тоньюкукк1961 | Дата: Понедельник, 09 Декабря 2013, 17:22 | Сообщение # 1 |
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Формирование татов как этнической основы современных крымских татарГорно-предгорные татары относятся к среднеевропейскому расовому типу и внешне похожи на представителей народов Центральной и Восточной Европы. Довольно часто встречаются переходные и светлопигментированные типы. По росту, высоте черепа, длине и разрезу глазной щели они ближе к степным группам, а по другим размерам анатомического строения лица - к южнобережным татарам.Нужно заметить, что приведённые данные по антропологии горных татар до некоторой степени являются обобщёнными, так как население практически каждой деревни горного Крыма имело свои особенности.Диалект горных татар также относится к группе кипчакских языков, но с уже большим количеством огузских заимствований и заметным числом арабских и греческих слов.Густав Радде так описывал горных татар: "...они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные."Необходимо отметить, что среди населения горного Крыма (район Бахчисарая) нередок и светлопигментированный тип (светлые волосы, голубые глаза).Некоторые исследователи считают их потомками готов (германских племён эпохи Великого переселения народов): в частности антрополог Г.И. Петров, проводивший исследования в деревне Черкес-Кермен в 1920-х годах. По исследованиям Г.И. Петрова, у жителей деревни сохранились некоторые черты, как он считал, физического облика крымских готов - высокий рост, светлая окраска волос, глаз и кожи.Ещё в 16 веке немецкий путешественник барон Бусбек встречал в Константинополе крымских готов, не забывших родной язык (некоторые слова крымских готов он записал, составив небольшой словарик). Они сообщили ему о существовании в горном Крыму готских поселении, которые продолжали сохранять язык, обычаи и воинственость предков (крымские таты обязаны были выставлять для армии турецкого султана и крымского хана отряды лучников, также участвовавших в походах на сопредельные страны).Исключительно интересным фактом является преемственность населения горного Крыма на протяжении многих столетий, отмеченная советским антропологом В.П. Алексеевым (1980, 1989) в ходе изучения мусульманских могильников датированных 18-19 вв."Лицевой скелет умеренно широкий и средней высоты; нос при средней ширине грушевидного отверстия относительно узкий; черепная коробка короткая и низкая, при этом очень широкая, что приводит к резко выраженной брахикрании. Таким образом, наблюдается комплекс признаков, который в различных модификациях распространён в восточных районах расселения представителей европеодной расы, а с эпохи бронзы, раннего железа и раннего средневековья зафиксирован у населения, оставившего могильники в Средней Азии и Поволжье. Этот комплекс признаков фигурирует во многих описаниях типов европеоидов: северный вариант понто-загросской расы, туранская раса, раса Среднеазиатского междуречья."Судя по этнической и политической карте Восточной Европы, которая известна из описаний авторов 1-2 вв. н.э., на рубеже и в начале нашей эры в Северном Причерноморье обитали алано-скифы.Изучение раннесредневекового могильника Чуфут-Кале, горная часть Крыма, (Соколова, 1958) также указывает на связь с древними скифами: "Население раннесредневекового Чуфут-Кале принадлежит к сармато-аланской группе, которая по своему морфологическому типу близка к скифам, в частности к типу из некрополя "Неаполь Скифский" (район современного Симферополя), либо этнически являлась позднескифской, но усвоила сарматский обычай деформации головы."На искусственную затылочную деформацию указывает и Г.Ф. Дебец (1949), изучавший средневековые некрополи: Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Херсонеса.Сармато-аланский расовый комплекс археологи связывают с салтано-маяцкой культурой широко распространнёной в степях Восточной Европы вплоть до IХ века. Любопытно, что при изучении двух памятников 8-10 веков - Верхнесалтановского (аланского) и Нейталовского (протоболгарского), расположенных на противоположных берегах Печенежского водохранилища (Харьковская область Украины), вместе с характерными (деформированными) черепами алан в Верхнесалтановском памятнике нередко встречаются вещи характерные для протоболгар, а в протоболгарском Нейталовском, где преимущественно брахикранные и мезокранные черепа, вещи характерные для алан. Подобное смешение двух культурных комплексов было характерно и для хазарского Саркела.Начиная с 4 века в Причерноморские и Приазовские степи проникают тюркские племена (гунны, протоболгары, хазары) постепенно ассимилировавшие аланское население, которое переходило на тюркский язык. Тюркские племена (протоболгары, хазары) в свою очередь воспринимали более развитую местную аланскую культуру. Именно с хазарского периода начинается языковая ассимиляция населения Северного Причерноморья, и в частности Крыма. Но несмотря на переход на тюркский язык, сармато-аланский культурный комплекс сохранялся среди населения Крыма вплоть до начала 20 столетия (в том числе и в одежде: любопытные параллели видны при сравнении скифского костюма с крымскотатарским).Характерная для алан искусственная деформация головы была отмечена у крымских татар Я.Я. Рогинским (1928) и К.С. Мережковским (1890), но уже у современного им населения Южного Берега Крыма. То есть этот древний признак сохранялся у крымцев даже в начале 20 века.Нашествие гуннов, вообще, увлекло алан своим потоком в Европу, где аланы входили в племенной союз гуннов и участвовали в завоеваниях. В своём движение на запад аланы прошли Италию, Францию, Пиренейский полуостров и оказались в Северной Африке. Особенно прочно аланы закрепились в Паннонии (Венгрия), где венгерские короли даровали им земли (Ясшаг) и аланы длительное время сохраняли своё этническое самоназвание под этнонимом асы.Последующие волны тюрков-кочевников (печенеги, половцы) оттеснили аланское население из степей Северного Причерноморья в горы Кавказа и Крыма.Но ещё в 13 веке Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встречал алан.Другой источник 13 века - христианский миссионер Феодор, указывал, что в Юго-Западном Крыму близ Херсонеса расселены аланы, охранявшие подступы к городу. Эту территорию он назвал Малой Алание, в противовес кавказской - Большой Алании.Из описания Аммиана Марцелиана (4 в.н.э.) следует, что у алан также, как и готов, был светлопигментированный тип: "...почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей..."Говоря о доминировании готского или аланского компонентов в светлопигментированных популяциях татов горного Крыма, следует отметить, что уже к 15 веку, благодаря культурному сближению в рамках греческой православной церкви, оба народа смешались, получив наименование готаланы. Венецианский купец Иосиф Барбаро (15 век) писал: "...За Каффой, по изгибу берега, находится Готия, за ней - Алания. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали своё имя с именем аланов. ...ввиду смешения одного племени с другим они называют себя готаланами." Как видно из этого описания данный антропологический и культурный комплекс должен был сохраниться и на Южном берегу Крыма. http://www.turlocman.ru/ukraine/1837#section_2
После разгрома алан гуннами в 375 г. часть их ушла на запад, а другая часть отступила в гор- ные районы Центрального и Западного Кавказа и сыг- рала Заметную роль в истории народов Кавказа, Восточной Европы, Передней и Малой АЗИИ.
Часть алан под натиском гуннов отступила на за- пад и дошла до Франции и Испании, а оттуда аланы переправились через Гибралтарский пролив и, захватив значительную часть территории Северной Африки, со- здали на нынешней территории Алжира, Марокко и Туниса алано-вандальское государство. Оттуда на ко- раблях они совершали набега на Рим и в конце Y в. разрушили его. Впоследствии аланы слились с ме- стными племенами, в частности, приняли участие в формировании испанского народа. В Каталонии (по- тюркски — «Вторая Алания») они составляли значи- тельную часть населения. Испанский этнограф Хосе-Мануэль Гомас-Табанера отмечает, что тюрки- аланы принимали участие в этногенезе испанцев (Со- ветская этнография, 1966, № 5, с. 62). Многие выводы отдельных авторов построены на ономастике аланских племен, причем нередко эти ис- следователи игнорируют явно тюркские имена асов/алан. Приведем несколько тюркских аланских личных имен. Алда — Впереди, Передовой, Предводитель. Алдах — Обет, Обещанный. Аспар — Гордый, Благородный. База — Сила, Мощь, Опора. Буюргур — Повелитель. Кандак —' Кан/Хан — князь; Кандык — Будущий князь, Принц. ' Хаскар — Волк. Базук — Толстый, Мощный. Амбазук — Самый толстый, Наимощнейший. Хуанхуа — Хунхар — Кровожадный, Лютый, Же- стокий. Урдур — Бьющий, Поражающий. Бурдухан — Бурди («благоухать») + Хан («князь») « Благоухающий хан. 103 Дургулэль — Тургу (тюркский племенной этноним) + Эл («народ, племя»). Боренё — Бор («строгий») + Ана («мать») «• Стро- гая мать. Худдан — Хитрый. Алтун — Золото. Сатхи — Поверхностный. Узур-Бек — Озар («обгоняющий») -4- Бек («князь»). Параджан — Пара («деньги») + Джан («душа»). Ачав — Боль, Горький. Арыслан — Лев. Бурикан — Бури, Бёрю («волк») + кан («кровь»), Буриберди — Волком данный. .
Все приведенные выше алано-асские имена, содер- жащиеся в письменных источниках I-XIY вв., не ос- тавляют сомнений в том, что их носители говорили на тюркском языке. Этот вывод подтверждается и этимологией самих терминов «ас» и «алан». Слово «ас» на тюркских языках имеет множество значений: «переходить», «пе- реваливать», «перебираться через гору, возвышенность», но дословно оно переводиться как «горностай» (ДТС, с. 59). http://real-alania.narod.ru/alanialand/history/L1/6alan_turk.htm
От себя добавлю, что слово "алан" употребляется как взаимное обращение между карачаевцами и балкарцами, а так же на казахском означает "детёныш барса". Кроме того асы - аланы сыграли значительную роль в этногенезе ногайцев, об этом говорит хотя бы то, что асы входят в один из четырёх кубов караногайцев - ас-костамгалы. А насчёт названия "тат" есть версия, что оно образовано от слова "тау" или "таг" - гора, поскольку таты живут в горной части Крыма: тау - таг - таглы - тагыл - тагыт - тагт -тат...
|
|
| |