Главная » Статьи » История

Сююмбийке

Автор: Аминат Курмансеитова, ст.научный сотрудник КЧИГИ, кандидат исторических наук, журнал "Возрождение", № 9, 2006 г.

Самые яркие страницы Ногайской Орды написаны блистательными ногайскими женщинами. Ногайские княжны сидели на тронах Сибирского, Астраханского, Касимовского, Крымского ханств и ряда среднеазиатских государств, но чаще всех ногайские принцессы восседали на троне Казанского ханства.

Отшумели века, нет былой славной и могущественной Ногайской Орды, но имя прекрасной Сююмбийке, последней царицы Казанского ханства, дочери ногайского князя Юсуфа, подобно яркой звезде на небосклоне, не сходит со страниц истории, напоминая потомкам о жизнедеятельности незаурядной женщины, чье имя и сегодня с особым почтеньем и благоговеньем произносят во всем мусульманском мире.

Ногайцы словом «суьйуьв» обозначают «любовь», а «суьйинуьв» означает «радость». В русской транскрипции имя знаменитой царицы пишут «Сююмбийке» или «Сумбека», а на ногайском языке ее имя звучит как «Суьйин-бийке» или «Суьйим-бийке».

В 17 лет казанский хан Джан-Али (Яналей, Еналей) женился на четырнадцатилетней Сююмбийке. Переговоры о сватовстве ногайской княжны начались в июне 1533 года. В этот период Джан-Али управлял государством номинально, фактически власть находилась в руках правительства во главе с царевной Ковгоршад. Женитьба Джан-Али означала его совершеннолетие и самостоятельное управление Казанским ханством. В 1534 году Джан-Али женился на дочери князя Юсуфа, правителя Ногайской Орды, красавице Сююмбийке. Юный возраст супругов не позволяет говорить о взаимных глубоких чувствах, очевидно, что это был династийный брак.

Восточные правители с удовольствием брали жен из могущественной и сильной Ногайской Орды.

Хан Джан-Али, вступив в брак с Сююмбийке, взял бразды управления Казанским ханством в свои руки. В этот период в Казани были две партии, одна из них была прорусской, а другая восточной ориентации. В декабре 1533 года скончался Василий III. Смена власти в Московском княжестве привела к усилению восточной партии в Казанском ханстве. 25 сентября в Казани произошел дворцовый переворот при котором был убит Джан-Али. Юная Сююмбийке овдовела. Сторонники союза с Москвой эмигрировали в Московское княжество, мечтая вернуться и возвести на казанский престол Шах-Али (Шигачея), брата убитого Джан-Али, казанцы пригласили из Крыма Сафа-Гирея. Он принял приглашение и стал править Казанским ханством.

Сафа-Гирей, очарованный красотой Сююмбийке, женился на ней. Как пишет князь Николай Юсупов: «Младшая по летам, но старшая по знаменитости рода из жен Сафа-Гирея, она с титулом царицы сделалась первенствующей и любимою женою нового властителя. Она любила его. Он был отцом ее сына». Счастливая супружеская жизнь Сююмбийке и Сафа-Гирея оказалась непродолжительной, в марте 1549 года скоропостижно скончался хан.

В 1549 году ханом Казанского ханства был объявлен Утямиш-Гирей, а Сююмбийке стала регентшей до совершеннолетия сына. Правительство было сформировано из крымских татар, во главе стоял Кучак (Кощак), начальник крымского гарнизона, составлявшего ханскую гвардию при Сафа-Гирее. Именно крымская гвардия, чтобы не потерять своего влияния в Казанском ханстве, передала власть сыну Сафа-Гирея.

Московское княжество в 1549 и 1550 годах дважды приходило с войском, чтобы завоевать Казанское ханство, но потерпело поражение - Князь Юсуф, беспокоясь за судьбу своей дочери и внука, неоднократно пытался примирить Московское княжество и Казанское ханство. Несмотря на неоднократные уговоры князя Юсуфа не воевать против Казани, Иван Грозный не оставил свое намерение завоевать волжский водный путь. На следующую зиму русское правительство вновь организовало военный поход на Казань. В конце января 1550 года русская армия выступила из Нижнего Новгорода и 13 февраля, достигнув Казани, взяла ее в осаду. Московское княжество понесло громадные затраты, но не добилось успеха и 25 февраля было вынуждено отступить с большими потерями. Казанцы держали только оборону и при отступлении русских войск не стали преследовать и добивать противника.

Царица Сююмбийке спокойно управляла Казанским ханством в течение года. Русское правительство, учитывая, что военные походы 1549 и 1550 го оказались неудачными, перешло к новой системе, во главе войск должен был быть лично сам царь, по примеру турецкого султана Мухаммеда II Завоевателя. К выполнению военной программы русское правительство приступило ранней весной 1551 года. 24 мая на реке Свияга была построена новая крепость Свияжск, которая стала военной базой для русских войск. Одновременно началась оккупация речных путей Казанского ханства. Среди войска Ивана Грозного находились и представители казанского ханства, численностью до 500 человек, эмигрировавшие в Московское княжество. Местных жителей усиленно приглашали в Свияжский городок, заманивая подарками и льготами. По сведениям русских летопицев, эта политическая агитация имела успех. Откликнулись не только чуваши и черемисы, но и некоторые из аборигенов Казанского ханства. Русское правительство не скупилось на подкупы, что привлекало на сторону русских большое количество местных жителей.

С постройкой Свияжской военной крепости и оккупацией водных путей Казань оказалась в блокаде, а сельские населенные пункты потеряли связь между собой. Волжская торговля прекратилась, продукты в Казань не подвозились. Везде стояли русские заставы, плавание по рекам было запрещено. Для казанцев наступили тяжелые времена. Активизировалась прорусская партия, требовавшая подчинения русским войскам. Сююмбийке, поддерживаемая тридцатью тысячами казанцев и тремя тысячами ногайцев героически отстаивала суверенность казанского ханства. Казань была осаждена со всех сторон, русские войска штурмом пытались взять город. Ситуация в городе катастрофически ухудшалась. С каждым днем количество недовольных крымским правительством увеличивалось, жители были доведены до отчаяния. В городе происходили волнения и наступила угроза переворота. Положение оглана Кучака и прочих крымцев было безнадежным и они, оставив семьи, бросились бежать. При переправе через Каму крымская гвардия была разбита, 46 человек попали в плен и среди них был Кучак. Пленых отправили в Москву и там их казнили.

Крымцы, которые были опорой Сафа-Гирею, а потом Сююмбийке ее сыну, были уничтожены. Власть в Казани перешла в руки сторонников русской партии. Они создали в столице посменное правительство, которое возглавили огланы Худай-Кул и князь Нур-Али Ширин. Это временное правительство направило в Свияжск делегацию, чтобы пригласить на престол Шах-Али. Было заключено перемирие и по предложению Шах-Али отправили в Москву послов во главе с Енбарсом Растовым.

В Москве был заключен договор, по которому казанцы обязывались, что «царя и царицу отдадут государю и крымцев всех остальных и детей их:...». Это условие договора было выполнено. 11 августа 1551 года временное правигельство выдало русским царицу Сююмбийке и хана Утямиш-Гирея. Когда она с сыном в сопровождении князя Бибарса Растова и хаджи Али-Миргена выехала из Казани в Свияжск, то весь казанский народ с плачем вышел на берег Волги, чтобы проводить их. В устье реки Казанки пленников встретил представитель русского правительства князь П.С. Серебряный. На следующий день их отправили из Свияжска в Москву в сопровождении князя П.С. Серебряного, князя Кострова, хаджи Али-Миргена, боярских детей и отряда стрельцов. 5 сентября Сююмбийке с сыном и сопровождающими прибыла в Москву. Иван Грозный встретил их торжественно и разместил в одном из кремлевских дворцов. По свидетельству князя Н. Юсупова «она с блеском являлась при Московском Дворе». Утямиш-Гирей находился с матерью и носил титул царя. Князь Юсуф неоднократно посылал послов к Ивану Грозному и настоятельно требовал вернуть дочь вместе с сыном в Ногайскую Орду.

Иван Грозный сделал все, чтобы закрыть дорогу Сююмбийке и ее сыну Утямиш-Гирею в отчий дом, она была выдана замуж за Шах-Али (Шигалей), впоследствии Шах-Али выехал вместе с женой на постоянное место жительство в г. Касимов. Утямиш-Гирей был крещен 8 января 1553 года и наречен христианским именем Александр. В Казани, как и во всем мусульманском мире, крещенных ханов на престол не сажали. Иван Грозный знал, что Утямиш-Гирей мог претендовать на Казанский престол и линил его этой возможности. Сююмбийке за короткое время потеряла любимого, ханство и своего единственного сына Утямиш-Гирея, которого Иван IV оставил при себе в Москве. Она навсегда лишилась отчего дома.

По сведениям М.Худякова, проект выдать Сююмбийке за Шах-Али возник у русского правительства еще в 1550 году и затем вновь в феврале 1552 года, о чем оно известило ее отца, князя Юсуфа. «И мы для Юсуфа князя и вас всех царицу жалуем, а хотим ее дать за Шигалея царя для того, чтобы вы о том порадовались». Как справедливо пишет М. Худяков «Этот брак был, разумеется, не добровольным и обуславливался всецело политическими расчетами: русское правительство хотело устранить Сююмбийке и ее сына от видов на казанский престол, соединивши этих представителей Крымской династии с верноподданным касимовским ханом».

Из Москвы в Ногайскую Орду доходили слухи, что Шах-Али плохо обращается с Сююмбийке и жизнь у нее с мужем не сложилась. По этому поводу между Ногайской Ордой и Московским княжеством сложилась обширная переписка, князь Юсуф настоятельно требовал вернуть ему дочь вместе с сыном. Иван Грозный, чтобы как то смягчить отношения с князем Юсуфом, велел Шах-Али принять ногайских послов, чтобы они убедились в добром здравии Сююмбийке. Шах-Али дали наказ: «А будет Сююнбек царице пригоже от себя к отцу и матери своей послати грамоты о своем здоровье известити и о их здоровье вспроити, и ты бы ей велел послати грамоты, каковы пригоже быти, да и поминок, что пригоже», но при этом русское правительство требовало представления копий с писем Сююмбийке к ее родителям, а также с писем Шах-Али к тестю, если хан пожелает ему написать». Эти факты свидетельствуют, что Сююмбийке вместе с мужем, фактически, находились в почетном плену, хотя Шах-Али и был ханом в Касимове.

Ни в Московском княжестве, ни в Казанском ханстве, ни в Ногайской Орде не было женщин, которые смогли бы сравниться с Сююмбийке ни красотой, ни высоким образованием, ни глубиной ума. Она пленила всех своей красотой и эрудицией. Сююмбийке доблестно сражалась за суверенность Казанского ханства. У нее было счастливое детство в Ногайской Орде, дочь ногайского князя Юсуфа, беклярибека «Князя князей», росла в роскоши, получила прекрасное образование. Сююмбийке жила в любви со своим мужем Сафа-Гиреем, отцом единственного сына Утямиш-Гирея. Ногайская княжна с достоинством пережила горечь утраты мужа Сафа-Гирея, разлуку с сыном Утямиш-Гиреем, потерю казанского трона.

При всех волнениях жизни Сююмбийке была до такой степени очаровательной, что в молве Русского народа почиталась волшебницею, а самые неудачи русских при осаде Казани приписывались ее чародейству. Жизнь и жребий ее, переданные в истории, внушили многим участие в судьбе и сделались предметом поэзии. Яркий и величественный образ Сююмбийке всегда привлекал деятелей искусства. Сююмбийке является героиней поэмы М Хераскова «Россияда», она главное лицо в трагедиях Грузинцева «Покоренная Казань» и Глинки «Сумбека или падение Казани». Образ прекрасной Сююмбийке дан и в великолепном балете «Сумбека или падение Казанского царства». Балет был поставлен на Петербургской сцене в 1832 году и пользовался большим успехом у зрителей. Роль Сююмбийке, вдовствующей царицы и правительницы Казанского царства, была исполнена Авдотьей Истоминой. Программа балета была написана графом Кутаисовым.

Самая яркая достопримечательность Казанского Кремля, семиярусная башня связана с именем Сююмбийке. Время ее постройки неизвестно, но об этом памятнике в народе ходит много легенд. Предполагают, что это мечеть построена Сююмбийке в память о любимом муже Сафа-Гирее. Сохранилась молва, что плененная Сююмбийке перед отплытием из Казани молилась в этой мечети. Существует версия, что эта башня сооружена после взятия Казани Иваном Грозным «из развалин разрушенных мечетей; как бы то ни была, величественная Сумбеке башня еще поныне составляет замечательную древность в Казани и носит имя дочери Юсуфа, супруги трех Казанских царей и матери четвертого, получившего в младенчестве трон в Казани...»

Имя благородной Сююмбийке сохранилось в сердцах потомков. В начале XX века в Казани издавался женский журнал «Сююн-бике». После октябрьской революции он был переименоваван в «Азат хатын», но в годы перестройки журналу вернули старое название, а в настоящее время это издание радует своих читателей.

«Бейт Сююмбике» («Песня Сююмбийке») широко распространилось в устной форме и в многочисленных рукописных списках. Ознакомившись с этим литературным памятником, мы определили жанр этого памятника как «плач». Казанская царица плачет о потерянном троне и царской власти, о горькой разлуке с любимым и единственным сыном, о тяжелой участи пленницы, лишенной отчего дома. Этот литературный памятник наиболее полно отражает последние годы жизни героической царицы. Имя Сююмбийке бессмертно, все новые и новые произведения посвящаются сливной царице казанского ханства, в ногайских аулах ее именем называют новорожденных девочек.


Источник http://www.odnoselchane.ru

Категория: История | Добавил: BAD_BOY25 (06 Июня 2011)
Просмотров: 2522
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar