. 1223–1556. Казань, 2001.
Allsen, 1983 — Allsen Th. T. Prelude to the Western Campaigns: Mongol Military
Operations in the Volga-Ural Region, 1217–1237 // Archivum Eurasiae medii aevi.
Wiesbaden, 1983. № 3.
Amitai-Preiss, 1995 — Amitai-Preiss R. Mongols and Mamluks: The Mamluk-Ilkhanid
War, 1260–1281. Cambridge, 1995.
Ayalon, 1972 — Ayalon D. The Great Yasa of Chingiz Khan. A Reexamination (Part C1)
// Studia Islamica, 1972, №36.
Golden, 1991— Golden P.B. The Qipcaqs of Medieval Eurasia: An Example of Stateless
Adaptation in the Steppes // Rulers from the Steppe. State Formation on the Eurasian
Periphery. Los Angeles, 1991.
Golden, 1992 — Golden P.B. «The Codex Cumanicus» // Monuments of Central Asia.
Istanbul, 1992. http://eurasia-research.com/erc/002cam.htm
Golden, 1998 — Golden P.B. Religion among the Qipchaqs of Medieval Eurasia // Cen-
tral Asiatic Journal. The Hague; Wiesbaden, 1998. Vol. 42.
Halperin, 2000 — Halperin Ch. The Kipchak Connection: The Ilkhans, the Mamluks, and
Ayn Jalut // Bulletin School of Oriental and African Studies. L., 2000. Vol. 63.
Irwin, 1986 — Irwin R. The Middle East in the Middle Ages: the Early Mamluk Sultanate,
1250–1382. Carbondale, 1986.
Lech, 1968 — Lech K. Das mongolische Weltreich. Al-
، P
Umari’s Darstellung der
mongolischen Reiche in seinem Werk Masālik al-abşār fi mamālik al-amşār.
Wiesbaden, 1968.
Sinor, 1999 — Sinor D. The Mongols in the West // Journal of Asian History. Bloom-
ington, 1999. Vol. 33. № 1.
Smith, 1984 — Smith J.M. Ayn Jalut: Ma mluk success or Mongol failure? // Harvard
Journal of Asiatic Studies. Cambridge (Mass.), 1984. Vol. 44. № 2.
Tafur, 1926 — Pero Tafur: Travels and Adventures 1435–1439. Ed. and transl. by M.Letts.
L., 1926 (http://chass.colostate-pueblo.edu/history/seminar/tafur/tafur3.htm).
Yule, 1916 — Yule H. Cathay and the Way Thither. Vol. 3. L., 1916.







Тюркологический сборник. 2005: Тюркские на-
роды России и Великой степи. М.: Вост.лит., 2006,
с.199-237
Категория: История | Добавил: abutalhaNGY (11 Июня 2011)
Просмотров: 2798 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
1 btagir • 13:05, 01 Февраля 2012
Тагир.Кипчаки,куманы,половцы. Половцы-русское название "полона"-рубленная солома.Т.е. летописцы описывали половцев,как светловолосых воинов. Монголоидные черты все,естественно,понимают-от куда взялись. А язык в Орде действительно остался наш. Потому что малочисленные монголы расстаяли как весенний снег в кипчакском море.
ComForm">
avatar