Главная » Статьи » История

Изучение Ногайской истории в 1970-х годах,В.М.Жирмунский,Е.А.Поноженко Ногайская тематика в исследованиях 1940-1960-х годов,А.А.Новосельск
Ногайская тематика в исследованиях 1940-1960-х годов. А.А.Новосельский.
Вторник, 17 Ноя 2009
В 1940 г. вышла фундаментальная работа Н.А.Баскакова «Ногайский язык и его диалекты». К исследованию сугубо лингвистического плана прилагались результаты полевых и источниковедческих изысканий автора о структуре ногайского этноса, по большей части XIX-XX вв. (Баскаков 1940). Десятки названий племенных и родовых групп в составе ногайцев ярко показали слож­ность этнического состава народа, а следовательно, и постепенность его формирования — и, стало быть, сложность и длительность его истории. Большое научное значение имела и профессиональная науч­ная систематизация Н.А.Баскаковым лексического фонда и грамма­тики современного ногайского языка. Это позволило определить его место среди прочих языков кипчакской группы, дало возможность приступить к познанию межъязыковых и, значит, межэтнических взаимодействий. В трудах же по русской истории, созданных в 1940-1960-х годах, Ногайская Орда по-прежнему выступала в качестве объекта москов­ской внешней политики XVI — начала XVII в., одного из тех тюрк­ских послезолотоордынских образований, что якобы плели заговоры против Руси и не упускали случая пограбить ее пограничье. В целом ногаи представали в работах тех лет как враждебная сила, с которой русское правительство иногда вынужденно вступало в тактические соглашения для борьбы с другими Юртами. При этом внутриполи­тическая ситуация в Ногайской Орде ученых интересовала в послед­нюю очередь. Подобный подход характерен для книг и статей К.В.Базилевича, Г.Д.Бурдея, И.И.Смирнова, С.О.Шмидта. Оформи­лась и была подхвачена идея о периодических интригах Стамбула в Восточной Европе, о сколачиваемых им антимосковских коалициях с Крымом и ногаями (Базилевич 1952; Бурдей 1953; Бурдей 1956; Бурдей 1962; Смирнов И. 1948; Шмидт 1954; Шмидт 1961а; Шмидт 1964; Шмидт 1977). Названные подходы утверждались на фоне «борь­бы с космополитизмом», сталинских репрессий против целых наро­дов, в том числе и тюркских, разработки теории «наименьшего зла» (по которой вхождение в состав России для населения южных и вос­точных территорий являлось меньшим злом по сравнению с присое­динением к Османской империи или Ирану). В этот непростой для исторической науки период вышла в свет монография А.А.Новосель­ского «Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века» (1948 г.). Профессор Алексей Андреевич Новосельский (1891-1967) работал в московском Институте истории АН СССР и к тому времени уже считался признанным авторитетом в области социальных отношений, сельского хозяйства, организации экономики России XVI-XVII вв. В военные годы он вплотную занялся проблемами русской внешней политики. Результатом изысканий и стала работа «Борьба Московско­го государства…», защищенная А.А.Новосельским в 1946 г. как док­торская диссертация. Читатели получили наконец подробное изложение истории Ногай­ской Орды второй половины XVI — первой трети XVII в. Доскональ­ное знание архивньгх документов (и не только ногайских и крымских дел) позволили автору передать сложнейшую картину международ­ных отношений и стратегию степной политики Москвы той эпохи. Сплошному изучению подверглись посольские книги и столбцы по связям с Крымом, ногаями, Турцией и др. От внимания ученого не ускользнул практически ни один принципиальный факт контакта России с кочевыми соседями при последних монархах-Рюрикови­чах, в период Смуты и при первых Романовых. Все заключения в максимальной степени базируются на свидетельствах источников. Несмотря на то что в книге больше места отведено Крымскому ханст­ву, многие вопросы, связанные с Ногайской Ордой, тоже удостоились детального рассмотрения. А.А.Новосельский впервые поставил и ре­шил вопрос о характере подчинения Большой Ногайской Орды Московскому царству. Анализ текстов шертей9, перипетий посоль­ских миссий, политических мероприятий биев и царей привел его к выводу о временном русском подданстве Орды в середине 1550-х-1570-х годах, о выходе из подданства в 1580-х и возвращении в него в начале XVII в. (Новосельский 1948а, с. 12-15, 27, 33-40, 57, 60, 65, 94). Знакомясь с текстами дипломатической переписки, автор уяснил, что верно понять внутренние процессы в ногайских улусах, равно как и их внешние связи, возможно только с учетом разнообразия полити­ческой ориентации различных группировок ногайских мирз. Поэтому он разобрал истоки, причины и ход междоусобных распрей в Орде, отобразил состав и интересы противостоящих лагерей знати, а в При­ложении поместил составленную им генеалогическую таблицу, чтобы читатели не запутались в калейдоскопе тюркских имен и родовых ответвлений. А.А.Новосельский первым сделал акцент на истории Малой Ногайской Орды (Казыева улуса), которая в конце XVI – XVII в. стала заметным фактором международных отношений. Тщательное следование источникам (на некоторых страницах книги автор просто пересказывает столбцы) привело к заключениям менее глобальным, но тоже принципиальным для ногайской истории — например, о влия­нии «Казанского взятия» 1552 г. на усиление борьбы между мирзами (Новосельский 1948а, с. 13); об участии ногаев в антироссийской борьбе поволжских народов в последней четверти XVI в. (Новосель­ский 1948а, с. 432); втягивании Большой Ногайской Орды в крымско-турецко-иранский узел противоречий (Новосельский 1948а, с. 31); нюансах ногайско-крымских отношений (Новосельский 1948а, с. 28, 100, 101, 186, 187, 248, 249, 283); расселении ногайских мигрантов под Астраханью (Новосельский 1948а, с. 56, 142); борьбе ногаев с калмы­ками и вытеснении последними основной массы ногаев на левобе­режье Волги в первой половине 1630-х годов (Новосельский 1948а, с. 222, 227); отношениях кочевников с астраханскими властями (Ново­сельский 1948а, с. 44, 45, 138) и многом другом. При этом, однако, вовсе не жители заволжского Дешта находились в фокусе интересов автора. Он исследовал внешнюю политику России по отношению к тюркским Юртам («борьбу с татарами»), а собствен­ная жизнь Ногайской Орды и Крымского ханства интересовала его лишь в той степени, в какой она влияла на интенсивность набегов. Так ставилась главная цель исследования, и, конечно, некорректно было бы предъявлять А.А.Новосельскому претензии в пренебрежении к изучению связей ногаев с их восточными соседями, экономики Орды и ее общественной структуры, как это делала Е.Н.Кушева (Ку-шева 1949, с. 84, 85). Огромный объем новых материалов о Ногайской Орде, введенных в научный оборот, не позволяет также согласиться с мнениями К.В.Базилевича и И.П.Петрушевского, будто она изучена А,А.Новосельским как бы походя, только в связи с крьшцами (Бази-левич 1950; Петрушевский 1952). Но одного замечания данный труд, пожалуй, заслуживает: он целиком построен на источниках из Архива древних актов, без использования не только восточных хроник (они и в самом деле были не очень нужны для той темы), но и большинства публикаций по теме. Единичны ссылки на сочинения европейских пу­тешественников и дипломатов, на разработки историков — предшест­венников А.А.Новосельского. Несмотря на неполноту источниковой базы, «Борьба Московского государства…» до сих пор остается своего рода энциклопедией рос­сийской внешней политики, международных отношений, истории тюркских Юртов второй половины XVI — первой половины XVII в. Сам автор вполне сознавал значение своей книги в историографии. По воспоминаниям коллег, он был убежден, что она «не заржавеет», имея в виду долговечность исследования, покоящегося на надежном фун­даменте архивных документов (Павленко 1975, с. 12). А.А.Новосель­ский не собирался прекращать работу и готовил продолжение — монографию о «борьбе с татарами» во второй половине XVII в., но завершить ее не успел. В 1994 г. Л.Г.Дубинская и А.К.Панфилова под­готовили к печати и опубликовали черновые материалы к этому несо­стоявшемуся произведению (Новосельский 1994).

Метки: Историография ногаев, Ногайская тематика в исследованиях 1940-1960-х годов Рубрика: Историография ногаев | Ваш отзыв »
Ногаеведение в 1920—1930-х годах. М.Г.Сафаргалиев
Вторник, 17 Ноя 2009
Изучение истории тюркских народов в центральных научных учреждениях страны в 1920-1930-х годах продолжалось усилиями В.В.Бартольда, А.Н.Самойловича, их учеников. Однако ногаеведению «не везло» и тогда. Интересы маститых и начинающих тюркологов находились в стороне от степного Заволжья XIV-XVII вв. Историки же русисты занялись главным образом проблемами собственно русской истории, приводя ее в соответствие с утверждающейся концепцией историче­ского материализма. Состояние ногаеведения в тот период отражено в небольшой статье 1925 г. Е.И.Чернышева в «Вестнике научного общества татароведения» (Казань). По его заключению, наука остав­ляет совершенно незатронутыми такие вопросы, как «хозяйственный быт» Ногайской Орды; социальная структура ее; внутренние факторы политического развития, в частности распри и междоусобицы; ногай­ская внешняя политика и методы ногайской дипломатии. Е.И.Черны­шев предлагал коллегам разобраться в иерархии мангытской знати, используя для этого наглядный критерий — степень «чести», оказы­ваемой данному мирзе или его представителям (послам) в Москве. В связи с этим вставала насущная задача изучения русского дипло­матического протокола именно касательно ногаев (Чернышев 1925). Таким образом, ни одна важная сфера ногаеведения (за исключением ногайско-русских связей середины XVI в.) не подверглась к тому времени подробному монографическому анализу. Рекомендации Е.И.Чернышева показали, что вывод И.Э.Фишера об отсутствии «по­рядочной истории» ногайской державы и через полтора столетия со­хранял актуальность. (Первой научной работой, напрямую посвященной данному кругу вопросов, стала кандидатская диссертация М.Г.Сафаргалиева «Ногай­ская Орда в середине XVI века» (Сафаргалиев 1938), защищенная в Московском университете в 1938 г. Магомеду Гарифовичу Сафарга-лиеву (1906-1970) принадлежит мировой приоритет в монографиче­ском изучении кочевой империи ногаев6, К сожалению, диссертация осталась неопубликованной, и печатный «выход» ее выразился в един­ственной статье, изданной через одиннадцать лет после защиты (Сафаргалиев 1949а). Впоследствии ученый, проработавший с 1939 г. до конца жизни в Мордовском педагогическом институте (Саранск), занялся проблемами Золотой Орды, Большой Орды и Астраханского ханства, средневековой истории мордвы Место ногайской истории в общем корпусе знаний о прошлом на­родов России превосходно показано М.Г.Сафаргалиевым во введении к его работе* «Будем ли мы изучать распад Золотой Орды, образова­ние Московского государства, борьбу русского народа с „татарским игом”, историю крымских и поволжских татар, башкиров, узбеков, казахов и каракалпаков — мы всегда будем сталкиваться с историей Ногайской Орды, без изучения которой многие вопросы для историка будут непонятны» (Сафаргалиев 1938, с. 8) Основное внимание автор уделил внутреннему положению Орды, построив диссертацию в виде проблемных очерков: Образование Ногайской Орды (глава 1), Со­циально-экономический строй Ногайской Орды (глава 2), Государст­венный и политический строй Ногайской Орды (глава 3), Сношения ногайцев с соседями (глава 4), Распад Ногайской Орды (глава 5). К исследованию приложена родословная биев и мирз. Историю Орды автор начинает с мангытского беклербека7 Эдиге, который якобы положил начало самостоятельному существованию Мангытского юрта (Сафаргалиев 1938, с. 35). МТ.Сафаргалиевым впервые выделен период второй четверти — конца XV в. как принци­пиальный этап в истории ногаев, когда они находились в системе элей и улусов8 распадающейся Кок-Орды. Показана лидирующая роль ман­гытского эля не только в собственном Юрте на Яике, но и в поздне-золотоордынских татарских ханствах (Сафаргалиев 1938, с. 81, 82). Намечены хронология правлений ногайских биев, династические про­тиворечия между различными группировками ногайской знати, при­водившие к раздорам. Наконец, была поставлена задача изучения вторичных политических образований, которые выделились из Ногай­ской Орды, — Казыева и Алтыульского улусов и начато описание их (Сафаргалиев 1938, с. 159, 163). Общественный строй ногаев М.Г.Сафаргалиев оценивал в полном соответствии с воцарившимся в науке марксизмом, в частности с тео­рией «кочевого феодализма» Б.Я.Владимирцова: «Ногайская Орда… выступает как общество феодальное, основанное на кочевом феода­лизме», практически аналогичное древнемонгольскому социуму XII в. (Сафаргалиев 1938, с. 62, 63). Характеристику мирз, улусных людей, рабов он давал в русле этого господствовавшего идейного направле­ния и «классового подхода». В соответствии с постулатами «кочевого феодализма» и общественный строй ногаев изображался как низко­развитый и примитивный (соответствующий скотоводческому бази­су). При этом отмечалось, что даже малодейственные, с точки зрения автора, общеордынские органы управления все более утрачивали общенародное значение и уступали место аналогичным структурам в отдельных улусах, которые выходили из подчинения верховному бию (Сафаргалиев 1938, с. 99, 100). Не со всеми выводами автора можно согласиться. Вызывают возражения отдельные датировки и объяснения событий, генеалоги­ческие выкладки и пр. Помимо вынужденной идеологической за­данное™, вообще присущей работам гуманитарного профиля конца 1930-х годов, причина неточностей кроется в крайней скудости источ-никовой базы исследования. Список использованных материалов включает 104 наименования — немногие книги и статьи по теме, вы­пуски «Продолжения древней российской вивлиофики», а из неопуб­ликованных документов— отдельные столбцы 1577-1587, 1601-1608, 1613, 1630 гг. (ссылки на них в тексте единичны) и несколько восточ­ных рукописей. В своей диссертации М.Г.Сафаргалиев поставил ряд важнейших проблем ногаеведения, но историю ногайской державы он так и не отобразил. Очерковая композиция сочинения не позволила ему связно и последовательно изложить ход политического развития Ногайской Орды. Некоторые из ценных выводов, а также, к сожале­нию, большинство методологических штампов были перенесены им в статью 1949 г. о ногаях второй половины XVI в. и в книгу «Распад Золотой Орды» (Сафаргалиев 1949а; Сафаргалиев 1960).

Метки: Историография ногаев, Ногаеведение в 1920—1930-х годах Рубрика: Историография ногаев | Ваш отзыв »
Литература XVIII-XIX вв. Накопление материала
Вторник, 17 Ноя 2009
Впервые ногайские сюжеты в истории России и российской внешней политике отметил М.М.Щербатов. В своей «Истории российской от древней­ших времен» (издавалась в 1770-1791 гг.) при изложении междуна­родных связей Москвы в конце XV – XVI в. он привлек документы Ногайских дел из тогдашнего архива МИД (в приложениях приведе­ны обширные выписки из посольских книг по связям с Ногайской Ордой). Цельная же картина ногайско-русских отношений стала вырисовы­ваться с выходом двенадцатитомной «Истории государства Россий­ского» (1816-1829) Н.М.Карамзина. Автор отвел много места контак­там Руси с ногаями. Превосходный знаток источников, он определил время начала активного взаимодействия—1481 г., когда сибирско-ногайское войско разгромило ордынского хана Ахмеда, недавно вер­нувшегося с бесславного «стояния на Угре» (Карамзин 1989, т. 6, с. 100). Ногайская Орда рассматривалась в труде Н.М.Карамзина как полноправный участник международных отношений позднего сред­невековья. Историк установил факт распада этой державы во второй половине XVI в. на Большую Ногайскую, Малую Ногайскую и Алты-ульскую Орды, подкрепил своим авторитетом уже бытовавшую в ли­тературе версию о происхождении этнонима «ногай» от имени мон­гольского военачальника Ногая2. Впервые была названа правящая иерархия Орды — бий («князь»), нурадин, кековат, тайбуга (Карам­зин 1989, т. 11, с. 49, 50). Вместе с тем сопредельные с Россией тюрк­ские владения (за исключением, может быть, Золотой Орды) выступа­ли в карамзинском сочинении лишь как фон для описания собственно русской истории. Татарские и ногайские Орды и Юрты3 исследователь считал враждебной силой, объектом борьбы православной монархии и ведомого ею народа. Изучение мусульманских государственных обра­зований на территории будущей Российской империи не входило в его задачи, отчего в изображении их устройства и политики не удалось избежать ошибок, например отождествления Орд Синей, Большой и Ногайской (Карамзин 1989, т. 5, с. 196, 199). Очередной вехой в познании истории России и в какой-то степени вошедших в нее народов стала «История России с древнейших вре­мен» (1851-1879) С.М.Соловьева. Ему принадлежит приоритет в ана­лизе внутреннего состояния Ногайской Орды, особенно в середине -второй половине XVI в., ее кризиса и распада в начале XVII в. С.М.Соловьев внимательно изучил и описал нюансы московской по­литики по отношению к заволжским кочевникам, которых он, впро­чем, тоже рассматривал скорее как фон, неизбежное и неприятное препятствие на пути Российской державы к славе и величию. Соот­ветственно и отношение его к этому фактору русской истории скла­дывалось пренебрежительное. «Нам не нужно следить в подробности за сношениями московского правительства с ногайскими князьями по однообразию этих сношений», — писал С.М.Соловьев, подразумевая постоянное якобы выклянчивание у царей подарков биями и лояль­ность последних только в зависимости от суммы жалованья (Соловьев 1989а, с. 466). И тем не менее сочинение С.М.Соловьева остается крупнейшей и наиболее информативной сводной работой по россий­скому средневековью. На ногаев обращали внимание авторы первых обобщающих работ по истории Сибири, что было связано с местной татарской и — вслед за ней — историографической традицией, которая приписывала ногаям решающее значение в основании Сибирского ханства. Г.Ф.Миллер («Описание Сибирского царства», 1750) и И.Э.Фишер («Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли россий­ским оружием», 1774) приводили различные фольклорные сюжеты по этому поводу, а свои повествования об участии ногайских мирз в борьбе хана Кучума и Кучумовичей с русскими воеводами в конце XVI — начале XVII в, снабжали ссылками на архивохранилища. Г.Ф.Миллер обнаружил множество царских грамот и воеводских отписок с упоминаниями многочисленных сибирско-татарских и но­гайских аристократов. Но поскольку у него было довольно поверхно­стное представление об истории Дешт-и Кипчака, то эти персонажи в его изложении действовали вне связи с общей политической ситуа­цией, сложившейся между Волгой и Иртышом. И.Э.Фишер имел пол­ное основание констатировать, что «о ногаях не имеем мы порядочной истории» (Фишер 1774, с. 90). Это высказывание на протяжении многих десятилетий оставалось истинным. Средневековым ногаям не довелось стать главным объек­том исследования ни у одного историка XVIII-XIX вв. Но все равно благодаря региональным штудиям в изучении Ногайской Орды наме­тился своеобразный перелом. Рассматривая прошлое территорий, не­когда связанных с нею исторически, ученые поневоле должны были обращаться к соответствующим проблемам. Тем более что после по­явления книг Н.М.Карамзина и С.М.Соловьева стало ясно, насколько принципиальными для российского правительства были отношения с ногаями во время присоединения Поволжья. В 1877 г. вышла монография Г.И.Перетятковича «Поволжье в XV и XVI вв.», через пять лет — ее продолжение: «Поволжье в XVII и на­чале XVIII в.» (Перетяткович 1877; Перетяткович 1882). Международ­ные и межэтнические отношения в регионе средней и нижней Волги впервые получили детальное освещение. Автор попытался разобрать­ся в улусной системе Орды, взаимоотношениях различных группиро­вок мирз, их ориентации на Москву или Бахчисарай со Стамбулом; много места уделено смуте 1550-х годов и кровавой карьере бия Исмаила — союзника Ивана IV в экспансии против Казани и Астра­хани. Гораздо меньше говорится у Г.И.Перетятковича о внутриполи­тической истории Ногайской Орды и о ее распаде. В первой из на­званных книг имело место настоящее открытие: автор обнаружил и документально подтвердил факт основания Самары, Саратова и Ца­рицына на главных ногайских переправах через Волгу (для предот­вращения набегов на русские «украйны», а также по просьбе правите­ля Орды Исмаила — во избежание оттока подданных) (Перетятко­вич 1877, с. 282-288, 310-321). Другому региону, теснейшим образом связанному с Ногайской Ордой, — Крыму, посвятил ряд исследований В.Д.Смирнов. Для на­шей темы имеет значение «Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века» (Смирнов В. 1887). В.Д.Смирнов почти не использовал материалы русских архивов, но привлек много восточных рукописей — османских и крымских, в том числе ввел в научный оборот хронику Реммал-Ходжи «Тарих-и Сахиб-Гирей-хан». Поэтому до сих пор его работа незаменима для истори­ков, не имеющих возможности читать мусульманские манускрипты в подлиннике. Отношения Крымского ханства с ногаями складыва­лись непростые, часто враждебные, но В.Д.Смирнов не стал их под­робно описывать. Основной упор в том, что касается ногаев, он сделал на их крымских «соплеменниках» — роде Мангытов — Мансур-улы, одном из ведущих аристократических кланов Крымского юрта, а так­же на тех, которые переселились из-за Волги во владения Гиреев. Хотя ссылки на историю тюркских Юртов, соседних с Крымом, весь­ма скудны, данный труд показал перспективность восточных источ­ников для их изучения4. ^Параллельно с профессиональными научными трудами в послед­ней четверти XIX — начале XX в. появляются сочинения националь­ных просветителей, историков-самоучек, представителей нарождав­шейся тюркской (прежде всего татарской) интеллигенции. Хади Атла-си, Шигабутдин Марджани, Гайнутдин Ахмаров, Газиз Губайдуллин, Шакарим Кудайберды-улы и другие описывали историю казанских и сибирских татар, волжских булгар, башкир и казахов, опираясь глав­ным образом на труды русских историков, русские летописи, тюрк­ский фольклор и немногие доступные им арабописьменные историче­ские документы (в особенности см.: Марджани 1884; Марджани 1989), а также на народные генеалогии-шеджере. В настоящее время эти ра­боты научной ценности почти не имеют и служат свидетельствами определенного (начального) этапа становления национальных исто­риографии Поволжья и Казахстана^/ Лишь единичные представители тюркских народов смогли попасть в среду научной элиты империи. Среди таких ученых был казахский аристократ Чокан Валиханов. Изучая эпические сказания казахов и киргизов, он обнаружил в них, во-первых, многочисленные воспоми­нания о времени пребывания предков этих народов в стране Ногайлы как о героической эпохе, «золотом веке»; во-вторых, удивительную общность сюжетов и персонажей так называемого ногайского эпичес­кого цикла у разных народов, особенно в дастане об Эдиге5. В много­численных статьях Ч.Валиханов делился своими наблюдениями по этому поводу и высказал догадку о тесных связях, когда-то существо­вавших между казахами и ногаями. В поисках этих связей он обратил­ся к произведению Кадыр Али-бека Джалаира «Джами ат-таварих» (начало XVII в.), разобрал и перевел его заключительную, оригиналь­ную часть (Валиханов 1904а; Валиханов 19046; Валиханов 1961а; Ва­лиханов 1961 в; Валиханов 1961 г; Валиханов 1961 д; Валиханов 1964; Валиханов 1968). Очевидно, у казахского исследователя зарождался замысел специальной работы о ногаях (Кочекаев 1975, с. 116), но ран­няя смерть прервала его блестящую научную карьеру.
Впервые ногайские сюжеты в истории России и российской внешней политике отметил М.М.Щербатов. В своей «Истории российской от древней­ших времен» (издавалась в 1770-1791 гг.) при изложении междуна­родных связей Москвы в конце XV – XVI в. он привлек документы Ногайских дел из тогдашнего архива МИД (в приложениях приведе­ны обширные выписки из посольских книг по связям с Ногайской Ордой). Цельная же картина ногайско-русских отношений стала вырисовы­ваться с выходом двенадцатитомной «Истории государства Россий­ского» (1816-1829) Н.М.Карамзина. Автор отвел много места контак­там Руси с ногаями. Превосходный знаток источников, он определил время начала активного взаимодействия—1481 г., когда сибирско-ногайское войско разгромило ордынского хана Ахмеда, недавно вер­нувшегося с бесславного «стояния на Угре» (Карамзин 1989, т. 6, с. 100). Ногайская Орда рассматривалась в труде Н.М.Карамзина как полноправный участник международных отношений позднего сред­невековья. Историк установил факт распада этой державы во второй половине XVI в. на Большую Ногайскую, Малую Ногайскую и Алты-ульскую Орды, подкрепил своим авторитетом уже бытовавшую в ли­тературе версию о происхождении этнонима «ногай» от имени мон­гольского военачальника Ногая2. Впервые была названа правящая иерархия Орды — бий («князь»), нурадин, кековат, тайбуга (Карам­зин 1989, т. 11, с. 49, 50). Вместе с тем сопредельные с Россией тюрк­ские владения (за исключением, может быть, Золотой Орды) выступа­ли в карамзинском сочинении лишь как фон для описания собственно русской истории. Татарские и ногайские Орды и Юрты3 исследователь считал враждебной силой, объектом борьбы православной монархии и ведомого ею народа. Изучение мусульманских государственных обра­зований на территории будущей Российской империи не входило в его задачи, отчего в изображении их устройства и политики не удалось избежать ошибок, например отождествления Орд Синей, Большой и Ногайской (Карамзин 1989, т. 5, с. 196, 199).

Метки: Историография ногаев, Литература XVIII-XIX вв Рубрика: Историография ногаев | Ваш отзыв »
Историография ногаев
Вторник, 17 Ноя 2009
Научный интерес к истории ногайцев возник в конце XVIII в., когда они, эти бывшие крымские и османские подданные, вошли в состав Российской империи. Своеобразная их организация (деление на Орды), поиск способов управления множеством кочевых улусов1 вызвали необходимость изучения исторических корней ногайцев, обстоятельств их появления в Причерноморье и на Северном Кавказе. Этому способствовала и любознательность императрицы Екатерины II, желавшей иметь полное представление о новоприсоединенных наро­дах. Ни у кого не возникало сомнений, что ногайцы XVIII в. являются потомками жителей Ногайской Орды — восточной соседки России в прошлом. Об этом государстве знали российские ученые, которые к тому времени уже начали осваивать огромный корпус источников по русской истории.
Категория: История | Добавил: BAD_BOY25 (17 Марта 2010)
Просмотров: 1523
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar