Уважаемые читатели! Наш сайт изначально позиционировал себя не только как проект, связанный с призывом ногайцев к Исламу, а еще и как проект, стремящийся популяризировать историю ногайцев и наш язык, поднять проблемы нашего народа и искать пути решения. Показать, что практикующий мусульманин не становиться манкуртом, не выпадает из общественной жизни, его не перестает интересовать судьба своего народа. Поэтому мы решили, что пора уделить внимание и публицистике, затронуть острые проблемы нашего сегодняшнего положения. Наша статья будет посвящена доселе почти не затрагиваемой нами теме — межнациональным отношениям между ногайцами и другими тюркскими народами. Тема забытая, либо намеренно стыдливо обходимая, нуждается все-таки в том, чтоб быть озвученной в статье. Надеемся, что она найдет отклик и поможет сделать правильные выводы.
Редакция сайта «Ногайцы в Исламе»
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Любой человек который будет относить себя не к своему отцу,
зная об этом, тот совершит неверие,
а тот кто причислит себя к какому-то народу (племени)
с которым у него нет родства,
то пусть приготовится занять своё место в Аду»
(Аль-Бухари: 3508)
Первоначальным названием нашей статьи должен был быть вопрос: «Нам грозит стать казахами?». Такое название нашей статьи кому-то может показаться провокационным, кому-то агрессивным, кому-то неуместным, однако среди наших читателей непременно найдутся и те, кто найдет в ней то, о чем они давно уже задумывались, но не решались говорить вслух, однако, как говориться «шило в мешке не утаишь»…
Прежде всего, чтобы избежать инсинуаций и обвинений, надо сказать, что мы, авторы этой статьи, исходим из императива, что ни один народ не является более достойным нежели другой, так как посланик Аллах, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет преимущества араба над неарабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и неараб), ибо самый благородный из вас — самый богобоязненный!» (передал имам Ахмад).
Да и глупо было бы отрицать за Казахстаном многочисленные плюсы: суверенитет, развитие культуры и языка, собственную систему образования, территорию, уважение, которым это государство заслуженно пользуется в тюркском мире и мировом сообществе. Как глупо было бы отрицать необходимость разумного равноправного сотрудничества. Тем более, никак не хочется навесить на это государство и этот братский народ ярлык врага. Однако слово истины, а мы убеждены в своей правоте, при виде происходящего притеснения, сказать необходимо и для нашего народа жизненно важно.
Итак, по порядку…
Причиной написания данной статьи стали наши многочисленные столкновения в социальных сетях и на форумах с не менее многочисленными представителями братского казахского народа, которые были настроены по отношению к ногайцам все таки не вполне по-братски, а скорее «по-хозяйски» или, если угодно, так, как относиться старший брат, к глуповатому младшему брату, менторский поучательный тон сменялся вдруг заискиванием, типа «ну мы же братья» и т.п.
Встречи эти стали происходить чаще, чем обычно, так что почти уже в каждой ногайской группе социальных сетей или ногайских форумах подобные товарищи отметились, либо даже стали уже завсегдатаями, кое-где можно даже сказать состоялось их засилье.
При этом под внешней вполне-таки благопристойностью и заверениями в братской любви, иногда смутно, а иногда даже более чем ясно читалась одна и та же идейная линия, и даже одна и та же направляющая рука, при том что, несомненно, пишущие были разными людьми и по возрасту, и по мышлению.
Эти наблюдения были сделаны нами в течение периода нашего активного «юзанья» интернета (примерно 7 последних лет).
Казалось бы, ну что такого в том, что представители родственного народа желают общаться с нашим ногайским народом, ведь мы одинаково имеем степные кочевые корни и много общего в истории и культуре? Но дело на самом деле не в этом, а в том, как осуществляется это общение. Мы назовем это «назойливым навязыванием» и вы, уважаемые читатели скоро поймете почему.
Во время общения казалось бы ни о чем или на вполне ожидаемые темы истории и культуры наши собеседники с благодушием вспоминали то общее, что у нас имеется в истории и культуре и сводили все к тому, что по сути можно свести к некоторым положениям – максимам, которые с завидным упорством навязывались нам и прочим, кто вступал в общение. Они стремились внедрить эту программу в умы ногайцев, с тем, чтобы сформировать наше мнение.
1) «Мы и вы по сути один народ, казах или ногай разницы нет. Западный Казахстан это прародина ногаев, куда вы должны возвратиться»
2) «У нас общие эпосы и общие рода это доказательство того, что мы – одно целое»
3) «На Кавказе, в Крыму, и в Поволжье вы чужие. По сути, вы те же казахи, но сбежавшие от калмыков в 17в. Западный Казахстан это прародина ногаев, куда вы должны возвратиться»
4) «Вы, переняв вместо них много чуждого, утратили свою истинную культуру и язык, которые в первозданном виде сохранились у казахов»
5) «Для того чтобы сохраниться как этносу и возродиться (приобщиться к исконным корням) вам необходимо переселиться на вашу исконную родину – в Казахстан, т.к. в России у вас нет и не может быть будущего. Мы дадим вам автономию»
6) Восхваление всего казахского в качестве первозданного образца.
7) «Вам чужды другие народы, помимо казахов, вы во враждебном окружении»
8) «Посылайте к нам своих детей учиться»
9) Очернение всех, кто не разделяет предыдущие положения, как манкуртов, отбросов общества и представление их малочисленными людьми, провокаторами и т.д.
10) Провоцирование ногайцев против соседствующих с нами народов (кумыков, карачаевцев, осетин и т.д.) и наоборот. С целью исключить любой политический союз с кем-то кроме казахов, чтобы внушить мысль что ногайцы «изгои», непонятно что делающие на «чуждом» Северном Кавказе и прочих наших местах обитания.
Это основные максимы разделяемы практически всеми «пламенными друзьями ногайцев» из казахов (худшей их части) с кем мы имели дело.
Существует определенная группа в среде казахской интеллигенции и общественных деятелей, мы условно назовем ее «ассимиляционистами».
Эта группа состоит из политиков-националистов, представителей науки, журналистов и других — ассимиляционистов, «поэтов Великого Казахстана, Родины и лидера всех тюрков». Орудием ее является другая группа, работающая и в реальном, и в интернет-пространстве, она частью состоит из офицеров спецслужб (многие из которых даже не скрывают этого), частью из интеллигенции, частью из деятелей культуры.
Откуда берет свое начало, и какие корни имеет этот «великоказахский шовинизм»?
Существует замечательная статья башкирского писателя и публициста Амира Юлдашбаева«Башкир – скрытый татарин?», в которой он прекрасно расписал такой тип мышления, в его случае — отношение татарских шовинистов к башкирам, как к некоему «недонароду», который должен воспринять себе все татарское за образец и быть всего лишь ассимиляционным материалом для татар.
В своей статье А. Юлдашбаев вскрывает причину появления такого отношения на то время (конец 19 — начало 20 в.), имея большие финансовые и людские ресурсы, многочисленную и прекрасно образованную национальную интеллигенцию и самую развитую культуру среди тюркских народов тогдашней Российской империи, татарский народ вполне подходил на роль лидера тюрков. Что, к сожалению, породило и «великотатарский шовинизм» в лице их флагманов, например, Гаяза Исхаки, который будучи пламенным патриотом татар имея огромные заслуги, не чурался, тем не менее, ассимиляционизма по отношению к башкирам.
То же мы видим и на примере определенных националистических «туркоцентристских» кругов в Турции. Пожалуй, то же самое мы сегодня видим и в Казахстане.
Имея ресурсы, людские и финансовые, имея собственное государство, народ (а вернее его шовинистическая часть) опьяняется своим обретенным величием и начинает мнить себя вождем всех тюрок (славян, европейских, германских народов, всего мира (нужное подчеркнуть)), воспринимает себя за образец (истинной демократии, коммунизма, идеальный тюркский, европейский, мировой народ (снова нужное подчеркнуть)). И рождается «имперскость» мышления: желание всех покорить, перекроить по своему образцу, ассимилировать, либо унизить, либо уничтожить.
Такая порочная модель «старшего брата», народа — «вождя всех тюрков», страны - «родины всех тюрков» построена на том, что есть некий «изначальный образец» которому должны следовать и которому должны покориться.
Если заняться анализом национальной политики и культурной внешней политики Татарстана, Турции, Казахстана, и т.д. для непредвзятого глаза исследователя непременно откроются симптомы этой болезни.
Мы же говорим, что раз уж тюркам в силу родства и современных условий надо инкорпорироваться, то точно не для «хищной» политики подавления других народов.
Тюркам надо научиться общаться и взаимодействовать по иной модели – «равные среди равных». В модели же, где есть «старший брат» и «придатки–недонароды, составляющие ассимиляционный материал» происходит попирание прав и притеснение, которое неприемлемо и божественным законом, и общечеловеческими ценностями.
Здравомыслящим и адекватным представителям интеллигенции науки и власти из казахского народа надо остановить этих ассимиляционистов, пока по причине их не расстроились окончательно дружеские отношения между ногайцами и казахами. Пора остановить мародеров и ассимиляционистов, всякому должно быть понятно: НА ЧУЖОМ ГОРЕ СВОЕГО СЧАСТЬЯ НЕ ПОСТРОИШЬ.
Предлагаю пройти по всем «пунктам» этой негласной внедряемой программы, для того, чтобы определить справедливость утверждений наших «друзей».
Мы и вы по сути один народ, казах или ногай разницы нет.
Начнем с того, что можно назвать «азами истории»:
Ногайская Орда и Казахское ханство изначально были двумя разными государствами, которые нередко враждовали и вступали в продолжительные войны между собой. С самого начала имея общие вехи в истории, ногайцы и казахи – это народы разного корня. История ногайцев связана изначально со степями Северного Кавказа, Поволжья и Крыма — в ходе миграции отсюда тех племен, что некогда подчинялись Ногаю в Волго–Уральское междуречье и попадание под власть мангытских правителей, сформировался ногайский народ. Данные об этой миграции и факт ее самой исследован и доказан башкирским ученым Р.Г. Кузеевым еще в 70-е годы прошлого столетия.
Ошибкой будет отождествлять мангытов и ногаев. Известный ногаевед Трепавлов В.В. разделяет мангытов и ногаев как раз по такому принципу: «Мангыты – это правящий клан, а ногаи — это собственно основное население Юрта, которое имело иное, чем сами мангыты, происхождение». (Трепавлов В.В. 2013).
Согласно Керейтову Р.Х., Р.Г. Кузееву и другим ученым, Ногаи — это переселенцы, т.е. потомки тех, кто прежде подчинялся хану Ногаю. Информация об этой масштабной миграции сохранилась в традиционных шеджере (в татаро-башкирских шеджере), в ногайских эпосах и эпосах родственных тюркских народов. В работах таких ученых как Р.Х. Керейтов, Р.Г. Кузеев, Д.М. Исхаков и В.В. Трепавлов (более поздние работы), этот факт анализируется и находит свое подтверждение.
В Волго-Уралье и на берегах Волги произошел процесс консолидации этих племен с частью племен вышедших из юрта кочевых узбеков (восточной частью мангытов). Тем не менее, то, что Эдиге и его потомки называли Волгу Ана-Эдил, и до похода Тамерлана пребывали на Северном Кавказе – так-же хорошо известно (Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды» стр.73). По-нашему мнению, подкрепленному доказательствами (см. например, на нашем сайте статьи «Народ Ногая 1, 2, 3») большинство их было связано происхождением с северокавказскими половцами – куманами и печенегами, которые номинально восприняли имена тюрко-монгольских родов, именно поэтому в ногайском языке сохраняются половецко-огузские черты.
Итак, мы имеем все основания для того, чтобы считать мангытов и ногаев изначально разными этническими группами. Так следует считать и по мнению татарстанского ученого М. Усманова, который называет мангытов и ногаев двумя разными этнополитическими группами. Например, в книге «Казанский летописец» сохранилось следующее упоминание:
«И вшелишася в Большой Орде нагаи и мангыты из-за Яика пришедши» (Казанская история 1954, 49). В этой записи «ногаи» и «мангыты» упомянуты порознь, как две разные (большая и меньшая соответственно) этнополитические группы. (Усманов М.А. «Этнополитическая история татар» стр. 222).
Да и мангытов собственно не было в составе казахов до позднего периода. Те, кто сейчас называют себя казахами-мангытами – это потомки каракалпаков, вошедших в состав казахов, что оговаривается в казахских шеджере.
Необходимо сказать, что в российской и казахстанской исторической науке существуют определенные круги, которые стараются перевести плоскость ногайской истории в среднеазиатское русло. Явные и тайные враги ногайцев хотят сделать из нас только среднеазиатский народ. Это делается с помощью абсолютизирования роли Мангытского юрта в ногайской истории. Дескать, раз мангыты происходили из ханства кочевых узбеков, следовательно, история и происхождение ногайцев это история пришельцев из Средней Азии, а значит легко сопоставима с историей казахов и является таковой по сути. Такой подход неприемлем, так как это подтасовка, инсинуация, смешивая правдивые факты с ложными, толкуя в своем свете и умалчивая факты ногайской истории в выгодном себе свете, толкуя ее в свою пользу.
Эти недобросовестные историки извращают всю картину этногенеза ногайского народа. Об этом упоминал и наш литератор Иса Капаев в своей книге «Бессмертная смерть». Об этом скажет, пожалуй, и всякий человек кто займется изучением книг по ногайской истории.
История ногайского народа и история мангытов – не одно и то же. Стоит нам внимательно вчитаться в книги по истории Ногайской Орды, и мы поймем, что имя Ногай объединило под собой тех тюрков, что издревле населяли степи Северного Кавказа, Крыма и Поволжья. Даже если мы будем исходить из точки зрения наших оппонентов, что ногайцы – это, прежде всего, мангыты и, как народ, должны вести точку отчета истории с беклербека Мусы (С чем мы конечно не согласны) то и тогда они тем не менее, должны будут признать то, что вектор развития вел мангытов на запад.
«После разгрома Большой Орды в 1502 году, территория ее была разделена между Ногайской Ордой и Крымским ханством. И эли, входившие в состав ее, частью вошли в состав Ногайской Орды» (Трепавлов В.В., 2013).
«После разгрома мирзой Мамаем владетелей Крымского юрта в 1523 году, племена его частью и племена Большой Орды, подчиненные ему, также вошли под власть мангытской династии потомков Эдиге» (Трепавлов В.В., 2013).
Такая картина этногенеза ставит все на свои места. Ногайцы не только наследники населения Ногайской Орды, но и прямые наследники Большой Орды, Астраханского ханства, Крымского ханства – потомки тех, кто составлял население этих государств, сейчас зовут себя ногайцами.
С образованием Малой Ногайской Орды связана история большинства современных ногайцев.
По имеющимся у нас данным отток ногайцев обратно на земли предков в степи Северного Кавказа, Крыма и нынешнего юга России и к степям нынешней Украины произошел уже в конце 15 — начале 16 века.
Так в турецком атласе Пири-рейса «Китаб и Бахрийе», который был издан в 1513 году, на карте уже обозначен «вилайет Кучук Ногай» т.е. Малая Ногайская Орда. Это отличается от данных, которые дает Трепавлов В.В., он относит образование Малого Ногая к перекочевке Казы мурзы в 1555 году.
Следовательно, потомки Кавказского улуса Золотой Орды, население Большой Орды вошли в состав государства потомков Эдиге, равно как и жители Крыма.
Но и до того слово «ногай» применялось далеко не только к мангытским подданным. Мы вновь процитируем выводы, сделанные Трепавловым В.В. относительно того, кто исходно носил этноним «ногай»: «Под этнонимом «ногай» в некоторых источниках объединялись степные тюрки Мангытского юрта, Крымского ханства и Большой Орды, и это слово имело гораздо более широкое применение, обозначая не только население Ногайской Орды» (Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды» стр.471).
Кроме того, никто еще пока не привел более убедительного объяснения, чем то, что ногайцы являются потомками тех племен, кто некогда подчинялся хану Ногаю. Доводы тех, кто этому возражает, все-таки неубедительны, и на их построения имеются контрдоводы, которые мы уже приводили в предыдущих статьях.
В пользу того, что ногайцы и казахи это два разных народа, а не один, говорят и данные генетики. Мы пока не владеем всей картиной исследований, и этот вопрос нужно будет изучать и далее, тем не менее те данные, которыми мы располагаем, нам позволяют сделать уверенные выводы.
Этот вопрос изучался и изучается в работах таких ученых как Р. Схаляхо, Ю. Юсупов, Б. Муратов и др. Ногайцы, в отличие от казахов, у которых основу генофонда составляют монгольские гаплогруппы С, О, и мт ДНК D, а также и другие, имеют иной генофонд. Ногайцы обнаруживают гораздо большее родства с башкирами, у которых основу генофонду составляют «европейские» гаплогруппы R1a, R1b, N.
Процитируем выдержку из работы Р.А. Схаляхо, посвященной этногенезу тюрков Кавказа по данным генетики:
«Этногенез кубанских ногайцев Западного Кавказа и караногайцев Восточного Кавказа имеет много общего. Он ярко проявляется в наличии восточно-евразийских гаплогрупп N1-LLY22 (9% у ногайцев и 21% у караногайцев) и C-M130 (5% у ногайцев и 8% у караногайцев). Выше уже упоминалась высокая частота гаплогруппы R1a у кубанских ногайцев (50%, из которых почти половина приходится на субветвь R1a1a1g-13 M458), тогда как у караногайцев частота R1a значительно ниже – 22%. Результаты подтвердили, что все кубанские ногайцы в нашей выборке, обладающие гаплогруппой R1a1a-M198, не являются родственниками и происходят из разных популяций. То же самое показал и филогенетический анализ: созданная сеть выявляет высокую гетерогенность гаплотипов и отсутствие сигналов дрейфа генов у кубанских ногайцев и у караногайцев, у которых с относительно высокой частотой (14%) обнаружена субветвь R1b1а1-M73. У других народов Кавказа данный вариант практически отсутствует. Зато она отмечена с высокими частотами у тюрков Волго-Уральского региона [Лобов, 2009] и у тюрков Алтая» (Схаляхо Р.А. «Геногеография тюрков Кавказа, на правах рукописи» стр. 12-15).
Эта же гаплогруппа R1b свойственна башкирским и казахским кыпчакам. Суммируя эти данные можно уверенно сказать, что в этногенезе ногайцев существенную основную роль сыграл именно домонгольский компонент. Монгольский компонент же (под которым мы имеем в виду наличие в генофонде гаплогруппы С) сыграл значительно меньшую роль.
А что же касается казахов, то в их случае все почти с точностью да наоборот.
Что касается генофонда казахов, мы приведем данные казахского ДНК-проекта и некоторые другие. По этим данным, самые распространенные гаплогруппы: C (36%), G (17%), O (14%), R1 (14%). Также встречаются гаплогруппы J2 (5%), N (5%), Q (5%), E (2%). В данных, предоставленных другими исследователями, процент наличия в генофонде гаплогруппы C у казахов еще более велик: У казахов доминирует гаплогруппа C – 66,7% [Nasidze, 2005] и С – 73,7% [Zerjal, 2002].
Из этого можно сделать вывод, что генетически казахи в большей степени близки калмыкам и монголам, нежели ногайцам.
Ногайцы же, напротив, в большей степени близки башкирам, татарам, тюркам Алтая, кыргызам и каракалпакам, нежели казахам. И по происхождению связаны с древним тюркским домонгольским населением Великой Степи. Изучая основные гаплогруппы, свойственные ногайцам, Б. Муратов пришел к выводу, что основными предками ногайцев является еще домонгольское коренное население Великой Степи, степей Северного Кавказа, Крыма и Поволжья:
Кубанские ногайцы …R1a — у них сако-динлинская подветвь R1a+Z2123, они потомки кунов-кипчаков. Это позволяет сказать, что выводы тех, кто считает кубанских ногайцев в большей степени горцами, чем ногайцами ошибочны в корне.
Как мы можем утверждать данные генетики совпали с данными традиционных татаро-башкирских шеджере, которые говорят о миграции ногаев с Крыма и Кубани и появлении их в Волго-Уралье в 14 в. (Р.Г. Кузеев). К этому же выводу пришел и В.В. Трепавлов: «Все шеджере, повествующие об уходе их (ногайцев) на юг после падения Казани, единогласно утверждают, будто мурзы повели свой народ на Кубань, как на древние исконные ногайские кочевья. Данное обстоятельство может служить существенным аргументом при решении вопроса, из какого региона явились ногаи в свой Мангытский юрт на Яике…» (Трепавлов В.В. «Тюркские народы средневековой Евразии» стр. 95, стр. 121.)
Надеюсь, наши читатели поймут, что мы не собираемся тут «разводить фашизм», «плодить арийцев» и заниматься прочей подобной непотребщиной. Все народы равны, не один не имеет права посчитать другие ниже себя. Непозволительно делить народы на «низшие» и «высшие». Однако наша цель в том, чтобы выяснить историческую правду относительно нас – ногайцев и наших предков, с тем, чтобы пресечь разного рода бесчестные подтасовки и инсинуации со стороны наших «друзей» ассимиляционистов.
Аллах в Коране сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Св. Коран, 49:13).
Таким образом, данные исторической науки, генетики, антропологии, языкознания, и многие прочие данные, никак не позволяют отождествлять нас с казахами.
Что же касается общих исторических личностей у нас и казахов, то и тут дело обстоит далеко не так гладко, как хотелось бы (а кому-то и не хотелось бы).
Во время общения на одном из форумов еще один очередной казахский «пламенный друг ногайцев» прихвастнул, что, дескать, «все средневековые поэты, такие как Асан-Кайгы, Казтувган, Шал-кииз, Досмамбет и прочие уже давно закреплены ЮНЕСКО за казахским народом». И это на самом деле так. Стоит набрать в любом поисковике запрос с именами этих поэтов и мы убедимся в этом.
И в самом деле, легко проверить то, как достояние ногайского народа называется даже не «общим» а в большинстве случаев именно казахским.
Например, Шал кийиз, происходивший из племени ас (которого кстати нет у казахов, зато есть у башкир и узбеков, не говоря уже о карачаевцах), который воспевал Аскар-тав (Эльбрус) и дружил с кабардинцами (что по мнению казахских ассимиляционистов — позор). По данным А.Сикалиева он был именно асом и себя называл «баьтир–ас» (см. «Йыр иеси мен эдим»), а казахи его назвали алшином рода кояс.
На самом деле род кояс или кояс ногай – это никакие не алшины, а кояс–кыпчаки из объединения ногай–казак, потомки ногайцев, и они по самим казахским же шежире считаются «кирмес», то есть не входящими ни в какой жуз по причине неказахского происхождения.
Или Казтувган Суьюниш улы – на казахских сайтах вы прочтете о том, что он был казахским поэтом из племени алшин, которое казахские ученые стараются сделать основным наследником большой ногайской орды. Он был отнюдь не алшином, а едишкульцем. Справедливости ради надо сказать, что так же поступили и татары, которые Казтувгана зовут не иначе как «астраханский татарин».
Едисаны, Едишкульцы и алшины никак не могут быть отождествлены, т.к. имеют разный состав родов. Кроме того, Казтувган в йыре, посвященном прощанию с Волгой, трогательному и тяжелому, вынужденному из-за нашествия джунгар, известил нас:
«К юрту отца моего светлой Кубани, доберусь поскорее…» (А. Умеров, «Ногай йырлары»).
Ни о каком переезде в Казахское ханство ногайский фольклор не сообщает. Племена его потомков (едишкуль, едисан) по сию пору живет среди ногаев Ставрополья, Астрахани, Турции и других мест. В то время как казахи нам сообщают его совсем иную биографию.
Кому мы должны поверить? Словам ногайского йыравшы, певшего «Оьлди меним ногайым», или казахским сайтам?
Или же Досмамбет Азавлы, который так же без тени сомнений записан в ряды казахов, несмотря на то, что жил он на Приазовье, и должно быть о казахах даже не слыхивал.
Еще один довод — это кюй «Эл айырылган», исполняемый казахами, о котором говорят, что он в память о разделении прежде единого народа на ногаев и казахов во времена джунгарского нашествия. Или говорят, что ногайцы отделились от казахов. Дескать, вот, наши предки вместе горевали, а вы «Иваны, не помнящие родства». Тут мы имеем дело с очередной нестыковкой и подтасовкой. Так как Казахское ханство и Ногайская Орда – это два разных государства, а не одно, и народы, как мы показали – тоже.
Если кюй сочинен во времена нашествия джунгар, то почему автором назван Асан Кайгылы, живший значительно ранее, в XV веке? Если мы предположим, что кюй был сочинен во времена Асана кайгылы (как по данным Суюна Капаева, в 1456 году, см. «Ногайдынъ уьйи» с.131), то тогда речь идет не о ногаях и казахах, а о узбек-казахах и восточных мангытах, которые действительно составляли единое государство и народ в ханстве кочевых узбеков, а затем их судьбы разошлись. Тем не менее, мангыты практически не участвовали в этногенезе казахов, за редкими исключениями о которых мы упомянули.
А ногаи и мангыты — не одно и тоже. Более того, мангыты жили далеко не в одном юрте кочевых узбеков. По данным же Исы Капаева, речь идет о более ранних временах золотоордынского хана Джаныбека (см. Иса Капаев, «Опят мифологического словаря») И он же, опираясь на данные опять таки казаха С. Кондыбая, доказывает, что Асан кайгылы это все-таки не реальное лицо, а мифическая фигура. Так татары утверждают, что он был большеордынец и удалился в Ногайскую Орду к концу жизни (о казахах ни слова). Ногайцы в фольклоре о его жизни среди казахов так–же не сообщают. Кыргызы зовут его кыргызом. Казахи же считают его одним из советников Джаныбека, основателя узбек–казахского ханства. Картина не ясна. Кто-то из нас лжет, как говорится.
Если же мы говорим о разделении, уходе ногаев от казахов – это опять ложь.
Ушли не ногайцы от казахов, а наоборот, от ногайцев ушла часть родов к казахам (алшины). Причем этот уход довольно большое число историков связывает со смутой в Ногайской Орде ранее прихода калмыков, а не с калмыками. Значит древнее произведение просто используют ради инсинуации нечистые на руку ассимиляционисты.