Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ногайские праздники!
КАРАКАЛПАКДата: Воскресенье, 06 Ноября 2011, 09:49 | Сообщение # 1
Группа: Пользователь
Сообщений: 131
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
Ногайцы с праздником! Курбан-байрам.
 
Беслан09Дата: Понедельник, 07 Ноября 2011, 01:36 | Сообщение # 2
Группа: Администратор
Сообщений: 189
Награды: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
тебя тоже [КАРАКАЛПАК с праздником
 
КАРАКАЛПАКДата: Понедельник, 07 Ноября 2011, 02:50 | Сообщение # 3
Группа: Пользователь
Сообщений: 131
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
Спасибо Беслан! Кстати каким праздником ты меня поздравляешь, сегодня уже день революционера.
Среди Ногайцев есть выдающийся Революционеры ?
 
тоньюкукк1961Дата: Понедельник, 07 Ноября 2011, 15:45 | Сообщение # 4
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Тебя КАРАКАЛПАК тоже! Курбан-байрамынъды АЛЛАХ кабыл этсин! В нашей семье прабабка и прадед были первые коммунары, а другого деда раскулачили - умер в Сибири... Яткан ери ярыкъ болсын. У нас действительно чисто ногайских праздников что-то не припоминается... dry
 
Беслан09Дата: Понедельник, 07 Ноября 2011, 17:02 | Сообщение # 5
Группа: Администратор
Сообщений: 189
Награды: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
КАРАКАЛПАК с КУРБАН БАЙРАМОМ, Я ДАЖЕ НЕ ЗНАЛ ЧТО СЕГОДНЯ ЕЩЕ ОДИН ЕСТЬ ПРАЗДНИК
 
АлматинкаNGДата: Понедельник, 07 Ноября 2011, 21:57 | Сообщение # 6
Группа: Администратор
Сообщений: 436
Награды: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
КАРАКАЛПАК, surprised а я и не знала, что Курбан Байрам- Ногайский праздник, всю жизнь считала его МУСУЛЬМАНСКИМ празднком ... конечно и ногайцев он косается, ведь мы- МУСУЛЬМАНЕ! ВСЕХ-ВСЕХ ФОРУМЧАН и ГОСТЕЙ ФОРУМА ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ ИД аль АДХА!!!

Сообщение отредактировал АлматинкаNG - Понедельник, 07 Ноября 2011, 21:57
 
Беслан09Дата: Вторник, 08 Ноября 2011, 00:48 | Сообщение # 7
Группа: Администратор
Сообщений: 189
Награды: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
АлматинкаNG спасибо тебя тоже
 
КАРАКАЛПАКДата: Вторник, 08 Ноября 2011, 23:09 | Сообщение # 8
Группа: Пользователь
Сообщений: 131
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
Правильно Алматинка,Ид аль-Адха арабское называние. Курбан байрам Тюркское. Поэтому это настоящий Ногайский праздник.Ищите корни.
 
СыргелiДата: Пятница, 09 Декабря 2011, 22:06 | Сообщение # 9
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
КАРАКАЛПАК, Беслан09, АлматинкаNG, тоньюкукк1961, я тут кое что интересное нашёл из истории предков:
Обряд вызывания дождя (Андир-шопай)

Значительная часть ногайцев проживает в довольно засушливых степях. Летом здесь не редкость температура под 50 "С в тени. Дождь в сухую, жаркую погоду бывает особенно желанным.
До наших дней у степных ногайцев сохранился интересный обряд вызывания дождя с использованием особого чучела. Сам обряд и чучело (или кукла) называются Андир-шопай. В назначенный день женщины изготавливают деревянное чучело, представляющее собой чаще всего деревянную лопату с прибитой горизонтальной перекладиной вместо рук, одетую в вывернутое наизнанку женское платье и платок темного цвета. Собираются дети, в основном девочки, и носят это чучело из дома в дом, посещая обязательно все дворы аула. При этом они поют ритуальную песню «Пусть дождь пойдет, Андир-шопай». Хозяева обливают пришедших водой, осыпают зернами пшеницы, проса, кукурузы, одаривают их хлебом, сыром, жиром, сушеным мясом и прочими продуктами. Все это собирается для совместной трапезы. После того как процессия обошла все дворы аула, у источника воды совершается жертвоприношение: режут животное, приобретенное в складчину жителями аула. Мулла руководит жертвоприношением и читает Коран. Затем устраивается совместная трапеза, по окончании которой вновь возносятся молитвы Богу с просьбой принять жертву и послать спасительный дождь. Все заканчивается шуточным обливанием водой и бросанием деревянного чучела в воду. Ногайцы верят, что после этого обязательно пойдет дождь.

Источник: Еремин В.А. «Праздники народов»

Добавлено (09.12.2011, 22:06)
---------------------------------------------
Из истории:
Нардуган - день зимнего солнцестояния 22 декабря праздновали повсеместно, потому что с этого дня начинали увеличиваться дни. Дате зимнего солнцестояния отводилось важное место, аналогично новогоднему, это был день, когда солнце завершало свой годовой цикл и должно было возвратиться вновь. В праздник Нардуган во всех домах женщины готовили праздничные блюда. Утром мужчины приносили жертву духам предков и духам дома за благополучие семьи в истекшем году и молили о ее процветаниии в будущем . После жертвоприношений духам предков члены семьи в полном составе присутствовали в праздничном пиршестве. После обеда вся родня, соседи выходили на улицу, и начиналось веселые игры, пляски....
И вот наступало 20 марта. В домах наводили порядок. Вечером за праздничным столом провожали старый год и ложились спать. Начало года понималось как начало творения. Мир “создавался заново” каждое утро, а в полном объеме – каждый год. Начало года понималось как поворот на новый виток. Утром 21 марта наступал настоящий праздник - Новый год (Науруз-байрам). Важной частью праздника был обряд жертвоприношения духам предков. Каждый совершал эти жертвоприношения соответственно своему положению и состоянию. Каждая семья старалась как можно лучше угостить духов своих предков. После жертвоприношения начинались новогодние застолья: полные особого смысла и магического значения игры, хождения из дома в дом и взаимные поздравления, пожелания здоровья и счастья, обмен подарками. В системе монгольской и тюркской культуры это все занимало важное место.

Я буду дальше искать и запрашивать информацию о праздниках, постараюсь ещё найти что-то доброе.


//Арекет қылсан жеңесын!//
 
КАРАКАЛПАКДата: Суббота, 10 Декабря 2011, 13:09 | Сообщение # 10
Группа: Пользователь
Сообщений: 131
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
Мир “создавался заново” каждое утро, а в полном объеме – каждый год. Начало года понималось как поворот на новый виток. Утром 21 марта наступал настоящий праздник - Новый год (Науруз-байрам).
Мой респект.
 
a-vohr@ushДата: Пятница, 16 Декабря 2011, 08:37 | Сообщение # 11
Группа: Пользователь
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
Сегодня у нас в Казах Ели праздник !!!
 
КАРАКАЛПАКДата: Пятница, 16 Декабря 2011, 10:30 | Сообщение # 12
Группа: Пользователь
Сообщений: 131
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
Поздравляю! Что празднует Казах ели?
 
СыргелiДата: Пятница, 16 Декабря 2011, 18:20 | Сообщение # 13
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
КАРАКАЛПАК, День Независимости)

//Арекет қылсан жеңесын!//
 
тоньюкукк1961Дата: Воскресенье, 25 Декабря 2011, 17:24 | Сообщение # 14
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Сыргелi, небольшая поправка: дней зимнего солнцестояния несколько, я думаю, праздновался не первый, а последний: с 24 на 25 декабря, потому что с этого дня день начинет прибавляться, а ночь - убывать.
КАРАКАЛПАК, посмотри и проголосуй: http://nogaici.ru/forum/8-206-1
 
СыргелiДата: Воскресенье, 25 Декабря 2011, 23:23 | Сообщение # 15
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
тоньюкукк1961, в этом ты прав.

//Арекет қылсан жеңесын!//
 
тоньюкукк1961Дата: Суббота, 07 Января 2012, 12:53 | Сообщение # 16
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени в результате переосмысления древних ритуалов Йоля в новой христианской трактовке[1]. Среди германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сладости.

Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.

http://www.russianelka.ru/winrus/newyear/history.htm

Я напомню, что немцы это потомки гуннов, готов, аваров и других варваров, которые по последним данным являлись тюркскими племенами и менно для них папа Григорий ХIII перенёс празднование рождества с 6 января на 24 декабря, ЧТОБЫ ПЕРЕБИТЬ ПРАЗДНОВАНИЕ ТЮРКАМИ НОВОГО ГОДА, потому что исчерпал все средства. Как видно из заметки даже сохранилось название праздника -йоль и дерево называется ёлка, всё указывает на тюркский праздник и на смысл праздника - ПУТЬ К ГОСПОДУ, к которому мы становимся на год ближе, а поворот дня на прибавление даёт новые надежды и столько радостей - впереди целый год!
 
СыргелiДата: Суббота, 07 Января 2012, 21:49 | Сообщение # 17
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
тоньюкукк1961, вообще супер-информация! Спасибо брат!

//Арекет қылсан жеңесын!//
 
тоньюкукк1961Дата: Пятница, 13 Января 2012, 00:29 | Сообщение # 18
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
несколько слов про систему летоисчисления Древнего Рима.

Когда к власти в Риме пришел Гай Юлий Цезарь, то он осознал неудобство и неэффективность существовавшей системы летоисчисления. В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. Поэтому были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль.

В период третьего консульства Цезаря были проделаны следующие изменения календаря - текущий год был удлинен на 151 день с тем расчетом, чтобы новый год мог попасть на 1 января 45 года до нашей эры, и продолжался бы 365 дней - как раз до 31 декабря.

Дальнейшие поправки системы летоисчисления в Древнем Риме были сделаны при Августе в 4 году нашей эры, когда свои имена получили нынешние месяцы июль и август, в честь известных римских правителей. Кроме этого, один раз в четыре года вводился дополнительный день - 29 февраля в високосный год.

Получившийся таким образом юлианский год продолжительностью 365 с четвертью дней лишь на 11 минут не совпадал с продолжительностью вращения нашей планеты. Использовалась такая система летоисчисления до 1582 года.

Юлианский календарь недостаточно точен и дает ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.

Пропуск 10 дней в 1583 году синхронизировал Григорианский календарь с юлианским календарем 3 века (хотя можно было синхронизировать и с 1-ым веком?).

http://forum.vozhdenie-avto.ru/showthread.php?tid=173

Из этой информации видно насколько несовершенна была система летоисчисления в древнем Риме. Получается не мы восприняли у римлян их календарь, а они приняли календарь древних тюрков, прав наверное Мурад Аджи, когда говорит, что и половину названий месяцев они переняли у нас: январь - появление на свет души, февраль - состояние младенчеств (бебе аль?), март - от митра (солнце), апрель - желанная империя, май - и так понятно, июнь - обустройся, июль - заготавливай
Остальные римские (латинские): август - святой, септима - 7-й, октобер - 8-й, новембер - 9-й, десембер - 10-й. (10 римских месяцев).
 
kengeДата: Суббота, 14 Января 2012, 09:48 | Сообщение # 19
Группа: Пользователь
Сообщений: 63
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений
Каждый ЖУМА праздник

Ногай мен Казах бир туган !!!
 
тоньюкукк1961Дата: Четверг, 19 Января 2012, 11:19 | Сообщение # 20
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Йымандык (Жумандык) - Образно можно перевести имя так: Твоё рождение для нас праздник! smile
 
СыргелiДата: Пятница, 20 Января 2012, 11:52 | Сообщение # 21
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
тоньюкукк1961, про календарь. Римляне умели вбирать и культивировать в себя всё точное и лучшее от всех народов))) Куда не ткни - везде они)))

//Арекет қылсан жеңесын!//
 
тоньюкукк1961Дата: Пятница, 20 Января 2012, 13:06 | Сообщение # 22
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Да, они вбирали в себя и правильно делали, но с чем я не согласен то, как они это делали - преступно уничтожая историю, вгоняя остальные народы в каменный век, возможно в секретных архивах Ватикана до сих пор пылятся наши книги, откуда переписывались наши достижения и присваивались наши открытия и после этого нас обзывают всякими презрительными словами angry
 
СыргелiДата: Пятница, 20 Января 2012, 19:17 | Сообщение # 23
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
тоньюкукк1961, согласен. римляне занимались этим незаконно. сначала нарушив авторские права истинных владельцев этих знаний, затем войнами и разжиганием межплеменной неприязни. что мы можем с этим сделать? я знаю есть место, в котором возможно сохранились некоторые наши книги. в свободное время поеду всё исследовать. по окончании исследования (через несколько лет), собираюсь дописать книгу "по следу синего волка". если появится возможность, я бы хотел узнать какие знания наших предков хранятся там - в ватикане, ибо в нём много таинств.

Добавлено (20.01.2012, 19:17)
---------------------------------------------
а правда должна вылезти для них как шило из мешка))))


//Арекет қылсан жеңесын!//
 
тоньюкукк1961Дата: Пятница, 20 Января 2012, 21:38 | Сообщение # 24
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Чтобы не быть голословным приведу отрывок из книги "Кавказская Война" В.Потто, где описывается момент взятия кумыкского села Ендирей в Дагестане:
мы прошли в мечеть, смежную с башней; я нашел в ней несколько пергаментов, написанных на незнакомом мне языке, и взял их, чтобы подарить иезуиту в Моздоке.
Это пишет некий испанец Ван-Гален.
Комменты излишни
 
СыргелiДата: Пятница, 20 Января 2012, 22:35 | Сообщение # 25
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
тоньюкукк1961, нашёл несколько полезных ссылок:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бжозовский,_Фаддей
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иезуиты
да и ещё, императрица екатерина мягко говоря была благосклонна к иезуитам.


//Арекет қылсан жеңесын!//
 
тоньюкукк1961Дата: Пятница, 20 Января 2012, 23:25 | Сообщение # 26
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Ну это только видимая часть айсберга... sleep
 
СыргелiДата: Пятница, 20 Января 2012, 23:49 | Сообщение # 27
Группа: Пользователь
Сообщений: 218
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений
тоньюкукк1961, ну так это понятное дело... главное понятно что все следы за утерянными знаниями Тюркских племён ведут в Ватикан

Добавлено (20.01.2012, 23:49)
---------------------------------------------
думаю что нужно выводить на мировую арену официально именно то, что они украли у нас - обряды, традиции, историю - без их искажений. но, только если есть веские доказательства на научном уровне того, что это исходит от наших предков. тогда они тысячи раз подумают прежде чем обвинить наших учёных в плагиате и начнётся движение уже с их стороны, далее только нужно будет предугадать то, чем они займутся. одно ясно брат, что такие дела в одно мгновение не сделать сразу. это нужно тщательно планировать. на планирование и исполнение в жизнь этого дела понадобится пару десятков лет и конечно потребуется немало средств. но это лучше чем молчать вечность, не неся истину и находится на обочине истории как многие уже сделали. поживём придумаем что нибудь, сейчас возникли кое какие идеи, но они ещё зародыши и нужно хорошо подумать... а пока будем трудится.


//Арекет қылсан жеңесын!//
 
тоньюкукк1961Дата: Вторник, 25 Декабря 2012, 02:57 | Сообщение # 28
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
За 1 сообщение За 10 Сообщений За 100 Сообщений За 500 Сообщений
Сыргелi, Какие есть у казахов праздники, которые подошлибы и ногайцам, я не имею ввиду Навруз и Новый год? Например, есть у вас праздник Казахской письменности?

Добавлено (17.08.2012, 23:34)
---------------------------------------------
Потомки Едиге, мы должны внести еще одну традицию 12-августа День победы Ногайского народа. Этот день Едиге выиграл битву века.

Добавлено (17.08.2012, 23:48)
---------------------------------------------
http://www.odnoselchane.ru/?sect=2453

Добавлено (18.08.2012, 09:20)
---------------------------------------------
Я, Хаджи Рахим, своими глазами видел эту битву. Да не повторятся никогда битвы, подобные этой. Чего не хватает людям на земле или слишком тесно на ней? Зачем проливать столько невинной крови? Жестокие времена настали.
После этой битвы ногайцы беспрепятственно приходили на земли Руси, Польши и Литвы. Подвергали страшным погромам города, угоняли пленных толпами в Сарай.
Лето 1312 года. Эдиге место сбора войск назначил на правом берегу Эдиля (Волги), лежащей в двух конских переходах от Сарая. Со всех концов огромной степи стекались отряды воинов. У каждого воина-бека был свой отряд с особым боевым кличем - ураном. Отряды разбивались на сотни. Сотни объединялись в тысячи, а тысячи - в тумены (десять тысяч). Командиром сотни был сотник - юз ваши. Над тысячами стояли тысячники – мынъ баши. Над туменами - темники - мурзы, в основном приближенные к ханской семье или члены этой семьи. Все войско было разбито на правое и левое фланги, середину ее вел сам Эдиге. Командующим правого крыла Эдиге ставил своего двоюродного брата Джумагула, а левого крыла - сына Нуреддина. Нуреддин был смел, горяч и неопытен. Он бросался в битву с отчаянной решимостью и часто оказывался в трудном положении. Вот здесь выручал его осторожный и хитрый Джумагул. У него под рукой всегда были свежие войска. Нуреддин и Джумагул соперничали друг с другом и каждый старался опередить другого, лучше сделать порученное дело. Середину войска вести Эдиге помогал его верный и старый помощник Орак.
На этот раз под знамя хана встало около 200 тысяч отборных воинов, кроме оставшихся сторожить и при надобности защищать кочевья. Ударную часть войска составляли конные латники Эдиге. Это были испытанные в битвах отважные воины. 50 тыс. воинов, сидящих на золотистых конях, были все как один окованы в хорезмские латы, вооружены стрелами, арканами. От вооруженных латников Эдиге не отставали и латники Орака, которых называли «бешеными» за их безрассудную смелость. Хорошие тумены были у Нуреддина и Джумагула. В остальной своей массе войска представляли собой легкую конницу, вооруженную луками, пиками, арканами. Воины брали с собой в поход по два запасных коня, благодаря чему делали молниеносные переходы неожиданно для врага. В войске было много пеших воинов. Это были пленные кавказские и воины других народностей необъятной Азии. Над ними были поставлены воины-ногайцы, отличившиеся в предыдущих походах.
В один из солнечных дней Эдиге устроил парад воинов. Сам он, одетый по-походному, стоял на кургане, окруженный свитой и телохранителями. На нем сияла на солнце отличной стали кольчуга, сделанная искусными мастерами Дамаска. Обут был в мягкие сапоги из сафьяна. На боку висела кривая сабля, ножны которой были усыпаны дорогими камнями. Перед ним проходили построенные сотнями тумены. У каждого тумена были свои хвостатые бунчуки. Губы Эдиге плотно сжаты, и только когда проходила очередная тысяча, он сквозь губы называл цифру: «отыз, кырк, элли». Открытый взгляд чуть раскосых глаз был твердым и пронизывающим. Широкий лоб, скрытый под шлемом, говорил о большом уме этого человека. Лицо было сурово. На переносице залегли две широкие морщины. И только когда прошли рядами латники - «барсы», он слегка лишь улыбнулся, но тотчас же лицо его приняло суровое выражение.
Парадом войск он остался доволен и приказал через два дня выступить в поход. После чего круто повернулся и пошел мягкой походкой барса к своему великолепному коню. Его тотчас же окружили телохранители - нукеры. Подняв коня на дыбы, он с места пустил его в карьер. За ним еле поспевала его свита, не смея нарушить думы повелителя. Ногайские войска выступили на рассвете... Оставив далеко обозы, за 11 дней похода они вышли на берег тихой степной реки Ворскла. В этот поход воины не взяли с собой свои семьи. Шли налегке. Взяли только все необходимое. Пастухи гнали овец и стада коров. Отдельно гнали табуны запасных коней. За рекой тянулись густые леса - земли рыжебородых урусов (ногайское название русских). В этой полосе никто не селился. Боялись постоянных набегов ногайской конницы.
Эдиге приказал переправляться через реку. Конница переправилась вплавь. Река была запружена человеческими и конскими телами. Для обоза построили плавучие мосты. Огромные мешки-турсуки, сшитые из кожи волов и овец, наполнялись воздухом, опускались в воду, на них укладывались доски и крепко перевязывались арканами. Вскоре все войско было переправлено на другой берег. Тут же, на самом берегу, разбили лагерь.
Огромные орды расположили кругом. В центре стоял большой шатер Эдиге. Сам он выехал вперед осматривать местность, где должна была развернуться жестокая сеча. Во все стороны были высланы яртаулы (передовые отряды конницы). Войска выстроились прямой линией, чуть изогнутой по краям вперед, на расстоянии четырех шакырым (километр) от реки. На вопрос: «Почему мы оставили реку за спиной, ведь при случае отступления она перекроет нам путь?» Эдиге, грозно сверкнув глазами, ответил: «Мои войска не отступают». Во флангах за холмами сотнями в прямоугольные колонны были построены латники Орака, Нуреддина и Джумагула. Правые руки воинов были обнажены до плеч, чтобы легко было рубить. В ожидании битвы они стояли неподвижно, грозно и молчаливо, положив сверкающие клинки на плечи.
В середине, позади выстроившихся войск, стояли тяжелые латники Эдиге. Пешие воины выстроились перед легкой конницей, стоявшей впереди «барсов» Эдиге. Между пехотой были оставлены проходы для стремительного броска конницы. Пешие тумены Ага-хана и Янтугана были поддержаны туменом отважного Сидахмета.
С первыми лучами восходящего солнца объединенное войско поляков, литовцев и русских под начальством Витовта двинулось на ногайские войска, которые, выстроившись, в глубокой тишине ждали этой битвы. На левом фланге стояли три московских полка под командованием князя Владимира и его брата Ярополка. Середину заняли поляки. Правый фланг вел сам Витовт, вернее вели полководцы, а сам он наблюдал за битвой с холма на краю села. Наступила тишина. Вдруг из рядов ногайского войска на вороном коне выехал огромный воин. Приложив рупором руку ко рту, он издал страшный крик такой силы, что был слышен даже в далеких рядах войск Витовта. От этого крика волосы зашевелились на головах и в души многих воинов Витовта закрался тяжелый липкий страх, между тем как у ногайцев он поднял боевой дух. Воин этот был Казтувган из племени Кенегес едисанской орды. Подняв над головой тяжелое копье, он грозно потряс им, вызывая на поединок достойного врага. Из средины польского войска выехал на пегом коне рыцарь, весь окованный броней, с тяжелым железным щитом. Это был отважный рыцарь Любек, одержавший много побед на рыцарских турнирах у себя в Польше. Издав боевые клики, оба воина бросились друг на друга, подгоняя и без того скачущих коней. Не доехав десятка метров, Казтувган перебросил копье на левую руку, правой рукой прикрывался щитом. Любек не ожидал такого маневра. Щит его был выставлен на левую сторону. Раздался лязг металла, и копье Казтувгана насквозь прошло через грудь Любека, пробив толстую броню поляка. Копье Любека, пробив кожаный шит Казтувгана, царапнув по кольчуге, прошло под рукой ногайского воина. Пронзенный Любек с тяжелым грохотом упал на землю, обильно полив ее своей кровью. Дикий рев торжества покатится по ногайским войскам.
Войска сошлись, и битва закипела со страшной силой. Тучи стрел затмили солнце. Длинные ногайские стрелы насквозь пробивали доспехи рыцарей. Ржание коней, крики, лязг мечей, треск ломавшихся копей - все слилось в протяжный гул битвы. Пыль столбом поднялась над побоищем и закрыла солнце. Союзные войска сконцентрировали свой удар в центре. Ногайские войска начали медленно отступать в центр. Весь натиск сдерживали латники Эдиге. Они выстроились плотной стеной из конских и человеческих тел, сомкнув щиты, яростно рубились с поляками. Вокруг росли кучи тел польских и литовских воинов. Правый фланг бился на равных, а левый - медленно отступал, русские теснили сборные тумены Агахана и Янтувгана. Только тумены Сидахмета твердо стояли...
Поляки прорвали, наконец, центр, но не сумели дальше продвинуться, так как были встречены туменами Орака. Поляки замешкались и остановились. Литовцы бесполезно пытались смять правый фланг. Русские, наконец, ослабили натиск.
Обескровленные жестокой сечей они изнывали от жажды и духоты. Многие от усталости падали с ног. Князь Владимир был тяжело ранен в голову. Его брат Ярополк еще держался на коне, устало махая мечом. Это пока воодушевляло русских. Вот упали знамена. Один за другим падали сраженные дружинники Ярополка. Он схватился с огромным воином в золоченом шлеме. Это был темник Янтувган - брат Орака. Прикрывшись шитом, он яростно ударил по голове Ярополка. Шлем слетел с головы княжича. Взвыв от ярости, Ярополк нанес ответный удар, который пришел по наплечнику, надетому на кольчугу. Железо погнулось, но выдержало удар. В следующий миг молниеносный удар разрубил Ярополка почти до седла. Вокруг раздались победные крик ногайцев. В это время с фланга ударили латники Нуреддина и Джумагула. Построенные прямоугольными колоннами, ногайцы в один миг опрокинули фланги. В наступление перешла также середина войск, ранее отступавшая под ударами рыцарей и дружинников.
Битва разгорелась с новой силой. Уставшие войска союзников изнывали под ударами свежих сил ногайской конницы. Первыми побежали с поля битвы рыцари. Русские полки, теряя убитых и раненых, медленно отступали. Вскоре все союзное войско в панике бежало на Запад, оставив весь свой обоз, женщин и детей, взятых в поход. Немногие ушли из этой битвы после жесточайшего поражения.
Вся дорога, по которой бежали побежденные, была усеяна трупами воинов из золотистых равнин Польши, лесов Литвы и Руси... Раненых врагов добивали ударами копей. Кровь ручьями стекала в реку. От места битвы тянулся огромный красный шлейф по воде Ворскла. Кони не могли напиться воды из реки ниже битвы. Так закончилась одна из великих битв века. После этого побоища надолго воцарилась власть ногайских ханов над соседними землями. Даже железный хромец Тимур не решился пойти на Ногайскую Орду войной, а двинулся со своими ордами на Боязета - владыку турецких земель

Добавлено (25.12.2012, 02:57)
---------------------------------------------
С праздником Нардуган всех ногайцев!

Именно с этого дня начинает увеличиваться день, а ночь укорачивается, а 1 января непонятная дата - на 8-й день от Нардугана (каталического Рождества), некоторые полагают, что это, возможно действительно что-то языческое (евреи на 8-й день обрезают мальчиков), а наш исконный праздник ещё раньше, возможно, носил название Йол (Йол Тенгри - Бог судьбы др. тюрк. сл.)

ТАТАРЛАР НАРДУГАН БЕЛЭН ! Очень старый праздник Нардуган
Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов и символизирует культ Солнца.


НАРДУГАН, БУ ЯҢА ЕЛДЫР ! Инде көн озыная башлый.
Нар татар, удмурт, монгол, даур, орочен... телләрендә Кояшны аңлата, туган-дуган , димәк, яңа Кояш, яңа ел !



Очень старый праздник Нардуган, в переводе с татарского означающий «рожденный солнцем», возник во времена господства языческих верований, когда еще не появились великие мировые религии.

Нардуган называется по-разному, в зависимости от особенностей языка тех народов, которые отмечают данный праздник. Удмурты, башкиры и татары называют его традиционно Нардуган, в то время как татары-мишары именуют торжество Раштуа, чуваши — Нартаван, мокша — Нардаван, а народ эрзя — Нардава. Но, несмотря на различия в названии, смысл и суть праздника остаются неизменными. Люди прославляют свет, тепло и радость, воспевают нарастание дня, светлого времени суток, и убывание ночи, связанное с тем, что силы зла постепенно начинают терять мощь и могущество. Народ колядует, поет, просит подарки и гостинцы, гадает, стараясь узнать будущее.

Основные празднования разворачиваются вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил.

Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.


Нардуган http://tt.wikipedia.org/wiki/Нардуган

-----
Нардуган - время зимнего солнцестояния

В народном календаре некоторых групп татар Среднего Поволжья и Приуралья время зимнего солнцестояния — с 25 декабря по 7 января — занимало особое место. У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или шайтан туе, буквально: свадьба дьявола. Нардуган, с соответствующей обрядовой поэзией, известен татарам-мишарям; под названием нартаван — чувашам; под термином нардаве - мордве; святки — русским.

Следует отметить, что еще задолго до декабря, завершая хозяйственный год и готовясь к зиме, крещеные татары не только принимали реальные меры, чтобы обеспечить урожай будущего года, но и стремились также предугадать это будущее, следуя приметам; совершая те или иные танцевальные движения, они хотели, по всей вероятности, заручиться благополучием на целый год.
Большая часть сведений об обряде Нардуган относится ко второй половине XIX — началу XX вв. Фрагментарные сведения не дают должного представления об обрядовых танцах ряженых. Однако можно утверждать, что Нардуган и связанные с ним пляски, являясь подлинным театрализованным представлением, представляли собой ритуал, относившийся к магии плодородия. Об этом ярко свидетельствует народная поговорка: «Нардуганга бармасаң, житен булмый» (если не пойдешь на Нардуган, не будет урожая льна).
Содержание этого обряда сводится к следующему: в соответствующий знаменательный день — 25 декабря, а чаще всего накануне его — 24 декабря, в вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга-а-а» или: «Шайтан туена-а-а».., начинала обходить окрестные крестьянские дворы (нардуган булып йврилэр). Тем самым ряженые извещали все селение о том, что настал праздник и пора приниматься за те игры и пляски, которые исполнялись еще в древности в это время года.
Пляски ряженых, в основе которых лежали прыжки вверх (ыргып бию) и скачки из стороны в сторону (сикереп бию) были известны всему населению деревни или села.
Пляски ряженых, исполнявшиеся во время Нардугана, представляют собой целый цикл из нескольких частей:
1) приветственный танец, исполнявшийся во дворе, за дверью;
2) танец при входе в дом;
3) танец пряхи, исполнявшийся нардуганской бабкой, и танец деда;
4) благодарственный танец с пожеланиями благополучия;
5) прощальный танец;
6) пляски и танцы, связанные с гаданием;
7) игры и хороводы, сопровождаемые кострами.
Приветственный танец — болдыр кырында бию — исполнялся буквально перед каждым домом, за дверью. Исполняла его костюмированная группа в возрасте 10—15 лет. Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим пляску ряженых, была скрипка, а позже гармоника. Кроме того, С. Рыбаков в своем труде «О поэтическом творчестве уральских мусульман» указывает еще на один музыкальный инструмент — курай. Курай — древний национальный инструмент, изготовляемый из зонтичного растения с полым стеблем.
Для исполнения пляски болдыр кырында бию мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, пачкали себе лицо сажей. В прежние времена надевали на голову череп коня. В верованиях крещеных татар, равно как и у казанских татар и татар-мишарей, широко отражено почитание лошадей. Вероятно, эти акты являются пережитком язычества и магических обрядов, относящихся к глубокой древности.
Таким образом, костюмированная группа, держа в руках либо череп, либо чучело коня, ходила из дома в дом, затевала пляски и разыгрывала сценки. Останавливаясь перед каждым домом, под незатейливую музыку мальчика-музыканта святошники плясали поочередно. Пляски обычно начинались следующим образом: молодой человек, переодетый в женское одеяние, поплясав, сколько ему угодно, заставляет плясать всех по очереди.
Приветственный танец не имел строгую каноническую хореографическую композицию. Несмотря на то, что движения танцующих носили импровизированный характер, в его основе сохранялись «перескоки» — небольшие прыжки с одной ноги на другую или с одной ноги на две. Крестьяне верили, что исполнение этих движений принесет им обильный урожай.
Исполнив приветственную пляску в каждом дворе селения или в доме, костюмированная группа прекращала свое хождение по домам. Через некоторое время вслед за первой появлялась другая костюмированная группа. В пляске принимали участие более взрослые парни 15—20 лет. Они исполняли танец при входе в дом. Пляска называется «Өй эчендәге бию». Если в приветственном танце принимал участие смешанный состав исполнителей, то на этом этапе девушки не участвовали.
Парни переодевались в женские костюмы и начинали шествие по домам. Ряженые выбирали одного распорядителя, который устанавливал очередность — кому за кем плясать. По мнению М. Васильева, танцующие верили в то, что в исполнителя вселяется дух. А так как духи, по представлениям крещеных татар, бывают добрые и злые, надо было при исполнении танца обязательно угодить шайтану.
Таким образом, задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было непосредственно повлиять, главным образом, на исход урожая в будущем. К наиболее традиционной народной хореографии относятся следующие танцы: «Кара-каршы Бию» («Линейный танец»), «Чиратлы бию» («Поочередный танец») и подражательные танцы «Эт биюе» («Танец собаки»), «Сарыкбиюе» («Танец овцы»), «Елан биюе» («Танец змеи») и др. Основными мотивами этих танцев является ожидание успехов в крестьянском труде, благополучия и удачи в личной жизни.
Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной и, несомненно, исконной принадлежностью праздника, оно занимало важное место на Нардугане. Костры были центром, вокруг которого совершались основные танцевальные действия ряженых. Костры раскладывали обычно в каждом дворе. Для этого в середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому.
Крещеные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. В народе говорится, что если прыгать через горящий костер с зажженной соломой, не будешь болеть весь год. В некоторых местах, в частности в Мамадышском районе, зажигали в центре улицы только один большой костер. Разжигались нардуганские костры в древности «древесным огнем», полученным от трения.
Цикл танцевальных действий этого периода начинался обычно с прыжков молодежи через горящий костер. Через костры прыгали как поодиночке, так и парами. Прыгая через горящий костер, приговаривали следующее: «Чирем-чорым китсен» («Пусть покинет меня всякая хворь»). Перескакивание молодежи через костер парами, крепко, взявшимися за руки, было своеобразным гаданием. Считалось, что если руки у них не разомкнутся или же вслед им полетят искры от огня, то они поженятся. Аналогичное явление бытовало у русских, украинцев, белорусов.
Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь. Празднование Нардугана разнообразилось исполнением хороводов вокруг костра. Хороводы были неотъемлемой составной частью праздника. В основном они носили лирический характер и заключались в хождении молодежи вокруг огня. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер — солнечный ореол.

В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально-обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.
Таким образом, рассмотренные танцы, связанные с календарным обрядом Нардуган, показывают их аграрно-магическую основу: желание земледельца повлиять на рост озимых посевов, оградить домашних животных от болезней и обеспечить благополучие людям. В известной мере в плясках ряженых сохранились остатки языческих верований и различных суеверий. Обычай разжигать костры, прыгать через огонь — не что иное, как вера крещеных татар в очистительную и живительную силу огня.
Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняются кое-где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах. В частности, описанный выше обряд имеет место и поныне в деревне Старое Гришкино Елабужского района, в деревнях Субаш, Тямти Сабинского района, в деревне Ковали Пестречинского района.

К. М. Бикбулатов. Нардуганский цикл танцев татар-кряшен.
Из сборника «Искусство Татарстана: пути становления».— Казань, 1985
http://tatari-rylat.narod2.ru/obichai_i_obryadi/nardugan_-_vremya_zimnego_solntsestoyaniya/
Метки:нардуган

http://my.mail.ru/community/hun-tatar/6976982671BE5499.html

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: