Главная » Статьи » Информация

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ II объединенного съезда ногайцев часть 1
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ II объединенного съезда ногайцев,
состоявшегося 23 декабря 1989 года
в Червленных Бурунах
Дагестанской АССР.

1. Просить ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, 1-й Съезд народных депутатов РСФСР о воссоединении ногайцев в единое целое в местах компактного проживания на базе Ногайской степи.
2. Просить Верховный Совет РСФСР образовать специальную комиссию при республиканском Государственном комитете РСФСР по национальным вопросам для изучения положения ногайцев на предмет объединения и образования Ногайской автономии.
3. Ходатайствовать перед ЦК КПСС, Верховным Советом СССР, 1-м Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР, Президиумом Верховного Совета РСФСР об обсуждениии и отмене Указа Президиума Верховный Совета РСФСР от 9 января 1957 г. д. № 721/4 "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в упразденной Грозненской области" в части искусственного разобщения ногайцев по разным административно-территориальным делениям, признать актом произвола и бескровной репрессии против ногайского народа.

Очередной съезд Региональной Общественной

Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев республики Дагестан.

30 марта 2008 года в Ногайской Степи (селении Терекли-Мектеб) состоялся очередной съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев республики Дагестан. Первоначально провести съезд организаторы намечали в г. Кизляре, так как 2 апреля 1922 года в 5 часов вечера в городе Кизляре Терской области состоялся 1-съезд ногайского народа. Многие делегаты, избранные на съезд первичными организациями на местах приняли решение провести мероприятия в Ногайской Степи.

Повестка дня очередного съезда состояло из 4-х вопросов:

1. Этнокультурное и этносоциальное положение ногайского народа в РД.

Участие ногайцев в построении демократического гражданского общества в Республике Дагестан.

2. Создание молодежного отдела Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев республики Дагестан «Ногай Эль».

3. Избрание Исполкома Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев республики Дагестан.

4. Принятие Декларации очередного съезда Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев республики Дагестан к руководству страны и республики.

Ногайцы являются древнейшими жителями обширных Северо - Кавказских степей, в том числе Республики Дагестан. Подавляющее большинство ученых России согласны и поддерживают мнение одного из непререкаемых авторитетов ученого-тюрколого Ю. Евстигнеева, которое сводится с полным основанием к тому, что только ногайцы являются прямыми потомками половцев (кыпчаков). Только в Степи мы чувствуем себя настоящими потомками своих далеких пращур.

По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: - в Республике Дагестан 38 тысяч человек; - в Чеченской Республике 3,5 тысяч человек (на 1.01.1989 года в Щелковском районе из больше чем 47 тысяч населения, ногайцы составляли 11 тысяч человек); - в Карачаево-Черкесской Республике 15 тысяч человек; - в Ставропольском крае 20,6 тысяч человек; - в Астраханской области 4,5 тысяч человек. С 1989 года, за тринадцать лет число ногайцев выросло на 300-400 человек.

С 1990 года по 2002 год в ЮФО произошел массовый отток ногайской молодежи. В поисках лучшей жизни и по причине тотальной безработицы, в отсутствии возможности для гражданской и профессиональной самореализации, от безвыходности, покидая земли предков, ногайская молодежь массами выезжает на заработки районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Центрального Черноземелья и другие регионы РФ. На 1.01.2002 года по Тюменской области: - в Ханты-Мансийском автономной округе проживают 2,5 тысяч ногайцев; - в Ямало-Ненецком автономном округе проживают 1,7 тысяч ногайцев. Только из селения Тамаза-тюбе Бабаюртовского района (по переписи 1989 года ногайцев проживало 851 человек) выехало в разные субъекты РФ на заработки 212 ногайских семей. Но во всех регионах проживания ногайцев, данные переписи населения 2002 года не соответствуют действительности, повсеместно искажаются достоверные цифры.

Например, по данным переписи населения 1989 года в исконно ногайском ауле Янгилбай Бабаюртовского района РД не зарегистрировано ни одного ногайца.

Все усиливающийся интерес к судьбе предков вызывается вовсе не досужими занятиями и толками праздношатающихся. Желание обрести себя и познать то «откуда есть, пошел…», «и, комо глядеши?», видимо диктуется сегодня заботой человека о выживании в этом мире, который «вдруг» оказался таким тесным и малопонятным. Сейчас, когда явно ощущается утрата некоего связывающего звена в цепи саморазвития общества, жизненный опыт предшествующих поколений, кажется, мог бы стать для всех нас надежной опорой.

Человечество никогда не нуждалось так остро в осмыслении путей своего развития, как сегодня.

Проблема этногенеза во все времена имела очень важное значение как для целого этноса в целом, так и для каждого человека в отдельности. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, и для более четкого определения своего места в окружающем мире ему важно знать свои исторические корни.

Сегодня ногайцы расселены в пяти субъектах Российской Федерации и взаимодействуют с многочисленными этническими общностями, где взаимовлияние культур и взаимообогащение является уже явлением повседневным. Определенное сокращение этнических, культурных различий базирующихся на общей российской гражданственности с одной стороны, и принадлежности общей религиозной (исламской) конфессии, с другой стороны, сегодня вызывают вполне естественные воспоминания времен смещения народов в историческом прошлом.

Ногайцы, собрались на очередной съезд РОО «Бирлик», чтобы сообща обсудить все насущные проблемы этноса, выработать конструктивные подходы, найти приемлемые пути решения выхода из существующего тяжелого социально-экономического, национально-культурного, правового положения с участием представителей администраций и общественных объединений, где компактно проживают ногайцы - осознавая и чувствуя огромную ответственность за будущую судьбу своих потомков и выражая серьезную тревогу по поводу всевозрастающей тенденции исчезновения национальной культуры, богатой истории, родного кыпчакского языка, традиций, обычаев, обрядов далеких предков.

Образы наших предков и современного ногайца невозможно сопоставить без грусти и безысходности.

Ко времени здесь вспомнить слова крупнейшего политика и реформатора России Петра Аркадьевича Столыпина: «Народы иногда забывают о своих национальных задачах, - писал он, - но такие народы гибнут, они превращаются в удобрение, на котором вырастают другие более сильные народы». Его слова оказались пророческими в отношении к ногайцам.

С благодарностью вспоминаем по именно всех представителей этноса, кто в разные годы ставил вопросы о проблемах ногайского народа России перед чиновниками в высших эшелонах власти и говорим им спасибо.

23 декабря 1989 года в ауле Червленые Буруны Ногайского района РД открылся 2-ой (отсчет велся с 1922 года) объединенный съезд ногайского народа. На этом съезде была учреждена Общественная Организация «Бирлик» (Единство). Съезд принял ряд важных решений. Экземпляры протокола съезда были направлены в Верховные Советы РСФСР и СССР. Делегации ногайцев были приняты В.А.Власовым, В.В.Воротниковым, Б.Н.Ельциным и другими государственными деятелями. Все они, как правило, на словах сочувствовали ногайцам, осуждали неправильное решение 1957 года, обещали помочь. Однако проблемы ногайцев как возникла, так и существует.

В 1989 году ногайские аксакалы встретились с Р.Н.Нишановым – председателем Совета Национальности Верховного Совета СССР. Во время беседы Р.Н.Нишанов обещал вплотную заняться вопросами, связанным с последствиями указа ПВС РСФСР № 721-4 от 9.01.1957 года «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области».

Раздел территории Ногайской Степи в 1957 году стал трагедией не только ногайского народа. У первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева и у его окружения были никудышные советники, ведь расчленяя Ногайскую Степь, они нанесли невосполнимый вред традиционно жившему на Северном Кавказе русскому населению: бездари расчленили мощную русскую этническую группу – терских казаков. В 90-е годы 20 века это население было вынуждено покидать и Чечню, и Дагестан. «Парад суверенитетов» и последующая война в Чечне усугубили положение и казаков, и ногайцев, многие из них лишились обжитых мест. А всего этого могло не быть, если бы руководство страны со всей серьезностью отнеслось бы к волеизъявлению ногайцев и терских казаков, которые 4 ноября 1990 года на Чрезвычайном съезде выразили единодушное решение в вопросе создания Ногайско – Казачьего автономного государственно-территориального образования в составе Российской Федерации.

В июле 1990 года по инициативе К.И. Кумратовой, делегата 28-съезда КПСС состоялась встреча Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина с представительной делегации ногайцев. В конце встречи Борис Николаевич в частности сказал, что постарается вникнуть в данную проблему.

27-30 сентября 1990 года состоялся съезд представителей общественных организаций тюркских, фарси, кавказско-иберийских народов, где единогласно было принято обращение к Президенту СССР М.С.Горбачеву и председателю Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцину по ногайскому вопросу. Руководил съездом народный депутат СССР Олжас Сулейманов. Съездом было:

- принято обращение к народным депутатам СССР и Президенту СССР, где говорилось: «Нашу тревогу вызывает также затянувшийся вопрос восстановления незаконно ликвидированных сталинским режимом национально-государственных и национально-территориальных образований, национального округа ногайцев, национальных округов Башкирчелябинской области и др.».

- заключено соглашение о тесном сотрудничестве общественных организаций, представляющих интересы народов восточной части СССР, где стоят подписи уполномоченных чеченского, ингушского, аварского и ногайского народов. Шестая статья соглашение гласит: «Мы обязуемся по просьбе любой нации подписавшей соглашение, оказывать ей помощь в решении назревающих проблем. Координационный совет при необходимости полномочен, созвать экстренную конференцию, как общесоюзную, так и региональную, по вопросам разрешения межнациональных распрей. Мы обязаны обеспечить защиту и поддержку всех сторон, подписавших данное соглашение».

С 16 по 21 декабря 1990 года в Алма-Ата проходили Международный конгресс по защите прав человека и выездное заседание Ассамблеи Тюркских Народов (АТН). Ногайская делегация была представлена в составе шести человек. Это объяснялось поиском любой поддержки со стороны родственных народов, в связи с отсутствием автономного образования. Участники конгресса и АТН приняли обращение к главам Правительства СНГ по быстрейшему решению государственного устройства ногайцев.

Сегодня, резко падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, а привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной работы. Главной задачей каждого из нас сегодня является - направить свою работу на возрождение духовных ценностей ногайского народа и общества в целом.

Многие представители нашего этноса, присутствующие на съезде и думающие о дальнейшей судьбе народа обладают значительными нравственными качествами, чтоб воздействовать на воспитание подрастающего поколения. Молодежь должна принимать активное участие во всех проводимых нами мероприятиях. Все наши усилия в дальнейшем скажутся на привитии молодежи чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, в приобретении умений и навыков интеллектуальной работы, в развитии своего эстетического вида.

Быть в родстве с культурой и историей своего народа, знать проблемы родного аула, школы и принимать участие в их разрешении, человечества, чувствовать себя частичкой единого мира всегда необходимо для полноценной человеческой жизни. Помочь в этом подрастающему поколению задача всех нас здесь присутствующих.

Социальные беды и болевые точки экономической дискриминации обнаруживаются у ногайцев во всех регионах проживания.

Как ни тяжело, но мы сегодня вынуждены констатировать тот факт, что ногайцы на своей этнической Родине – в Ногайской Степи – во всех трех частях оказались в меньшинстве.

На съезде из уст выступающих прозвучали ноты обеспокоенности основной проблемой, связанной фактической неспособностью быть равносиловой ногайского народа с другими (более мощными и многочисленными группами населения, прежде всего этнонациональной группой) народами, переселенными в Ногайский, Бабаюртовский, Кизлярский, Тарумовский районы, по причине малочисленности ногайцев и коренных народов данной территории.

В тяжелейшей экономической ситуации оказался в 1990-х годах скотоводство, всегда составляющее основу экономики ногайского народа находится в полном упадке.

Скот, принадлежащий колхозам и совхозам большей частью разворован и продан местным руководством.

В регионах проживания ногайцев повсюду наблюдается боль и отчаяние тысяч людей оставшихся без работы, средств к существованию, приходящие в упадок поселки и аулы. Безработица в ногайских аулах составляет свыше 90%.



В отношении ногайского населения республики нарушается статья 51 ФЗ № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. Почти у всех ногайцев проживающих на всей территории Ногайской Степи, в Бабаюртовском, Тарумовском, Кизлярском районах и в поселке Глав Сулак остро стоят проблемы с питьевой водой. Население поселка Глав Сулак обеспечивается питьевой водой из водосборника, качество которой не соответствует санитарно-бактериологическим показателям. Из-за некачественной питьевой воды летом 2006 года были неоднократно случаи вспышек массовых инфекционных заболеваний как детей, также и взрослого населения.

Советская власть ногайцев не замечала: небольшой народ, замкнуто живущий в своих нищих поселениях, разбросанных на огромной территории, без активной интеллигентской прослойки, способный привлечь внимание к своим проблемам, был никому не интересен. За последние 100 лет Ногайская Степь (полупустынная территория в Предкавказье, в междуречье Терека и Кумы) шесть раз передавалась в различные административные образования. До 1920 года Ногайская Степь вместе с Кизлярским уездом находилась в составе Терской губернии.

Начало административно – территориальному устройству Дагестана положило утвержденное царем Александром – 2-м 5 апреля 1860 года «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом». В состав Дагестанской областью вошел бывший Прикаспийский край без Кубинского уезда и весь горный Дагестан, при этом территория равнинного Дагестана между реками Тереком и Сулаком была включена в состав Терской области, с 1868 года переименованный в Хасавюртовский округ.

В 1860 году в Дагестанскую область вошла территория от реки Самур до реки Койсу. Длина сухопутной границы Дагестанской области составляла 750 км, морской около 300 км. Границы новой области на северо-западе и севере – Андийское Койсу и Сулак; с северо-востока – Каспийское море от устья Сулака до устья Самура; с юго-востока – Кубинский уезд и с юго-запада – часть Главного Кавказского хребта до Кубинского уезда. Деление на округа Дагестанской области и эти границы сохранилась вплоть до 1929 года. 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана в городе Темир-хан-Шуре (ныне Буйнакск) была оглашена декларация Правительства РСФСР об образовании автономной Дагестанской ССР.

18 января 1921 года ВЦИК постановил «Образовать автономную Горскую ССР, в состав которой включить территории, занимаемые ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарами, карачаевцами, ногайцами и живущими между ними казаками, и иногородцами, а именно: а). Чеченский округ (бывший Введенский и Грозненский округ правобережная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего Сунженского отдела)». Законодательное оформление этого акта было завершено декретом ВЦИК от 20 января 1921 года. Согласно этому декрету к Дагестану был присоединен Хасавюртовский округ Терской области.

Согласно выданного Совнаркомом ДССР мандату № 915 от 31 марта 1922 года по вопросу присоединения Караногайских и Ногайских народов к Дагреспублике в Кизляр и Ачикулак была направлена делегация в составе У.Д.Алиева, Ш.Рашкуева и Степанянца. Степанянц, не согласный по целому ряду мотивов отказался от поездки и в состав делегации был включен Бамматов.

2 апреля 1922 года в 5 часов вечера в городе Кизляре Терской области при наличии 8-ми делегатов от Кара-Ногая и 4-х делегатов от Ногая, на котором присутствовали заинтересованные проведением съезда кумыки, корчагайцы, персы и другие состоялся 1-съезд ногайского народа. На повестке дня был один и единственный вопрос: «О формах административной организации караногайцев и ногайцев». Делегаты единодушно поддержали прозвучавшие в докладе представителя ВЦИК Умара Джашуевича Алиева (карачаевца с кумыкскими корнями) мысли о закреплении административного права ногайцев на свою этническую территорию, о предоставлении проживающему в Ногайской Степи народу широкой (полноправной) автономии. Представитель Кизлярского окружного исполкома Панченко выступая на съезде заявил: «Пусть караногайцы и ногайцы осваивают русскую культуру и русский язык, и никакой помощи в этом соплеменного им Дагестана не нужно». Точно такие возражения выдвинул ответственный секретарь окружного парткома т. Сюра, заявив: «Нельзя допускать присоединение русских и ногайцев к Дагреспублике, ибо это есть насилие над одной нацией (русской) ради другой». После долгих прений съездом была принята резолюция: «Приветствовать самоопределение караногайских и ногайских народов и вместе с тем просить остаться их в составе Терской губернии».

Но ногайскому народу до сих пор остается неразгаданной тайной, почему на этом съезде было принято постановление, состоящее из трех противоречащих, взаимоисключающих пунктов, которые гласят:

1. Организовать в составе ДАССР отдельного округа, имеющего уездное право.

2. Поставить перед вышестоящими органами (Наркоматом и ВЦИК) вопрос о предоставлении ногайцам, проживающим в Ногайском Степи полноправной автономии.

3. Поручить Совнаркому ДАССР внедрить в жизнь принятых на съезде решений. (Общий Гос.архив ДАССР, ф.37-6., Л.83-84).

Партноменклатура ДАССР, которой поручалось «внедрение в жизнь решений съезда», в первую очередь постаралась присоединить к своей республике эти обширные земли.

В спешном порядке, 11 апреля 1922 года в ставке Ачикулак состоялся объединенный съезд Ногай, Караногай и Туркмен, где вновь рассматривался вопрос об общественно-политическом положении вышеназванных народов и об их дальнейшем обустройстве. Съезд был назван «объединенным», потому что на нем, для придания «авторитетности» принимали участие и представители Кара-Ногая, хотя их съезд в отдельности был уже проведен в Кизляре. На съезде вновь рассматривался вопрос об общественно-политическом положении вышеуказанных народов и об их дальнейшем обустройстве.

В те времена в этих вольных степях имелись разные ориентации и агитации. Перед началом работы объединенного съезда представители дагестанской партноменклатуры в Ачикулаке, организовала и провела большую агитационную и соответствующую «разъяснительную работу» для того, чтобы присоединить к своей республике этнические земли ногайцев, последствии, которого все разногласия и различные ориентации, выдвигаемые коренным населением степей перед съездом потеряли свое значение. И все это было на руку дагестанской партноменклатуре, которая не преминула воспользоваться благоприятным стечением обстоятельства. Этому свидетельствует недавно обнаруженный в одном из Московских архивов среди дел, относящихся к секретариату Наркомнаца (протоколы заседаний Коллегии Наркомнаца Р.С.Ф.С.Р. №№ 21-27 за май 1922 года с материалами. Подлинники и черновики на 185 листах). Согласно титульного листа документы адресованы Председателю Совнаркома ДССР тов. Д. Коркмасову под названием «Докладная записка члена Даг. делегации Умара Алиева по вопросу о присоединении ногайских и караногайских народов к Даг. Республике». Ногайцы только сейчас начинают понимать, какими уникальными способностями обладал Д. Коркмасов. В 1928 году от организации МОПР из Франции прибыла делегация в составе 6-ти человек. Джалал Коркмасов принимал делегацию в качестве заместителя председателя комитета нового алфавита. Член делегации, академик, из Франции восхищаясь «уникальными» качествами Д. Коркмасова говорил: «Я до сих пор не понимал, как в России могла победить революция. Теперь я это понял: большевики только и смогли победить благодаря таким интеллектуалам-руководителям, как Коркмасов».

Ногайские районы были переданы Дагестану: Караногайский – в 1922г., Ачикулакский – в 1924г. В то время общественность Дагестана в вопросе о государственном языке разделилась на три лагеря. Представители первого лагеря – духовенства ратовали за арабскую вязь; второго, преимущественно лица, получившие русское образование ещё до революции – за введение русского языка. В ходе дискуссии верх одержали тюркологи во главе с Дибировым, выступившие за введение тюркского языка на всей территории ДАССР. Может, это и явилось одной из причин принятия на 1 Объединенном съезде Ногай, Караногай и Тукмен неожиданного решения о вхождении Ногайской степи в ДАССР?

На 1-ом Краевом съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Северо-Кавказского края в 1925 году подчеркивалось, что «Кизлярский уезд и Наурский район составляли одну сплошную семью». В докладной записке Северо-Кавказского ИК направленного в Президиум ВЦИК в сентябре 1925 года содержится достаточно полная контраргументация в отношении принятого центром решения. Вот один из доводов по национальному признаку: «Кизлярский округ, будучи заселён преимущественно 65% русским элементом, представляющим в значительной своей части казачество, несомненно, стоит ближе к Терскому округу Северо-Кавказского края, к тому же 20% населения в лице караногайцев, ногайцев не имеет никакой племенной связи с населением Дагестана».

В 1925 году четыре района в Ногайской Степи Ачикулакский, Караногайский, Шелковской и Кизлярский- были объединены в Кизлярский национальный округ.

В Центральном Государственном архиве имеется немало документов, из которых явствует, что руководители республики прилагали определенные усилия в расширении территорий своей республики. И лишь ради платформы делегатам съезда были предложены пять вариантов решения ногайского вопроса по закреплении их административного права на свои земли:

1. Создать автономную единицу, область наподобие Калмыкии.

2. Войти в состав Горской республики (Горская АССР).

3. Войти в состав Дагестанской республики.

4. Объединиться с Кабардой.

5. Статус-Кво: остаться в составе Терской области Ставропольской губернии.

Многочисленные делегаты и инициаторы созыва съезда Шабанов С.-М., Иналов Б. упустили уникальную возможность создания ногайской государственности на заре советской власти и не использовали шанс автономного самоопределения. Ногайцы искали защиты у власти и в который раз были обмануты и испили горькую чашу до дна. К 1922 году население Терской губернии удвоилось, и ногайцев буквально сживали с насиженных мест.

Одним из главных причин заинтересованности тогдашних руководителей Дагестана в присоединении ногайских и туркменских земель было в расширении пастбищ для отгонного животноводства пастбищ и интенсивного развития барановодческого хозяйства.

16 ноября 1922 года Постановлением Президиума ВЦИК в состав Дагестанской АССР была включена часть Кизлярского округа с городом Кизляром, Караногайский район и Ачикулакский район Присулакского уезда Терской губернии, а постановлением Президиума ВЦИК от 4 января 1923 года к ДАССР была присоединена и остальная западная часть Кизлярского округа.

С самого начало, не соблюдая ни одну демократичную норму по выявлению волеизъявления населения, как центральные, так и местные власти прибегали к примитивной демагогии, о чем, к примеру, свидетельствует «Воззвание ЦИК и СНК ДАССР к трудящимся присоединенных к Дагестану районов» от 20 декабря 1922 года. Документ настолько ярко отражает способ мышления тогдашнего руководства и гласит: «Товарищи рабочие и крестьяне! 16 ноября 1922 года Постановлением Президиума ВЦИК согласно вашему желанию, част Кизлярского уезда и Ачикулакский район включены в состав Автономной ДССР». В своем обращении к дагестанскому народу по поводу присоединения ногайских земель к ДАССР, Дагестанский ЦИК не скрывая своей радости сообщает, что территория республики расширилась за счет этих земель, который 1,5 раза превышает собственную территорию Дагестана.

Начиная с 1922 года, когда Ногайская Степь и пойма реки Терек были переданы ДАССР, началась борьба вокруг ногайских земель.

Ситуация в межэтнических отношениях обостряется из-за ухудшения для ногайцев и других коренных жителей Ногайской Степи условий жизни в связи с переходом к рыночным отношениям и приватизации в первую очередь земли.

Из-за многократной перегрузки пастбищ и вследствие климатических изменений резко сократилась их кормовая емкость, что грозить экологической катастрофой. Усиливаются процессы опустынивания Ногайской Степи и возникают эрозии почвы, появляются много новых очагов движущихся песков в связи с бесконтрольным содержанием и выпасом круглогодично скота, населением поселений, проживающими постоянно на землях отгонного животноводства. Опустынивание земель в настоящее время становится бедствием, идет деградация и их площадь расширяется с увеличением с увеличением антропогенных нагрузок. Отрицательные последствия процессов опустынивания в республике Дагестан привели к потере продуктивности пастбищных угодий до 30-40 % северных районов на площади более 1.500.000 гектаров. Это составило в кормовом отношении до 500.000 единиц. Эта величина эквивалентна количеству кормов, необходимых для содержания 0,5 миллиона голов овец. Кроме того, по имеющимся данным при падении уровня Каспия уменьшились промысловые ловы осетровых рыб более чем на 60-70 %. В рыночных условиях опустынивание земель может быть устранено при создании благоприятных условий и заинтересованности жителей и самих арендаторов.

Песчаные бури на сегодня обыденное явление в Ногайской Степи, стали постоянным элементом климата. Сегодня в Ногайском районе движущимся песками заняты более 70.000 гектаров земли. Одним из главных факторов продолжающегося опустынивания земель, по мнению ученных и специалистов-практиков является бесконтрольное хищническое использование пастбищ арендаторами-частниками. Это и является доказательством утверждениям профессора С.Е.Толыбекова о «вольно – захватной форме» землепользования на всем пространстве кочевания (15, с.70). «Вольно – захватная система» использования пастбищ означает хищническое уничтожение травостоя без надежды на его восстановление в будущем».

А между тем на практике, наших предков в 1550 годах, перекочевка преследовала цель не только обеспечить скот достаточным кормом и водопоями, но не допустить излишнего стравливания пастбищ скотом с тем, чтобы они оставались пригодными для многолетней эксплуатации. Места кочевания заранее распределялись между отдельными кочевыми коллективами с учетом населения и в зависимости от количества скота, который должен был пастись на выделенных кочевьях. Кроме того, учитывалось наличие водоемов на кочевом пути, и заранее определялись сроки эксплуатации отдельных пастбищных участков.

В документах Ногайских дел (обширные архивные материалы Посольского приказа, состоящие из дипломатической переписки, статейных списков и отчетов русских послов в ногайской Орде. ЦГАДА) содержится многочисленные указания на то, что в исследуемый период в Ногайской Орде действовала уже достаточно четко оформленная система кочевания с определенными маршрутами перекочевок и планомерным использованием зимних, весенних, летних и осенних пастбищ, установленных для каждого кочевого коллектива. Перекочевка представляла собой довольно сложную производственную операцию, требовавшую досконального знания степи и ее производственных возможностей применительно к нуждам экстенсивного кочевого скотоводства. По выражению Гильмона де Боплана, ногайцы «знают степь так же хорошо, как лоцманы – морские гавани» (8, с.24).

Начиная с 1991 года ничего в положении ногайцев не изменилось к лучшему, а самые мрачные прогнозы и опасения коренных жителей относительно приватизации и тяжелых последствий в случае распродажи земли, объектов хозяйствования (животноводческие точки, кошары) которая приведет к массовому обнищанию ногайского населения, сбылись почти повсеместно, во всех регионах компактного сосредоточения ногайского народа. Они оказались в руках людей предприимчивых, не стесненных в средствах, как правило, не коренных жителей. Сегодня они действуют по принципу «после меня хоть трава не расти». Действия разворачиваются по пути «дикой» приватизации и многие ногайцы оказались в роли наемной силы.

Результаты «дикой» приватизации незамедлительно сказались и на судьбе ногайцев проживающих в селах Татаюрт и Тамаза-тюбе, где во время сенокоса и уборки бахчевых культур образовываются стихийные «биржи труда» из числа безработной молодежи, которые нанимаются на любую работу, и согласны с любыми условиями «толстосумов-нанимателей» дешевой рабочей силы.

Усиленная бедственным экономическим положением и бесправием, моральная подавленность и деформация общественного сознания приводит к распространению в ногайской среде самых причудливых мифологем и представлений о том, когда ногайцам жилось лучше: воистину «сон разума рождает чудовищ» и он целенаправленно спровоцирован этнокультурной ситуацией, в которой мы, ногайцы оказались сегодня.

Но вскоре, 14 апреля 1923 года, Терский губернский исполком обращается с просьбой в ВЦИК о возврате половины Ачикулакского района и Кизлярского округа. По данному вопросу ВЦИК создает комиссию и принимает решение оставить Ачикулак и Кизляр в составе ДАССР.

Ачикулакский район был введен в состав ДАССР Постановлением Президиума ВЦИК от 14 января 1924 года и была потеряна последняя надежда на создание Ногайской автономии. Ростком такой автономии мог стать Кизлярский округ с абсолютным преобладанием на его территории ногайского населения. Однако после включения округа в состав ДАССР 11 апреля 1922 года дальнейшие процессы формирования ногайской государственности оказались заторможенными. Многочисленные, в том числе весьма конструктивные варианты решения ногайской проблемы, которые обсуждал в 1922 году созванный в Ачикулаке объединенный съезд караногайской национальной общины, были в конечном итоге сведены к одному единственному пути развития ногайской национальной культуры в Дагестане. Значительные территории с ногайским населением к западу от Дагестана оказались оторванными и изолированными даже от призрачной, «коллективной» автономии, какой пользовались народы Дагестана.

В 1925 году четыре района в Ногайской Степи Ачикулакский, Караногайский, Шелковской и Кизлярский были объединены в Кизлярский национальный округ.

Спор за эти земли вновь возобновляется. На 1-ом Краемом съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Северо_Кавказского края в 1925 году подчеркивалось, что: «Кизлярский уезд и Наурский район составляли одну сплошную семью…». В докладной записке Северо-Кавказскго Исполнительного комитета направленного в Президиум ВЦИК от 8 сентября 1925 года с просьбой возвратить в состав края Кизлярский округ, Ачикулакский район и Ногайскую Степь из состава Дагестана в состав края, указывается восемь условий такой необходимости и содержится достаточно полная контраргументация в отношении принятого центром решения. Один из основных доводов по национальному признаку, выделяет этнические связи населения данного региона: «Кизлярский округ, будучи заселен преимущественно 65% русским элементом, представляющим в значительной своей части терское казачество, по этническому признаку, несомненно, стоит ближе к Терскому округу Северо-Кавказскго края, к тому же 20% населения в лице караногайцев, ногайцев не имеют никакой племенной связи, ни родственной, ни этнической близости с населением Дагестана».

17 февраля 1926 года, на 3-ей сессии 5-го созыва ЦИК ДАССР приняла постановление о сохранении в составе ДАССР Кизляра и Ачикулака.

Однако нешуточный спор за ногайские земли этим не ограничился. 21 апреля 1926 года Президиум Госплана РСФСР вновь рассматривает просьбу Северо-Кавказского края о возвращении вышеуказанных административных территорий в состав края. Интересно в этом отношении постановление Госплана РСФСР, в котором вынесено следующее решение: «считать, что удовлетворение ходатайства Северо-Кавказского крайисполкома повлекло бы за собой такое глубокое изменение в 8 условиях и перспективах Дагреспублики, что неизбежно стал бы вопрос о пересмотре, в свое время решенного правительством вопроса об образовании этой Республики».

Новое районирование ДССР фактически введенное в жизнь к 1-му января 1929 года путем созыва районных учредительных съездов советов получило свое окончательное утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета 3 июня 1929 года (протокол Президиума ВЦИК от 3 июня 1929 года за № 3п. 1). ВЦИКом было определено 26 районов, а наименование новых административных единиц «кантон» было заменено на «район». Подкантоны (или подрайоны) были организованы в виде временных участков, подчиненных соответствующим районным исполкомам.

Одной из основных задач районирования было создание районов однородных по народности, одноязычных. Полного разрешения этой задачи в Дагестане при наличии в нем 36 различных народностей, племен и при существовании на местах 7 языков для письменного сношения, конечно, она с самого начала была обречена на провал. При новом районировании уничтожено искусственное территориальное разъединение малых племен, существовавшее при царском управлении.

13 марта 1937 года Кизлярский округ и Ачикулакскитй район выводятся из состава ДАССР и включаются во вновь образованный Орджоникидзевский край, 2 января 1943 года переименованный в Ставропольский край.

Только через 11 лет Ногайская Степь все-таки была возвращена в состав Орджоникидзевского (ныне Ставропольского).

Постановлением ВЦИК от 17 мая 1938 года Кизлярский национальный округ ДАССР был введен в состав Орджоникидзевского края. И с 1937 по 1944 годы эти земли находились в составе края и входили в Кизлярский округ. Но и этот округ был территориальным образованием сталинского образца, определившим для ногайцев статус бесправного народа. И вскоре Кизлярский округ был упразднен. На основании Указа ПВС СССР от 22 марта 1944 года Кизлярский национальный округ, без Ачикулакского района, был передан вновь образованной (вместе ЧИАО) Грозненской области.

В те времена создавались невыносимые условия для проживания ногайцам на землях предков, намеренно не решались социально-бытовые нужды населения, ликвидировав все административные органы власти, вынуждали этим жителей покидать родные аулы, то есть это было фактически политика насильственного переселения ногайцев из мест исторического проживания, с плодородных земель в заведомо затопляемые территории на побережье рек Терека и Сулака.

Язык – это не просто набор знаков, а – основа национальной культуры.

«По настоящему интеллигентный человек всегда стремится знать свой родной язык, это признак его интеллигентности. Тот, кто не желает знать и не прилагает к этому усилий, это «советская образованщина» (А.И.Солженицын).

Насильственная ассимиляция народов, осуждаемая мировым сообществом, является основной причиной законодательного кризиса.

Практика этногеноцида в Дагестане и ее будущее описаны Л.Н. Гумилевым в книге «Этногенез и биосфера земли» дается понятие ассимиляции- «т.е. поглощения одних этносов другими с полным забвением происхождения и былых традиций. Вариант ассимиляции чаще всего осуществляется методами не столь кровавыми, сколь обидными. Объекту ассимиляции представлена альтернатива: потерять либо совесть, либо жизнь. Спастись от гибели можно путем отказа от всего дорогого и привычного ради того, чтобы превратиться в человека второго сорта среди победителей. Последние тоже мало выигрывают, так как приобретают соплеменников лицемерных и, как правило, неполноценных, так как контролировать можно только внешние проявления поведения покоренного этноса, а не его настроения».

Проблема ассимиляции народов стара как мир, но программные деяния появилась после установления Советской власти. Руководители республики считали, что народы Дагестана должны были быть ассимилированы, а их возрождение- дело бесперспективное Н. Самурский писал: «Литературы и науки на аварском, даргинском, лакском и кумыкском языках нет и никогда не будет, ибо создавать ее для нескольких тысяч человек нет расчета..». В защиту народов Дагестана стал, и способы решения проблем народов указывал Алибек Тахо-Годи. Он выступил против недооценки родных языков - «Каждый народ, каждая национальность в своем развитии переживает известный этап и мы находимся на таком этапе, когда недооценивают собственные языки,… Будет момент, когда возрождающиеся национальные движения наших племен предъявят к власти и партии требования о своих национальных языках..». Тогда же на конференции 1927 г. он заявил: «Тут высказывались такие соображения, что если мы будем развивать племенную культуру и национальные языки, то получится не дело, а только мука. Дагестанская республика в один несчастный день может оказаться не республикой. То, что плохо склеено, то всегда распадается, но я думаю, что такой распад возможен скорее, если мы будем склеивать не склеиваемое, тогда может произойти взрыв и может лопнуть то, что не хотелось бы, чтобы лопнулось».

Вот какие опыты проводили над нами власти, насильственно переселяя нас из мест исторического проживания, ликвидируя наши сельские советы и населенные пункты. Административная политика такого рода в дальнейшем ускорила тенденцию культурного упадка, утраты национальной личности среди ногайцев и ускорила процесс ассимиляции тарковских, аксаевских, костековских ногайцев.

По переписи 1926 года ногайцы в ДАССР компактно проживали в 199 аулах: - 18 аулах Кизлярского района; - 45 аулах Бабаюртовского района; - 17 аулах Ачикулакского района; - 119 аулах Караногайского района (7-аулов из Сары-Сувского сельсовета находятся в составе ЧР). В настоящее время ногайцы в Республике Дагестан проживают 51-их населенных пунктах: - в 12 аулах Бабаюртовского района; - в 19 аулах Ногайского района; - 11 аулах Кизлярского района; - 8 аулах Тарумовского района и в поселке Главный Сулак Кировского района г. Махачкалы.

На территории РД из ранее существовавших 182 (из 199 населенных пунктов 17 аулов были ранее расположены в Нефтекумском районе Ставрополя) ногайских аула ныне упразднены и стерты с лица земли 131 населенный пункт: - 32 аула в Бабаюртовском районе; - 8 аулов в Кизлярском районе; - около 92 аулов в Ногайском районе. В Ногайском районе ликвидировано десятки сельских советов.

Президиум Бабаюртовского райсовета депутатов трудящихся 26 августа 1941 года (с началом ВОВ) вышла с ходатайством перед ПВС ДАССР «О ликвидировании Асса-Аульского сельского совета», который в свою очередь 28 февраля 1942 года выходит с ходатайством на ПВС РСФСР. Асса-Аульский сельский совет с 14 ногайскими населенными пунктами был ликвидирован Указом ПВС РСФСР от 22 апреля 1942 года «О ликвидации Асса-Аульского сельского совета Бабаюртовского района ДАССР, включив его территорию в состав Львовского совета». Все 14 населенных пунктов входящих в с/совет ликвидированы.

Бакильаульский сельский ликвидирован Постановлением ПВС ДАССР от 08.02.1947 года и переименован в Бакилькубский сельский совет. Указом ПВС ДАССР от 26.02.1957 года сельский совет упразднен. Из 5-ти населенных пунктов входивших в сельсовет ликвидированы все. Территория вошла в Новобирюзакский сельский совет Крайновского района.

Аликазканский сельский совет был переименован в Новокосинский сельский совет. Из 17 населенных пунктов входящих ранее в сельсовет, ликвидированы 16.

Тамазатюбинский сельский совет вошел в состав ДАССР по декрету ВЦИК от 20.01.1921 года в составе первого участка Хасавюртовского округа из Чеченской области, с 1928 года вошел в Бабаюртовский район. Протоколом №8 ПВС ДАССР от 2 апреля 1948 года ликвидированы населенные пункты Караяр-аул и Хабжай-аул. В последствии ликвидированы населенные пункты Казан-кулак, Новая Надежда и многие другие. Из 7 аулов входящих в с/совет, ликвидированы 6.

Всё это наталкивает на мысль, что был получен заказ свыше, а то выходит на деле, что у президиума райсовета не было других проблем с началом ВОВ. Ответ прост, судьбу коренного ногайского народа при тоталитарном режиме решали волевыми методами в верхах, одним росчерком пера.

В 1944 году Сталин подверг депортации чеченцев и ингушей. ЧИАССР была ликвидирована. На основании Указа ПВС СССР от 22 марта 1944 года Кизлярский Национальный округ был передан вновь образованной Грозненской области, куда отошли безропотные ногайцы и их земли. За годы советской власти эти земли передавались 4 раза из одного административно-

Депортации 1943-1944 годов, жертвами которых стали крымские ногайцы, ногайцев Северного Кавказа и Дагестана тоже коснулась. Этот факт подтверждается справкой начальника 2 отделения ОСП МВД СССР капитана Б.П.Трофимова от 31 декабря 1949 года «О количестве лиц других национальностей, находящихся на спец. поселении, выселенных вместе с немцами – выселенцами с Кавказа, Крыма, но не входящих в состав семей этих контингентов», где указывается, что с Северного Кавказа было выселено 3219 человек, в том числе: - кабардинцев – 1617; калмыков – 485; аварцев – 311; дагестанцев – 235; тавлинов – 186; абазинов – 52; осетин – 41; ногайцев 41; русских – 35; даргинцев – 34; прочих – 174 (украинцы, лакцы, лезгины, азербайджанцы, черкесы, грузины, немцы, адыгейцы, арабы, сваны, тюрки). Всего привлекались к совместному выселению с основным контингентом 58 национальностей (Источник ГАРФ. Ф.Р. – 9479. Оп. 1. Д. 43б. Л. 2б).

Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY25 (15 Мая 2011)
Просмотров: 2212
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar