Еще один довод, которым пользуются казахские ассимиляционисты, чтобы оправдать свои действия это то, что, по их утверждениям, большая часть ногайского народа и так уже влилась в состав казахов, а мы – нынешние ногайцы – это «отщепенцы от основной массы».
На самом деле, некоторые племена Младшего жуза и в самом деле входили прежде в состав Ногайской Орды, некоторые, но далеко не все, вопреки утверждениям ассимиляционистов.
Младший жуз состоит из племен баюлы, алимулы и жетиру.
Объединение Жетиру А. Левшин, опираясь на данные, предоставленные ему казахами, соотносит с родами, отделившимися от Среднего Жуза во времена хана Тауке. (Родовые объединения с названием «семь родов» есть и у башкир – «ете уру», у туркмен салоров – «жети урук», у кыргызов – «еди уруг», и каракалпаков – «жети уруг» (см. Трепавлов В.В. 2002)).
То есть эти жетиру исходно были не ногаями, а коренными казахами. Значит называть их алшинами неправильно. По данным А. Левшина, рода младшего жуза кочуют вперемешку со средним жузом (исконными казахами), что подразумевает тесные связи и объясняет культурную и этническую ассимиляцию алшинов казахами, эта ассимиляция настолько глубока, что ногайских элементов в алшинском языке ничтожно мало, а менталитет общеказахский.
Что до генетики, то она также указывает на изначально большую близость младшежузовцев прочим казахам. Ж. Сабитов в отношении них использует термин «алшинский кластер» C3c, то есть версия соотношения алшинов с кыпчаками должна считаться ошибочной. Это касается не только алшинов, но и большинства казахов. Гаплогруппа R1b, которая есть у казахских кыпчаков, и совпадает с гаплогруппами башкирских и ногайских кыпчаков, составляет всего 9% от генофонда казахов, R1a 5%.
По документам связей с Ногайской Ордой упоминается в основном «байулуцкое родство» соответствующее роду байулы у алшинов. (Но тут не менее легко соотнести это именование с племенем байлар — у башкир).
Родовой состав большеордынцев и алшинов, за редкими исключениями, имеет большие различия между собой. Например, по русским документам часто упоминаются основные большеордынские эли: месит, мангыт, канглы – нет ни одного им соответствия у младшежузовцев.
В.В. Трепавлов, в своей статье об Алтыулах, говоря о включении их в состав казахов, тоже упомянул позднее время и, по сути, не назвал нигде это явление массовым, а связал опять таки с парой мелких родов носящих имя мангытай (улы жуз) и ногай (в среднем жузе). Почему то наши «друзья» стараются представить себя единственными родичами ногаев и единственными, кто имеет, по их утверждениям, ногайский компонент. Но это не так:
В состав Ногайской Орды входила и большая часть башкир, в этногенезе татар ногайцы все-таки сыграли хоть и не основную, но заметную роль (Д.М. Исхаков соотносит примерно 25% процентов всех татар с ногайцами по происхождению, это больше чем все ногайцы вместе взятые). Большая часть татарских мурз и военных происходили именно из ногайцев (об этом можно прочесть в исследованиях у Исхакова Д.М. и Ахметзянова М.).
Не секрет, что ногайский компонент имеет место быть в этногенезе многих народов. У кыргызов есть род «ногой», у узбеков – «ногай-кыпчак», тейп «ног1ий» есть у чеченцев. По признаниям многих исследователей большая часть кубанских ногайцев растворилась в составе адыгских народов и карачаевцев (см. С. Хотко). Например, у адыгских народов есть характерная фамилия – Ногоевы, у карачаевцев – Ногайлиевы, Урусовы и др..
Ногайцы породнились с соседями за долгие годы соседства на Северном Кавказе, но все это никак не дает повода им назвать себя наследниками ногайцев или назвать нас одним народом. В этом замечены как раз только казахские и татарские националисты–ассимиляционисты.
Западный Казахстан это прародина ногаев, куда вы должны возвратиться.
На самом деле, Эдиль-Яик (Волго-Уралье) долгое время был пристанищем наших предков. Вот только наши «друзья» забывают (думаю намеренно) о том, что помимо территорий современного Западного Казахстана к территориям Ногайской Орды относилась большая часть современной Башкирии, часть земель современного Татарстана, нынешние Волгоградская, Саратовская области, некоторые смежные области Поволжья, и так вплоть до Сибирского Юрта.
На то время когда наши предки переселились и жили в Волго-Уралье, ни о каких казахах и «Западном Казахстане» и речи не было (периодические появления с войнами не в счет), тогда Казахское ханство было среднеазиатским государством.
У нас общие эпосы и культура.
Ногайские эпосы весьма распространены между тюркскими народами. Общие с ногайцами эпосы: «Эдиге», «Сорок ногайских богатырей», «Эр-таргын», «Шора батыр», и т.д. – имеются далеко не у одних только казахов, они в своих версиях имеются у башкир, каракалпаков, сибирских татар, узбеков, кумыков, крымских татар и даже у алтайцев (см. труды академика В.М. Жирмунского). Причем по признанию В.М. Жирмунского именно ногайская версия цикла эпосов 40 ногайских богатырей ближе к историческим событиям, чем казахская и все прочие.
Что касается того, что ногайцы с казахами имеют общие рода (найман, кереит, конграт, аргын и т.д.) – это так-же не является достаточным поводом отождествить нас, посчитав за один народ, т.к. эти общие рода и племена встречаются и у прочих народов Великой Степи. Например, у калмыков род кереит – это весьма почетный род, из него происходили многие калмыцкие ханы. Найманы и конграты (хунгират), и представители племени мангуд по сию пору живут и здравствуют в Монголии и Бурятии.
На территории Татарстана и Башкирии так же имелись и имеются села с названиями Найманово, Ногаево и прочие довольно знакомые этнические имена. Живут и здравствуют узбеки – кыпчаки и конграты. Все это никак не повод из-за сходства родов всех перечисленных народов объявлять их одним народом или объявлять их казахами, как того хочется вышеупомянутым казахским ассимиляционистам. Кроме того данные генетики опять таки не позволяют делать вывод о тождестве происхождения по названию родов. Так, например, башкиры рода табын (который есть и у ногайцев Добруджи) — как правило, носители «европейской» (точнее сармато-скифской) гаплогруппы R1a, а казахи рода табын – как правило, общеалшинской гаплогруппы C3c.
Род табын состоит в родстве с племенем уьйсен (уйсын) (башк. «юшин», «шон», «сон»), они по шеджере представляют как бы два племени одного корня.
Уйсуны–казахи в абсолютном большинстве носители монгольской гаплогруппы C, а потомки уйсунов у башкир, в подавляющем большинстве носители генов гаплогруппы R1. Добавим, что ногайский ученый Д. Кидирниязов считает ногайских уьйсенов потомками тех уьйсенов, кто пришел в степи Северного Кавказа и Причерноморья еще в составе гуннов. А ногайский ученый Р.Х Керейтов и кумыкский ученый Ю.Идрисов считают представителей ногайского племени ас потомками исконных северокавказских асов.
Итак, представители родов табын у казахов и башкир имеют абсолютно разное генетическое происхождение. Так же дело обстоит и с другими «однофамильцами». (См. исследования по сравнительной генографии Ж.Сабитова, например, Сабитов Ж. М. «О происхождении казахского рода Табын» №2, 2012.). Объяснение простое – кочевые рода и племена того времени – это все-таки не одно и тоже, что рода в традиционном представлении (в родстве по крови). Это политические объединения, соответственно наличие общих племен у разных народов это не всегда маркер родства, но это маркер общей истории на том или ином этапе. Причем каждая конкретная ситуация должна изучаться в своем месте и в свое время.
По этому поводу уже цитированный нами башкирский генетик Б. Муратов сделал вывод:
«Ногаи и башкиры очень близки между собой. Комплекты генов настолько схожи, что думаю целесообразно говорить о некой одной этнической общности Южного Урала и Степного Заволжья до XVII в. Во всяком случае, видно что продолжительное время между населением северного Приаралья, Северного Прикаспия и Южного Урала происходили тесные информационные взаимодействия. Эта общность является общей для башкир и ногайцев.
Связывать ее должны, скорее всего, с двумя общностями:
1. башкиро-печенежско-бурджанской, соединивший Кавказский, Поволжский и Среднеазиатский субстраты раннего средневековья;
2. кыпчако-табыно-усуньской — наплыв из южных и юго-восточных территорий Центральной Азии.
Но, не смотря на общность генов башкир и ногайцев, обнаруживаются большие различия в родоплеменной структуре. Если в родоплеменной номенклатуре башкир весьма выражено выделяется домонгольский субстрат, то в ногайской родоплеменной структуре преобладает Центральноазиатская этнонимия ордынской эпохи, чисто кочевая часть общности Урала, Северного Каспия и Северного Приаралья. То есть будущие ногайцы с приходом власти монголов сменили социально-политическую парадигму, что привело к значительному переформатированию «кыпчако-печенежского» населения степи».
Опять таки казахи и прочие среднеазиатские народы зачастую называют и нас, и татар, и башкир одним именем — «ногай», а себя отличают от нас.
Это сочетается с мнением Трепавлова В.В. по этому поводу:
«В первой половине XIII в. кипчакские кланы оказались под властью монгольских завоевателей, став основным человеческим ресурсом для строительства джучидской и чагатайской улусной системы (прочие тюрки-кочевники — огузы, карлуки, уйгуры, народы Алтая — были немногочисленны по сравнению с ними). Дешт-и-Кипчак был поделен Чингизидами на нутаги (монг.), или юрты (тюрк.) — обширные зоны пастбищных угодий, предоставленные монгольским племенам. Считалось, что некоторая (едва ли значительная) часть степи, не охваченная этой развёрсткой, по-прежнему принадлежала покоренным монголами кипчакам, предкам будущего ногайского эля кипчак
Однако кипчаки практически утратили домонгольское племенное деление и стали обозначаться посредством этнонимов тех монгольских племён, в нутагах (юртах) которых им довелось оказаться. Кочевавшие в нутаге мангутов стали мангытами, в зоне хонкиратов — кунгратами, найманов — найманами, киреитов — кереитами, или кереями. Относительно мирная и безопасная жизнь в империи Джучидов на протяжении второй половины XIII — первой половины XIV вв. имела благоприятные демографические последствия. Старые эли множились, делились и ветвились; появлялись патронимии, различавшиеся по именам патриархов (темир-ходжа, тогунчи-улы и т. п.) или по тамгам» (Трепавлов В.В., 2001).
Такая картина верна для ногайцев, но не для казахов. У них те племена, которые носят «монгольские имена» найман, кереит, меркит, конграт, и в самом деле оказываются потомками монголов.
Это легко объяснить тем, что куманы, куны, половцы и печенеги еще со времен монгольского нашествия вынуждены были отступать все дальше на запад (как раз таки в степи Крыма, Северного Кавказа, нынешнего юга России и Украины), оттесняемые монголами, потому-то и сложилась такая картина. Потомки монголов занимают бывший восток Орды, а потомки кыпчаков, половцев бывший запад.
Таков наш способ восстановления этнической и генетической картины ногайского этногенеза. Потому-то ногайцы занимают ровно те места, где жили наши предки, мы живем на тех местах, которые и должны занимать, и неверен следующий вывод казахских «горе-историков» из числа шовинистов.
Ногайцы – «изгои», непонятно что делающие на «чуждом» Северном Кавказе.
Это то, что исподволь нам внушается нашими «друзьями» ассимиляционистами.
Это же утверждение «ногайцы пришлый народ, чуждый на Кавказе» взяли себе на щит некоторые недалекие и слабо знакомые с историей ногайцев люди из числа националистов горских народов и шовинистически настроенных русских националистов. Подобные же заявления, увы, звучат не только из уст таких невежд, но еще и из уст представителей власти, вроде губернатора Александра Ткачева, который совсем недавно заявил, что ногайцы (равно как и карачаевцы с кумыками) — это пришлые народы чуждые Кавказу.
Кавказ и кавказская культура это не самый главный и не основной, но, тем не менее, это один из базовых неотъемлемых элементов ногайской культуры, истории и менталитета. Отсечь и отрицать это – значит запустить уничтожение культурного ногайского кода. Такая постановка вопроса весьма верна, большинство современных ногайцев традиционно живут на Северном Кавказе. Даже астраханские ногайцы–карагаши и кундровцы всегда старались благоговейно сохранять память о том, что их предки пришли с Кубани и кочевали по Тереку и Куме. Так на Астраханской земле еще недавно были карагашские аулы Керменчик и Азав. По сию пору есть, одноименный с кубанским, брод Карт Кешув.
С фотографий столетней давности на нас глядят карагашские аксакалы в папахах. А на изображении их на гравюре XVIII века, сделанной Г.Гейслером они все в тех же бешметах, шепкенах и папахах. Это стало частью нашей общей культуры и истории.
Глупо для ногайцев, живя издавна на этих землях, вдруг заявлять: «Здесь все нам чужое и мы чужие», глупо всячески противопоставлять себе все живущие рядом народы, на радость нашим врагам. Именно по этому пути и идут наши «друзья» и их недалекие приспешники из нас самих.
Мы – ногайцы, и наши предки, начиная печенежским и половецким и заканчивая настоящим временем, оставили уже свой след здесь. И след этих степей остался в нас. Мы не горцы и не жалеем об этом, но мы потомки тех гуннских, хазарских, булгарских, половецких воинов – народов, кто жил здесь, в этих степях (которые составляли одно целое с Крымом, нынешним Югом России и Украины, Поволжьем тысячелетиями. Мы не должны самоустранятся. Мы должны здесь же жить и развиваться.
Ингуши помнят о ногайском Бора-хане, упомянутом в эпосе, о Эдиге, и борганах, построивших Борга-каш в Ингушетии. По данным Трепавлова В.В. в составе ногайцев был род борган–кыпчак (бурганкипчакское родство) (см. книгу «История Ногайской Орды» с.499). Их ныне существующими потомками, судя по всему, являются карагаш-ногаи рода буран, и кумыки — бороганы.
Осетины помнят о ногайцах, которые соседствовали с ними в 14 веке.
Нартский эпос говорит о некоем Черном Ногае. Сам Шал Кийиз себя величал нартом (см. песни Шал Кийиза в материалах А. Сикалиева «Йир иеси мен эдим»)
Опятьтаки народы Кавказа сохранили память о великом переселении ногаев из Крыма.
А теперь к нам приходят наши «друзья-товарищи» и говорят, что то, что мы живем на Кавказе – это сплошное недоразумение, пора паковать чемоданы и переезжать в Казахстан. Дескать, должны вернуться к корням… Мы якобы ничем не отличаемся от казахов…
Мы привели данные в пользу того, что имеются многочисленные доказательства того, что ногайцы на Кавказе никак не чуждый народ. В начале нашей статьи мы упомянули о миграции наших предков в Волго-Уралье в 14 веке как раз из степей Северного Кавказа и Крыма, а затем произошел и их скорый возврат во времена мурзы Мамая с основанием Малого Ногая. Как мы будем закрывать на это глаза?
Любому ногайцу не составит труда вспомнить исторические события, которые произошли в конце 18 века, когда наши предки были подвергнуты жесточайшему истреблению, чему предшествовали уговоры переселиться как раз «в киргизские степи, к исконной родине». Проект, созревший в недрах государственного аппарата тогдашней Российской империи запросто решил судьбу целого народа.
Наши предки яростно сопротивлялись, ради того, чтоб не покинуть земли отцов и дедов, земли далеких предков с печенежских, половецких и более ранних асских времен. Как раз это наши казахские «друзья»-ассимиляционисты кощунственно называют фатальной ошибкой – дескать, «переселились бы к нам, уже тогда влились в состав казахов и были бы сейчас жителями Свободного Казахстана».
Еще один перл, прочитанный нами у одного такого ассимиляциониста: «Все вы и ваши мурзы допустили ошибку, не подчинившись Касым-хану и казахским ханам вообще, не надо было отделяться». То есть вся ногайская история, по мнению наших «друзей» – это одна большая ошибка.
Будучи не в состоянии влиять на ход исторических событий, ассимиляционисты желают поменять ее с помощью подмены ее видения «у нас в головах». Это идеологическая диверсия, которую легко осуществить, имея свою национальную историческую школу и систему образования. Этим и занимаются правящие круги Казахстана. Как в досадной смешной картине, изображенной Жюлем Верном в романе «Дети капитана Гранта», когда английские миссионеры внушали детям «туземцев», что всем миром владеют англичане, настолько комично то, как казахским детям внушают, что они – единственные сохранившиеся прямые наследники тюркских империй прошлого, в том числе Ногайской Орды.
Итак без всякого сомнения, ногайцы – это отдельный самобытный народ со своими собственными языком, менталитетом, культурой, историей. Для нас назвать себя одним народом с казахами (татарами, кумыками, турками, кем угодно) – это непозволительная мера, означающая разрешение нас ассимилировать и присвоить себе наше наследие.
Вернемся к положениям внедряемой нам программы, взглянем под другим углом:
«Для того, чтобы сохраниться как этносу и возродиться (приобщиться к исконным корням) вам необходимо переселиться на вашу исконную родину – в Казахстан, т.к. в России у вас нет и не может быть будущего. Мы дадим вам автономию», — говорят нам они.
Если представить, что и дадут нам автономию, то не нужно быть гением математики, чтобы понять: 100 тысяч ногайцев среди 16 миллионов казахов как капля в море, в течение одного-двух поколений растворятся напрочь, даже с наличием автономии. (Или 200 тысяч, вместе с турецкими ногайцами, которых по данным турецкой «Википедии» в Турции и сопредельных государствах тоже всего 100 тысяч)
Однако, справедливости ради, давайте все же представим, что наш народ согласился на такое переселение – что нас ждет в таком случае? Соответствуют ли радужные перспективы, которые рисуют нам наши настойчивые «друзья» истине, или все-таки нет? А это мы может узнать, изучив опыт других переселенцев в РК.
В Казахстане уже давно действует программа по переселению этнических казахов на историческую родину, таковых называют «оралман» (оралманы – возвращенцы). Достаточно набрать в любом «поисковике» слова «оралманы» и «скандал» как поисковая система вроде«гугла» или «яндекса» выдаст тысячи ссылок, связанных с этим вопросом. Официальные власти РК, как ни стараются, но им не удается удержать поток негатива, связанный с провалом переселенческой программы.
Зачастую оралманов поселяют в недостроенные или построенные с большими недочетами дома, где нет воды газа и электричества. Оралманы больше всех страдают от безработицы. Они не могут адаптироваться в, уже сложившемся по-новому, казахском обществе. Оралманы-казахи сейчас объект презрения со стороны «местных казахов»! Существует даже вопиющие факты, когда тела похороненных оралманов выкапывались (!), с целью показать, что они, дескать, чужие на земле РК.
И подобным образом относятся в РК к своим же единородным казахам, которые вернулись из-за рубежа. Многие оралманы уже вернулись обратно в Узбекистан, Монголию, Китай, Туркмению, многие желают возвратиться. Естественно, власти РК и подконтрольные СМИ желают скрыть это, но не больно выходит.
Что станется с ногайцами, переселись мы в Казахстан – не надо даже гадать. Уже есть пример казахского рода ногай–казах, который является потомками ногайцев переселенных в Оренбург с Кубани русскими властями, в первой половине 18века, и которые, после неудачных попыток вернутся на Кубань, приняли решение бежать к казахскому хану Нурали (те кто остались, слились с оренбургскими татарами). Сейчас ногай-казахи считаются только родом из казахских родов, они в своем абсолютном большинстве за очень редким исключением выглядят, говорят и думают как все остальные казахи.
Другой трагический пример – это пример родственного каракалпакского народа, который, имея автономию в составе Узбекистана, испытывая гнет узбекских националистов, пережив трагедию, связанную с пересыханием Аральского моря, встал перед многочисленными проблемами, так что решением посчитали как раз таки переселение в Казахстан. На данный момент, по словам самих каракалпаков, проживающих в РК — 95% их ассимилировались с казахами, говорят на казахском языке, пишутся в переписях казахами, вместе с тем самими казахами (большей частью рядовых казахов) они воспринимаются как народ даже не второго, а третьего сорта. В их отношении бытует унизительная кличка «малдар», что значит «скот».
На самом деле, если Казахстан не в состоянии дать автономию уйгурам, которые, весьма страдая от притеснений китайских властей, вовсе не прочь переселятся в РК и довольно таки давно проживают на территории Казахстана, то почему ее вдруг дадут нам?
Кто-то, возможно, не помнит, но еще в начале 90-х годов часть ногайской интеллигенции обратилась с письмом к президенту РК Н.А. Назарбаеву, в котором была просьба помочь решить проблемы ногайского народа, и где как говорится, обещанная помощь и ответ? Может кто-то еще ждет ответа? А воз и ныне там.
Не в целях этих властных и шовинистических кругов ассимиляционистов Казахстана помогать ногайцам в России или образовывать автономию ногайцев в РК. Цель иная – ассимилировать наш народ и присвоить культурное историческое наследие ногайцев окончательно, назвав нас казахами.
От наших «пламенных друзей», «учителей» и «старших братьев» казахских ассимиляционистов поступают предложения бесплатно учить ногайских студентов в Казахстане, что звучит для многих ногайских родителей, конечно же, заманчиво, однако, как говорил незабвенный Козьма Прутков – зри в корень. Дело в том, что казахстанское образование не больно-то цениться даже в самом Казахстане, не говоря уже о России и других сопредельных государствах. Например, самое большое число иностранных студентов в России – как раз из Казахстана. Более же удачливые и богатые родители стремятся отправить своих детей учиться в Европу, Америку или, «на худой конец» – в Китай. В таком случае ногайцы, обучившиеся в Казахстане со своимнеликвидным дипломом, рискуют там остаться жить и работать (на что и делается расчет). Кроме того, обучение в Казахстане ставит целью идеологически обработать нашу молодежь, с целью внушить опять таки идею: «ногайцы и казахи — одно и то же»
Так же, по сути, дело обстоит и с медициной, уровень которой, за исключением столицы и крупных городов невысок. Потому-то многие, кто обладает достаточным финансовым положением, стремятся лечиться в приграничных Казахстану городах России.
Еще стоит сказать о различии менталитета у нас и казахов. Мы сделаем это на примере религии, которая исторически оказывает колоссальное влияние сознание и ментальный тип народа. В данном случае мы подчеркнем, что пример будет затрагивать именно общую массу простого населения, а не какую-то его часть, и уж точно не ту часть, которая строго придерживается канонов Ислама и с той и с другой стороны.
На ногайцев, со времен Ногая и Эдиге, сильное влияние оказал Ислам, религиозность и патриархальность, мораль, хотя бы во внешней форме, у ногайцев в крови. У казахов же во многом сквозит еще язычество, и менталитет содержит гораздо меньше религиозности со всеми вытекающими последствиями. Потому моральный облик казахов гораздо ближе к влиянию ценностям русской и западной культуры, как ни парадоксально, чем у ногайцев, живущих в России! В одном небольшом ногайском селе могут быть четыре мечети и всего одна небольшая и редко посещаемая, как максимум, в типичном большом казахском поселке.
Это конечно не позволяет говорить, что среди казахов нет искренних практикующих мусульман, наших любимых братьев в Исламе, таковые имеются и их немало, хвала Аллаху. Но вместе с тем в Казахстане процветают разного рода нетрадиционные культы и секты, наводнившие его с начала 90-х годов с благословения Назарбаева, в отличие от мест компактного проживания ногайцев. Атеизм, светскость и новомодный тенгризм также «в тренде» и имеют государственную поддержку…
Менталитет казахов в худших проявлениях ненавидим самими казахами, но будем считать, что это хороший сигнал – не все потеряно.
Другой момент состоит в том, что вся структура устройства общества в Казахстане по сию пору покоится на родоплеменной структуре «трайбализме» трехжузового деления, где самый младший род Старшего Жуза считается более знатным, чем самый старший род среднего, не говоря уже о Младшем, представители которого часто подвергаются притеснениям в Южном Казахстане со стороны «более знатных» родов Среднего и Старшего Жуза. В этой структуре почти нет места русским, которых именуют «четвертым жузом» и которые постарались в большинстве покинуть РК. Не говоря уже о каракалпаках, узбеках и прочих народах, которые в своем качестве мигрантов — гастарбайтеров, воспринимаются даже хуже чем в России. Нужно ли говорить, что о распростертых объятиях и братской любви к ногайцам будет забыто достаточно быстро?
Вам чужды все, кроме нас.
Такая мысль настойчиво внушается ногайцам казахскими ассимиляционистами.
Нам говорят наши «друзья», что мы нуждаемся в союзниках, что мы настолько ослабли, что непременно должны опереться на могучее плечо «старшего брата», которым может быть только Казахстан. «Мы вам поможем» – говорят они нам. Не верится. Зачастую помощь не оказывается даже казахам в России.
Опять таки легко вспомнить пример братского каракалпакского народа – чем им помогли власти РК, когда на них обрушились невзгоды, и они стали притесняемы со стороны Узбекистана, под чьей властью они находятся? Ничем! Не стал Н. Назарбаев вступаться за каракалпакский народ перед президентом Узбекистана И. Каримовым. Не пошел на конфликт. Чем помогли казахи каракалпакам? Ассимиляцией! Даже культурные центры каракалпаков (как и ногайцев), созданные в Казахстане, по сути, призваны лишь создавать видимость заботы о языке и культуре, а возглавляемы людьми, которые говорят: «Наше будущее в Казахстане, мы с казахами – один народ». Если не было предоставлено помощи каракалпакам, отчего она вдруг будет предоставлена нам? Если власти РК не хотят заступиться за каракалпаков перед узбекскими властями, с чего это они вдруг станут заступаться за ногайцев перед властями России?
Когда же наш народ перестанет верить в «доброго дядю Нурика», который придет и решит за нас наши проблемы?! Никто не решит их кроме нас самих.
На что рассчитывают «казахофилы», мечтающие переселиться в Казахстан, которые уже имеются среди ногайцев, что они тихой сапой вдруг сделают из казахов ногайцев? Это самообман, все происходит и будет происходить наоборот.
Так и подмывает сказать им: «Хотите, в надежде получить материальную и прочую помощь, сделать шаги навстречу казахам, надеть их одежду, всеми силами показать, что мы с ними одно? Так не надо стараться они и без того уже так считают! Никто ничего не даст безвозмездно, догадайтесь, что они потребуют взамен?».
В частной беседе один из ногайских артистов сказал нам: «Мы общались с представителями казахов, они обещали построить культурные центры, всячески помогать финансами и прочими ресурсами, но с одним условием: чтобы мы назвали себя с ними одним народом, а все ногайское культурное и историческое достояние – общим с казахами. Мы отказались».
Да, безусловно, ногайцам нужны союзники, но надо искать их в своем регионе, а не где-то на стороне. Надо искать союзников среди тюрков России в первую очередь среди тюрков Кавказа, которые имеют с нами одни и те же проблемы. Тем более, что ногайцы – это мусульманский народ, а мусульмане все вместе и сообща должны противостоять несправедливости, каковой являются попытки ассемиляции и присвоения земель и истории.
Глупо вместо того, чтобы брать союзниками родственных соседей искать союзников в другой стране, да еще и в лице тех, кто рассматривают ногайцев только как ассимиляционный материал.
Как раз этому – нашему союзу с кавказскими тюрками стараются помешать некие антитюркские круги на Кавказе и одновременно профессиональные провокаторы из ассимиляционистов.
Мы были свидетелями того, как в кумыкских и ногайских группах пустили утку о том, что «ногайцы в обход кумыков договариваются с российскими властями о том, чтобы основать автономию на исконных землях кумыков». Абсурдность этого утверждения ясна для всех, кто хоть что-то смыслит в дагестанской политике. Ногайцы (а именно Нац. Совет), напротив, за тем, чтобы быть услышанными и найти союзников, поддержали чрезвычайный съезд кумыкского народа и решили выступить совместным фронтом с кумыками. Как обращения ногайцев, так и кумыков получают одинаковый возмутительный «вежливый отказ».
Осуществлены были варварские действия в отношении активистов, стремившихся привлечь в очередной раз внимание к земельному вопросу.
Но перспектива, что ногайцы, кумыки и другие кавказские тюрки могут объединиться, и требовать свои права пугает наших оппонентов и здесь, и там. И вот эту тему муссируют казахские ассимиляционисты. А затем один из них на поверку оказывается изобретателем утки о «коварных ногайцах». Вот оно – «дружеское отношение» – сделать все, чтобы положение ногайцев было более униженным и ближе к гибели. Тобишь, «Так не доставайся же ты никому…»