Главная » Статьи » Информация

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У НОГАЙЦЕВ.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ часть 2

Политическое и общественное положение высшего духовенства были особенно значительным в караногай-етишкульском и етисанско-джембойлуковском народах, что выражалось в сосредоточении в их руках и большой светской власти.

Самую многочисленную группу духовенства составляли мул¬лы и эфенди. Так у джембойлуковцев было 53 муллы, 52 эфенди, Эфенди и муллы избирались для каждого аула.

В караногайском народе было 4 куба. Духовенство распре¬делялось следующим образом, на весь народ существовал один ка¬ди, в каждом кубе один наиб, а также 20 ахунов.

В начале XX в. в Ачикулакском приставстве было 3 кадия, 3 наиба, 14 мулл и 50 мечетей.

Обучение религиозных деятелей происходило в начала в медресе. В ногайском районное известностью пользовалось медресе имени Зармамбета, после окончания медресе ученики (сокта) направлялась в Стамбул, Казань, Дамаск, Бухару, и т.д.

Ногайцами Астрахани была создана религиозная община «Джамия - Исламия»

В первые годы Советской власти позиции ислама были очень сильны в ногайском обществе. Поворотным годом для ногайцев явля¬ется 1929 год, когда обвинив к причастности, к мифической контр¬революционной организации "Аграрист" якобы существующей в Ногайской степи ГПУ Дагестана, были арестованы и бесследно исчез¬ли десятки ногайцев, в первую очерет - служители культа.

Мечети были приспособлены под учреждения, склады. Кора¬ны уничтожены. Только последние годы принесли перемены и в делах религии. Так, осенью 1990 г. в Шелковском районе прошёл юма - намаз, где присутствовали муфтий Чечено-Ингушетии Ш-Г. Назабаев, муллы Дагестана, Карачаево-Черкессии, после чего был зало¬жен фундамент мечети.

В Ногайском районе зарегистрирована община мусульман а.Кунбатар, Рамазан. В а.Тукуй-Мектеб Нефтекумского района прошло собрание верующих мусульман, на котором утверждён устав мусуль¬манской общины избран имам-хатиб.

Заложено основание мечети в с.Терекли-Мектеб, кото¬рая будет построена способом народной стройки. В г. Кизляре состоялся съезд мусульман Ногайской степи, где при-сутствовало около 300 делегатов ногайцев, чеченцев, аварцев и кумыков.

На этом съезде кадием Ногайской степи избран Янмурза Кожаев. В Терекли-Мектебе кадием открыто первое среди ногайцев медре¬се, здесь обучаются практически со всех районов Ногайской сте¬пи.

Группа писателей (Суюн Капаев, Баубек Карасов а др.) приступили к переводу Корана на ногайский язык. Суры и аяты печатаются в газете "Ногай Давысы" здесь же печатаются хадисы Мухамеда в переводе Н.Магзрумова.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА - «Современные национальные отношения» - представляет анализ современных этнических процессов, у ногай¬цев Ногайской степи двух: П - Объединённого съезда ногайского народа (1939 г.) и Чрезвычайного съезда коренных жителей Ногай¬ской степи (1990 г.), где в полный голос было заявлено, что гарантом сохранения ногайского народа является создание Ногайско¬го государства в составе России, а также затрагивает проблемы межнациональных отношений ногайцев с горцами региона. Даются рекомендации возможного решения стоящих проблем.

Предыстория вопроса такова, что Ногайская степь толь¬ко в годы Советской власти переходила из одного административ¬ного подчинения в другой 5 раз. До 1922-24 гг. она входила в состав Терской области (губерний), с 1924 года в состав Дагес¬тана, с 1938 года как Кизлярский округ была передана в состав Орджоникидзевского (Ставропольского) края, в 1944 г. в состав созданной Грозненской области, в 1957 г. поделена между ДАССР, ЧИАССР и Ставропольским краем.

Когда установилось относительное затишье в Терской губернии, куда в первые годы Советской власти первоначально вхо¬дили все районы Ногайской степи. Ногайцы на своих волостных, контонных, районных и объединённых съездах стали требовать создания Ногайской автономии.

И такая возможность была предоставлена на 1-ом объединённом съезде Ногай, Караногай, Туркмен состоявшемся II апреля 1922 года в ставке Ачикулак. Делегатам съезда было предложено пять вариантов решения Ногайской проблемы:
1. Создать автономную единицу (область) наподобие Кал¬мыков, Кабарды.
2. Войти в состав Терской республики.
3. Войти в состав Дагестанской республики.
4. Объединяться с Кабардой.
5. Статус-кво остаться в составе Терской губернии.

Об истинных причинах, приведшую ногайскую степь в состав Дагестана, а именно такое решение принял съезд, мы можем строить только догадки. Среди возможных причин мы можем назвать то, что организаторы съезда (Шабанов С., Чналов Б. и др.) не были уверены в том, что создание автономии замедлить или тем более ос¬тановит миграцию тавричан и терских казаков. К примеру, если в 1912 г* в Ачикулакском приставстве проживало 19089 человек, из них 18464 ногайцев, то к 1922 г. население района удвоилось за счёт тавричан и терских казаков, которые буквально сживали ногайцев с населённых мест. Так, если в с.Ачикулак 1921 г. было 100 семей ногайца, то через год осталось около 10 семей, а ос¬тальные рассеялись по степи. Но всё же главная причина такого решения видится в прямой заинтересованности Дагестана в присое¬динении ногайских земель. Это явно прослеживается в документах тех лет.

В 1925 году четыре района Ногайской степи: Ачикулакскйй, Караногайский, Шелковской и Кизлярский были объединены в Кизлярский округ. По переписи 1926 г. численность ногайцев сос¬тавила 36300, а через 13 лет в 1939 году - 36300 (36). Причины столь незначительного роста в 300 чел. кроется, по-видимому не только в голове, но в репрессиях 1929, 1937 гг.

С 17 мая 1938 года Кизлярский округ ДАССР был пере¬дан в состав Орджоникидзевского края.

В августе-ноябре 1942 года большая часть Ногайской степи была временно оккупирована немцами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 года Кизлярский округ был передан в состав образованной Грозненской области. Ногайская степь составляла 4/5 части всей области.

В 1957 году была устранена историческая несправедли¬вость в отношении чеченцев, ингушей и др. и восстановлены их автономии, в ходе выполнения этого Указа территория Ногайской степи впервые за годы Советской власти была расчленена на три части.

Искусственное разделение ногайцев Ногайской степи, прекратило поступательное развитие национальных процессов.

Одним из самых важнейших доказательств ущемленности ногайцев является непредставленность в органах власти, управления даже на уровне районов не говоря о республиканских, кра¬евых.

Пренебрежение национальными интересами ногайцев приве¬ло к катастрофическим демографическим изменениям в Нефтекумском (б.Ачикулакский, Каясулинский) районе. На 1 января 1989 года общая численность населения района составила 61108 чел., из них только 8846 чел. ногайцы* что составляет 14,4 %. И в то же время, общая численность представителей горских народов Север¬ного Кавказа равняется 7823 чел.

Основная напряжённость межэтнических отношений усили¬вается мощным притоком населения Дагестана во все районы Ногай¬ской степи. Другая причина напряжённости кроется в экономике. Так, в Нефтекумском районе, овцеводческого направления, из более чем 1000 чабанских бригад 80 % сосредоточены в руках дагес¬танцев. Обострению межэтнических проблем в Ногайском и Бабаюртовском районах способствовала тому, что Грузия вынуждает аварцев, живущих в Кварельском районе вернуться на историческую родину в Дагестан.

Верховный Совет Дагестана пытается разместить беженцев в районе г. Южно-Сухокумска, расположенного в Ногайской степи. Необосно¬ванные претензии до глубины души затронули не только ногайцев, но и представителей других народов, живущих в Ногайской степи. В марте 1991 года состоялся мощный митинг, направленный против переселения, что привело к отмене принятого решения.

Принятие российского Закона реабилитации репрессиро¬ванных народов потребовало принятие решения возвращения чеченцам - акинцам их родины - Новолакского (ст.Ауховского района). Вопрос стоял лишь о том, куда переселить лакцев (около 5 тыс.чел.). Было предложено переселить севернее Махачкалы на что, кумыкское движение "Тенглик" ответило митингами. Верховный Со¬вет Дагестана зондирует вопрос о переселении лакцев опять к но¬гайцам, теперь уже Бабаюртовского района.

Население Бабаюртовского района прибегло к крайней мере, к бло¬кированию магистральной трассы Махачкала-Кизляр.

Среда возможных путей решения этих проблем видятся и то, что лакцев можно переселить в родные места (Лакский и Кумыкский районы), покинутые ими в 1944 г., а аварцев Кварельского района в горные аулы, которые сегодня на половину пустуют. Для развития горных районов были направлены в своё время миллионные средства.

Неуверенность, в своём завтрашнем дне, чувство ущемлённости не только отсутствием государственности, но и разобщён¬ностью, находясь на своей этнической Родине - Ногайской степи, заставляла и заставляет искать выход из создавшегося положения. Для изучения межнациональных проблем в августе 1989 года в ногайских аулах работала экспедиция кафедры этнографии историчес¬кого факультета МГУ и института этнографии AНCCCP (рук. проф. Г.Е.Марков). По итогам экспедиции на Ученом Совете института эт¬нографии был сделан доклад об острых современных проблемах ногайцев, подготовлена справка в Верховный Совет.

Летом, 1969 года по инициативе Н.А.Эсмухамбетова сос¬тоялась встреча ногайских аксакалов с Р.Н.Нишановым, во время которой было переданы обращения ногайцев с требованием автономии.

Именно, в такой непростой ситуации собрался II Объединенный съезд ногайского народа.

Делегаты съезда обсудили программы:
1. Вопросы сохранения языка и культуры.
2. Это экологическая обстановка Ногайской степи - среды обитания ногайцев.
3. Проблема, над которой думает каждый ногаец, это ситуация возникшая в судьбе народа, в связи с Указом от 9 янва¬ря 1957 года, в той части, где речь идёт о разделении этничес¬кой целостности Ногайской степи.

Съезд принял обращение в адрес 1-го съезда народных депутатов РСФСР, где в частности говорится, что возрождение но¬гайского народа, сохранение в спасение его языка, дальнейшее развитие его экономики во всей Ногайской степи только в объеди¬нении ныне разродных, но имеющих общую территорию ногайцев в Республику.

Съезд объявил о создании общества "Бирлик", избрал его исполком для консолидации устремления всего ногайского наро¬да, направленное на демократизацию общества и способствующие моральному его обновлению.

По поднимаемым проблемам 17 июля 1990 года по иници¬ативе К.И. Кумратовой состоялась встреча с Представителем Вер¬ховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным.

Обсуждение проектов о государственном суверенитете Чечено-Ингушетии и Дагестаном, в случае принятия проектов возникновения проблемы с консолидации Ногайской степи. Коренные жители Ногайской степи высказали своё отношение к данным проектам в хо¬де Чрезвычайного съезда, состоявшегося 4 ноября 1990 г. Съезд принял декларацию о самоопределении коренных жителей Ногайской степи, для приведения в действие данного акта избирается Временный исполнительный комитет (пр. народный депутат СССР А.Беккишиев).

Были приняты обращения к Верховным Советам РСФСР и всех трёх сопредельных республик и края, где предлагалось Верховным Сонетам ДАССР, ЧИАССР и Ставропольского краевого Совета народных депутатов. Чрезвычайный съезд давал полно-мочия временному исполнительному комитету в случае принятия декларации о Государственном суверенитете, Дагестаном и Чечено-Ингушетией. Как крайние меры, возможны были несколько путей. ПЕРВОЕ. Обсудить принятие Декларации о самоопределении коренных народов Ногайской степи на сессии всех районных Советов,

В случае, если это не удастся сделать из-за сопротивления на местах. Предлагалось созвать съезд народных депутатов всех уровней. При невозможности проведения съезда и сессии народных депутатов, некоторые члены Временного исполнительного комитета теоретически, как самую крайнюю меру, предлагали создание избирательных участков и выдвижение кандидатов в народные депутаты Верховного Совета провозглашённого ногайского государства. В условиях существования сильного центра в лице СССР, данный акт в тех условиях должен был пройти достаточно безболезненно, и с высоты сегодняшнего дня такая жёсткая постановка вопроса была оправдана.

В заключении сформулированы основные выводы диссертации.

Проведение историко-этнографического исследования ногайцев, ногайской степи, начиная с ХVII в., что в своём развитии она прошла ряд этапов. Первый этап, рамки которого можно ограни¬чить рубежом ХVII и концом ХVIII в. характеризуется активной ролью которую этот период играли Малая Ногайская, Эдисанская, Етишкульская и Джембойлуковская Орды на Северном Кавказе, особен¬но в период обострения отношений между Турцией и Россией.

Началу второго этапа послужило образование в 30-е годы ХVII в. Калаусо-Саблинского, Калаусо-Джембойлуковского, Ачикулак-Джембойлуковского и Караногай-Етишкульского приставств. Первые два были ликвидированы в связи с переселением ногайцев в Турцию в итоге поражения в войне национально-освободительного движения народов Северного Кавказа в начале 60-х ХIХ в.

Для этого этапа развития ногайцев характерен активный процесс взаимопроникновения культур ногайцев с культурами горских и кочевых народов Северного Кавказа, не случайно, совпавший с началом перехода от кочевого образа жизни к оседлому.

Окончательное закрепление на земле ногайцев Ногайской степи происходит во втором десятилетии XX в. С этого времени начинается новый период в их истории.

Этому периоду присущи продолжение диффузионных про¬цессов, причиной для которых послужила начатая в середине XIX в. ломка традиционной структуры хозяйствования и усиленных затем гражданской войной, голодом, обнищанием и размещением в ногай¬ских аулах иноэтнического пришлого населения. Этот процесс уда¬лось замедлить в 20-е годы, мерами принятыми Советским правительством. Они способствовали, если не возрождению к развитию национальной культуры ногайцев Ногайской степи, то по крайней мере, некоторой стабилизации и консервации их этнической струк¬туры. Коллективизация, Великая Отечественная война и последующий, особенно, принятый 9 января 1957 года. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР в той части, где речь идёт о расчленении Ногайской степи, ряд других деструктивных правительственных мер кладут конец этому в какой-то степени положительному процессу.

В последующие годы продолжалось активное разрушение самобытной культуры ногайцев в результате всё большей урбани¬зации. Некоторые изменения в жизни ногайцев в начале 90-х го¬дов - появление национальной школы, музея, газеты, можно рас¬сматривать как первые робкие шаги консолидации. Необходимо под¬черкнуть, что изменения, происшедшие в регионе: в связи с про¬возглашением независимости и создания Чеченской Республики, подписанием Федеративного договора Дагестаном привели к коррек¬тировке некоторых целей и задач.

Главная задача видится в отмене Верховным Советом России своего Указа от 9 января 1957 года, где речь идёт о расчленении Ногайской степи. Подавляющее большинство ногайцев думает и надеется, что демократически избранные президент Чеченской Республики и Верховный Совет Дагестана поймут боль ногай¬ского народа в первыми шагами в их созидательной деятельности будут шаги, направленные на объединение Ногайской степи и создание ногайской государственности в состава Российской Федерации.

Известно, что раздел границ - это процесс далеко не безболезненный и требует поэтапного решения, граничащих на гра¬ни компромиссов. Таким компромиссом могла бы явиться передача, для начала. Новолакского (б.Ауховский) района в Чеченскую рес¬публику в обмен на Шелковской или часть Шелковского района, вклю¬чающим ногайские аулы в состав Дагестана. При положительном решении этого вопроса переговоры о создании ногайской автономии шли бы уже между двумя: Дагестаном и Ставропольским краем, субъектами Российской Федерации, что естественно облегчило бы решение основного вопроса. Параллельно, ногайцы Нефтекумского и сел. Иргаклы Степновского района Ставропольского края, ставят вопрос о создании Ногайского автономного округа или области, на базе бывших Ачикулакского и Каясулинкого районов, что положительно встречено администрацией и Советом народных депутатов края, в эти дни состоялись встречи комиссии крайсоветов по подготовке данного вопроса с депутатами различных уровней района.

«Только сохранение этнического единства, вера в главную идею бессмертия принесет пользу ногайцам и всем народам. Эта идея будет главным стимулом работы на благо общей Родины(37)»

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Кавказ 1985 г. № 23
2. Там же 1963 г. № 48, 49, 50, 51, 52
3. Терские ведомости 1982 г., № 89, 93, 113, 118
4. С.Гаджиева. Материальная культура ногайского народа в конце XIX в. - нач. XXв. в М. «Наука», 1974 год
5. И.Х.Калмыков, Р.Х.Керейтов, А.И.Сикалиев. Ногайцы, Черкесск 19888 г.
6. Советская этнография М. 1990 г. Стр. 19
7. Вестник МГУ № 8. 1991 год, № 4 стр.66
8. ЦГВИА Ф.ВУА 1847, 1769 гг. л. 36 об
9. АВПР Ф.Едисанские дела1768-1775 гг. он 112/2 9.2. л.190-191
10. Там же л. 24-25
11. Бобровский П. Суворов на Кубани в 1778 г. Кубань в 1783 г. В.С. 1900 № 1-2 стр. 15
12. Канельгородский Ф.Караногай, страна кочевников и патриархального быта. Рукопись с.89.
13. ВСЭ. 1954 г. 30 стр. 116
14. Всесоюзная перепись населения 1989 г.
15. Сборник статических сведений о Ставропольской губернии.
16. Марков Г.Е. Кочевники Азии М.1976 г. Издательство М.гос. ун-та стр.26
17. Зименев С.Е. Общественный строй казаков 1 пол. XIX в Алма-Ата 1958 г.
18. Живописная Россия. Отечество наша в его земельном историческом, пламенном, экологическом и бытовом значении т.7 г.11 1989 с.84
19. Ф.И.Капельгородский. Караногай, страна кочевников и патри¬архального быта. Рукопись, л 199.
20. Ставропольский инородец. Ставрополь 1918 № 10
21. ГАСК ф.249, оп 61, ед.хр.2022, лл143-144
22. Якобий А.И. Тюрки степей Северного Кавказа, Спб 1901,с.11
23. ПАСК ф.5172 оп.5 еж.хр. 2 л 1408
24. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.21 ед.хр.1022, л.383
25. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.21 ед.хр.10бб, л. 176
26. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.21 ед.хр. 1012 л. 97
27. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.43 ед.хр. 1735, л. 146
28. ЦПA ИМЛ ф.17 оп.43 ед.хр.1733, л 148-149.
29. ГACK Ф.249, 2737 л. 12
30. ГАСК Ф.249, е.2737 л. 13
31. ЦГА РСФСР Ф.296 оп. 2 2 ед.хр.54 л. 10
32. архив Дагобкома ф.I сп.4 ед.хр.118 л.2
33. ЦГА РСФСР Ф.296 оп I . 9. 411 л. 137
34. ЦПA ИМЛ ф.17.ОП.44 ед.хр.288 л.62 об. л.63
35. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. м. 1963 г. Стр. 324
З6. Всесоюзная перепись населения 1939 г.
37. Литературная Россия И.C.Kaпаeв №-46 1989 г.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СТАТЬЯХ:

1. Хозяйство и материальная культура ногайцев в Ачикулакском приставстве в XIX - нач. XX вв. Сборнвк Тувган ерим. 1992 г. Махачкала

2. Вопросы государственного строительства, этно¬культурной и этносоциальной ситуации у ногайцев Ногайской степи, жур. Половедская луна №3 1992 г. п.Адыге-Хабль.

Дополнение к докладу на 2007 год:

Ногайцев по последней переписи в 2002 году в РФ составляет около 100000 человек. Ногайская степь также разделена на три части: Дагестан, Чеченская Республика и Ставропольский край. Общее положение ногайцев стало еще хуже, так из более чем 10 ногайский аулов в Шелковском районе Чечни ногайцев осталось только в а.Сары-Су и то там составляют 50% населения против 90% всего 10 лет назад. Отток ногайского также как и русского населения из Чечни начался в середине 90-х гг. ХХ века.

Основная масса Ногайских переселенцев переехала в Ставропольский край, в районе а.Ямангой Нефтекумского района ими основано кладбище, что является подтверждением того, что даже при благополучных условиях они не вернуться к себе в южную часть Ногайской степи, каковым является Шелковской район Чечни, левый берег р.Терек.

Не лучше этнологическая обстановка у ногайцев в Республике Дагестан, где титульные народы: аварцы и даргинцы составляют уже большинство в Тарумовском и Кизлярском районах Ногайской степи. Этот же процесс увеличений горцев наблюдается и в самом сердце Ногайской степи: в Ногайском районе РД.

Гораздо хуже этнологическая обстановка в Нефтекумском районе Ставропольского края, что является западной частью Ногайской степи. И за отсутствием в руководстве района и края своих кадров процесс заселения горскими этносами идет наиболее интенсивно.

Автор этих строк выступая в 1989 году на II Объединенном съезде ногайского народа высказал предположение, что ногайцы Ногайской степи на нашей памяти могут все оказаться в Треугольнике аулов: Карагас, Орта-Тюбе и Тукуй-Мектеб. Расстояние между ними в среднем 15 км.

Во всех регионах: в Дагестане, Чечне и Ставропольском крае Власти интересуют не судьба ногайского народа, а ее земля. Отсюда огромный отток трудоспособного ногайского населения на заработки: в Москву, Сибирь и другие регионы РФ.

Разобщенный ногайский народ в создавшейся ситуации, когда федеральные и региональные власти заявляют о том, что ногайский вопрос никогда не будет решен территориально. Спасет только демографический взрыв, который давно наблюдается у горских народов. Положительной динамика в росте рождаемости в последние несколько лет наблюдается в ногайском народе. Если на этнической территории Ногайской степи нас всего 50-60 тыс. человек, для начало будет 100-130 тыс. человек, а в перспективе 200 тыс. ногайцев, мы сохраним этническую самобытность, сохраним и Ногайскую степь для своих потомков даже без автономии. Для этого нужна самая малость, вместо 1-2 детей должно быть 3-4 ребенка в каждой ногайской семье.

Обращаясь к делегатам съезда представляющих Тюркский мир, хотелось бы посоветовать прежде чем поддерживать горцев окружающих нас посоветоваться с тюрками живущих среди них, стоит ли это делать, исходя из последних расширить свое жизненное пространство за счет ногайского народа в том числе.

За пределами Российской Федерации огромная диаспора ногайцев живет в Турции, по свидетельству турецких ногайцев они составляют 7% от общего населения Турции, что составляет 4 млн. ногайцев. По свидетельству бывшего кайкамана (губернатора) провинции Кырканаик Мустафы Алтынтас ныне префекта г. Анкара, они владеют ногайским языком, знают о своем происхождении, тайпа(род), ведут образ жизни зеркально отображающий нашу с единственной разницей, что ногайцы в Турции не употребляют спиртного. По словам Мустафы Алтынтас ногаец одно время был даже премьер-министром Турции, несколько ногайцев возглавляют силовые структуры Турецкой Республики.

В постперестроечный период для ногайцев Северного Кавказа хорошей вестью является создания Ногайского района в Карачаево-Черкесии районным центром поселок Эркен-Шахар. Указа Президент КЧР подписал буквально на днях.


Источник: http://www.abai.kz

Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY25 (20 Октября 2011)
Просмотров: 2554
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar