тоньюкукк1961 | Дата: Воскресенье, 16 Октября 2011, 18:35 | Сообщение # 7 |
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Кто такие ногайцы? Мы знаем о них как о подданных темника Ногая, причём по косвенным данным, нет прямых свидетельств тому. Однако, о них говорится как о старинном юрте, возможно, известным ещё до Ногая, потомучто о ногоях упоминается в эпосе Манас, а это IХ век. Изучая историю ногайцев, я заметил некоторые странности в их поведении, например, ни мангыты, ни другие ногайцы не занимали ханских постов, а те кто пытались это сделать считались преступниками и лишались поддержки всего народа. До недавнего времени (130-150лет назад) основная масса ногайцев предпочитала кочевой образ жизни, хотя было ясно, что оседлый более выгодный. Следующая странность: ногайцы охотно шли воевать за Московское княжество, Крымский Юрт, Литовское княжество, Ногайскую орду, Казанское, Асраханское и Сибирское ханства, то есть везде выполняли в сущности одну функцию - воевали. Если взять мангытов, то, в основном, они занимались дворцовыми интригами, командовали войсками, разрабатывали стратегию войны. Даже в Московском княжестве ногайские князья - мангыты продолжали делать своё дело: Пётр (Арслан) Урусов избавил московцев от Лжедмитрия-II, а князь Феликс Юсупов - от Распутина. В Крымском юрте видим то же самое: В 1537 году Бакы-бей убил мятежника Ислам-Гирея, однако здесь его постигла месть бурхана: мангыт Бакы-бей был убит Сахиб-Гирей-ханом,который, сначала осыпал его милостями... Отсюда можно сделать вывод, что ногайское общество как-то встраивалось в древнетюркское общество как военное составляющее.. Какова была его структура? Мы не знаем, но можем догадаться: у Трепавлова В.В. в Истории Ногайской Орды говорится, что по свидетельству ногайских стариков ногайцы пришли из Индии. Внешне они, конечно, не похожи на индийцев, но не будем спешить с выводами, тем более, что я встречал ногайцев очень похожих на классических индийцев. Ещё мы знаем, что родиной ногайцев, как и всех тюрков является Алтай... Что если ногайцы в древности входили в состав древних Ариев, завоевавших Древнюю Индию? Из истории древнего мира нам известны племена нагов в Индии, ещё известно, что символом (тамга) у нагов был змей или дракон (крылатый змей). Если посмотреть на индийское общество, мы видим, что оно делится на варны и касты, причём деление на варны относится только к завоевателям Индии, вот эти варны: 1) Брахманы - из них происходили цари, высшее духовенство 2) Кшатрии - военная составляющая, командующие, правители 3) Вайшьи - земледельцы, ремесленники, строители, торговцы 4) Шудры - слуги, наёмные рабочие (в дальнейшем эта варна разделилась на две касты). Местное население не относится ни к одной варне, а является низшей кастой "неприкасаемых". Конечно сейчас в Индии запрещена дискриминация по кастам и варнам, но нас интересует история. Если такое деление, а лучше сказать структура общества была у пришельцев с севера, значит она там (на севере) была изначально. У какого народа к северу от Индии мы видим подобную структуру? Только у тюрков... Даже названия варн почти совпадают: Брахманы - Бурханы, Кшатрии - жители Шатров (Кыр Шатыр?)... Следовательно, ногайцы как тюрки имели определённую иерархию, но мы не видим среди них ханов, поэтому, наверное, это была самая большая проблема, это то, что порождало конфликты, вражда ханов заставляла враждовать и ногайцев между собой. И ещё, если были у нас все 4 варны, значит были и ремесленники (усталар) и слуги, наёмные рабочие (кул-тайпа). Всё как в Индии... Однако, со временем, это деление исчезло, хотя понятия остались. Но не правильно говорить "как в Индии", правильно говорить, что в Индии как в Древнем Алтае... Вы спросите меня: А причём тут арии и ногайцы? Где свидетельства их взаимоотношений? Есть в ногайском языке слово "арсыз" означает бессовестный, значит "ар" означало совесть, богобоязненность, чистоту помыслов. Слово "ий" на ногайском означает поклон, поклонение. Отсюда получаем "арий" - поклонение святости. Напомню, что арии пришли в Индию примерно в 1500 годах до н э, это были люди другого цвета кожи, то есть не индийского, не тёмного... Возможно, после завоевания Индии, многие арии (тюрки) вернулись в родные степи, а предание осталось... Вот такая история... Хотите верьте - хотите нет...
|
|
| |
тоньюкукк1961 | Дата: Суббота, 02 Марта 2013, 23:58 | Сообщение # 18 |
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Разделение сообщества узбеков на узбеков, казахов и мангыт-ногаев
Статья великого башкирского ученого начала XX в. Ахмета Заки Валиди Тогана о казахах.
Разделение озбяков на узбеков, казахов и мангыт-ногаев происходило в бассейне Волги, хотя проживали они впоследствии в бассейне Сырдарьи.
Сыновья Джучи хана Бату и Берке имели влияние на улус Чагатая; большая часть Трансоксиании (Туркестана) подчинялась Золотой Орде. Хорезм и нижнее течение Сырдарьи, начиная с области города Отрара принадлежали улусу Джучи ещё по первоначальному разделу Монгольской империи. В военной организации улуса Джучи эту область представляли племена под общим названием "Сол кол" - Левая рука; в административном делении она представляла собой Синюю Орду. В период 1358-61, когда дела в Золотой Орде (также известной как Белая Орда - Ak Orda) сильно запутались (великая замятня русской летописи - целая череда узурпаторов, марионеток и самозванцев на ханском троне, большинство из которых кончили очень плохо), беки из племени Кият, командовавшие всеми войсками, отвели племена правого крыла(Сак кол) в Крым, , а племена левого крыла (Сол кол) к Сырдарье.
В это время, поскольку линия Батыя пресеклась, правление перешло, согласно Ясе(монгольскому законодательству со времён Чингис-хана) и закону наследования, потомкам Шибан-хана(его улусом была Западная Сибирь и северный берег Сырдарьи), 5-того сына Джучи.
Многочисленные роды озбяков из современной области Тургай, что близь Белого озера, возвели на трон хана Хызыра, который был потомком Шибана. Во время этого правления на первый план вышли роды Найман, Карлук, Уйгур, Конграт и Буйрук. Однако, власть этого потомка Шибана распространялась лишь на часть конфедерации племён ``Сол кол' и на твердыню ``Тура'' в бассейне реки Тобол в Западной Сибири.
Сырдарьинские роды объединения "Сол кол" возвели на престол Кара-Ногай-хана, сына Су Баса, потомка Тука-Тимура сына Джучи, до этого не участвовавшего в правительственных делах. Судя по всему родами этого региона были племена Ширин, Барын, Кыпчак, Аргын, Алчин, Кытай, Мангыт, и Курлеут, вместе именовавшиеся ``Жеты сан''. Их базами были города Янгикент, Дженд, Барчынлыг-кент, Сауран, Отрар, и, в центре, Сыгнак(все города, что есть на моей карте находятся в нижнем и среднем течении Сырдарьи). Очевидно, что некоторые из этих родов были впоследствии вовлечены в процессы, протекавшие в Трансоксании. В армии Тимура Кыпчаки и Найманы(одно из племён монгольского происхождения) играли важные роли. В период правления сыновей Тимура, узбеки стали весьма могущественными(1427), под руководством хана Барака, потомка Тука-Тимура(Барак был внуком Урус-хана, а того, в свою очередь, одни считают потомком Орда-беки, а другие - потомком Тука-Тимура).
После убийства Барака в 1429, потомки Шибан-хана захватили бассейн Сырдарьи. Соответственно, настоящий центр Джучиева улуса(Белой Орды) переместился в Трансоксанию. В то же время Мангыты, боковая линия потомков Тука-Тимура, обрели серьёзное влияние под руководством бега Едиге, назначенного Тимуром бегом Золотой Орды. К ним присоединились и другие роды, и вместе они стали известны под этим названием - Мангыт по имени своего главного рода, или ещё как Ногаи (вероятно, потому что они возвели на трон Кара-Ногай-хана). Дальше в этой работе они будут именоваться Мангыт-Ногаи.
В начале XVI века узбекский Мухаммед Шейбани-хан и подчиняющиеся ему роды вторглись в Трансоксанию и Хорезм, и расселились там. В это время, западные области современного Казахстана, равно как башкирские земли и область Тура(Тюмень) подчинились Мангыт-Ногаям, став их земельными владениями. Таким образом, мощное Мангыт-Ногайское сообщество утвердилось как противостоящее узбекам. Сыновья Барак-хана, Кирей и Джанибек, подчинялись знаменитому Абуль-Хайру из потомков Шибана. В 1466 году они покинули этого хана и стали казахами, найдя убежище у потомков Чагатая правивших на востоке(которые были ханами в Кашгаре и Семиречье), подчинили себе некоторые роды и с их помощью вернули себе преданность тех родов, которые прежде были их вассалами, но оказались на территории, отошедшей к Шейбанидам. Так, вслед за обществом шейбанидских узбеков, было создано общество казахских узбеков.
Таким образом из единого узбекского общества в течение второй половины XV века возникли 3 могущественные группы Земли, ранее принадлежавшие ханам Голубой Орды и потомкам Тука-Тимура стало территориальным владением ханов Шейбанидов. А земли Шейбанидов достались ногайским бегам. Казахи же получили немного оттуда и немного отсюда плюс ещё кое-что из чагатайских владений.
В течение середины XVI века Мангыт-Ногайские беги пребывали в Сары Арка и Улытау', т.е. в центральной части современного Казахстана ; но постепенно увлеклись делами к западу от Волги и даже на берегах Азова; и постепенно откочевали в западном направлении Земли, бывшие недавно предметом всеобщего спора(нижнее течение Сырдарьи, область Сарыарки), опустели. В следствие чего, их заняли казахские ханы, жившие прежде в Таласе и на берегах реки Чу. Во второй половине XVII века Ногаи, а в первой половине XVIII века и Калмыки, пришли в упадок, и казахские ханы остались единственными правителями степей к востоку от реки Урал. Ногаи переселились в Крым и на Северный Кавказ.
Казахские ханы, после отделения от Шейбанидских узбеков стали называть соседние с ними казахские племена казахскими узбеками. В историческом труде Хайдар Мирзы Дуглата, они тоже определяются казахи.
Слово казах и понятие казах. Сперва словом казах назывались исключительно правители ; позднее, это название применялось к племенам, вассально зависимым от них или на государственные образования, создаваемые ими. До этого времени название казах не относилось даже к племенной конфедерации, а только к самой госструктуре. Вообще-то термин казах был определением человека, который покинул (был изгнан) своим родом/семьей вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени, ожидая счастливой перемены в своей судьбе, зависевшей от политических факторов, а потом возвращались и становились правителями, часто это были юноши, которых намеренно (в воспитательных целях) отделяли от племени, чтобы они обрели навыки выживания, а кое-кто покидал родные места с целью заняться разбоем.
Под влиянием тюрок, обычай посылать сыновей в одиночку с оружием был воспринят и русскими, что отмечено в мусульманских источниках и называется тюркским словом казак сейчас как и прежде. Политический изгнанник, ставший казахом, терял это звание, как только обретал собственную землю, в результате захвата её, или присоединившись к другой политической фигуре, и тем узаконив своё положение. Позднее он обычно вспоминал период своего казачества как дни молодости, когда он учился действовать самостоятельно и переносить трудности (как например вспоминал об этом Тимур, и его сыновья Абу Саид мырза, Хусейн Байкара, Бабур, а из узбеков Шейбани-хан и его последователи). Т.е. человек мог быть(и называться) казахом лишь в определённый период(несколько лет) своей жизни. И в этом смысле термин казах противопоставляется твердому социальному статусу человека. Касым-хан и его сын Хакназар, потомки Джанибека и Гирея, которые стали казахами в самом конце XV века, рассматривали своё положение как временное. К концу XVI века (1599) казахские правители покинули область реки Чу под натиском калмыков с северо-востока, и нашли убежище в твердынях Ташкента и его окрестностях. Вплоть до 1723 и очередной перекочевки калмыков, они селились в этих областях и пытались приобщить свои степные племена к оседлому сельскому хозяйству. Следуя этой политике, они ввели официальный флаг своего государства, создали некое подобие административного аппарата и попытались создать государственный строй, сгруппировав свои войска по сотням "Жуз'' и тысячам "Мын''. Орда – ставка хана была разделена на 3 жуза : Старший Жуз, Средний Жуз и Младший Жуз. Среди узбеков, термины хан и калгай использовались для различия правителей первой и второй очереди наследования; у ногаев подобного рода ранги определялись терминами бег, нурадин и кейкубад. http://my.mail.ru/community/hun-tatar/3066F4FAE9C5511F.html#comment_4CCC2417A4AB58BE
Хорошая статья. кроме спорного утверждения: //Под влиянием тюрок, обычай посылать сыновей в одиночку с оружием был воспринят и русскими, что отмечено в мусульманских источниках и называется тюркским словом казак сейчас как и прежде.// со всем остальным согласен на все 100 процентов, думаю, что так и было. Разве что ещё с утверждением. что Кара Ногай хан, был первым правителем ногайцев етисанцев ещё можно поспорить, потому что у нас караногайцы живут отдельно от ногайцев етисанцев
Сообщение отредактировал тоньюкукк1961 - Воскресенье, 03 Марта 2013, 00:01 |
|
| |
тоньюкукк1961 | Дата: Понедельник, 10 Марта 2014, 23:02 | Сообщение # 20 |
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Глухов М. С.Ногай, ногаи и ногайцы. Это межэтническое сословие, некогда довольно многочисленное и, пожалуй, самое энергичное в тюркском мире, оставило свой знак не только в названии города Казани. Казы-ногаи основали Астрахань (первоначально — Казы-Тархан), украинский ныне город Черкассы (при закладке — Казбет). Первостроителями Старочеркасска (после раздоров на Дону, ставшей столицей донских казаков (теперь большая станица), также являлись черкасы, а при основании это поселение называлось Ахас, или Акас. Ногайскими крепостями прежде были Аккерман (ныне Белгород-на-Днестре), Каракерман (ныне Очаков)... Азовское море, по берегам которого жили ногайцы, они называли по-своему Азак-дингез, или просто Азау (в свое время был даже ногайский поэт-рыцарь Досмамбет, который с открытой гордостью называл себя Азаулы, т. е. Азовским). Они же дали новое название Тавриде — Крым...Эти и другие «очевидные невероятности» будут раскрыты нами ниже по ходу изложения. Но уже сейчас необходимо дать пояснение вводимому нами в научный оборот понятию «межэтническое сословие». Здесь мы подразумеваем н о г а е в, и очень хотелось бы, чтобы читатели обратили внимание на это. Ибо в литературе наблюдается отождествление термина «ногаи» с этнонимом «ногайцы», из-за чего возникают многие недоразумения.Насколько мне известно, до сих пор никто из исследователей татаро-ногайской проблематики как-то не обращал внимания на весьма существенное различие между этими двумя словами. К сожалению, большой грех и за мной: в книге «Судьба гвардейцев Сеюмбеки», где много говорится о ногаях и ногайцах, я тоже, видимо, не смог четко разграничить эти понятия. Тогда, правда, и цели были другие. Для исправления этого досадного упущения я позволю себе остановиться на следующих моментах.Считается, что этноним «ногайцы» появился в годы возникновения Большой Ногайской Орды*1 как самостоятельного государства (середина ХV в). С этим можно согласиться, тем более первое упоминание о них в письменных источниках относится именно к началу XVI века*2. Кроме того, восточные авторы того времени, например, Джаннаби (ум. 1590 г.) считали «главой поколения ногайцев» Идегея*3.Но вот специалисты по народоведению до сих пор утверждают, что этноним этот происходит от имени Ногая — влиятельнейшего человека во всей Евразии второй половины XIII века. Так склонен был думать еще Н. М. Карамзин. Но его «Историю государства Российского» специалисты все же относили и относят к сфере беллетристики. В отечественной исторической же литературе, если не ошибаюсь, такое мнение утвердилось, пожалуй, после публикации Н. А. Фирсова «Положение инородцев в северо-восточной России в Московском государстве» (Казань, 1866). На с. 19 своей работы он прямо утверждал: «Название «ногаи» — от имени их предводителя Ногая» (ум. 1300 г.).Однако это мнение еще в 1877 году вызвало достаточно обоснованное сомнение со стороны профессора Новороссийского (г. Одесса) университета Г. И. Перетятковича, который, опираясь на собственные наблюдения и опросы, писал: «... У башкирцев сохранилось предание, будто они некогда со своими соплеменниками — ногайцами составляли один народ под именем ногаев. Кроме того, у самих ногайцев до сих пор существует предание о своем отечестве — Великой Татарии, о своем родоначальнике — У з б е к е (разбивка моя — М. Г.), о том хане, под предводительством которого они двинулись к Волге» (Поволжье в ХV и ХVI веках. — СПб., 1877, с. 124).Как видим, не все в этом вопросе так просто и ясно. Но однажды произведенное Фирсовым отождествление термина «ногаи» и этнонима «ногайцы» было принято большинством историков. Во всяком случае, я не встречал в специальной литературе никого, кроме Перетятковича, кто усомнился бы в правомерности такого отождествления.Проблема усложняется тем, что против фирсовской точки зрения не возражают современные исследователи этногенеза ногайского народа И. Х. Калмыков, Р. Х. Керейтов и А. И. Сикалиев. Поскольку они сами ногайцы и авторы основного академического труда об этом народе (см.: Ногайцы. — Черкесск, 1988), интересующий меня вопрос, вроде бы, уже должен был снят с повестки дня. Но представьте себе, хотя и уважаемый мной академик М. А. Усманов подтверждает всю ту же фирсовскую гипотезу: «Ногаи — тюркоязычная народность, относящаяся к кыпчакской группе, сложившаяся в ХIV—ХV вв. в результате смешения различных тюркских племен (половцев и преимущественно мангытов и кунгратов) на южной части Орды, на территории бывшего владения темника Ногая, к имени которого и восходит данный этноним» (Комментарий 639 к кн.: Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. — М., 1988, с. 342), с таким завершением своих изысканий в этой области, соглашаться не хотелось бы.
Добавлено (10.03.2014, 22:51) --------------------------------------------- 2.Однажды, в ходе подготовки книги «Tatarica. Энциклопедия» (1997), я встретился у себя на дому с большим знатоком ногайского фольклора и истории З. А. Саитовым из поселка Терекли-Мектеб, что в Дагестане, который почти убедил меня в том, что они, ногайцы, под своим нынешним этническим названием существовали еще до татаро-монгольского нашествия. И у Саитова были свои, довольно-таки убедительные доводы.Он утверждал, например, что ногайцы в сущности — половцы. Говорил, что они, т. е. ногайцы, как и другие народы, сопротивлялись завоевателям и никак не хотели ассимилироваться с татаро-монголами. Возражений не могло быть. Он считал, что ногайцы к моменту татаро-монгольского завоевания уже не были абсолютно все скотоводами-кочевниками, а в значительной части уже вели оседлый образ жизни и занимались земледелием и т. д. и т. п. Но пришло время задать один вопрос:— Значит, Вы никак не связываете этноним «ногаец» с именем Ногая?— Почему же... Ногай как личность — довольно известная в истории фигура,— смутился мой собеседник. — Возможно, он покорил и... Но мы — прямые потомки половецких племен!Я, понимая его, постарался смягчить постановку вопроса:— Да, конечно, половцы — это обобщенное название тюркских племен, живших на просторах Северного Кавказа, в низовьях Волги и Дона задолго до нашествия татаро-монгол. Это название летописное, данное со стороны. Среди половцев могли быть куманы, кипчаки, ногайцы или еще какие-то племена. В то же время ни вы, ни я, ни кто-либо другой не может утверждать, что этноним «ногаец» существовал задолго до татаро-монгольского завоевания и является изначально природным самоназванием народа. Тем более, в исторических источниках нет на это никаких указаний. Стало быть...Саитов молчал. Чувствовалось: я ничем не переубеждаю его, разве что только смущаю человека. И мне и самому стало неловко. Хотел сразу загладить обоюдное смущение, а чем и как?..Но визит самобытного ученого из Дагестана совсем неожиданно внес существенные коррективы в порядок моих мыслей, хотя все-таки не сбил с взятого мной курса рассуждений. Да, он читал мою «Судьбу гвардейцев Сеюмбеки», принял ее хорошо, а вот как считал казанских татар за прямых наследников Золотой Орды, так и считает. Большого родства с ними ногайцев не видит до сих пор. А я в своей книге, не отрицая прямую связь казанцев с ордынцами, пытался искать родство и с современными ногайцами — потомками половцев. Выходит, зря старался...Все, довольно,— сказали бы после этого все нормальные люди. Однако читатели, должно быть, не забыли о том, что я — сам ногайбек, и, стало быть,— «вовсе не смотрю на других князей». Но есть Бог, который над нами. По Его подсказке, очевидно, я в свое время обратил внимание на появившееся в печати, правда, весьма робкое и непоследовательное, замечание М. Гайнутдинова (см: Крестовый поход с Востока. — «Идель», 1991, № 8-9), которое мне теперь, после встречи с Саитовым, хотелось бы несколько расширить и прокомментировать.Так вот: Гайнутдинов тоже сомневался в том, что название ногайского народа идет от имени темника Ногая. В своей публикации он делает весьма уместное предостережение насчет того, что связывать этноним «ногайцы» «напрямую только с именем Ногая (как зачинателя движения) и его улуса было бы сильным упрощением» (Указ. работа, с. 77). Под «движением» М. Гайнутдинов имел в виду появление отдельных общностей людей, «которые, официально не выйдя из состава Золотой Орды, перестали подчиняться центру и встали на путь независимости» (Там же). В то же время автор статьи считал, что инициатором движения народов Золотой Орды за независимость был Ногай, а участников этого движения «стали называть ногайцами» (Там же).На характеристике Ногая как исторической личности мы еще остановимся, здесь же ограничимся простым несогласием с Гайнутдиновым насчет того, что со второй половины XIII века начинается какое-то «движение народов за независимость», хотя сам факт наличия сепаратизма в улусах Золотой Орды отрицать не возможно. Да и вы, дорогие читатели, наверное, не станете причислять Ногая к когорте революционеров и инициаторов национально-освободительного движения. Мы ведь знаем, что не только Ногай, но и Александр Македонский был великим полководцем, и все же «стульев не ломал».Нас пока волнует другое: откуда все-таки появился этноним «ногайцы»? Вот и Р. Х. Керейтов — один из авторов уже упомянутой книги «Ногайцы» после ее выхода начал сомневаться. «По мнению многих ученых,— пишет он в «Половецкой луне» (№ 1, 1992, с. 24—25),— название Ногайской Орде дано по имени хана Ногая. Но это вызывает споры. И, наверное, они правомерны». Чувствуете? Стало теплее...
3.В самом деле, Ногайская Орда как государственное образование возникла в конце ХIV — начале ХV вв. Создавалась она напряженной деятельностью не менее великого темника, чем Ногай, темника из мангытов Идегея. Вот и спрашивается: кто уже помнил умершего почти 100 лет назад Ногая и почему орда не взяла себе название по имени еще живого тогда лидера — Идегея? Ведь Идегей — гордость ногайского и татарского народов и теперь. О нем сложился народный эпос, от него берут начало все известные в истории ногайские беклярибеки. Почему бы им не взять в качестве самоназвания этноним «идегейцы»? Звучало бы не менее эффектно.Специалисты по народоведению разработали критерии для классификации происхождения различных этнонимов. Так, в советском атласе народов мира выделялись 1600 названий. Сейчас с уверенностью можно утверждать: бытует их гораздо больше, т. к. мелкие народности в атласе не находили отражения, а у некоторых народов существует по нескольку этнонимов. Уже в ходе демократических преобразований в России вновь заявили о себе как народностях нагайбаки, бесермены, себеры и др. И все имеющиеся этнонимы по способу и времени образования специалистами подразделяются на три разряда.Первый. Древнейшие этнонимы, образованные, как правило, от названий местности плюс слово «люди» на том или ином родоплеменном языке. К ним можно отнести этнонимы, связанные с развитием самосознания и началом обособления различных племенных групп. В них чаще всего выражается идея деления людей на «своих» и «чужих».Ко второму разряду можно условно отнести этнонимы, образованные по хозяйственно-культурным типам образа жизни, а также связанные с социально-экономическим положением различных групп людей. К этому разряду относятся, например, названия, отражающие основные занятия населения, основу его существования и условия проживания.Третий разряд. Это — этнонимы «манифестационного характера, возникающие в основном в зрелый феодальный период». К таковым до последнего времени относили «узбеков» — якобы по имени золотоордынского хана Узбека, «ногайцев» — будто бы от темника Ногая. И, пожалуй, все. Считалось, что перенесение имени феодала или династии на народ характерно временам военной демократии. Или они превращались в самоназвание «вследствие сознательного выбора и получали распространение в результате политического выбора».О каком «сознательном политическом выборе» можно вести речь применительно, скажем, к узбекам или ногаям ХIV—ХV веков, когда никаких средств массовой информации и в помине не было. Отсутствие политической культуры — это беда даже наших дней.
Добавлено (10.03.2014, 22:53) --------------------------------------------- 4.Ведь очевидно же: золотоордынский хан Узбек (время правления 1312—1342 гг.) из Сарая не давал никакого повода для переименования среднеазиатских сартов в узбеков, а «своего» более авторитетного Узбека в Самарканде никогда не было. Кроме того, я склонен думать, что и сараевский хан был узбеком только по социальному положению и, скорее всего, «узбек» — это один из титулов хана, ибо настоящее его имя — Гиазетдин, а полное — Гиазетдин-Султан Мухаммед-Узбек.То же самое можно сказать и относительно происхождения этнонима «ногайцы». Ведь темник, известный по литературе как Ногай-эмир, имел еще и свое природное имя — Акказ (по другим источникам — Оккас или Ваккас), а по церковным записям как христианин он значился под именем Иесу*4.Следовательно, и в данном случае мы вправе утверждать, что нарицательное «ногай» (некоторые авторы по орфоэпическому признаку соотносят это слово с монгольским обозначением собаки, другие — с древне-тюркским «зелень») закрепилось за темником Иесу опять-таки из-за его реального социального происхождения. Думается, никто не будет оспаривать того широко известного факта, что темник в молодости своей был ногером Сартака, а затем и самого могущественного хана Берке. Ногер (вост. огласовка: нокер, нукер) — это дружинник. Формировались же все ханские дружины на ранних стадиях развития Джучиева улуса*5 по давней традиции исключительно из нойонов-кераитов (по юго-западной огласовке — гераитов).Нойонами в монгольском обществе называли представителей высшей аристократии из второстепенных племен. И со времен Чингисхана нойон — это наследственный титул военачальников и улусных князей*6. С разрастанием монгольской империи, когда население ее западных и северо-западных улусов состояло уже в основном из тюрок, нойонами становились и представители других тюркских племен. А кераитов же (этноним до последнего времени сохранялся как родоплеменное название среди башкир, казахов, кара-калпаков и ногайцев в формах керей — кирей, герей — гирей и др.) с началом завоевательных походов Чингисхана отождествляли обычно с татарами*7. Между тем следует помнить, что и отец Ногая по имени Татар, и его дед Бувал были прямыми потомками Чингисхана. Исходя из этого, Ногай имел естественное право занимать ханский трон в Золотой Орде. Но не занимал. Потому, что еще и до Бувала, который сам был седьмым сыном Джучи, очередь престолонаследия просто не доходила. Кроме того, видимо, в правовых установках «чингисовой ясы» были какие-то примечания и исключения, о которых мы не знаем. Знаем только, что Акказ Татаринов с юных лет был приписан ногером к хану Батыю, но уже при нем находился на особом положении бахатур-нойона, в европейских походах конца 1230-х годов командовал левым крылом войск. Исследователи к этому довольно интересному случаю специально еще не обращались. И сделать некоторые логические предположения в соответствующем месте наших дальнейших рассуждений, думается, будет уместным.Официально нареченные имена в средневековом полуязыческом обществе, очевидно, не были очень популярными. Что же касается высокопоставленных лиц, то при обращении к ним их никогда и не называли по имени. Темуджин, например, оставался Темуджином разве только для своей матери, а для всех остальных он был Чингисханом. Так и Гиазетдин, начавший строить в Золотой Орде мечети, для окружающих мог быть только «высокочтимым Узбек-ханом».Такой обычай имел самое широкое распространение. В обыденной жизни тюркских народов даже сейчас старших по возрасту или положению людей почти никогда не называют по имени не только при обращении, но даже при упоминании его в третьем лице. Обычно употребляются при этом такие термины, как ходжа, хуҗя, үзе, ага, бий, бэк и др. А ведь эти термины ни что иное, как утратившие ныне социальную значимость титулы. Бывают даже случаи, когда говорящий не знает нареченного имени человека, к которому обращается или о ком говорит, хотя вроде бы уже давно с ним знакомы. Для него он просто «хуҗя» или «ага», и только. И эти жизненные наблюдения тоже о чем-то говорят...Хотя мы четко представляем, что титул передается наследственно, а звание присваивается только определенному лицу, в силу его общественного положения, образования и личных заслуг, один и тот же термин мог нести разную смысловую нагрузку. Иногда это зависело даже от того, как, в каком порядке применялся сам термин: без имени собственного, перед именем или после него. Например, в золотоордынском обществе были и такие титулы-звания, как: батыр-нойон, мерген-нойон, бильге-нойон. Так называли немногих людей, и они определяли характер заслуг этих людей. В данном случае это: батыр из батыров, самый меткий стрелок, аристократ ума (мудрец). Понятно, что эти отличительные признаки человека не передавались по наследству. А сын нойона-кераита (а позже и не обязательно кераита) наследственно становился ногером (нокером, нукером, ногаем, нугаем и т. п.)«Но и из этого в Азии наблюдается много исключений, — пишет об этом М. Д. Каратеев, — ибо названия наследственных титулов в известных случаях применяются также и в качестве персональных званий, и наоборот, иногда звание передается по наследству, превращаясь, таким образом, в титул. Кроме того, некоторые титулы меняют свое значение в зависимости от того, в какой форме они связаны с собственным именем носителя» (Указ. работа, с. 243). Можно бы добавить к сказанному, что титулы и звания подчас вытесняют и сами имена собственные...
5.Значение слова «узбек» кажется достаточно прозрачным уже в первом приближении, однако, это далеко не так. Историческая наука вплоть до начала ХХ века не знала такого народа. Нынешние узбеки, относимые по языку к тюркскому миру, как отмечалось, еще совсем недавно назывались сартами. Ясно одно: слово это состоит из двух частей — бек (варианты: бей — бий, бай — бой) — родоплеменной князь, хозяин, человек аристократического происхождения, а «уз», видимо, некогда усеченный, восходит к тюркскому слову «узень» — низкий берег реки, впадина, низменность. Вспомним хотя бы реки Большой и Малый Узени в Прикаспийской низменности, пересыхающий каждое лето Узбой и город Узген (Узгенд), расположенный в том же регионе. В былые времена там кочевала часть сартов, которых и называли иногда «кочевыми узбеками».Возможно, некоторое отношение к появлению этнонима «узбек» имеют и слова усунь (название одного из древнейших народов Центральной Азии), уйсун (племя, принявшее самое активное участие в формировании современных ногайцев), уйсу (тат. — низина, впадина) и даже уздень — в золотоордынском прошлом сословная категория у некоторых горских народов Серного Кавказа.Немалый интерес в контексте со сказанным представляет отношение узбеков к этнической истории татар. В письменных источниках зафиксирован факт проживания в конце XIV века каких-то «узбекских храбрецов» в степях между Доном и Днепром. Последняя река называлась тогда по-тюркски Узи, а «узбекские храбрецы»— это, по-видимому, люди, подвластные татарскому царевичу Куюрчак-оглану, примкнувшему к небезызвестному «потрясателю мира» Тамерлану (Тимуру) во время его карательной экспедиции против золотоордынского хана Тохтамыша*8.В приднепровском улусе Куюрчак-оглана, вероятно, жили тогда и остатки т. н. «аккасовых татар». В источнике «узбекские храбрецы» определены как воины-татары, в 1370-х годах оказавшиеся в армии Тимура вместе с их предводителем Идегеем. Но воины Идегея, как мы знаем, — это часть тех «аккасовых татар», которые после ухода с исторической сцены эмира Аккаса Татаринова были переселены ханом Тохтой за Волгу.Более четко судьба этих «узбеков» вырисовывается в связи деятельностью татарского царевича Абульхаира (ок. 1412-69) — правителя улуса северо-западного крыла Синей Орды, в начале 1430-х годов с помощью местной знати и ногайских мурз, захватившего власть в Сибирском ханстве. При описании похода Абульхаира на Хорезм (1431) современники называют его «царем узбекским», а по отношению к подданным «царя» употребляют словосочетания «войско узбеков», «народ и улус узбекский» (Тизенгаузен В. Г. Указ. работа, с. 171, 176). В самой же Средней Азии под узбеками подразумевали кочевое население восточной части Золотой Орды, в состав которого входили кипчаки, мангиты, каракалпаки, найманы, канглы, дулаты, кераиты (кереи), алчины и др. тюркские племена.Узбекский союз Абульхаира, представлявший собой, по словам Хафиза аль-Ташкенди, военно-политическое объединение «различных народов и племен» к середине 1440-х годов занимал обширную территорию от восточных склонов Алатау до устья Сыр-Дарьи (Тизенгаузен В. Г. Указ. работа, с. 198). Понятно, что такой союз не мог быть особенно прочным, а сам Абульхаир нажил достаточно врагов, и после его смерти «в улусе узбекском начались междоусобия, всякий, кто только мог, уходил, ища безопасности к Гирей-султану и Джанибек-султану. Вследствие этого, последние значительно усилились. Так как сперва они сами, а потом большая часть собравшихся около них людей (ок. двухсот тысяч — М. Г.), одно время были беглецами, ушедшими от своих и скитавшимися без приюта, то их называли узбеками-казаками»*9(Вельяминов-Зернов В. В. Указ. работа, ч. II, с. 152).Но,— что особенно интересно в контексте изложения темы,— в среде довольно значительной части населения той же территории, подконтрольной Абульхаиру, еще при его жизни возникла идея возродить былую «мощь Мангитского юрта времен Идегея» (см.: Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск, 1960, с. 226-269). После гибели героя этот юрт начал постепенно хиреть, но еще при силе были прямые наследники Идегея. Его сын — Нуратдин, чтобы «обосновать» претензии на ведущие роли в узбекском союзе, разработал свою версию генеалогии отца, являющегося якобы потомком известного среднеазиатского богослова Ходжи-Ахмета Ясави, который в свою очередь будто бы приходился родственником самого пророка Мухаммеда.Конкретные шаги к обособлению Мангитского юрта в узбекском союзе племен предпринял внук Идегея — Ваккас (Аккас), бывший старшим эмиром у Абульхаира. В 1447 году на курултае представителей Мангитского юрта с участием именитых мурз других племен он был официально провозглашен беклярибеком Ногайским. Понятно, слабеющий Абульхаир не мог простить такого сепаратизма. Через некоторое время Ваккас был убит, но место беклярибека при поддержке племенных вождей очень скоро занял его брат Аббас, который проявил твердую решимость отстоять независимость своих соплеменников и примкнувших к мангитам части кипчаков, найманов, кунгратов, минов, кераитов и других племен.Заметив, что Ногайскую орду образовали практически родовые кланы одних и тех же племен, частью вошедших позднее в Казахский султанат, скажем: остальное население развалившегося окончательно узбекского союза разбрелось по кишлакам и городам Средней Азии, но не исчезло бесследно. И что удивительно — этническое название «узбек» всплыло почти триста лет спустя и стало закрепляться за одним из наиболее крупных народов Средней Азии только к началу ХХ века, т. е. более чем через 600 лет после смерти Гиазетдина Узбек-хана!
Добавлено (10.03.2014, 22:54) --------------------------------------------- Стоит ли говорить о том, что этот новый этноним никакого отношения к имени золотоордынского хана, кстати, при своем рождении — крещеного, не имеет. Известно, родители Узбека и его знаменитый дед Менгу Темир-хан были христианами, да и сам он женился на дочери византийского императора Андроника Младшего. И этот факт сам по себе говорит о том, что имя, или один из титулов золотоордынского хана, не могли стать самоназванием современного мусульманского народа.Сказанное об узбеках вполне согласуется с научными критериями образования этнонимов и, думается, принципиально применимо и к этнониму «ногайбек»— так называется одна из этнографических групп крещеных татар.Логично предположить также, что получившему при хане Берке (Беркае) высшее воинское звание темника Аккасу уже не пристало носить такое «простое» природное имя. Надо полагать, он не мог кичиться перед ханом, ставшим неожиданно для всех поклонником ислама, и своим христианским именем Иесу, хотя оно было знакомо и весьма почитаемо среди грамотных мусульман (по-Корану, Иса — Иосиф). Но в памяти народной оно не закрепилось за легендарным темником Аккасом. И, вполне очевидно, еще вот почему.К высокому положению в Золотой Орде более подходило титульное прозвище Аккаса — Ногай, восходящее, как мы уже знаем, к сословному термину «ногер». Вместе с тем в исторической литературе можно встретить термин «аккасовы татары», например, в работах уже упомянутого нами И. Г. Перетятковича, но никогда не встретишь, казалось бы, равнозначный ему — «ногаевы татары». В первом случае речь идет о людях Аккаса, его ногерах — это понятно. И так их называли только люди со стороны и некоторые историки прошлого. А «ногаевых татар» как-будто вовсе не существовало, хотя в истории они имели место. Как же так?Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать: во-первых, общественную психологию ногера; во-вторых, закономерности образования названий различных групп ногайских татар. Я не оговорился: именно «ногайских татар», а не «ногаевых», потому что первые — это суть ногеры, а вторые могли быть кем угодно. И это не мое нововведение. Термин «ногайские татары» часто употребляется, например, в названной работе Н. И. Веселовского.Ногаи (в сословном, а не этническом понимании этого слова) как «люди длинной воли» (это выражение позаимствовано мной у Л. Н. Гумилева) никогда не боготворили смертных, хотя и глубоко чтили своих предков. Они, как отмечалось, «вовсе не смотрели на князя», ибо каждый из них сам себе был и князем, и судьей. Старший по чину для него, пусть даже будет сам темник Аккас, только тогда старший, когда ведет в поход. Ногай в походе для ногеров был авторитетом, а в мирное время он для них — просто ногай или ногер, каковым было его окружение. В этом суть межличностных отношений в военно-демократическом обществе. Эти традиции будут восприняты потом в казачьей вольнице. Так могли ли такие люди называть себя «ногайцами»? Ни за что! Аккасовцами, если хотите, в определенный отрезок времени могли. В том смысле, что они люди (ногеры) из дружины или отряда Аккаса (Аккас кешеляре). Именно так, и никак по-другому.Если современный этноним «ногайцы» в том значении, в каком он понимается русскими, перевести на ногайский или татарский язык, то это звучало бы буквально так: «ногайшылар» или «ногайчылар». Но самоназвание современных (именно современных, потому что в былые времена они самоопределялись только как мангиты, найманы и т. д.) ногайцев — ногайлар. Так же зовут их татары и другие родственные народы. Что касается термина «ногайские татары» (по-тюркски: ногайлы татарлар — так часто называют татар Нижнего Поволжья), то он и сейчас в ходу. «Ногайлинскими» (ногайскими) называют всех татар, в т. ч. и ногайцев, алтайские тюрки.И вот самое главное. В те годы, когда какая-то часть золотоордынского населения начала осознавать себя «ногайцами» в этническом понимании этого слова, она, эта часть, уже исповедовала мусульманскую религию. А Ногай (он же — Акказ, Ваккас, Оккас; он же — Иесу), как мы помним, был христианином. Стоит ли комментировать этот чрезвычайно важный момент?Да, Л. Н. Гумилев и некоторые другие считали Ногая «скрытым мусульманином». Но откуда это взято? Вопрос не праздный, и ответить на него следовало бы. Тем более: не доверять сказанному великим Гумилевым у меня нет никаких оснований. Вполне возможно, что он видел какие-то бумаги, касающиеся устойчивости веры Ногая (скажем, доносы соглядатаев на имя римского папы или константинопольского патриарха), но я не берусь искать такие «документы». Поскольку скрытые убеждения человека никакими документами доказать невозможно (чужая душа — потемки), я буду исходить из нижеследующих соображений.
6.Год и место рождения Ногая не установлены. Хронологические рамки его жизни — 1256-1299 гг., определенные М. Гайнутдиновым («Идель», 1991, № 8-9, с. 73) не могут соответствовать действительности. Ведь известно, что он уже при Батые (ум. 1255 г.) имел свой улус между Доном и Днепром, а во время царствования хана Беркая (ум. 1266 г.) становится и полновластным хозяином не только Крыма, но и всего северного и северо-западного Причерноморья. Исходя из этих фактов, но главное — опираясь на сведения о том, что Ногай участвовал в смотре войск Батыя на Дунае еще в 1241 году («Мирас»,1996, № 3, с. 96), с определенной степенью точности можно сказать, что он родился примерно в начале 20-х годов ХIII века. Возможно, несколько раньше, поскольку во многих источниках подчеркивается его преклонный возраст накануне смерти (28 сентября 1299 года). Его отец по имени Татар (так по родословным записям) пришел в христианский Крым в авангарде войск Субедея после знаменитого сражения на Калке (1223 г.). Сам Татар по вере, пожалуй, был несторианином*10.Акказ (в различных источниках — Аккас, Оккас, Ваккас), будучи сыном Татара-несторианина, как мы уже знаем, принадлежал к высшей аристократии (нойонству) из кераитов. «Племена кераитов были одними из культурных племен в пределах Монголии» (Гордеев А. А. История казаков. Часть 1. — М., 1992, с. 55). С давних пор владели письменностью, основанной на древне-уйгурской графике. И с самого момента возвышения Темуджина (Чингисхана) занимали привилегированное положение во всех улусах Великой империи. Мало того, приход к власти самого Темуджина также во многом определялся его близостью к кераитам. Мать его была кераиткой, а отец андой (побратимом) главы могущественного тогда союза кераитских племен Ван-хана*11.Чтобы сохранить свое выгодное положение в обществе, нойоны из кераитов из поколения в поколение давали детям должное образование и воспитание. Поэтому вполне понятно, что и наш Акказ-ногай получил от родителей все, чтобы не затеряться в жизни.Помните, характеризуя Ногая как «зачинателя движения за независимость», М. Гайнутдинов не довел это определение до логического конца? Так вот в той же статье «Крестовый поход с Востока» он вводит в научный оборот термин «ногайство», очевидно, понимая под этим некое «движение». Между тем ногайство — это весь комплекс образа жизни степных аристократов, сердцевиной которого были традиции.Еще сам Чингисхан придавал большое значение преданиям рода и завещал своим наследникам бережно хранить эти традиции, идущие от кераитов. Персидский историк Рашид-ад-дин, служивший в 1240-1257 гг. летописцем монгольского императорского двора, отмечал: «Обычай монголов таков, что они хранят родословие предков и учат и наставляют в (знании) родословия каждого появляющегося на свет ребенка... Каждому народившемуся дитяти отец и мать объясняют предания о роде (кабилэ) и родословной» (Сборник летописей. Том 1, кн. 2. — М. -Л., 1952, с. 13 и 29).При организации своего государства Чингисхан широко использовал издавна существовавший среди кераитов «институт нукерства для того, чтобы сорганизовать правильную систему вассалитета, обязанного военной службой» (Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. — Л., 1934, с. 104). После восшествия на престол он сразу же распорядился увеличить свою личную гвардию до 10 тысяч человек. Лицам, выбранным в состав гвардии, вменялось прибыть в ставку хана со своими доспехами и лошадьми. Подразделения гвардии комплектовались преимущественно сыновьями нойонов-темников, тысячников и сотников, а также некоторыми способными, смекалистыми и «крепкого телосложения» людьми из свободных аратов (Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Том 1. — М. -Л., 1941, с. 168).Сотники, тысячники и темники назначались, а позже — выбирались из владетельных феодалов, имевших определенное количество земли и зависимых людей, обладавших также практическим военным опытом,— первоначально преимущественно из кераитов. Поскольку звания сотника, тысячника и темника были наследственными, а носящие их получали общий титул «нойон», то и весь институт нукерства (ногерства) оказывается в руках кераитов (см.: Владимирцов Б. Я. Указ. работа, с. 104).Из сказанного следует: темник Акказ, более известный под своим титульным именем Ногай, никогда не был и не мог быть «зачинателем движения» подвластных ему различных родоплеменных объединений и этнических групп. Будучи наследственным нойоном из кераитов, прямым потомком Чингисхана, он хорошо знал и помнил наказ своего великого предка «всегда беречь как память о нем десятитысячный корпус его кешкетинов» (Козин С. А. Указ. работа, с. 173) и гордился своим положением. Стыдиться своей принадлежности к христианскому миру Ногаю не было никаких причин.
Добавлено (10.03.2014, 22:57) --------------------------------------------- 7.Женился он на высокопоставленной особе — дочери византийского императора Михаила Палеолога Ефросинье, которая как известно, отличалась религиозной ортодоксальностью и в супружестве веры своей не меняла. Правда, есть сведения, что Ефросинья стала женой не Ногая, а золотоордынского хана Тулабуги (царст. 1287-1290 гг.). Это по «Родословию монгольских и татарских ханов», данному в качестве приложения к книге В. В. Вельяминова-Зернова «Исследование о Касимовских царях и царевичах» в двух частях (СПб., 1863-64). Там же указано, что жену Ногая звали Ириной, которая тоже была дочерью императора Михаила Палеолога. Кому дать предпочтенье, Ефросинье или Ирине, читатель пусть решит сам, я же склонен верить историку Михаила Палеолога — Пакамеру (1242-1308).Ведь наибольшего могущества и славы Ногай достигает в начале 70-х годов ХIII в., когда, укрепив на золотоордынском троне своего выдвиженца — христианина Менку Темира (Минтемира), сам устремляется на запад и юго-запад, к стенам Константинополя. Именно в это время, пишет Пакамер, византийский император предлагает «баловню судьбы»— Ногаю в жены свою дочь Ефросинью и тем спасает столицу от разгрома «валахами». (Цит.:Успенский Ф. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках. — «Византийский временник», т. ХХIV, 1926, с. 348). Определяя значение договоренности императора с Ногаем, Пакамер далее отмечает: «Они дружбой достигли таких выгод, какие едва ли бы могли приобрести случайностями войны» (Там же, с. 349).Как и подобает христианину, Ногай не был многоженцем. Он женился на Ефросинье уже после смерти своей первой супруги, от которой он имел сына Чокана. Видимо, он любил и вторую, Богом данную, жену. Не случайно же он позволял ей содержать при дворе странствующих монахов, блаженных и других богоугодных людей. Единственную дочь он назвал Анной, которая вышла замуж за великого князя Федора Ростиславича (Ярославского). Но жизнь ее оказалась короткой. Умерла в 1289 году и все же успела, видимо, оставить отцу внука (в названном родословии, приложенном к книге В. В. Вельяминова-Зернова внуки Ногая не указаны). Интересен факт, что Федор Ростиславич и его супруга Анна Иесовна были причислены к лику святых Русской православной церкви*12. Образ Анны запечатлен в ряду житийных икон XIV в., хранящихся ныне в Ярославском музее-заповеднике («Родина», 1997, № 3-4).По сведениям ногайского писателя Исы Капаева, внук Ногая на какое-то время был посажен великим князем (царем) в Тырнове (Дунайская Болгария). Вполне возможно, однако известный историк Э. Хара-Даван уверенно утверждает: царский трон в православном Тырнове в течение двух лет — в 1299-1301 гг. — занимал сын Ногая — Чокан, он же — зять болгарского царя Юрия Тертера*13.
http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/nogay-nogai-i-nogaycy
Сообщение отредактировал тоньюкукк1961 - Понедельник, 10 Марта 2014, 23:06 |
|
| |