Сыргелi, Какие есть у казахов праздники, которые подошлибы и ногайцам, я не имею ввиду Навруз и Новый год? Например, есть у вас праздник Казахской письменности?Добавлено (17.08.2012, 23:34)
---------------------------------------------
Потомки Едиге, мы должны внести еще одну традицию 12-августа День победы Ногайского народа. Этот день Едиге выиграл битву века.
Добавлено (17.08.2012, 23:48)
---------------------------------------------
http://www.odnoselchane.ru/?sect=2453
Добавлено (18.08.2012, 09:20)
---------------------------------------------
Я, Хаджи Рахим, своими глазами видел эту битву. Да не повторятся никогда битвы, подобные этой. Чего не хватает людям на земле или слишком тесно на ней? Зачем проливать столько невинной крови? Жестокие времена настали.
После этой битвы ногайцы беспрепятственно приходили на земли Руси, Польши и Литвы. Подвергали страшным погромам города, угоняли пленных толпами в Сарай.
Лето 1312 года. Эдиге место сбора войск назначил на правом берегу Эдиля (Волги), лежащей в двух конских переходах от Сарая. Со всех концов огромной степи стекались отряды воинов. У каждого воина-бека был свой отряд с особым боевым кличем - ураном. Отряды разбивались на сотни. Сотни объединялись в тысячи, а тысячи - в тумены (десять тысяч). Командиром сотни был сотник - юз ваши. Над тысячами стояли тысячники – мынъ баши. Над туменами - темники - мурзы, в основном приближенные к ханской семье или члены этой семьи. Все войско было разбито на правое и левое фланги, середину ее вел сам Эдиге. Командующим правого крыла Эдиге ставил своего двоюродного брата Джумагула, а левого крыла - сына Нуреддина. Нуреддин был смел, горяч и неопытен. Он бросался в битву с отчаянной решимостью и часто оказывался в трудном положении. Вот здесь выручал его осторожный и хитрый Джумагул. У него под рукой всегда были свежие войска. Нуреддин и Джумагул соперничали друг с другом и каждый старался опередить другого, лучше сделать порученное дело. Середину войска вести Эдиге помогал его верный и старый помощник Орак.
На этот раз под знамя хана встало около 200 тысяч отборных воинов, кроме оставшихся сторожить и при надобности защищать кочевья. Ударную часть войска составляли конные латники Эдиге. Это были испытанные в битвах отважные воины. 50 тыс. воинов, сидящих на золотистых конях, были все как один окованы в хорезмские латы, вооружены стрелами, арканами. От вооруженных латников Эдиге не отставали и латники Орака, которых называли «бешеными» за их безрассудную смелость. Хорошие тумены были у Нуреддина и Джумагула. В остальной своей массе войска представляли собой легкую конницу, вооруженную луками, пиками, арканами. Воины брали с собой в поход по два запасных коня, благодаря чему делали молниеносные переходы неожиданно для врага. В войске было много пеших воинов. Это были пленные кавказские и воины других народностей необъятной Азии. Над ними были поставлены воины-ногайцы, отличившиеся в предыдущих походах.
В один из солнечных дней Эдиге устроил парад воинов. Сам он, одетый по-походному, стоял на кургане, окруженный свитой и телохранителями. На нем сияла на солнце отличной стали кольчуга, сделанная искусными мастерами Дамаска. Обут был в мягкие сапоги из сафьяна. На боку висела кривая сабля, ножны которой были усыпаны дорогими камнями. Перед ним проходили построенные сотнями тумены. У каждого тумена были свои хвостатые бунчуки. Губы Эдиге плотно сжаты, и только когда проходила очередная тысяча, он сквозь губы называл цифру: «отыз, кырк, элли». Открытый взгляд чуть раскосых глаз был твердым и пронизывающим. Широкий лоб, скрытый под шлемом, говорил о большом уме этого человека. Лицо было сурово. На переносице залегли две широкие морщины. И только когда прошли рядами латники - «барсы», он слегка лишь улыбнулся, но тотчас же лицо его приняло суровое выражение.
Парадом войск он остался доволен и приказал через два дня выступить в поход. После чего круто повернулся и пошел мягкой походкой барса к своему великолепному коню. Его тотчас же окружили телохранители - нукеры. Подняв коня на дыбы, он с места пустил его в карьер. За ним еле поспевала его свита, не смея нарушить думы повелителя. Ногайские войска выступили на рассвете... Оставив далеко обозы, за 11 дней похода они вышли на берег тихой степной реки Ворскла. В этот поход воины не взяли с собой свои семьи. Шли налегке. Взяли только все необходимое. Пастухи гнали овец и стада коров. Отдельно гнали табуны запасных коней. За рекой тянулись густые леса - земли рыжебородых урусов (ногайское название русских). В этой полосе никто не селился. Боялись постоянных набегов ногайской конницы.
Эдиге приказал переправляться через реку. Конница переправилась вплавь. Река была запружена человеческими и конскими телами. Для обоза построили плавучие мосты. Огромные мешки-турсуки, сшитые из кожи волов и овец, наполнялись воздухом, опускались в воду, на них укладывались доски и крепко перевязывались арканами. Вскоре все войско было переправлено на другой берег. Тут же, на самом берегу, разбили лагерь.
Огромные орды расположили кругом. В центре стоял большой шатер Эдиге. Сам он выехал вперед осматривать местность, где должна была развернуться жестокая сеча. Во все стороны были высланы яртаулы (передовые отряды конницы). Войска выстроились прямой линией, чуть изогнутой по краям вперед, на расстоянии четырех шакырым (километр) от реки. На вопрос: «Почему мы оставили реку за спиной, ведь при случае отступления она перекроет нам путь?» Эдиге, грозно сверкнув глазами, ответил: «Мои войска не отступают». Во флангах за холмами сотнями в прямоугольные колонны были построены латники Орака, Нуреддина и Джумагула. Правые руки воинов были обнажены до плеч, чтобы легко было рубить. В ожидании битвы они стояли неподвижно, грозно и молчаливо, положив сверкающие клинки на плечи.
В середине, позади выстроившихся войск, стояли тяжелые латники Эдиге. Пешие воины выстроились перед легкой конницей, стоявшей впереди «барсов» Эдиге. Между пехотой были оставлены проходы для стремительного броска конницы. Пешие тумены Ага-хана и Янтугана были поддержаны туменом отважного Сидахмета.
С первыми лучами восходящего солнца объединенное войско поляков, литовцев и русских под начальством Витовта двинулось на ногайские войска, которые, выстроившись, в глубокой тишине ждали этой битвы. На левом фланге стояли три московских полка под командованием князя Владимира и его брата Ярополка. Середину заняли поляки. Правый фланг вел сам Витовт, вернее вели полководцы, а сам он наблюдал за битвой с холма на краю села. Наступила тишина. Вдруг из рядов ногайского войска на вороном коне выехал огромный воин. Приложив рупором руку ко рту, он издал страшный крик такой силы, что был слышен даже в далеких рядах войск Витовта. От этого крика волосы зашевелились на головах и в души многих воинов Витовта закрался тяжелый липкий страх, между тем как у ногайцев он поднял боевой дух. Воин этот был Казтувган из племени Кенегес едисанской орды. Подняв над головой тяжелое копье, он грозно потряс им, вызывая на поединок достойного врага. Из средины польского войска выехал на пегом коне рыцарь, весь окованный броней, с тяжелым железным щитом. Это был отважный рыцарь Любек, одержавший много побед на рыцарских турнирах у себя в Польше. Издав боевые клики, оба воина бросились друг на друга, подгоняя и без того скачущих коней. Не доехав десятка метров, Казтувган перебросил копье на левую руку, правой рукой прикрывался щитом. Любек не ожидал такого маневра. Щит его был выставлен на левую сторону. Раздался лязг металла, и копье Казтувгана насквозь прошло через грудь Любека, пробив толстую броню поляка. Копье Любека, пробив кожаный шит Казтувгана, царапнув по кольчуге, прошло под рукой ногайского воина. Пронзенный Любек с тяжелым грохотом упал на землю, обильно полив ее своей кровью. Дикий рев торжества покатится по ногайским войскам.
Войска сошлись, и битва закипела со страшной силой. Тучи стрел затмили солнце. Длинные ногайские стрелы насквозь пробивали доспехи рыцарей. Ржание коней, крики, лязг мечей, треск ломавшихся копей - все слилось в протяжный гул битвы. Пыль столбом поднялась над побоищем и закрыла солнце. Союзные войска сконцентрировали свой удар в центре. Ногайские войска начали медленно отступать в центр. Весь натиск сдерживали латники Эдиге. Они выстроились плотной стеной из конских и человеческих тел, сомкнув щиты, яростно рубились с поляками. Вокруг росли кучи тел польских и литовских воинов. Правый фланг бился на равных, а левый - медленно отступал, русские теснили сборные тумены Агахана и Янтувгана. Только тумены Сидахмета твердо стояли...
Поляки прорвали, наконец, центр, но не сумели дальше продвинуться, так как были встречены туменами Орака. Поляки замешкались и остановились. Литовцы бесполезно пытались смять правый фланг. Русские, наконец, ослабили натиск.
Обескровленные жестокой сечей они изнывали от жажды и духоты. Многие от усталости падали с ног. Князь Владимир был тяжело ранен в голову. Его брат Ярополк еще держался на коне, устало махая мечом. Это пока воодушевляло русских. Вот упали знамена. Один за другим падали сраженные дружинники Ярополка. Он схватился с огромным воином в золоченом шлеме. Это был темник Янтувган - брат Орака. Прикрывшись шитом, он яростно ударил по голове Ярополка. Шлем слетел с головы княжича. Взвыв от ярости, Ярополк нанес ответный удар, который пришел по наплечнику, надетому на кольчугу. Железо погнулось, но выдержало удар. В следующий миг молниеносный удар разрубил Ярополка почти до седла. Вокруг раздались победные крик ногайцев. В это время с фланга ударили латники Нуреддина и Джумагула. Построенные прямоугольными колоннами, ногайцы в один миг опрокинули фланги. В наступление перешла также середина войск, ранее отступавшая под ударами рыцарей и дружинников.
Битва разгорелась с новой силой. Уставшие войска союзников изнывали под ударами свежих сил ногайской конницы. Первыми побежали с поля битвы рыцари. Русские полки, теряя убитых и раненых, медленно отступали. Вскоре все союзное войско в панике бежало на Запад, оставив весь свой обоз, женщин и детей, взятых в поход. Немногие ушли из этой битвы после жесточайшего поражения.
Вся дорога, по которой бежали побежденные, была усеяна трупами воинов из золотистых равнин Польши, лесов Литвы и Руси... Раненых врагов добивали ударами копей. Кровь ручьями стекала в реку. От места битвы тянулся огромный красный шлейф по воде Ворскла. Кони не могли напиться воды из реки ниже битвы. Так закончилась одна из великих битв века. После этого побоища надолго воцарилась власть ногайских ханов над соседними землями. Даже железный хромец Тимур не решился пойти на Ногайскую Орду войной, а двинулся со своими ордами на Боязета - владыку турецких земель
Добавлено (25.12.2012, 02:57)
---------------------------------------------
С праздником Нардуган всех ногайцев!
Именно с этого дня начинает увеличиваться день, а ночь укорачивается, а 1 января непонятная дата - на 8-й день от Нардугана (каталического Рождества), некоторые полагают, что это, возможно действительно что-то языческое (евреи на 8-й день обрезают мальчиков), а наш исконный праздник ещё раньше, возможно, носил название Йол (Йол Тенгри - Бог судьбы др. тюрк. сл.)
ТАТАРЛАР НАРДУГАН БЕЛЭН ! Очень старый праздник Нардуган
Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов и символизирует культ Солнца.
НАРДУГАН, БУ ЯҢА ЕЛДЫР ! Инде көн озыная башлый.
Нар татар, удмурт, монгол, даур, орочен... телләрендә Кояшны аңлата, туган-дуган , димәк, яңа Кояш, яңа ел !
Очень старый праздник Нардуган, в переводе с татарского означающий «рожденный солнцем», возник во времена господства языческих верований, когда еще не появились великие мировые религии.
Нардуган называется по-разному, в зависимости от особенностей языка тех народов, которые отмечают данный праздник. Удмурты, башкиры и татары называют его традиционно Нардуган, в то время как татары-мишары именуют торжество Раштуа, чуваши — Нартаван, мокша — Нардаван, а народ эрзя — Нардава. Но, несмотря на различия в названии, смысл и суть праздника остаются неизменными. Люди прославляют свет, тепло и радость, воспевают нарастание дня, светлого времени суток, и убывание ночи, связанное с тем, что силы зла постепенно начинают терять мощь и могущество. Народ колядует, поет, просит подарки и гостинцы, гадает, стараясь узнать будущее.
Основные празднования разворачиваются вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил.
Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.
Нардуган http://tt.wikipedia.org/wiki/Нардуган
-----
Нардуган - время зимнего солнцестояния
В народном календаре некоторых групп татар Среднего Поволжья и Приуралья время зимнего солнцестояния — с 25 декабря по 7 января — занимало особое место. У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или шайтан туе, буквально: свадьба дьявола. Нардуган, с соответствующей обрядовой поэзией, известен татарам-мишарям; под названием нартаван — чувашам; под термином нардаве - мордве; святки — русским.
Следует отметить, что еще задолго до декабря, завершая хозяйственный год и готовясь к зиме, крещеные татары не только принимали реальные меры, чтобы обеспечить урожай будущего года, но и стремились также предугадать это будущее, следуя приметам; совершая те или иные танцевальные движения, они хотели, по всей вероятности, заручиться благополучием на целый год.
Большая часть сведений об обряде Нардуган относится ко второй половине XIX — началу XX вв. Фрагментарные сведения не дают должного представления об обрядовых танцах ряженых. Однако можно утверждать, что Нардуган и связанные с ним пляски, являясь подлинным театрализованным представлением, представляли собой ритуал, относившийся к магии плодородия. Об этом ярко свидетельствует народная поговорка: «Нардуганга бармасаң, житен булмый» (если не пойдешь на Нардуган, не будет урожая льна).
Содержание этого обряда сводится к следующему: в соответствующий знаменательный день — 25 декабря, а чаще всего накануне его — 24 декабря, в вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга-а-а» или: «Шайтан туена-а-а».., начинала обходить окрестные крестьянские дворы (нардуган булып йврилэр). Тем самым ряженые извещали все селение о том, что настал праздник и пора приниматься за те игры и пляски, которые исполнялись еще в древности в это время года.
Пляски ряженых, в основе которых лежали прыжки вверх (ыргып бию) и скачки из стороны в сторону (сикереп бию) были известны всему населению деревни или села.
Пляски ряженых, исполнявшиеся во время Нардугана, представляют собой целый цикл из нескольких частей:
1) приветственный танец, исполнявшийся во дворе, за дверью;
2) танец при входе в дом;
3) танец пряхи, исполнявшийся нардуганской бабкой, и танец деда;
4) благодарственный танец с пожеланиями благополучия;
5) прощальный танец;
6) пляски и танцы, связанные с гаданием;
7) игры и хороводы, сопровождаемые кострами.
Приветственный танец — болдыр кырында бию — исполнялся буквально перед каждым домом, за дверью. Исполняла его костюмированная группа в возрасте 10—15 лет. Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим пляску ряженых, была скрипка, а позже гармоника. Кроме того, С. Рыбаков в своем труде «О поэтическом творчестве уральских мусульман» указывает еще на один музыкальный инструмент — курай. Курай — древний национальный инструмент, изготовляемый из зонтичного растения с полым стеблем.
Для исполнения пляски болдыр кырында бию мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, пачкали себе лицо сажей. В прежние времена надевали на голову череп коня. В верованиях крещеных татар, равно как и у казанских татар и татар-мишарей, широко отражено почитание лошадей. Вероятно, эти акты являются пережитком язычества и магических обрядов, относящихся к глубокой древности.
Таким образом, костюмированная группа, держа в руках либо череп, либо чучело коня, ходила из дома в дом, затевала пляски и разыгрывала сценки. Останавливаясь перед каждым домом, под незатейливую музыку мальчика-музыканта святошники плясали поочередно. Пляски обычно начинались следующим образом: молодой человек, переодетый в женское одеяние, поплясав, сколько ему угодно, заставляет плясать всех по очереди.
Приветственный танец не имел строгую каноническую хореографическую композицию. Несмотря на то, что движения танцующих носили импровизированный характер, в его основе сохранялись «перескоки» — небольшие прыжки с одной ноги на другую или с одной ноги на две. Крестьяне верили, что исполнение этих движений принесет им обильный урожай.
Исполнив приветственную пляску в каждом дворе селения или в доме, костюмированная группа прекращала свое хождение по домам. Через некоторое время вслед за первой появлялась другая костюмированная группа. В пляске принимали участие более взрослые парни 15—20 лет. Они исполняли танец при входе в дом. Пляска называется «Өй эчендәге бию». Если в приветственном танце принимал участие смешанный состав исполнителей, то на этом этапе девушки не участвовали.
Парни переодевались в женские костюмы и начинали шествие по домам. Ряженые выбирали одного распорядителя, который устанавливал очередность — кому за кем плясать. По мнению М. Васильева, танцующие верили в то, что в исполнителя вселяется дух. А так как духи, по представлениям крещеных татар, бывают добрые и злые, надо было при исполнении танца обязательно угодить шайтану.
Таким образом, задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было непосредственно повлиять, главным образом, на исход урожая в будущем. К наиболее традиционной народной хореографии относятся следующие танцы: «Кара-каршы Бию» («Линейный танец»), «Чиратлы бию» («Поочередный танец») и подражательные танцы «Эт биюе» («Танец собаки»), «Сарыкбиюе» («Танец овцы»), «Елан биюе» («Танец змеи») и др. Основными мотивами этих танцев является ожидание успехов в крестьянском труде, благополучия и удачи в личной жизни.
Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной и, несомненно, исконной принадлежностью праздника, оно занимало важное место на Нардугане. Костры были центром, вокруг которого совершались основные танцевальные действия ряженых. Костры раскладывали обычно в каждом дворе. Для этого в середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому.
Крещеные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. В народе говорится, что если прыгать через горящий костер с зажженной соломой, не будешь болеть весь год. В некоторых местах, в частности в Мамадышском районе, зажигали в центре улицы только один большой костер. Разжигались нардуганские костры в древности «древесным огнем», полученным от трения.
Цикл танцевальных действий этого периода начинался обычно с прыжков молодежи через горящий костер. Через костры прыгали как поодиночке, так и парами. Прыгая через горящий костер, приговаривали следующее: «Чирем-чорым китсен» («Пусть покинет меня всякая хворь»). Перескакивание молодежи через костер парами, крепко, взявшимися за руки, было своеобразным гаданием. Считалось, что если руки у них не разомкнутся или же вслед им полетят искры от огня, то они поженятся. Аналогичное явление бытовало у русских, украинцев, белорусов.
Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь. Празднование Нардугана разнообразилось исполнением хороводов вокруг костра. Хороводы были неотъемлемой составной частью праздника. В основном они носили лирический характер и заключались в хождении молодежи вокруг огня. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер — солнечный ореол.
В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально-обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.
Таким образом, рассмотренные танцы, связанные с календарным обрядом Нардуган, показывают их аграрно-магическую основу: желание земледельца повлиять на рост озимых посевов, оградить домашних животных от болезней и обеспечить благополучие людям. В известной мере в плясках ряженых сохранились остатки языческих верований и различных суеверий. Обычай разжигать костры, прыгать через огонь — не что иное, как вера крещеных татар в очистительную и живительную силу огня.
Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняются кое-где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах. В частности, описанный выше обряд имеет место и поныне в деревне Старое Гришкино Елабужского района, в деревнях Субаш, Тямти Сабинского района, в деревне Ковали Пестречинского района.
К. М. Бикбулатов. Нардуганский цикл танцев татар-кряшен.
Из сборника «Искусство Татарстана: пути становления».— Казань, 1985
http://tatari-rylat.narod2.ru/obichai_i_obryadi/nardugan_-_vremya_zimnego_solntsestoyaniya/
Метки:нардуган
http://my.mail.ru/community/hun-tatar/6976982671BE5499.html