тоньюкукк1961 | Дата: Понедельник, 09 Декабря 2013, 17:22 | Сообщение # 1 |
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Формирование татов как этнической основы современных крымских татарГорно-предгорные татары относятся к среднеевропейскому расовому типу и внешне похожи на представителей народов Центральной и Восточной Европы. Довольно часто встречаются переходные и светлопигментированные типы. По росту, высоте черепа, длине и разрезу глазной щели они ближе к степным группам, а по другим размерам анатомического строения лица - к южнобережным татарам. Нужно заметить, что приведённые данные по антропологии горных татар до некоторой степени являются обобщёнными, так как население практически каждой деревни горного Крыма имело свои особенности.Диалект горных татар также относится к группе кипчакских языков, но с уже большим количеством огузских заимствований и заметным числом арабских и греческих слов.Густав Радде так описывал горных татар: "...они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные."Необходимо отметить, что среди населения горного Крыма (район Бахчисарая) нередок и светлопигментированный тип (светлые волосы, голубые глаза).Некоторые исследователи считают их потомками готов (германских племён эпохи Великого переселения народов): в частности антрополог Г.И. Петров, проводивший исследования в деревне Черкес-Кермен в 1920-х годах. По исследованиям Г.И. Петрова, у жителей деревни сохранились некоторые черты, как он считал, физического облика крымских готов - высокий рост, светлая окраска волос, глаз и кожи. Ещё в 16 веке немецкий путешественник барон Бусбек встречал в Константинополе крымских готов, не забывших родной язык (некоторые слова крымских готов он записал, составив небольшой словарик). Они сообщили ему о существовании в горном Крыму готских поселении, которые продолжали сохранять язык, обычаи и воинственость предков (крымские таты обязаны были выставлять для армии турецкого султана и крымского хана отряды лучников, также участвовавших в походах на сопредельные страны).Исключительно интересным фактом является преемственность населения горного Крыма на протяжении многих столетий, отмеченная советским антропологом В.П. Алексеевым (1980, 1989) в ходе изучения мусульманских могильников датированных 18-19 вв."Лицевой скелет умеренно широкий и средней высоты; нос при средней ширине грушевидного отверстия относительно узкий; черепная коробка короткая и низкая, при этом очень широкая, что приводит к резко выраженной брахикрании. Таким образом, наблюдается комплекс признаков, который в различных модификациях распространён в восточных районах расселения представителей европеодной расы, а с эпохи бронзы, раннего железа и раннего средневековья зафиксирован у населения, оставившего могильники в Средней Азии и Поволжье. Этот комплекс признаков фигурирует во многих описаниях типов европеоидов: северный вариант понто-загросской расы, туранская раса, раса Среднеазиатского междуречья."Судя по этнической и политической карте Восточной Европы, которая известна из описаний авторов 1-2 вв. н.э., на рубеже и в начале нашей эры в Северном Причерноморье обитали алано-скифы. Изучение раннесредневекового могильника Чуфут-Кале, горная часть Крыма, (Соколова, 1958) также указывает на связь с древними скифами: "Население раннесредневекового Чуфут-Кале принадлежит к сармато-аланской группе, которая по своему морфологическому типу близка к скифам, в частности к типу из некрополя "Неаполь Скифский" (район современного Симферополя), либо этнически являлась позднескифской, но усвоила сарматский обычай деформации головы."На искусственную затылочную деформацию указывает и Г.Ф. Дебец (1949), изучавший средневековые некрополи: Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Херсонеса.Сармато-аланский расовый комплекс археологи связывают с салтано-маяцкой культурой широко распространнёной в степях Восточной Европы вплоть до IХ века. Любопытно, что при изучении двух памятников 8-10 веков - Верхнесалтановского (аланского) и Нейталовского (протоболгарского), расположенных на противоположных берегах Печенежского водохранилища (Харьковская область Украины), вместе с характерными (деформированными) черепами алан в Верхнесалтановском памятнике нередко встречаются вещи характерные для протоболгар, а в протоболгарском Нейталовском, где преимущественно брахикранные и мезокранные черепа, вещи характерные для алан. Подобное смешение двух культурных комплексов было характерно и для хазарского Саркела.Начиная с 4 века в Причерноморские и Приазовские степи проникают тюркские племена (гунны, протоболгары, хазары) постепенно ассимилировавшие аланское население, которое переходило на тюркский язык. Тюркские племена (протоболгары, хазары) в свою очередь воспринимали более развитую местную аланскую культуру. Именно с хазарского периода начинается языковая ассимиляция населения Северного Причерноморья, и в частности Крыма. Но несмотря на переход на тюркский язык, сармато-аланский культурный комплекс сохранялся среди населения Крыма вплоть до начала 20 столетия (в том числе и в одежде: любопытные параллели видны при сравнении скифского костюма с крымскотатарским). Характерная для алан искусственная деформация головы была отмечена у крымских татар Я.Я. Рогинским (1928) и К.С. Мережковским (1890), но уже у современного им населения Южного Берега Крыма. То есть этот древний признак сохранялся у крымцев даже в начале 20 века.Нашествие гуннов, вообще, увлекло алан своим потоком в Европу, где аланы входили в племенной союз гуннов и участвовали в завоеваниях. В своём движение на запад аланы прошли Италию, Францию, Пиренейский полуостров и оказались в Северной Африке. Особенно прочно аланы закрепились в Паннонии (Венгрия), где венгерские короли даровали им земли (Ясшаг) и аланы длительное время сохраняли своё этническое самоназвание под этнонимом асы.Последующие волны тюрков-кочевников (печенеги, половцы) оттеснили аланское население из степей Северного Причерноморья в горы Кавказа и Крыма.Но ещё в 13 веке Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встречал алан.Другой источник 13 века - христианский миссионер Феодор, указывал, что в Юго-Западном Крыму близ Херсонеса расселены аланы, охранявшие подступы к городу. Эту территорию он назвал Малой Алание, в противовес кавказской - Большой Алании.Из описания Аммиана Марцелиана (4 в.н.э.) следует, что у алан также, как и готов, был светлопигментированный тип: "...почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей..."Говоря о доминировании готского или аланского компонентов в светлопигментированных популяциях татов горного Крыма, следует отметить, что уже к 15 веку, благодаря культурному сближению в рамках греческой православной церкви, оба народа смешались, получив наименование готаланы. Венецианский купец Иосиф Барбаро (15 век) писал: "...За Каффой, по изгибу берега, находится Готия, за ней - Алания. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали своё имя с именем аланов. ...ввиду смешения одного племени с другим они называют себя готаланами." Как видно из этого описания данный антропологический и культурный комплекс должен был сохраниться и на Южном берегу Крыма. http://www.turlocman.ru/ukraine/1837#section_2
После разгрома алан гуннами в 375 г. часть их ушла на запад, а другая часть отступила в гор- ные районы Центрального и Западного Кавказа и сыг- рала Заметную роль в истории народов Кавказа, Восточной Европы, Передней и Малой АЗИИ.
Часть алан под натиском гуннов отступила на за- пад и дошла до Франции и Испании, а оттуда аланы переправились через Гибралтарский пролив и, захватив значительную часть территории Северной Африки, со- здали на нынешней территории Алжира, Марокко и Туниса алано-вандальское государство. Оттуда на ко- раблях они совершали набега на Рим и в конце Y в. разрушили его. Впоследствии аланы слились с ме- стными племенами, в частности, приняли участие в формировании испанского народа. В Каталонии (по- тюркски — «Вторая Алания») они составляли значи- тельную часть населения. Испанский этнограф Хосе-Мануэль Гомас-Табанера отмечает, что тюрки- аланы принимали участие в этногенезе испанцев (Со- ветская этнография, 1966, № 5, с. 62). Многие выводы отдельных авторов построены на ономастике аланских племен, причем нередко эти ис- следователи игнорируют явно тюркские имена асов/алан. Приведем несколько тюркских аланских личных имен. Алда — Впереди, Передовой, Предводитель. Алдах — Обет, Обещанный. Аспар — Гордый, Благородный. База — Сила, Мощь, Опора. Буюргур — Повелитель. Кандак —' Кан/Хан — князь; Кандык — Будущий князь, Принц. ' Хаскар — Волк. Базук — Толстый, Мощный. Амбазук — Самый толстый, Наимощнейший. Хуанхуа — Хунхар — Кровожадный, Лютый, Же- стокий. Урдур — Бьющий, Поражающий. Бурдухан — Бурди («благоухать») + Хан («князь») « Благоухающий хан. 103 Дургулэль — Тургу (тюркский племенной этноним) + Эл («народ, племя»). Боренё — Бор («строгий») + Ана («мать») «• Стро- гая мать. Худдан — Хитрый. Алтун — Золото. Сатхи — Поверхностный. Узур-Бек — Озар («обгоняющий») -4- Бек («князь»). Параджан — Пара («деньги») + Джан («душа»). Ачав — Боль, Горький. Арыслан — Лев. Бурикан — Бури, Бёрю («волк») + кан («кровь»), Буриберди — Волком данный. .
Все приведенные выше алано-асские имена, содер- жащиеся в письменных источниках I-XIY вв., не ос- тавляют сомнений в том, что их носители говорили на тюркском языке. Этот вывод подтверждается и этимологией самих терминов «ас» и «алан». Слово «ас» на тюркских языках имеет множество значений: «переходить», «пе- реваливать», «перебираться через гору, возвышенность», но дословно оно переводиться как «горностай» (ДТС, с. 59). http://real-alania.narod.ru/alanialand/history/L1/6alan_turk.htm
От себя добавлю, что слово "алан" употребляется как взаимное обращение между карачаевцами и балкарцами, а так же на казахском означает "детёныш барса". Кроме того асы - аланы сыграли значительную роль в этногенезе ногайцев, об этом говорит хотя бы то, что асы входят в один из четырёх кубов караногайцев - ас-костамгалы. А насчёт названия "тат" есть версия, что оно образовано от слова "тау" или "таг" - гора, поскольку таты живут в горной части Крыма: тау - таг - таглы - тагыл - тагыт - тагт -тат...
|
|
| |