Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Информация

Народ Ногая. Часть 3. Традиционная одежда ногайцев: происхождение и исторические параллели

nogaycikОдевайте ваши украшения

перед каждой мечетью..

(Св.Коран, Преграды 31)

Мы ниспослали вам одежды

прикрывающие и украшающие вас,

но лучшая одежда-одежда богобоязненности..

(Св.Коран, Преграды 26 )

Традиционная мужская одежда ногайцев.

Уважаемые читатели!

Наша редакция, как и многие представители ногайского народа, озабочена сохранением традиционной культуры ногайцев, того многовекового наследия, которое сформировало особый образ нашего народа, его самобытность, непохожесть на другие народы, те черты, что позволяют безошибочно идентифицировать его. При этом необходимо отходить от шаблонов и стереотипов, необходимо учитывать его специфику и тот историко-географический ландшафт, где происходило его формирование. Нельзя просто соотносить наш народ с другими народами и брать культуру прочих родственных и соседних народов мерилом для определения «аутентичности» нашей. Будет грубой ошибкой «сравнивать» и «оценивать» только таким образом. Ибо наша культура самоценна и самобытна, так как развивалась по своему собственному пути. Одним из таких элементов, которые слагают некий образ ногайцев как народа, является традиционный мужской костюм. Вновь необходимо оговориться, что, не будучи профессиональными учеными в области истории костюма, мы предлагаем своё видение этой проблемы, и не претендуем на всеохватность и строгость изложения, вместе с тем мы будем опираться на имеющиеся в этой области работы ученых, чтоб не превращать нашу статью в «разговор ни о чем». Несмотря на наличие подобных статей в этой области мы вместе с тем решили, что необходимо предоставить еще материалы на эту тему в надежде дополнить картину. И мы намерены заострить внимание на тех предметах одежды, которые в последнее время стали «подвергаться нападкам» и стали восприниматься как «перенятые», «заимствованные и чуждые» даже в самой ногайской среде. Мы имеем в виду боьрк, папак — папаху, шепкен — черкеску, ямышы — бурку и баслык — башлык. В силу сложившихся растиражированных стереотипов они стали восприниматься как «одежда истинных горцев» и противопоставляется степной культуре. Однако мы хотим показать, что эти предметы одежды имеют право справедливо восприниматься как ногайские и имеют истинно тюркские степные корни. Ученый-исследователь ногайского фольклора А.Сикалиев в своей книге «Ногайский героический эпос» описывает такие виды одежды, упоминаемых в традиционных эпосах ногайцев, как коьйлек – рубаха, боьрк — шапка, папаха, ямышы — бурка, баслык — башлык, шепкен — черкеска, каптал — кафтан и т.д Для того, чтоб рассмотреть историю ногайского мужского костюма полнее, ее корни, необходимо обратиться к «предшественникам» ногайцев, здесь мы имеем в виду те народы, которые участвовали в этногенезе — в сложении ногайского народа .Тут уж невозможно не сделать краткий экскурс в историю. О роли в этногенезе ногайцев северокавказских и крымско-причерноморских половцев (западных кыпчаков, куманов ) мы уже писали. Среди племен, участвовавших в этногенезе ногайцев (и родственных им каракалпаков) необходимо упомянуть огузский по происхождению народ «черных клобуков» Огузский элемент в этногенезе ногайцев – это тема, которая, несмотря на имеющиеся исследования, требует дальнейшего раскрытия, и ждет своих исследователей. До прихода кыпчаков на территорию Северного Кавказа, Причерноморья и нынешнего Юга России, в этих землях с VIII в. властвовали тюркские огузские племена – печенеги кангар (ногайские параллели -бечене, пешенек, канглы, конъыр), торки, берендеи(баяндур, баят ногайские параллели — баята, байдар и т.д) так что до появления термина «Дешт-и кыпчак» (Степь кыпчаков) бытовал другой термин «Дешт-и Огуз»(Степь Огузов) Половцы, которые соприкасались с огузами еще до прихода в Европу, упоминаются Рашид ад Дином как одно из 24-х племён огузов. В ходе миграции половцы, придя с Востока в поисках нового жизненного пространства и пастбищ претендовали на земли огузских племен. Между огузами и половцами произошли военные столкновения. В результате куманы вытеснили огузов — торков, берендеев и печенегов с обжитых ими прежде земель, часть их перешла на земли подвластные киевским князьям, чтоб служить пограничным заслоном от половцев, другая часть, оттесненная двинулась на Балканы, прочие же вошли в состав самих куман и ассимилировались с ними, о чем свидетельствует наличие огузских этнических имен в составе куман (например,кангу-оба,байандур,) и наоборот половецких – у черных клобуков (кай-опа,каепичи). Данные археологии подтверждают взаимопроникновение этих двух народов путем откочевок части одного народа к другому и совместных браков.[1] Это отразилось и на облике куманов — западных половцев и на их языке, наличие большего количества огузских элементов отличало их язык от языка их восточных родичей, чему свидетельство язык такого памятника, как «Кодекс Куманикус». Эти же особенности сохранились, в определенной степени, и в современном ногайском языке, что также подтверждает преемственность ногайцев западным половцам. Народ «черные клобуки», упоминаются в русских летописях, начиная с XII в., Это был союз огузских племен упоминавшихся прежде, из тех, кто вошел в военный союз с киевскими князьями, часть их постепенно вошла и в состав населения Киевской Руси. Рашид-ад-дин, автор исторического сочинения XIV в. «Джамиъ ат Таварих» при описании похода монголов на южную Русь отметил, что это была страна русских и «народа черных шапок» (перс.«Каум-и кулях-и-сиях»). Ан-Нувайри, сообщая о золотоордынских кыпчаках, называет одно из одиннадцати кипчакских, племенем черных шапок — «Кара-боркли». (Возможно что еще одно написание одного из этнонимов внутри кыпчаков «карабароглы» это то же самое караборкли, что можно объяснить чтением арабских букв со сменой огласовок) Некоторые авторы второй половины XIX соотносили черных клобуков русских летописей с современными каракалпаками Английский исследователь 70-х годов XIX в. Ховорс отождествлял каракалпаков с печенегами и с «народом черных шапок» Рашид-ад-дина. [2] Он считал, что прямыми потомками печенегов были ногаи, часть которых, занимавшая степи вблизи Аральского моря, получила название каракалпаков, «названных так в связи с носимыми ими черными шапками»[3] Вот яркий пример, как носимая одежда, в данном случае — головные уборы, становиться основой для этнической идентификации. Этот этноним в форме «бес калпак», «кара калпак» упоминается в татарских и башкирских шеджере .(Д.М. Исхаков)[4] В шеджере и эпосах каракалпаков сохранилась память о миграции с берегов Волги и пребывании некогда до того в пределах Крыма [5]. (например шеджере племени Муьйтен,о котором мы упоминали уже в статье Народ Ногая ч.1) Папаха (боьрк, калпак) Судя по всему, папаха является именно огузским изобретением, она до сих пор является традиционным мужским головным убором у туркмен и каракалпаков. У туркмен она называется «тельпек» Бытующие у каракалпаков формы папах это большая папаха круглого типа «шоьгирме» и малая папаха по типу кубанки с суконным верхом, называемая кураш. Такого же типа шапки с суконным верхом (красным либо синим существовали и у туркмен). Такого типа небольшие черные каракулевые шапки у туркменов (в отличие от более привычных массивных) описал в своих путевых заметках венгерский ученый Арминий Вамбери в XIX в.

Каракалпак

Что же понимать под черными шапками, носимыми некогда черными клобуками? На эту тему существуют разные мнения, некоторые исследователи склонны смысл слова клобук, калпак сводить к войлочным черным шапкам (кийиз боьрк),а другие –к меховым шапкам по типу папахи. Иные вовсе происхождение термина черные клобуки сводят к коническим шлемам того времени, также называемым клобуками. На самом деле такое толкование «клобук — шлем» плохо соотноситься со словами Ан-Нувайри, который называет этот народ именно кара-боьркли(черные шапки) и Рашид-ад-Дина, который использовал тот же термин на персидском. Сами же названия папахи у туркмен и каракалпаков – тельпек, боьрк, калпак, странным образом применяются и к папахам и к войлочным шапкам (часто черного цвета). Это рождает путаницу у исследователя, но легко объясняется методом изготовления папахи — у тех и тех, зафиксированном этнографами – основой для круглой папахи служил войлочный конус, на который нашивалась сверху овчина. То есть мы имеем дело с модификациями одного и того же головного убора исходно. Кроме того, словом калпак называется традиционный головной убор крымских татар и ногайцев в виде каракулевой папахи, запечатленный на гравюрах и картинах.

Туркмены в папахах «тельпек»

Такой вид папахи как папаха с суконным верхом — «кубанка» состоящая из двух частей – суконного цилиндрического «колпака» и меховой «обкладки» вокруг, явно имеет генетическое родство с шапками «с опушкой», представляющими собой конус снизу которого приторочен мех, которые были распространены у башкир, казахов, киргизов, и, судя по всему, представляла собой новый шаг в их развитии. Другая версия происхождения папахи, так же представляющаяся интересной- это «рождение её» под влиянием чалмы арабов и персов во время ранних контактов тюркских народов с ними – так как конструкция чалмы и её функции схожи с папахой.(Воздушная прослойка рождаемая конструкцией и чалмы и папахи «как термос» — бережет от перегревания или переохлаждения. Чалма представляла собой некий колпак (матерчатый или войлочный) вокруг которого затейливым образом наматывалась материя – а в папахе роль материи играет «обкладка» из овчины.

0078fff2cc11

Ногаец

Название шапки на ногайском — боьрк, ятак и параллельно используется и слово папак-папаха[6]. У ногайцев бытуют и своеобразные поговорки связанные с головным убором — акыл ятак (ума с шапку), что соответствует русскому «ума-палата», «басынъда кийген боьрки бар» — «на твоей голове своя шапка есть», чему соответствует русское «у тебя своя голова на плечах», «боьркы — ногайдын коьрки, сыны, сыйы» (Т.Акманбетов)-  «шапка, папаха — это красота ногайца, его красивый стан, его достоинство». С шапкой были связаны определенные аьдеты — обычаи у ногайцев. Взрослым людям считалось постыдным ходить по улицам с непокрытой головой, наступать на головной убор или бросать её.(Т.Акманбетов). Автор книги «Материальная культура ногайцев» Гаджиева С.Ш упоминает, что у ногайцев были распространены несколько видов папах – в т.ч. ногай боьрк(ногайская шапка), и «кумык боьрк» (кумыкская шапка) отличие их было в том, что у кумык боьрк обычно был суконный верх, а у ногай боьрк верх был меховым и отделка была грубей чем у кумык боьрк. Причем появление такого типа папахи(с суконным верхом ) объясняется заимствованием .Фактически такие шапки с суконным верхом не были принадлежностью только народов Северного Кавказа, чему доказательство головные уборы туркмен и каракалпаков. Такие же вполне могли иметь хождение среди ногайцев и без заимствования. Другой вид папахи круглого типа, имевшиеся прежде у ногайцев, похож был опять таки на бытовавший у каракалпаков и туркмен. Распространение формованных папах дагестанских мастеров в более позднее время (не очень сильно, впрочем, отличающихся от исконно ногайских «ногай боьрк») связано с более частыми контактами и расширением торговых отношений с горскими народами в XIX веке. (С.Ш.Гаджиева). Конечно, папаха никогда не была единственным головным убором у ногайцев. В зависимости от времени года, погодных условий и моды, ногайцы носили и шапки по типу малахаев с опушкой — зимой. Войлочные шапки (у ногайцев они не были по типу казахских и киргизских «колпаков», а были круглого типа (С.Ш Гаджиева[7]) носили в дождливую весеннюю и осеннюю погоду. Был и такой особый тип головных уборов популярных особенно в XVI в. как «мурзацкая шапка». Вместе с тем папаха прочно связана с образом ногайского мужчины, и являясь частью культурного стереотипа, к тому же имеет глубокие исторические корни. Возможно, что папаха как наследие древних огузских народов печенегов, торков, «народа черных шапок»(черных клобуков) широко распространилась на Северном Кавказе, Крыму и Поволжье именно через их посредство. Шепкен (черкеска) и бешмет. Другой предмет одежды который некоторые малосведущие люди считают «нововоспринятым от горцев», но на самом деле имеющий древние половецкие (а до того и хазарские) и явственно тюркские корни, это шепкен (черкеска). Время, породившее её, это тот пласт истории общий для ногайцев, карачаево-балкарцев и кумыков. Ногайское слово шепкен имеет тюркскую этимологию и имеет аналоги в родственных тюркских языках, cikman, cikpen, по-татарски и башкирски к примеру «чикмян», по туркменски чекмен, это слово означает сукно(ткань) и указывает на материал, из которого традиционно выделывали этот вид одежды, у кубанских казаков этот род одежды называется чекмень — именно в таком виде это слово вошло в русский язык, наряду со словом черкеска. Под шепкеном мы понимаем тип распашного кафтана без ворота, приталенный, чаще всего изготовляемый из сукна. Аналоги этой одежды, воспринимаемой часто как «исключительно кавказская» есть, и были в культуре татар, казахов, туркмен и башкир. Отличие только в отсутствии газырей и (иногда) наличии воротника. Схожим образом у ногайцев носился и одевался другой тип одежды — бешмет, который зачастую изготовлялся не из сукна, а других материалов, и был несколько короче, чем шепкен. (Гаджиева С.Ш) Он также имеет прямые параллели у родственных тюркских народов. Традиция ношения такой одежды имеет глубокие корни. Если обратиться к исследованиям по истории костюма, мы встретим термин «тюркская плечевая одежда» В своей работе «Древние тюрки: мужской костюм в китайском искусстве»[8] С.Яценко, исследуя имеющиеся источники, выводя те типы одежды, которые были свойственны древним тюркам, констатирует что такой характерной одеждой был именно приталенный кафтан, иногда с лацканами, иногда без, в общем, он имел настолько широкое распространение, что нашло отражение во многих произведениях искусства. Другой такой же предмет, который имеет прямое древнее тюркское происхождение и сохранился только на Северном Кавказе – это наборный пояс. В своей замечательной работе «Наборные пояса кочевников Азии» В.Н.Добжанский проследил истоки зарождения и эволюцию наборных поясов с древнейшего времени до настоящего. Название работы говорит само за себя. Зародившись в скифское время на территории Алтая и Монголии, эти пояса были частью культуры скифов и сарматов и их наследников – древних и более поздних тюрков. Их можно встретить на изваяниях — балбалах древних тюрков, и изображениях древних тюрков в работах древнекитайских мастеров. Этот предмет — наборный пояс, символизировал ранг воина – его можно было определить по количеству и форме подвесок на поясе[9].

poyas1

Еще один предмет одежды ногайцев имеющий древние корни — это башлык (ног.баслык).Он описан как предмет одежды еще у саков — «азиатских скифов» в довольно раннее время, — более двух с половиной тысячелетий назад. Использование башлыка половцами можно установить, проследив традицию их изображения на половецких изваяниях. (С.Ш. Гаджиева)bashlikКаким же образом эти предметы одежды и костюма проникли на Северный Кавказ? Ответ прост — с постоянными миграциями прототюркских и тюркских кочевников, начиная с сарматского и гуннского времени. Итак, вообще вся «северокавказская мода» — это продукт сильного тюркского влияния, и складывалась путем восприятия тюркских образцов за некий «эталон». Известный ученый в этой области З.В. Доде так описывает этот процесс: «Каждая волна кочевников, захватывающая территорию Северного Кавказа, по-разному воздействовала на формирование культуры региона. Хазария, просуществовавшая более 300 лет, с середины VII до второй половины X вв., оставила заметный след в культурном развитии адыгов, нахских племен, алан и народов Дагестана, входящих в состав Империи. Во второй половине XI–XII вв. становление культуры народов Северного Кавказа проходило в непосредственном контакте с новой волной тюркоязычных кочевников – половцев.»[10]  poyas2Сарматы, Гунны, Хазары, Булгары. Скифо-сарматский мир, когда то распространенный от Алтая до Дуная, оказал огромное влияние на наследующий ему по времени мир тюркский — не случайно возведение курганов, каменные бабы, методы хозяйствования, предметы быта от наручных украшений до повозок(отав) и методов их построения во время боя так же как и обычаи –во всем скифском и сарматском вы найдете удивительное сходство с тюркским ,которое никак нельзя назвать случайным. Эта преемственность сейчас подтверждается еще и при помощи методов генетики. Гунны, которые пришли им на смену это уже не совсем то, что те хунну, которые описаны в китайских летописях, как раз за счет того, что обосновавшись в Поволжье и на Северном Кавказе, они ассимилировали, подчинив себе сарматов. И процесс этот повлиял на весь тюркский мир. Во втором веке они укрепились в Северном Причерноморье и Прикубанье, затем, кавказские гунны, упоминаемые в грузинских и армянских хрониках укрепившись в степях Северного Кавказа в IVв. стали одной из самых влиятельных сил в регионе. Внешне гунны несли смешанные монголоидные и европеоидные черты, а язык их, по мнению большинства лингвоисториков, был прототюркским.[11] Преемниками гуннов стали в Европе хазары и булгары, потомки племен савиров, барсилов и акациров, по мнению историков, они пришли в составе гуннов. До того имея подчиненное положение и входя в разные кочевые союзы, они возвысились к VII в. Их государство, первоначально располагавшееся в равнинном Дагестане, расширилось на территории Поволжья и Крыма. В письме хазарского царя Иосифа андалузскому сановнику Хасдаю, он перечисляет те народы, которые входят в его державу и платят дань, их число достигало двух десятков, в их числе он упомянул племена алан, булгаров и печенегов. (Плетнева С.А. «Хазары») Хазарская держава, вплоть до X в. была политическом гегемоном в своем регионе и значимой страной на мировом уровне. Несмотря на то, что, как известно, верхушка хазар приняла иудаизм, часть хазар приняла Ислам и большое число тюркских гулямов (рабы и военные наемники, предшественники мамлюков) в Аббасидском халифате были хазарами по происхождению. После политического крушения Хазарии, хазарские группы были ассимилированы соседними народами, в том числе печенегами и половцами. (Плетнева С.А.)[12] Практически все те территории, где обитали некогда хазары (вместе с родственными им булгарами и подчиненными аланами-асами ) от Поволжья и Прикаспийской низменности Дагестана, до Крыма и Покубанья стали теми территориями, где формировались наш народ вместе с кумыкским и карачаево-балкарским народами, которые связаны между собою этногенетическими преданиями и являются соседями по сей день. Так откуда взялся шепкен («черкеска»)? Вот, что пишет по этому поводу известный ученый – искусствовед Звездана Владимировна Доде: «на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы: приталенный, расклешенный, распашной кафтан длиной до колен, с характерными отворотами ворота, образующими лацканы. Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько (одному только) хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу.»[13] На самом деле, если мы обратимся к исследованиям, посвященным реконструкциям древнетюркской одежды, мы найдем там именно такой тип, соответствующий этнографической «черкеске» — шепкену.

turk_batir

После проникновения печенегов, а затем и половцев в Поволжье и на Северный Кавказ с Крымом, этот тип одежды испытал влияние некоторых черт, которые привнесли в нее они. Северокавказско-крымские и поволжские западные половцы, как явствует из реконструкций современных ученых, которые использовали данные археологических находок, (изваяния – балбалы и изображения в книжной миниатюре как основу для реконструкции облика половцев-куманов) носили такой же тип одежды – распашной приталенный кафтан по типу современного шепкена. (естественно, что без газырей, газыри появились только с появлением огнестрельного оружия и стали последней частью завершившей облик костюма) Прилагаем реконструкцию половецкого костюма, выполненную автором известной книги «Половцы» Плетневой С.А., в принципе, ему наследовал костюм золотоордынских кочевников Кавказского улуса Золотой Орды, который не имел от него сильных отличий.

SK_kipshak

Некоторые современные исследователи, исследуя скульптурные изображения половцев, находят новые черты – параллели с более современными этнографическими данными, которые обнаруживают с ними явное сходство[14]SK_kipshak2Доде З.В. провела исследования комплекса средневековой одежды народов Северного Кавказа и пришла к следующим выводам: «Предложенный нами тезис о наличии поясной распашной одежды на половецких изваяниях, использовании ее средневековыми кавказскими аланами и этнографических параллелях этому виду одежды в киргизском костюме был поддержан Н.П. Лобачевой, М.С. Гаджиевым, С.А. Яценко»[15] Быть тюрком было престижно, носить тюркскую одежду означало быть похожим на тюркских витязей, быть причастным к державам древних и средневековых тюрок. Носить такую одежду, перенимая её, не гнушались и персы, и византийцы: «даже автор знаменитого византийского военного трактата VI в. «Стратегикон» Маврикий рекомендовал: «Одежда самих воинов должна быть просторна, длинна и красива, как у авар»[16]

-эта традиция не нарушилась и в более позднее время (половецкое, и преемственное золотоордынское) вплоть до самого недавнего. Таким образом ногайский мужской костюм (равно как и кумыский и карачаево-балкарский) символизирует не только принадлежность региону, но и уходящие в древность тюркские традиции, и показывает какое мощное влияние оказала тюркская культура, войдя во взаимодействие с культурой соседних народов.

nogay_beshmet

Впоследствии, такой тип одежды был распространен у всех почти групп ногайцев, например его зафиксировал у астраханских ногайцев – (юртовских ногаев и карагашногаев) П.Небольсин в своей книге « Очерки Волжского Понизовья». Одежда юртовских ногайцев: «Отличительная их разница заключается в бешметах и в шапке. У юртовцев бешмет не сплошной и не застёгивается от воротника до пояса, а сообразно климату грудь почти вся остается открытою и бешмет стягивается только у талии, притом не крючками или завязками, а маленькими черными пуговками, вдеваемыми в висячие шелковые петли. Шапки у них туркменские (папахи), то есть овчинные высокие, к верху несколько расширяющиеся»[17] То есть, мы наблюдаем тот же тип одежды в виде приталенного кафтана (типа бешмета и шепкена («черкески»)) и ту же папаху, сходную с туркменской. Одежда карагаш-ногайцев: «Одежда кундровцев(т.е карагашногаев) почти такая же, как и у всех татар (т.е. такая же как у юртовских ногайцев), но в иных частях она более упрощена, в иных заимствована у прежних горских соседей(мнение о заимствовании- П.Небольсина прим.авт. )[18]…» «Верхняя одежда состоит из бешмета или коротенького полукафтана, на него надевают курте — тот же почти бешмет, только подлиннее».. «Летняя шапка, заимствованная от горцев(по мнению самого Небольсина- прим.авт.), имеет очень широкую выпуклую обшивку из серых или черных овчин с небольшим суконным эллиптическим выпуском, который прошивается шелком(суконный верх)» [19]

astrahan_nogay

Для нас интересно, какой тип костюма сохранялся у юртовских ногайцев — потомков ногайцев Большой Орды. По той причине, что они, со времени Астраханского ханства проживали большей частью изолированно от других ногайцев, и имели гораздо меньшее число контактов с другими группами ногайцев, нежели карагашногаи – исходно бывшие кубанцами. Костюм юртовцев, следовательно, должен отражать черты исходно свойственные ногайскому мужскому костюму. Примерно такой же тип костюма (приталенный бешмет по типу черкески и папаха) сформировался у других соседей ногайцев — степных, т.е. у калмыков. Это можно объяснить соседством с ногайцами и однозначно заимствованием, потому что такая форма одежда не свойственна центральноазиатским родичам калмыков — ойратам. Можно сказать, что для всех народов «по эту сторону Волги вплоть до Крыма был характерен примерно один тип мужского костюма. Этот тип костюма, который отражал древнетюркское, хазарское и половецкое наследие, и составил собственно ногайский мужской костюм, а параллельно через посредство алан был воспринят народами Северного Кавказа.bushmudИменно такой тип костюма ( по типу шепкена и бешмета) лучше всего отвечал потребностям воина и простого кочевника, не стесняя движений, и не имея лишних деталей, подчеркивал красоту мужской фигуры при своей простоте и аскетичности. Это привело к его широкому распространению и заимствованию. Таким образом все перечисленные предметы одежды и головные уборы имея вполне степное тюркское (древнетюркское, огузское и половецкое) происхождение, и вместе с тем широко воспринятые в регионе, имеют полное право именоваться частью наследия ногайского народа составляя его образ, указывая на самобытность, и вместе с тем связи с родственными и соседними народами.

Примечания:


[1] Плетнева С.А «Половцы», стр. 89-90, Москва 1990.
[2] Нурмухамедов М. «Каракалпаки», стр. 6.
[3] Там же.
[4] Исхаков Д.М «Юго-восток Татарстана, проблема изучения этнической истории региона XIV- XVII вв». (материалы сайта tataroved.ru)
[5] Нурмухамедов М. «Каракалпаки», стр. 57.
[6] Русско-ногайский словарь С. Калмыковой, под ред. Баскакова, стр. 700.
[7] С.Ш. Гаджиева предположила, что такой вид войлочная шляпа у предков ногайцев приобрела именно на Северном Кавказе, так как имеет полные аналоги у горских народов, однако такой вид круглой шляпы вполне мог быть именно «занесен» тюркскими кочевниками. Так как такой тип головного убора имеет сходство со средневековыми головными уборами центрально-азиатских тюрко-монголов. Хороший пример использования – изображения подобного головного убора (колпак с клиньями и поля) на портретах Хубилай–хана, к примеру.
[9] Добжанский В.Н «Наборные пояса кочевников Азии». Новосибирск 1990г.
[10] Доде З. В. «Костюм населения Северного Кавказа VII–XVII вв». М. 2008 стр.14
[11] См., например, статью Э. Р. Тенишева в книге «Тюркские языки»стр.52-53.
[13] Доде З. В. «Костюм населения Северного Кавказа VII- XVII вв». стр. 24
[15] Там же стр.18
[16] А. Целиковский «Хазарский костюм VII-X вв».
[17] П. Небольсин «Очерки Волжского Понизовья»1852 г. Стр.71
[18] Таково мнение автора книги П.Небольсина о заимствовании, фактически называть ногайскую одежду заимствованной неверно, в пользу чего мы привели примеры.
[19] П. Небольсин «Очерки Волжского Понизовья»стр.97-98.

 

Автор: Сеитов У.А.

Редактор: Алина Сулейманова

Ногайцы в Исламе



Источник: http://www.islamngy.biz/ru/?p=448#_=_
Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY (22 Июня 2014)
Просмотров: 4280
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar