Главная » Статьи » Информация

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ II объединенного съезда ногайцев часть 2

Грозненскую область, по вышеприведенному указу вошли 12 районов бывшей ЧИАССР, 5 районов бывшего Кизлярского округа и Наурский район.

Так 15 апреля 1944 года была уничтожена государственность в Ногайской Степи. Ногайский народ лишился статуса национального округа и был помимо своей воли передан под юрисдикцию Грозненской области.

На 3-ем Чрезвычайном съезде ногайского народа и терского казачества, проходившем в поселке Червленые Буруны Ногайского района РД 4 ноября 1990 года в докладе «О самоопределении коренных жителей Ногайской Степи» этот акт был назван «первой репрессией против ногайского народа и его исторической земли».

«16 июля 1956 года был принят Указ ПВС СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, и восстановлению автономии чеченского и ингушского народов ЧИАССР». В её состав вошли 18 районов и 2 города из Грозненской области, в том числе районы, в период выселения чеченцев и ингушей переданные Дагестану и Северной Осетии.

Руководство Дагестанского обкома КПСС, сообщая своё мнение по этому вопросу в ЦК КПСС, просило взамен районов, возвращаемых в Чечено-Ингушетии, передать Дагестану часть территории бывшего Кизлярского округа (Крайновский, Кизлярский, Тарумовский и Караногайский районы). Свою просьбу оно мотивировало недостатком земельных угодий в республике и трудностями, которые возникнуть с расселением дагестанцев, возвращаемых из чеченских аулов.

Просьба Дагестанского обкома была удовлетворена, и при упразднении Грозненской области её районы Караногайский, Кизлярский, Крайновский и Тарумовский и город Кизляр были переданы Дагестану.

Отличие Ногайского района от других районов Дагестана заключается не только в географическом положении, но и национальном. Это регион компактного проживания ногайского населения.

Так в СССР очередной раз провели эксперименты по национальному строительству, изменению границ административно-территориальных образований, и они считались успешными, мнение проживающего там населения не учитывалось.

По просьбе Дагобкома КПСС, статистиком НКВД Павловым Д.М. были составлены тезисы «К вопросу о вхождении Ачикулака и Кизлярщины в состав Дагреспублики, с точки зрения истории и национального вопроса».

В своей записке автор подчеркивал, что «национальный вопрос часто бывает запутанным ходом истории, как это имеет место и на Кавказе, то при соображениях, вытекающих из национальной проблемы, приходится учитывать и исторические факты, иногда относящиеся к далекому прошлому».

Основной мыслью было то, что с точки зрения национального чувства у населения не может быть никаких поводов к возражению против их положения, так как важно, по его мнению, не нахождение центра управления их районом, а то, как строится власть на местах. «Все вопросы регулируются общей Советской Конституцией. Поэтому остается Кизлярщина в составе Дагестана или отойдет к Тереку – для местного населения нисколько не изменится степень участия в органах местного управления и степень возможности самим влиять на строительство своей общественной жизни».

Но включение в состав Дагестана Кизлярщины и Ногайского района с коренным населением было противоречивым историческим актом, так как расширение административных границ автономной республики в советское время было воспринято как расширение границ этнических» (Ю. Лысенко. Ногайский район на карте Дагестана. История. современность. Материалы Международной научно-практической конференции 2-4 ноября 2006 г. Санкт-Петербург «Современное положение и перспективы развития ногайского народа в XXI веке).

В редакции Постановления Конституционного Собрания РД от 22.03.1996 г.; законов РД от 01.10.1996 г. №12; от24.03.1998 г. №10; от 25.09.2000 г. №15 гласят: Мы, многонациональный дагестанский народ, исторически объединившийся в единое государство, сознавая ответственность за сохранение единство Дагестана, гражданского мира и согласия, выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства, признавая приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права, прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, стремясь к созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев, принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем ее Основным Законом Республики Дагестан.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Статья 5. Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития культурных и исторических традиций народов Дагестана.

Каждому из народов Дагестана гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе.

Конституция РФ признает оглашенные в преамбуле, свои многонациональные народы РФ, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, незыблемость ее демократической основы.

А вместе с тем в республике, сегодня мы ограничены в реализации своих прав на достойную жизнь, так как довольствуемся только тем что:

- свобода слова, так как разрешено только хвалить систему;

- независимость судебной системы, которая фактически зависима от власти и независима от закона;

- свободные выборы, разрешено выбрать только человека власти;

- многопартийность, функционируют партии одобренные властью;

- разделение властей, так как правительство не подотчетно никому.

Политическая эволюция бывшей сверхдерержавы, по мнению правозащитников неизбежно приводит к нарастанию волны национализма, шпиономании, а также печали по утраченному могуществу и желанию противостоять неким внешним и внутренним врагам. Врагами же, а не оппонентами, власть считает всех, кто борется за свои права, права человека и народа.

Да, формально ногайские национальные интересы можно считать хотя бы отчасти «учтенными» в РД. Однако на практике в Дагестане, государственная забота, прежде всего, распространяется на крупные государствообразующие народы, права ногайского народа значительно урезаны. Наглядным фактом тому может, послужит, то, что при формировании нового правительства Дагестана, представителю нашего этноса не нашлось министерского «портфеля». В повседневной жизни мы чувствуем и постоянно ощущаем на себе, что все эти столь важные и нужные конституционные права обходят нас стороной или касаются нас частично. От проводимых в стране национальных проектов, мы ногайцы особых изменений в улучшении своей разделенной судьбы не ждем. Ногайский народ сегодня обращается Президенту РД и правительству республики, где же наши конституционные права, которые должны распространятся на нас одинаково, и которыми мы должны пользоваться, как и другие этносы?

Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» (с изменениями от 1 июля 1993 г.) гласит, что: «Опираясь на международные акты, декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года « О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и, стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации.

Постановление Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1991 г. (О порядке введения в действие Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов») пункт 3. «Совету Министров РСФСР организовать до конца 1991 года практическое восстановление законных прав каждого репрессированного народа и принятие соответствующих актов, предусматривающих:

- отмену всех актов правительства РСФСР, прослуживших основой для противоправного насильственного переселения из мест постоянного проживания, ограничения прав граждан репрессированных народов, а также незаконной ликвидации национально – государственных образований».

Закон признал незаконным и противоправным выселение граждан из мест исторического проживания.

В тяжелейшем экономической ситуации оказался ногайский народ в 1990 годах и прежде не слишком обеспеченный, и уж во всяком случае, не избалованный какими-либо льготами, но теперь буквально брошенный в пропасть нищеты, безработицы, социально-культурной стагнации.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Концепция признана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

В Концепции государственной национальной политики РФ выделено достижение прочного межнационального мира и стабильности на Северном Кавказе.

Президент РД Муху Гимбатович, в период перестройки в статье «Свобода человека и свобода народа» (газете «Дагестанская правда») утверждал: «Стать народом - значит прежде всего стать свободным, ибо народ не обретший свойства свободного народа остается бесформенной массой, толпой, самое большее - неупорядоченным населением».

Организация «Бирлик» зародившееся в условиях перестройки, окрепшее в начале 1990-х годов, с самого начала во главу угла своей деятельности, стремясь к восстановлению исторической справедливости, поставило задачу о признании незаконным и преступным Указ ПВС РСФСР № 721-4 от 9 января 1957 года, в соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» (с изменениями от 1 июля 1993 г.), международными актами, декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года « О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

С той поры, несмотря на смену лидеров и структурные неоднократные преобразования, остается основной движущей силой ногайского национального движения, организацией единомышленников, возникшая на основании свободного волеизъявления ногайского народа. Основной целью ОО «Бирлик» была – поддержка и консолидация стремлений ногайского народа к демократизации общества, его моральному обновлению.

Ногайское национальное движение практически захлебнулось, столкнувшись с жесточайшим сопротивлением националистических сил в республиках, не желающих уступать ни одной пяди территории новому национальному образованию. Массовый энтузиазм ногайского населения, перекидывавшийся, как живое пламя, через границы, разделявшие ногайские аулы, стремительно улетучился в условиях той экономической разрухи и обнищания, которые все более нарастали к середине и к концу 1990-х годов и ассоциировались с «реформами» и, вообще, с «демократией». Разочаровавшись в той «демократии», которая оборачивалась нищетой простых тружеников, разгулом криминальной стихии, финансово-экономическим коллапсом и другими социальными бедами, пережив сильнейший шок устрашения от близкой чеченской войны, ногайцы в своей массе к концу 1990-х годов уже ничего не хотели и не ждали от демократического национального движения, с которым связывали свои надежды, не слишком доверяли прежним лидерам и не выдвигали из своей среды новых «борцов за общее дело», боялись любых потрясений.

В своё время Чингисхан сказал: «Если вершина не озарена правдой, подножье захлебнется кровью». В более поздние времена изменился текст высказывание на иное: «Рыба гниет с головы».

Определенную роль в том, что программа воссоединения земель и создания Ногайской автономии была сорвана и не смогла реализоваться, сыграла во время подброшенная идея национально-культурной (экстерриториальной) автономии, заимствованная из давно устаревшего «бундовского» политического арсенала в значительной мере и едва ли не первую очередь для «успокоения» ногайских амбиций. Нельзя сказать, что на Северном Кавказе всерьез поверили, будто НКА ногайцам достаточно, но все же определенная растерянность в ряды национального движения была внесена. Существование республик в составе РФ признается важнейшей формой этнотерриториального самоопределения и дальнейшего развития федерализма, разнообразных и разностатусных взаимоотношений с федеральным центром и другими субъектами федерации, формулируется как одна из приоритетных задач государственной национальной политики федерального и республиканского уровней. Это концепция для ногайцев осталось святой и заветной мечтой, так как этническая территория ногайцами считается как святое-сокральное понятие.

Вместе ожидаемого мы получили эрзац-форму самоопределения-экстерриториальные региональные Национально-Культурные Автономии.

Первый заместитель Полномочного Представителя президента РФ в ЮФО А.В.Коробейников 30 сентября 2001 года в письме адресованной главным федеральным инспекторам субъектов ЮФО о складывающейся в то время социально-политической ситуации среди ногайского населения проживающего в ряде субъектов ЮФО отмечал: «После раздела в 1957 году Ногайского района, входящего в состав Ставропольского края, между тремя субъектами РСФСР, ногайцы не имели собственного национально-территориального образования ни на республиканско-краевом, ни на общегосударственных уровнях. Последнее разделение ногайского населения административными границами было осуществлено в 1992 году, после выделения КЧР из состава Ставропольского края».

12 марта 2005 года в городе Махачкале состоялся 2-ой съезд депортированных народов Дагестана. Съезд осудил факт искусственного разделения на три части ногайского народа, исторически проживающего в Ногайской Степи и назвал Указ ПВС РСФСР №721-4 от 9.01.1957 года очередной трагедией и бескровной репрессией против ногайского народа.

8-ой пункт Резолюции 2-го съезда депортированных народов Дагестана гласит:

- осудить факт разделения ногайского народа на три части и включения их в три региона России и найти приемлемое решение для нормального развития ногайского народа;

- возродить историческое Тарковско-Ногайское общество с центром в бывшем селении Асса-Аул, восстановив справедливость в отношении ногайского народа.

В справке Президенту РФ «Об общественно-политической ситуации в Республике Дагестан» за 2005 год Полномочный Представитель Президента РФ в ЮФО Козак Д.Н. отмечает: «Латентным фактором общественно-политической нестабильности служит отсутствие национально-территориальной целостности у ногайцев, расчлененных административно-территориальными границами между Республикой Дагестан, Чеченской Республикой и Ставропольским краем. В начале 1990-х годов Ногайское Народное движение «Бирлик» выдвинуло требование объединения разделенной территории в целях национально-территориального самоопределения этого этноса. В последующие годы в силу снижения уровня активности национальных общественных движений это требование, казалось, потеряло свою актуальность. Однако в случае резкого обострения этнополитической обстановки в республике оно может быть предъявлено власти. Не случайно, 2-ой съезд депортированных народов Дагестана подчеркнул необходимость решения проблем ногайского народа.

Руководством Республики Дагестан недавно подписано постановление о выделении 1606 гектаров земли на территории бывшего Асса-Аульского сельского совета для переселения жителей селений Новая Коса, Оразгул аул, Старое Тамазатюбе из зоны повышенного риска затопления и строительства нового населенного пункта.

Но кроме этого их ожидала и другая беда: в СССР все население делилось на «титульных» и «нетитульных», со всеми вытекающими отсюда последствиями-электричество, водопровод, газ, асфальтные дороги в ногайские сёла проводились в последнюю очередь. Все это подтверждается на примере ногайских аулов Огузер, Боранбай, Сангиши, Монгул-аул и др. Кизлярского района; Геметюбе. Татаюрт, Тамазатюбе, Старое Тамазатюбе, Новая Коса – Бабаюртовского района. Имеется ряд нерешенных проблем в ногайских аулах Ногайского и Тарумовского районов. В поселке Глав Сулак Кировского района, которая расположена в 30 километрах от столицы республики г. Махачкала, население за свои кровные деньги провели газ.

Однако, самым возмутительным является совершившееся от 9 января 1957 года (по Указу ПВС РСФСР № 721-4 «О восстановлении ЧИАССР и упразднении Грозненской области») административное расчленение исторической родины ногайцев - Ногайскую Степ между Дагестаном, ЧИАССР и Ставропольским краем (в угоду Суслову и тогдашним руководителям РД), сами ногайцы воспринимают как государственную репрессию.

Этот Указ, изданный по воле недальновидных политиков, игнорировавших мнение и волю коренного народа, явился антигуманным актом произвола и бескровной репрессии, окончательно разобщил ногайский народ, эта кровоточащая рана, неугасимая боль ногайского народа.

Территориальный передел 1957 года не оставил в дальнейшем никакой возможности для ногайской автономии в составе тогдашнего союзного государства.

Негативные последствия этого Указа, который искусственно разделил ногайский народ в местах компактного проживания на три части, пагубно сказались на дальнейшей судьбе ногайского народа и привели к огромному демографическому дисбалансу, исчезновению самобытной культуры, образовательного уровня и всех других жизненно важных параметров.

В субъективной ногайской интерпретации акция 1957 года с каждым годом все более воспринималась как враждебная по отношению к ногайскому народу, и ее значение вырастало до размеров национальной катастрофы. Искусственно были проведены границы между отдельными частями ногайской территории… Народ был расчленен и потерял своё единство…

Постановлением ПВС РСФСР за № 721 от 6 февраля 1957 года в связи с образованием ЧИАССР и возвратом на прежние места жительства репрессированных народов Кизлярский район без казачьего левобережья (1735 г.) вновь был передан Дагестану.

История с ногайскими землями, произошедшая в 1957 году вновь повторяется, только в более изощренной и циничной форме, прикрытая официальной глазурью цивилизованностью.

Общественностью РД неоднократно поднимаются вопросы построения гражданского общества и правового государства в Дагестане, однако политика, проводимая некоторыми чиновниками из властьимущих, пока не направлена на стабилизацию политического и социально - экономического благополучия ее коренных народов.

Правительству Дагестана, необходимо бы проанализировать кризисную ситуацию и ради будущего Дагестана и построения гражданского общества в РД обсудить положение, прийти к справедливому и объективному решению сложившихся проблем.

Постановлением Госсовета РД от 18 октября 2000 г. № 191 принято: ''Установить, что коренными малочисленными народами Республики Дагестан являются: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-акинцы''.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001г. №236 «О Постановлении Государственного Совета РД от 18.10.2000г. №191» указанный перечень признан частью Единого перечня коренных малочисленных народов РФ.

Известно, что сильный парламент в такой многонациональной республике как Дагестан, может существовать только сформированный на основе учета легитимных национальных «джамаатских» интересов, формируемой и признаваемой самими избирателями в момент выборов. Подлинная этническая структура дагестанского общества состоит из национальностей, состоящих из отчетливо выраженных территориально-этнокультурных т.н. джамаатов

О местном самоуправлении Р.М. Магомедов писал: «Некоторые моменты не до конца еще забытых джамаатских традиций могут уже сегодня послужить делу стабилизации и единения Дагестана. Высшим местным органом власти должно стать, как и сотни лет назад, собрание джамаата, как единственный орган власти, распоряжающийся всеми землями села. Джамаатское самоуправление создает условия и возможности оживления традиционных местных судебных структур, возникает возможность для возрождения традиционных форм охраны порядка и безопасности.

Джамаатские принципы организации обеспечат полный и всесторонний учет местных интересов и этноконфликты утратят смысл. Если нам суждено уцелеть на страницах истории и в цепи поколений наших потомков, то только вместе, а порознь наши народы не имеют будущего. И помнить, что без сохранения национальных традиций не сохранить единство дагестанских народов».

Признание и защита прав коренных малочисленных народов является важным условием развития демократии, обеспечения политической и социальной стабильности страны. Федеральные органы государственной власти предприняли ряд мер, направленных на обеспечение равенства и недискриминации для представителей всех народов и этнических групп. На конституционном уровне закреплен многонациональный характер Российского государства, признаны специфические права коренных малочисленных народов, на законодательном уровне предоставлено право всем этническим общностям на национально-культурную автономию, признана незаконность и преступность насильственных действий по отношению к репрессированным народам и обязанность государства, восстановить их права и возместить нанесенный ущерб. Вместе с тем декларативность ряда положений законов, отсутствие механизмов реализации предоставленных прав, четких источников финансирования не позволяет в полном объеме реализовать основополагающие права граждан Российской Федерации, принадлежащих к национальным меньшинствам, коренным малочисленным и репрессированным народам.

Конституция РФ, международное законодательство и Всеобщая Декларация прав народов, принятая в г. Тарту 17 апреля 1999г. требует от руководства РД соблюдать и обеспечить:

- равное и справедливое отношение к народам, живущим на своей исторической родине, но не имеющим своей государственности;

- права народов на самоорганизацию и на свой легитимный представительный орган. Народы, не имеющий государственности, имеет право создать любые органы самоуправления;

- право, на самоопределение, заключающее в себе и право на создание своего государства, поскольку только полная самостоятельность может гарантировать народу осуществление всех других прав;

- право народов на свою культуру, свой язык и свои обычаи. Уважение национально-этнического, культурного достоинства любого народа - обязательное условие соблюдения прав народов.

До сих не исполнены постановления 3 – съезда народных депутатов Дагестанской АССр от 23 июля 1992 года «Об изъятии и передаче земель на расширение сельских населенных пунктов» и Распоряжение Совета Министров РД от 1.06.1993 г. № 225-Р касающихся ногайцев Бабаюртовского района.

1 октября 1783 года на Урупе, в районе урочища Керменчик и Сары – Чигера царские войска под командованием Потемкина и Суворова, положили конец, существованию Малой Ногайской Орды, уничтожив около 500 тысяч ногайцев. «Ногайцы, - писал очевидец, - были загнаны в болотистую речку и, не видя спасения, в припадке бессильной злобы, сами истребляли свои драгоценности, резали жен и бросали в воду младенцев». 1 октября 1783 года считается днем национального траура и поминовения жертв геноцида ногайского народа.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ 4 апреля 1995 года сделала заявление, в котором признала акт геноцида, совершенного Турцией в отношении армян в 1915 году. В заявлении говорится, что Государственная Дума, «основываясь на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении армян на территории Западной Армении в 1915 – 1922 годах, следуя духу и букве принятых Организацией Объединенных Наций, Конвенции о предупреждении геноцида и наказания за него, 9 декабря 1948 года, Конвенции по непримиримости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, 26 ноября 1968 года, стремясь к возрождению гуманистических традиций российского государства, осуждает организаторов уничтожения в 1915 – 1922 годах, выражает свое сочувствие армянскому народу и рассматривает 24 апреля как День памяти жертв геноцида».

Когда же будет признан геноцид ногайского народа совершенный 1 октября 1783 году?

«Актуализация этнических проблем и межэтнических конфликтов в современном мире выступает как ответ на процессы глобализации. Чем сильнее «вызовы» глобализации, тем с большей настойчивостью народы стремятся сохранить свою этническую культуру, и стремятся к стабильным межэтническим отношениям. Поэтому так остро сегодня стоят этнические, национальные проблемы. В подобной ситуации нужна новая стратегия, способная интегрировать в процесс глобализации общечеловеческое и этническое, обеспечить право народов на культурную и цивилизационную самобытность и сохранить толерантные межэтнические отношения. Южный Федеральный округ – один из самых полиэтничных регионов Российской Федерации. Длительность исторического проживания ногайцев в полиэтническом и поликультурном регионе (русские, тюркоязычные народы, горские народы) создают особые формы межэтнических взаимодействий, этнокультурных взаимовлияний. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной стороны, низкий уровень предрасположенности к межэтническим контактам, с другой стороны, ослабленный интерес к собственной этнической идентичности. Но, теоретически, культурная и религиозная родственность соседствующих этнических групп должна снизить вероятность межэтнических конфликтов. Не учитывались этнические и территориальные особенности, что было воспринято местным населением как оскорбление этнических чувств и ущемление национальных прав. Это послужило причиной всплеска этнических чувств среди ногайского сообщества, что один из экспертов назвал «ногайским этнически-экологическим возрождением». По результатам исследования можно сделать вывод, что межэтническая ситуация в регионах с ногайским населениям зависит от межэтнической ситуации в данных субъектах РФ, вызванной этносоциальной, экономической, политической стабильностью в регионе. Основной установкой для существования группы является принцип, согласно которому этнокультурную самобытность нельзя поддерживать без доверия к другим культурам, ибо без контактов иссекают механизмы ее самоорганизации. Поэтому каждая этнокультура по отношению к другой этнокультуре выполняет функции не только сохранения своей идентичности, но и поддерживает другую идентичность». (к.с.н Казалиева Кистаман Межэтнические отношения ногайцев на юге России 04.10.2007 г. Санкт-Петербург).

В исследованиях по прикладной и неотложной этнологии Института Этнографии АН СССР (По материалам Ногайской этнографической экспедиции ИЗ АН СССР и кафедры этнографии истфака МГУ в августе 1989 г) говорится: «В настоящее время чрезвычайно актуально для ногайцев развитие разных форм национальной культуры, создание общего культурного центра. Это может в значительной мере уменьшить национальную напряженность и приглушить, даже снять некоторые острые проблемы, стать реальным шагом на пути желаемого всеми ногайцами национального единения народа. Несомненно, необходима и разработанная система экономических и социальных мер, в частности создание новых рабочих мест, что требует специального экономического исследования.

Необходимо обратить серьезное внимание на весьма острую межэтническую ситуацию во всей области расселения ногайцев.

Бесспорно, наличие весьма серьезных проблем, остроту которых следует снять в скорейшем времени. Это, как отмечалось, проблемы имущественного и социального расслоения, безработицы, неудовлетворенности в сфере национальной культуры. Очевидно, что время диктует необходимость обратить внимание на эти проблемы сейчас, так как углубление процесса обострения межэтнических, социально-экономических, национальных и культурных проблем ногайцев может привести к серьезным деформациям в их общественном развитии в будущем».

В целях устранения причин способствующих нарушению прав человека и народов, профилактики межнациональных конфликтов и формирования политики по указанным вопросам и обеспечения конструктивного взаимодействия с органами государственной власти дагестанскому обществу, в целях сохранения стабильности в РД необходимо, во исполнение требований «Всеобщей декларации прав народов», «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам», Конституций РФ и РД, Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», Законов РФ «Основы законодательства РФ о культуре», «О языках народов РФ», О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О национально-культурной автономии» в целях оказания государственной поддержки по возрождению коренных малочисленных народов в Российской Федерации необходимо:

- определится о правосубъектности ногайского народа по Конституциям и всем законам РД и РФ, в первую очередь по ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»;

- создания национальных школ, выделения квот для получения средне - специального и высшего образования, издания газет, выделения часов для теле и радиовещания согласно законодательства РФ и РД. Гарантировать ногайскому народу право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (п.3 ст. 68 Конституции РФ);

- о разработке концепции правовой защиты коренного малочисленного ногайского народа с учетом международно-правовых стандартов и особенностей национально-государственного устройства РД;

- о разработке механизма территориальной реабилитации, гарантирующего обеспечение прав и законных интересов ногайского народа, т.е. насильственно переселенного из мест своего исторического проживания.

- о конкретизации на законодательном уровне конституционного запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства других этносов РД по отношению к ногайцам;

- об учете мнения коренного малочисленного ногайского народа при разработке и принятии законов и нормативных правовых актов, осуществлении административных мер, затрагивающих их интересы, на федеральном, региональном и местном уровнях;

- обеспечении разработки и осуществлении федеральных и региональных программ национально-культурного развития коренного малочисленного ногайского народа, выделение из федерального бюджета и бюджета РД ассигнований для оказания поддержки национально-культурной автономии ногайцев дагестана «Ногай Эль»;

- о принятии федеральной и региональной программы по государственной поддержке коренного малочисленного ногайского народа РД на период 2008-2018 годы;

- об обеспечении коренному малочисленному ногайскому народу РД представительства в высших органах государственной власти в РД;

- информировании коренного малочисленного ногайского народа, путем проведения круглого стола с участием заинтересованных органов государственной власти РД, приглашением представителей нашего народа и интеллигенции РД о работе проводимой по реабилитации и восстановлению систематически нарушаемых прав ногайского народа и мерах по выходу из сложившегося положения, угрожающего единству и целостности Дагестана.

- оказании практической помощи коренному малочисленному ногайскому народу в проведении через средства массовой информации разъяснительной работы о целях и социально-политическом значении объявлении всей территории Ногайской Степи - заповедной и создании национального парка с приданием федерального статуса - для сохранения, возрождения и расцвета ногайского народа.

Одним из основных направлений деятельности нашей организации в республике должно фактически стать защита прав коренного малочисленного ногайского народа Дагестана, правосубъектности на федеральном, региональном и местных уровнях, его представительства в органах власти на федеральном, региональном и местных уровнях, помощи в создании национально - территориальных образований, национально - культурных сообществ и национальных школ, сохранении самобытной культуры, языка и т.д.

Региональное общественное Организация «Бирлик» (Единство) ногайцев республики Дагестан готово к конструктивному сотрудничеству с органами государственной власти и заинтересованными сторонами дагестанского общества по всем затронутым нами вопросам в целях построения подлинного гражданского общества в Дагестане.





Терекли – Мектебская декларация и программа действий


(Принята 30 марта 2008 г. в селении терекли Мектеб на очередном съезде Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан).


1. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан подтверждает священный долг органов государственной власти выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, другими законами. касающимися прав человека, и нормами Международного права. Универсальность этих прав и свобод носит бесспорный характер.

С учетом этого укрепление междунационального согласия в Республике Дагестан имеет существенно важное значения для полного достижения социально-политического и экономического благополучия ногайского народа.

Права человека и основные свободы являются правами, данными каждому человеку с рождения; их защита и поощрение являются первейшей обязанностью государства и правительства.

2. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Принимая во внимание особое положение народов Дагестана, как и народов Северного Кавказа, Поволжья и Сибири съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан признает право ногайского народа предпринимать любые законные действия в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций для осуществления своего неотъемлемого права на самоопределение. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, вышесказанное не должно истолковываться как решение или поощрение любых действий, нарушающих или подрывающих. полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, которые соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и в силу этого имеют правительства, представляющие интересы всего народа на территории без каких-либо различий.

3. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан обращается к Организации Объединенных Наций, международному сообществу с просьбой принимать эффективные международные меры, с тем, чтобы гарантировать и контролировать соблюдение стандартов в области прав человека в отношении бесправного и разделенного ногайского народа, обеспечивать эффективную правовую защиту наших прав в соответствии с нормами в области прав человека и нормами международного права и другими применимыми нормами гуманитарного права.

4. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Сообщество дагестанских народов должно относиться к правам человека на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, народы, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы.

5. Усилия Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан в деле обеспечения всеобщего уважения и соблюдения, прав человека и основных свобод для всех должны способствовать стабильности и благосостоянию, которые необходимы для установления мирных и дружественных отношений между нациями, и улучшению условий мира и безопасности, а также социального и экономического развития в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

6. Процессы поощрения и защиты прав человека должны осуществляться в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

7. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан считает, что демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими. Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом вышесказанного процесс поощрения и защиты, прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях должен носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий.

8. Для обеспечения стабильного прогресса в деле осуществления права ногайского народа на развитие необходимы эффективные программы развития на национальном уровне, а также справедливые экономические отношения и благоприятное экономическое окружение на международном уровне.

9. Для справедливого удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды требуется осуществление научно-обоснованных и комплексных мер по экологической безопасности. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан признает, что продолжающееся опустынивание Ногайской Степи, в результате дикой приватизации степи и в связи с бессистемным, бесконтрольным выпасом скота на землях отгонного животноводства представляет потенциальную серьезную угрозу для права каждого ногайца на жизнь и здоровье.

10. Каждый человек имеет право на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан отмечает, что прогресс в некоторых областях, особенно в биомедицинских и биологических науках, а также в области информационных технологий, может иметь потенциально негативные последствия для неприкосновенности, достоинства и прав человеческой личности, и призывает осуществлять международное сотрудничество в целях обеспечения полного уважения прав и достоинства человека в этой сфере, находящейся в центре внимания всего человечества.

11. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан полагает необходимым, чтобы государство и международные организации в сотрудничестве с неправительственными организациями создали благоприятные условия на национальном, региональном и международном уровнях в целях обеспечения полного и эффективного осуществления прав человека. Государству следует искоренить все нарушения прав человека и вызывающие их причины, а также устранить препятствия на пути осуществления этих прав.

12. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан отмечает, что существование широко распространенной бедности и безработицы препятствует полному и эффективному осуществлению прав человека; их искоренение и окончательная ликвидация должны оставаться задачей первостепенной важности для ногайского общества.

13. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан считает, что уважение прав человека и основных свобод без какого бы то ни было различия, является основополагающей нормой международного права в области прав человека. Скорейшее и полное искоренение всех форм расизма и расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости являются одной из первоочередных задач ногайского общества. Народу следует принимать эффективные для их предотвращения и борьбы с ними. К группам, учреждениям, межправительственным и неправительственным организациям, а также к частным лицам обращается настоятельный призыв активизировать усилия по обеспечению сотрудничества и координации их деятельности в борьбе с этим злом.

14. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан заявляет, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях, равно как и его связь с незаконным оборотом наркотиков, являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, создает угрозу Международному сообществу. В связи с этим Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан призывает принять необходимые меры по укреплению сотрудничества в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним.

15. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан считает, что права человека женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями ногайского общества.

Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан настоятельно призывает правительства, учреждения, межправительственные и неправительственные организации активизировать свои усилия по защите и поощрению прав человека женщин и девочек.

16. Учитывая важность поощрения и защиты прав человека лиц, принадлежность ногайцев к коренным малочисленным народам Дагестана, и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность общества, в которых они проживают, Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан подтверждает обязательство государства обеспечивать, чтобы ногайцы, могли в полной мере и эффективно осуществлять все права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

17. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан подтверждает, что крайняя нищета и социальная изоляция являются оскорблением человеческого достоинства и что необходимо принять срочные меры для более глубокого осознания крайней нищеты и ее причин, включая те из них, которые связаны с проблемой развития, в целях поощрения прав человека беднейших слоев населения, искоренения крайней нищеты, и социальной изоляции и поощрения использования результатов социального прогресса. Необходимо, чтобы государство содействовало участию беднейших слоев населения в процессе принятия решений в общине, в которой живут ногайцы, в поощрении прав человека и усилиях по борьбе с крайней нищетой.

18. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан считает, что сохранение языкового и культурного своеобразия как составной части культурного наследия человечества ведет к укреплению предпосылок для создания мирных отношений и сосуществования различных этнических групп.

Съезд избрал Исполком Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан.

1. Аджиев Янгурчи Баймурадович
2. Рахмедов Балманбет Сейдахмедович
3. Бекмурзаев Арслан Абувович
4. Имартов Турсун Даудович
5. Байрамбетов Байрамгази Мусаевич
6. Абдулгамидов Абдулгамид Акбулатович
7. Байтувганов Казбек Зайнудинович
8.Темирбулатов Рашидхан Базарбаевич
9.Куртусунов Джамалдин Мавлевич
10.Мурзаев Озбек Рашманбетович
11.Кульниязов Ахмат Биймурзаевич
12.Абжалиев Мусурбий Язуевич
13.Нурласанова Белла Мусаевна
14.Манапов Мурат Зайналабидович

Председателем Исполкома Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан на съезде единогласно вновь избран Аджиев Янгурчи Баймурадович.

Первым заместителем Председателя Исполкома Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан избран Рахмедов Балманбет Сейдахмедович.

Заместителем Председателя Исполкома Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан избран Манапов Мурат Зайналабидович.
Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY25 (15 Мая 2011)
Просмотров: 2718
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar