Главная » 2021 » Января » 22 » Мангыт
20:14
Мангыт
У ногайцев издавна бытует этноним «мангыт». В наро­ де считают, что это было отдельное племя. Происхождение племени мангыт, одного из «отуреченных монгольских народов» [Бартольд,
1968. С. 143], по мнению Лубсана Данзана, связано с сыновьями Мангхудая, которые «образовали род манхут» [Лубсан, 1973]. Во время насильственного объединения монгольских племен Чингисха­ ном мангыты выступили против него. Однако Чингисхан подчинил, как известно, эти племена себе, переселил их, среди которых и ман­ гыты были переселены к Аральскому морю. Считается, что здесь об­ разовался Мангытский юрт [Абул-Гази, 1906. С. 203], который позже назвали Ногайской Ордой, по мнению академика В. М. Жирмунско­ го, от имени полководца - хана Ногая, бывшего из племени мангыт [Жирмунский, 1974. С. 413]. Поэтому зачастую «слово «ногай» как народное название сначала встречается только в русских источниках; в восточных источниках ногай называются мангытами» [Бартольд, 1968. С. 143]. В Казанской летописи читаем: «И придаша ногаю пре­ жде реченное мангыты» [ПСРЛ. Т. 19. С. 8].
Образование Ногайской Орды (Мангытского юрта) относится к концу XIV в. и связано с деятельностью Едигея (Эдиге) - «вы­ ходца из восточноногайских (яицких) племен» [Сикалиев, 1994. С. 30]. Едигей был «вяще всех князей Ординьских, один держал все царство Ординьское и по своей воле ставил царей [СРИО. 1884. Т. 41. С. 53, 74, 108]. Л. Н. Гумилев пишет, что по происхождению Едигей был мангыт [Гумилев, 1993. С. 673].
Ногайская Орда вобрала в себя и представителей племени ман­ гыт. К. В. Базилевич на основании проанализированных источни­ ков пишет, что «...мангиты были одним из древних и очень раз­ ветвленных родов и их представители занимали «выдающееся по­ ложение» в Большой Орде, Крыму и среди ногайцев, что ...вполне учитывалось в Москве» [Базилевич, 1952. С. 181, 182].
Мангыты среди ногайцев расселились по разным регионам. В конце XVIII в. среди кубанских ногайцев, живущих по рекам
90

Малый и Большой Зеленчуки и в устье реки Лабы, наряду с навру- зовцами были представители племени мангыт [Волкова, 1974. С. 86]. Опираясь на архивные документы, Н. Г. Волкова пишет, что в 1822 г. мангыты были в составе приставства, возглавляемого но­ гайским генерал-майором Менгли-Гиреем, куда «входили бештау- кумские ногайцы (едишкульцы, мангыты, каспулатовцы и др.), ко­ чевавшие и живущие оседло по Куме, Сабле, Калаусу, Большому и Малому Янкулям» [Волкова, 1974. С. 91]. Архивные документы под­ тверждают- наличие представителей племени мангыт среди кубанских ногайцев и в начале XIX в. [РГВИА. Ф. 414. Ед. хр. 434. Л. 95].
Мангыты в составе ногайцев как племя входили в различ­ ные племенные объединения и административные единицы. При этом, как это было принято, они выделялись самоназвани­ ем и сохранением его в официальных документах. Например, в 1825 г. едисан куб делился, как сказано в документе, на два больших рода: онну улу и салду улу, а они в свою очередь на два фамильных рода: кенгес и мангыт. К мангытам относились пять аулов: Он эки, Шаукай, Кокбат, Миткир, Чекли [ГАСК. Ф. 249. Оп. З. Ед. хр. 130. Л. 35].
Представители племени мангыт попали и в состав ногайцев Нижнего Поволжья. Г1. Небольсин их присутствие в середине XIX в. описывает следующим образом: «Мангыт; его отделения с общим ураном «АЛАШ!» - суть: а) Мангыт: кундровцы этого отделения живут и в Хожетаевке, и в Сеитовке; в каждом селении их полагают до 1200 душ мужского пола; тамга - ковш “шемиш”» [Небольсин, 1851. С. 6].
Мангыты были в середине XIX в. и среди северопричерно­ морских ногайцев. Об этом свидетельствуют сохранившиеся то­ понимы - названия аулов: в Перекопском уезде Таврической гу­ бернии - Мангыт, Ян-Сакал-мангыт [Скальковский, 1867. С. 420].
В отличие от представителей других племен, как, например, кыпчак, найман, канглы и т. д., участвовавших в формировании многих народов, мангыты, видимо, вследствие их меньшего ко­ личества принимали участие в формировании различных народов в меньшей степени. Как показывают исследования, их предста­ вители, помимо ногайцев, главным образом вошли в состав узбе­ ков. В. В. Радлов писал, что племя мангыт «составляет главное

население Карши с окрестностями» [Радлов, 1929. С. 19]. Академик В. В. Бартольд в свое время написал, что «...в Бухаре 99200 мангы- тов (из которых 44000 около самой Бухары, а 31000 около Карши), а в Хиве только 10300» [Бартольд, 1969. С. 556]. Как название рода этноним «мангыт» встречается у якутов [Бартольд, 1968. С. 556]. Венгерский ученый Конгур Мандоки пишет о наличии этнонима «мангыт» среди кыпчаков Венгрии [Kongur, 1991. S. 47].
Считается, что мангыты восприняли тюркский язык от кыпча­ ков [История народов..., 1988. С. 243].
Ареал распространения этнонима «мангыт» среди ногайцев в настоящее время не очень широк. Количество их небольшое. Еще в начале XX в. этноним «мангыт» встречался в Ногайской степи как топоним: Артезиан мангыт, Большой Мангыт, Малый Мангыт [Щеглов, 1910]. И. Т. Мутенин в 1920-е годы зафикси­ ровал в составе тулуга-куба род ак-мангыт [Мутенин, 1977. С. 3]. Н. А. Баскаков тогда же записал у представителей племени мангыт следующие тамги: [Баскаков, 1940. С. 139]. Некоторые представители племени мангыт встречаются в Ногайском районе Дагестана. В Республике Калмыкия, по исследованию JI. Ш. Арсла­ нова, на станции Улан-Холл, в поселке Северном и в районном цен­ тре Каспийского района живет небольшая этническая группа ногай­ цев, именуемая алабугатами (по названию местности) и называемая по-калмыцки и по-татарски мангыт (Арсланов)
Просмотров: 418 | Добавил: тоньюкукк
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar