Главная » Статьи » История

Изучение Ногайской истории в 1970-х годах,В.М.Жирмунский,Е.А.Поноженко.
Изучение ногайской истории в 1970-х годах. В.М.Жирмунский. Е.А.Поноженко.
Вторник, 17 Ноя 2009
literatureВ 1974 г. ногаеведение получило мощное подкреп­ление с неожиданной стороны: вышла в свет посмертная работа ака­демика В.М.Жирмунского «Тюркский героический эпос», в которой вопросы истории Ногайской Орды являлись одним из главных иссле­довательских сюжетов. Ученый дореволюционной школы, основопо­ложник советской германистики Виктор Максимович Жирмунский (1891-1971) большую часть своих многочисленных трудов посвятил истории западной и русской литературы, поэтике, стиховедению, лингвистике. В 1960-х годах в сферу его научных интересов вошел героический эпос, в том числе тюркский. Среди прочих эпических памятников В.М.Жирмунский обратил внимание на ногайский цикл сказаний о сорока богатырях. Поразительные соответствия имен их персонажей именам исторических деятелей кочевого средневековья побудили его заняться дотоле далекой от него областью знания — изучением документов и сведений о Ногайской Орде, чтобы выявить исторические и фольклорные компоненты эпоса, отделить одни от других. С этой целью В.М.Жирмунский написал несколько работ, главной из которых стала монография «Эпические сказания о ногай­ских богатырях в свете исторических источников». Конечный вывод автора сводился к тому, что фольклорная интерпретация героев и со­бытий в ногайском цикле крайне мало соответствует реальным исто­рическим прототипам. Но чтобы прийти к такому заключению, ему потребовалось разобраться в деталях взаимоотношений этих самых прототипов. В.М.Жирмунскому пришлось углубиться в наиболее загадочный период ногайской истории — XV и первую половину XVI в. (т.е. при­близительно до того момента, с которого начал свое исследование А.А.Новосельский). Исходя из своих задач, выдающийся филолог не собирался последовательно излагать историю степной державы. Ему важно было понять, кем в действительности доводились друг другу лица, упоминаемые в сказаниях, происходили ли когда-нибудь в действительности их богатырские походы и битвы, отображенные в эпосе. Отсюда и целью работы объявлялось изучение «фактов дина­стической и военно-политической истории Ногайской Орды» (Жир­мунский 1974, с. 434). В анализе лабиринта кланов, клановых ветвей у ногаев и их взаимоотношений состоит дополнительная ценность книги. В.М.Жирмунский сопоставил десятки вариантов и версий дастана об Эдиге с тем, что было известно об этом деятеле по хроникам. Впервые яркая фигура мангытского беклербека, праотца ногайской знати, получила полное аналитическое биографическое описание. Автор пришел к убеждению, что еще при жизни Эдиге его личность и жизненный путь стали обрастать всяческими легендами и сверхъесте­ственными подробностями (Жирмунский 1974. с. 377, 378). Вместе с тем В.М.Жирмунский не склонен был связывать образование Ногай­ской Орды с персоной Эдиге и датировать ее образование 1391 г., ко­гда тот уехал от Тимура на Яик. «Самостоятельный союз племен и государственное образование» ногаев, по мнению В.М.Жирмунского, сформировались в начале XV в., одновременно с такими же образова­ниями кочевых узбеков и казахов. Большую ценность представляют генеалогические штудии — опре­деление состава и численности ближайшего потомства Эдиге и, глав­ное, потомства его правнука Мусы (Жирмунский 1974, с. 400, 431), поскольку именно сыновья Мусы возглавляли Орду и боролись меж­ду собой на протяжении всей первой половины XVI в. Кстати, опре­деление первого этапа этого противоборства—между Алчагиром и Шейх-Мухаммедом — тоже принадлежит В.М.Жирмунскому (Жир­мунский 1974, с. 491) (в нашей работе та коллизия названа первой Смутой). Попутно сделаны тонкие наблюдения над особенностями ногайско-крымских, ногайско-казанских, ногайско-астраханских, но-гайско-казахских отношений, иерархии различных ветвей рода Эди-ге-Мусы. Одним из главных объектов интереса автора стал мирза Исмаил — в силу однозначно негативного отношения к нему во всех произведениях ногайского эпического цикла. В.М.Жирмунский попы­тался детально разобраться в причинах усобицы 1550-х годов (второй Смуты). Хотя отсутствие соответствующей квалификации при работе с чис­то историческим материалом и сказалось на качестве работы (были использованы только опубликованные источники; есть ряд фактиче­ских ошибок — например, отождествление Мамая б.10 Мусы с его братом Шейх-Мамаем), огромная эрудиция и интуиция позволили В.М.Жирмунскому создать труд, открывший неизвестную страницу в истории Дешт-и Кипчака. Таким образом, к середине 1970-х годов имелось несколько фун­даментальных работ, на основании которых уже можно было полу­чить представление о формировании, развитии, упадке и распаде но­гайской державы — и идти дальше, ставить более узкие и глубокие проблемы. В 1977 г. в Московском университете состоялась защита кандидат­ской диссертации Е.А.Поноженко «Общественно-политический строй Ногайской Орды в XV — середине XVII в.». Она не издана, но основ­ное содержание ее передано автором в автореферате и нескольких статьях (Поноженко 1976; Поноженко 1977а; Поноженко 19776; Поно-женко 1987). В отличие от большинства предшественников Е.А.Поно­женко удалось абстрагироваться от обычного восприятия ногаев как лишь одного из объектов российской внешней политики. Подобный подход не только препятствовал изучению Ногайской Орды как само­стоятельного субъекта исторического процесса, но и «отбрасывал тень» на события, происходившие внутри ее. Создавалось впечатле­ние, будто внутреннее состояние Орды (как «примитивной» скотовод­ческой структуры) зависело от конъюнктуры торговли с Россией, внешних вторжений — казахских и калмыцких, иноземных интриг и т.п. Е.А.Поноженко пришел к принципиальному выводу: распад Ногайской Орды был вызван вовсе не московской политикой или калмыцким нашествием; главная причина — «внутренние факторы развития ногайского феодального общества». Новые социальные силы (имеются в виду прежде всего «улусные черные люди») вызревали постепенно, но не успели окрепнуть и заступить на смену старой, прежней элите — мирзам; этот процесс был прерван вторжением кал­мыков (Поноженко 1977а, с. 22-24). Показ общественной функции и перспективы развития «улусных черных людей» стал важным методо­логическим и фактологическим открытием автора. Хотя Е.А.Поно­женко рассматривал общество ногаев сквозь призму «кочевого феода­лизма», что было едва ли не обязательным в 1970-х годах, ряд его со­циологических наблюдений имеет важное значение, несмотря на эту идеологизированную схему. Интересна, например, попытка градации «класса феодалов», выделение помимо мирз служилой знати (Поно­женко 1977а, с. 12, 13; Поноженко 19776, с. 94), хотя эта попытка и вызывает возражения как по существу феномена, так и в силу явной аналогии с российскими порядками того же периода. Впервые в науке подробно охарактеризован социальный статус мирз, расписаны функ­ции и компетенция высших должностных лиц Орды — бия11, нуради-на, кековата и тайбуги. В настоящее время основополагающие дефиниции, предложен­ные Е.А.Поноженко (Ногайская Орда как «раннефеодальное государ­ство», ногайское общество как феодальное и тп.), очевидно, долж­ны быть пересмотрены. Но разбор социальной структуры Орды про­изведен в работах данного автора с надлежащей полнотой (прав­да, в основном на основе опубликованных источников), и теперь, вероятно, ни один исследователь — не только ногаевед, но и нома-дист вообще — не сможет обойтись без наблюдений и выводов Е.А.Поноженко.

Метки: Изучение ногайской истории в 1970-х годах, Историография ногаев Рубрика: Историография ногаев | Ваш отзыв »
по русской истории.

Категория: История | Добавил: BAD_BOY25 (17 Марта 2010)
Просмотров: 1641
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar