Ногайцы и Татары
|
|
BAD_BOY25 | Дата: Пятница, 14 Января 2011, 23:19 | Сообщение # 1 |
Одиночка
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 143
Награды: 74
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Ногайцы и Татары
|
|
| |
Anwar | Дата: Среда, 01 Июня 2011, 19:22 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 114
Награды: 8
Репутация: 60
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Начал составлять Ногайско-Татарский словарь. Если что-то неправильно, то напишите пожалуйста:
кардаш = абый = брат(старший) агач = агач = дерево егер = әгәр = если алагаз = ала = пестрый олар = алар = они амбар = амбар ак = ак = белый аккув = аккош = лебедь арба = арба арт = арт = задний аш казан = ашказаны = желудок аш казан йолы = ашказаны юлы= пищевод ат = ат = лошадь, конь авыр = авыр = тяжело, тяжелый
|
|
| |
Lali | Дата: Четверг, 02 Июня 2011, 09:49 | Сообщение # 3 |
Группа: Администратор
Сообщений: 67
Награды: 5
Репутация: 226
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Anwar, всё верно, моя похвала за полезный труд. Есть лишь дополнения:
"старший брат" на ногайском языке помимо "уьйкен кардаш" переводится как "ага"
дерево переводится как "терек", слово "агаш" употребляется как обозначение материала
"пестрый" также помимо "ала" переводится как "ала-кула", "туьрли туьсли"
"задний" также помимо "арт" переводится как "арткы", "арттагы"
желудок - ас казан, карын
пищевод - тамак (в том числе)
|
|
| |
Anwar | Дата: Суббота, 04 Июня 2011, 17:15 | Сообщение # 4 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 114
Награды: 8
Репутация: 60
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Рәхмәт! - Спасибо! Старший брат = (өлкән) абый Ага у нас - это с уваңением к старшим. Напр. Муса ага У нас дерево-материал: ҮЗАГАЧ. ТИРӘК - тополь Как у вас тополь? Пестрый тоже: АЛА, АЛА-КОЛА, ЧУАР, АЛМА-ЧУАР. Напр.: АЛА АТ, ЧУАР АТ, АЛМА-ЧУАР АТ. АЛМА-ЧУАР(с круглыми вкраплениями светлых или темных тонов) АЛМА - естественно, яблоко Задний - АРТ, АРТКЫ, АРТТАГЫ, АРКА ЯГЫ, АРТСАН - тоже Желудок - АШ КАЗАНЫ, КАРЫН Например, фраза: КАРЫН АЧТЫ, ТАМАК АЧТЫ - захотелось есть(КҮТӘН АЧЫКТЫ - то же самое, но вульгарно) Есть еще для пищевода: ҮҢЕЧ, ҖЕН - больше не для людей.
Аңлатма: Не подумайте, что я Вас нагружаю, но хотелось бы, чтобы все это могло послужить ПОДСКАЗКОЙ для того, чтобы ВЫ вспомнили едва не забытые ВАШИ слова. А их надо возрождать. Пожалуйста, зарегистрируйтесь кто-нибудь на forvo.com? чтобы перед всем миром показать существование Ногайского Языка и как звучат его слова.
|
|
| |
Baidar | Дата: Вторник, 19 Июля 2011, 16:09 | Сообщение # 5 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Александр Пилипенко: Крымскотатарские колонии на Кавказе и в Закавказье
Крымскотатарские колонии на Кавказе и в Закавказье
Каждый, живущий в Крыму хотя бы несколько месяцев, конечно же, знает, что на протяжении многих веков полуостров почти постоянно заселялся колонистами. На слуху и греческие колонии, и византийские, и средневековые армянские, и русские, болгарские, немецкие (и многие другие), появлявшиеся уже в Новое и Новейшие времена.
А вот об обратном процессе – основания крымчанами своих поселений за пределами полуострова – рассказывается намного меньше. Именно этой теме мы и посвятим сегодняшний материал. Наше первое путешествие по следам крымских колонистов – Кавказ и Закавказье.
Татартуп
Первым городом, основанным выходцами из Крыма – крымскими татарами, считается город Татартуп («Татарская стоянка»), останки которого находятся в Заманкульской долине в современной Северной Осетии – Алании.
В 1239 монгольские войска положили конец Аланскому государству и дотла уничтожили его столицу Дедяков. Однако покоренное население постоянно поднимало восстания, и ханы Улуса Джучи в 1277 году пришли к выводу, что необходимо усилить свой контроль над страной. Они вывели из Крыма несколько сел и поселили их в окрестностях Дедякова, о чем сообщается в книге XVI века «Тарихи Дербенд-наме». Новый город официально стал называться Верхний Джулат, однако из-за крымскотатарского населения к нему прижилось другое, местное название – Татартуп. Крепость неоднократно осаждали аланы, в 1319 году им удалось его сжечь, но гарнизон был восстановлен и оставался здесь, по крайней мере, до XVII века. Впоследствии он исчез – по местной легенде, все колонисты погибли от чумы.
Ордынские ханы лично бывали здесь и закладывали мечети, поражавшие воображение местных жителей своими минаретами. Один такой минарет на развалинах Татартупа обнаружил в 1771 году академик Российской академии наук И.А. Гильденштедт, а другой ученый путешественник Ю. Клапрот в начале XIX века открыл даже три минарета и, следовательно, три мечети.
В 1829 году на Татартупе побывал Пушкин. В своем «Путешествии в Арзрум» он пишет: «Первое замечательное место есть крепость Минарет. Приближаясь к ней, наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, обросшими липой и чинаром. Это могилы нескольких тысяч умерших чумою. Пестрели цветы, порожденные зараженным пеплом. Справа сиял снежный Кавказ; впереди возвышалась огромная, лесистая гора; за нею находилась крепость; кругом ее видны следы разоренного аула, называвшегося Татартупом и бывшего некогда главным в Большой Кабарде. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы».
В 1835 году первые осетинские поселенцы во главе с Бердом Кусовым появились в Заманкульской долине и основали село Бердыхеу, которое сейчас называется Заманкул.
БАЙДАРЫ
Местные легенды рассказывают о «великом» переселении ногайцев из Крыма. В 1360-е годы в Орде вспыхнула «Великая замятня», в ходе которой десятки ханов и претендентов на престол убивали друг друга в кровопролитных сражениях. Возвысившийся к тому времени крымский наместник Мамай был во вражде с ногайским племенем Мангыт. По преданию, он покорил один из родов крымских мангытов – Байдары – и изгнал его на Кавказ. Здесь Байдаров стал преследовать другой великий завоеватель – Тимур. Спасаясь от бедствий, они несколько десятилетий кочевали по Южному Кавказу и Закавказью, постепенно переходили к оседлой жизни и стали основателями нескольких поселений.
На юге Грузии, на границе с Арменией расположен край (мкхари) Квемо-Картли, в который входит историческая провинция Борчалы (некогда населенная тюрками). В Марнеульском муниципалитете этого края находится село Баидари (ранее – Байдары, 1236 жителей), которое, согласно местным краеведам, основано выходцами из Крыма.
На севере Азербайджана, в Кахском районе, есть село Байдарлы, население которого составляет 368 человек. На северо-западе Азербайджана, в Шамкирском районе, находятся развалины средневекового города Байдар. Небольшое село, на территории которого они стоят, называется Байрамлы (в 1930-1992 гг. называлось Колхозкенд).
На северо-западе Армении, в Ширакской области (марзе) есть село Байтар, которое в древности было заселено византийцами, а по руинам церкви после них новое поселение прозвали Ала-Килисе. В 1831 г. здесь жило всего 27 «татар» (азербайджанцев), в 1870 г. его заселили греческие переселенцы, которые настаивают, что название Байтар происходит от греческого – «целитель коня». В 1918 г. греческое население было вырезано турецкими войсками, в 1920 г. Байтар заселили армянские беженцы из Карса.
Весной 1988 г. начались межнациональные конфликты, и село покинули азербайджанцы. Осталось 235 армян, дома которых спустя полгода, 7 декабря 1988 г., были разрушены мощнейшим землетрясением. В настоящее время в селе насчитывается 190 жителей, в основном – это армяне, беженцы из Азербайджана. В 1992 г. историческое название Байтар заменено на армянское Овтун.
В южном Дагестане сохранилось селение Байдар-Бай ногайского происхождения, в Карачаево-Черкесии – Байдаевка, а в Чечне – селение Байдарки-Ногайюрт (Ногайюртовский район). Как утверждают современные собиратели старины, остатки рода Байдар среди кубанских ногайцев «подверглись репрессиям в 1917-1921 годах, многие были высланы, многие расстреляны, но все же ныне Байдарлар есть и живут в с. Адиль-Халк (Верхне-Мансуровский), как и их предки, изучают Коран и являются эфендиями». Название «Байдар» и производные от него настолько прижились, что современные аварцы называют всех кавказских тюрок словом «Падар». Родовыми потомками Байдаров считаются фамилии Байдаевы (у карачаевцев и балкарцев), Байдарашвили, Бейдаровы, Бейдарте (у осетин), Байдаровы (у чеченцев, даргинцев, азербайджанцев, ногайцев), а также знатный род неясной этнической «приписки» Байдар-Адли.
Бораган и Татар-Шехир
Следующее по времени крупное переселение датируется условно 1560 годом. Род Бораган, называющий себя близким к ханскому роду Гераев, пустился в бегство в количестве 1700 кибиток и основал два селения, первоначально названные по именам (или, скорее, прозвищам) предводителей Борахана и Керимхана. Первым городком, основанным крымскими беженцами, был упоминаемый в «Дербенд-наме» Татар-и Шехир или Нижний Джулат.
Устное предание князей Таймазовых, записанное в конце XVIII века Яном Потоцким, а позже – подпоручиком Грозненского округа князем Солтан-Ханом Таймазовым, говорит: «В 1-й половине XVI столетия, во время великих смут, происходивших в Крыму за право владения ханским престолом, один из Дома крымских ханов – по имени Борахан – с партиею приверженцев своих в числе около 5 тыс. чел., после неудачных попыток овладеть ханским престолом, бежал на Кавказ, где с помощью князей Кубанских он занял место для поселения своего, первоначально там, где теперь существует деревня Андреева в Кумыкском округе, а потом вследствие раздора с князем Шамхалом Тарковским Борахан перешел на место, находящееся между слиянием реки Сунжи с рекою Тереком, и поселил там аул Бора-Хан, называемый русскими Бораган».
Брагуны – сейчас аул в Гудермесском районе Чеченской республики, на левом берегу реки Сунджи. «Впервые был заселен выходцами из Крыма еще в XVI в.», указывает энциклопедия Брокгауза-Ефрона. Кумыкское название – Борагъан, чеченское – Керла-Дарбанхи, сегодня там проживает 3000 человек, в основном, потомков первопоселенцев.
На свое крымское происхождение указывали и многие жители района, и уздени (младшие дворяне), жившие в окрестностях: Шахтемир Бектемиров (с. Старый юрт); Будайхан, Джумахан, Умахан, Губахан, Яхья Мусаев (Новый юрт); Бийбулат, Тау-султан, Ибрагим, Таймасхан, Абдул-Меджид, Адильхан Болатханов; Батырхан, Исахан, Юнус Арсланов.
Поселения Хануко
Основателями нескольких кавказских поселений и родов стали родовитые беженцы из Крыма – султаны (царевичи) из семьи Гераев, в течение XVI-XVIII веков постоянно убегавшие и находившие прибежище на Кавказе. Некоторые из них потом возвращались и даже занимали видные посты в Крымском ханстве, но большинство оставалось, роднилось с местными жителями и основывало собственные роды, подчас становившиеся весьма многочисленными. Со временем они стали образовывать целую группу родов хануко («дети хана»), весьма влиятельную и занимавшую второе место в знати после адыгейских князей – Пши.
«Адыги, состоявшие в непрочном вассальном союзе с Крымом, неизменно принимали с почетом очередных беглецов. Те селились и постепенно ассимилировались среди горцев, но никогда не приобретали реальной власти, оставаясь благородными нахлебниками. Причина проста – отсутствие у хануко племенной идентификации, их непринадлежность к горской общине», пишет современный этнограф Г. Дерлугьян.
Самый известный из таких хануко, Аслан-Герай, стал князем рода Hatuqwai. «Он не был физически сильным, но слыл опытным оратором и руководителем. При его правлении Hatuqwai достигли высоты своей власти. После его смерти племя вскоре впало в смятение и гражданскую войну и потеряло большую часть своей былой мощи и влияния», сообщает о нем предание.
Хануко считаются также основателями села Даурхабль, позже ставшее носить название – Хакуринохабль, что на левом берегу р. Курджипса (приток р. Белой), 15 км к югу от Майкопа. Пришельцы вытеснили отсюда прежний род абадзехов, заняли их земли и основали поселок. Название село получило от рода Дауровых (Даурхэр), которые вели свое происхождение от троих первых хануко – Оздемира, Кушназа и Едига, причем последний был ногайцем.
К хануко возводили себя и жители станицы Бабуковской, которые на этом основании претендовали на вхождение в российское дворянство. В составленном ими в 1836 г. документе говорится, что в XVIII в. Бабуков аул основали крымские беженцы Фат-Гирей с сыном Рахмутом, Девлетгерай Алхасов с сыном Бекиром, а также их слуги и подданные: Кадигаза Алимов с сыновьями Исхаком, Шелохом, Хаджибекиром, Афинда Эфендиев с сыновьями Усманом и Докшуком, Гучуж Ажиев с сыновьями Ильясом, Шолохом и Зурабом, Хасан Мамхегов с сыновьями Аисом и Сайтом, Исмаил Мамхегов с сыновьями Дадугом и Пагихой. Затем в течение семи лет к ним подселились их сородичи: Тукум и Чужей Казановы, Безит Дауров, Касим Абаев с братьями Бекиром и Сулейманом, а также Селим-Бек Булатов. По крайней мере, до 1842 года, потомки этих поселенцев имели привилегированное положение по отношению к другим жителям. А неназванный «потомок крымских султанов» управлял станицей в конце 50-х годов. С каждым годом станица разрасталась, и по населению она становилась все более смешанной.
Будущий Кисловодск
Другой известный род хануко – Джантемировы, князья, которых известны с 1643 года. В бассейне верхней Кумы джантемировцы известны с 1746 года. В 1788 г. упоминаются «Жантемировы Кабаки» в ныне знаменитой Кисловодской долине, в 1794 г. в них проживали 4264 человек, которых генерал Кнорринг в рапорте Павлу I описывал как «народ добронравный и послушный». В 1804 г. они ушли за Кубань, основав еще несколько аулов.
В 1793 году Кисловодскую долину посетил ученый Пётр-Симон Паллас, исследовал источник нарзана, измерил глубину, составил его описание, предсказав нарзану большое будущее. В 1798 г. командующий войсками на Кавказской линии граф И.И. Морков расположился лагерем над источником в сопровождении жены и молодого секретаря Алексея Реброва, принимал ванны из подогретого нарзана, чтобы вылечиться от астмы. 7 марта 1803 г. вышел рескрипт Александра I, согласно которому крепость Кислые воды, принадлежащая Азово-Моздокской оборонительной линии, была возведена на возвышении между речками, получившими впоследствии названия Ольховка и Берёзовка, на расстоянии пушечного выстрела от источника нарзана. Так был основан Кисловодск.
Города Шахин-Герая
Завершить обзор крымскотатарских колоний на Кавказе следует и хронологически, и логически двумя городами, ныне занимаемыми Ейском, пятым по численности населения городом Краснодарского края, морским портом, насчитывающим 87,5 тыс. жителей.
Между станицами Ясенской и Копанской, примерно в 45 километрах к югу от Ейска, располагается Ханское озеро. В старину его еще называли Татарским. Как гласит предание, в те времена, когда территория Приазовья принадлежала крымскому хану, в озере добывали поваренную соль. Она пользовалась большим спросом не только по всей Кубани, но и за ее пределами. А весь доход от добычи соли шел в ханскую казну. Может быть, поэтому озеро в те давние времена и получило свое название.
Шахингераевский Базар основан в 1775 году, как ставка поддерживаемого Россией претендента на крымский престол Шахин-Герая. Население составили ногайцы, крымские татары, армяне, русский гарнизон. Укрепление использовалось как зимовка для гарнизонов, созданных под руководством Суворова редутов по реке Кубань. В 1792 году сюда прибыли три полка конницы и два полка пехоты Черноморского казачьего войска под руководством атамана Чепеги (вторая часть черноморцев высадилась в районе Тамани), положив начало славянской колонизации региона. В настоящее время населенный пункт называется Ейское укрепление.
Расположение Шахингераевского Базара было найдено неудачным с точки зрения обороны. В 1778 году на месте современного Ейска строится Ханский Городок, который должен был стать запасной столицей и резиденцией Шахин-Герая. В 1783 году у стен Ханского Городка в присутствии войск Александра Суворова был зачитан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Правобережной Кубани к России.
Александр Пилипенко,
Центр электоральных исследований и топонимики, специально для «Ветан Крым»
газета "Ветан Крым" 16 февраля 2011 годаДобавлено (19.07.2011, 16:09) --------------------------------------------- БАЙДАРЫ
Местные легенды рассказывают о «великом» переселении ногайцев из Крыма. В 1360-е годы в Орде вспыхнула «Великая замятня», в ходе которой десятки ханов и претендентов на престол убивали друг друга в кровопролитных сражениях. Возвысившийся к тому времени крымский наместник Мамай был во вражде с ногайским племенем Мангыт. По преданию, он покорил один из родов крымских мангытов – Байдары – и изгнал его на Кавказ. Здесь Байдаров стал преследовать другой великий завоеватель – Тимур. Спасаясь от бедствий, они несколько десятилетий кочевали по Южному Кавказу и Закавказью, постепенно переходили к оседлой жизни и стали основателями нескольких поселений.
На юге Грузии, на границе с Арменией расположен край (мкхари) Квемо-Картли, в который входит историческая провинция Борчалы (некогда населенная тюрками). В Марнеульском муниципалитете этого края находится село Баидари (ранее – Байдары, 1236 жителей), которое, согласно местным краеведам, основано выходцами из Крыма.
На севере Азербайджана, в Кахском районе, есть село Байдарлы, население которого составляет 368 человек. На северо-западе Азербайджана, в Шамкирском районе, находятся развалины средневекового города Байдар. Небольшое село, на территории которого они стоят, называется Байрамлы (в 1930-1992 гг. называлось Колхозкенд).
На северо-западе Армении, в Ширакской области (марзе) есть село Байтар, которое в древности было заселено византийцами, а по руинам церкви после них новое поселение прозвали Ала-Килисе. В 1831 г. здесь жило всего 27 «татар» (азербайджанцев), в 1870 г. его заселили греческие переселенцы, которые настаивают, что название Байтар происходит от греческого – «целитель коня». В 1918 г. греческое население было вырезано турецкими войсками, в 1920 г. Байтар заселили армянские беженцы из Карса.
Весной 1988 г. начались межнациональные конфликты, и село покинули азербайджанцы. Осталось 235 армян, дома которых спустя полгода, 7 декабря 1988 г., были разрушены мощнейшим землетрясением. В настоящее время в селе насчитывается 190 жителей, в основном – это армяне, беженцы из Азербайджана. В 1992 г. историческое название Байтар заменено на армянское Овтун.
В южном Дагестане сохранилось селение Байдар-Бай ногайского происхождения, в Карачаево-Черкесии – Байдаевка, а в Чечне – селение Байдарки-Ногайюрт (Ногайюртовский район). Как утверждают современные собиратели старины, остатки рода Байдар среди кубанских ногайцев «подверглись репрессиям в 1917-1921 годах, многие были высланы, многие расстреляны, но все же ныне Байдарлар есть и живут в с. Адиль-Халк (Верхне-Мансуровский), как и их предки, изучают Коран и являются эфендиями». Название «Байдар» и производные от него настолько прижились, что современные аварцы называют всех кавказских тюрок словом «Падар». Родовыми потомками Байдаров считаются фамилии Байдаевы (у карачаевцев и балкарцев), Байдарашвили, Бейдаровы, Бейдарте (у осетин), Байдаровы (у чеченцев, даргинцев, азербайджанцев, ногайцев), а также знатный род неясной этнической «приписки» Байдар-Адли.
|
|
| |
bekalim | Дата: Вторник, 13 Сентября 2011, 21:53 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 49
Награды: 3
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| по любому братья.
|
|
| |
Tagay | Дата: Понедельник, 25 Февраля 2013, 23:47 | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| ...в грамоте князя Ногайской Орды Исмагиля (1555 г.), отправленной Ивану IV, говорится о том, что "Астрахани без царя и без татар быти нелзе, и ты (т.е. Иван IV – Д.И.) Кайбуллу царевича царем учинив одново отпусти. А похочешь Татар, ино Татар мы добудем. Татарове от нас буди"....
|
|
| |
sirak | Дата: Вторник, 26 Февраля 2013, 11:04 | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 78
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| нас ногайцев русские соседние села и сейчас называют татарами . эти обобщения были раньше например у лермонтова везде татары на северном кавказе и причем они воюют и т.д ..екатерина запретила называть слово ногайцы кто этого незнает сообщаю все документы названия корректировались и поэтому такая путаница
|
|
| |
Tagay | Дата: Воскресенье, 10 Марта 2013, 20:27 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| А татар казахи называют нугай.
Тюркская знать стала заселять междуречье Оки и Суры задолго до «великой замятни» в Золотой Орде. А родоначальник князей Мещерских Бахмет Усеинов сын Ширинский в Мещерском крае появился, по данным родословцев, еще в конце ХIII века. Татары на новом месте построили как свои укрепленные пункты города Наровчат, Темников, Елатьма и другие. По мнению М.Г. Сафаргалиева город Темников берет свое начало с 1257–1259 годов. Наровчат же известен начиная с 1312 года, судя по монетам, чеканившимся в этом городе [1]IV в. в районе р.Пьяны появляется князь Секизбей, в Наровчате князь Тагай и другие. В своих владениях они действовали как в настоящих удельных княжествах: выделяли своим мурзам и слугам поместья, судили людей и устанавливали свои порядки среди зависимого населеният [2].. К 1614 г. рядом с этими городами располагались еще владения служилых мурз и татар. В Х После присоединения края к Московскому государству его власти, нуждавшиеся в военных силах на окраинах государства, еще в ХVI веке. приглашали ордынских феодалов на службу в Мещеру .Так, в 1552 г. московский царь обратился к ногайским татарам так: «А вы ныне юртов своих отбыв ходите без пристанища. И похотите к себе нашего жалованья; и вы бы поехали к нам со всеми своими людьми, которые ныне с вами. А мы вам всем и вашим людям дадим место на Украйне в Мещере, где вам пригоже кочевати »[3]. Особенностью мещерской земли являлось наличие большого количества татарских помещиков... В Темниковском у. например, в 1612 г. был всего 451 помещик, большинство из них татары. Даже в конце ХVII в. в том же уезде из 647 помещиков более 500 были татарскими мурзами и князьями [4]– Кудашевых, 19 – Тенишевых, 18 – Бибарсовых, по 17 – Тугушевых и Токшейковых, 15 – Дашкиных, 7 – Кугушевых, по 5 – Мансыревых и Макуловых, по 4 – Дивеевых, Ишеевых, Кулунчаковых, Шихмаметевых. Здесь же показаны также Долоткозины, Утяшевы, Ефаевы, Седахметевы, Чанышевы и другие [5]VI―ХVII веках. Князю Девлеткильдееву в 1563 г. был жалован Кирдюшевский беляк на р. Суре, служилым мурзам Р. Алтышеву с 20 товарищами в 1586 г. – поместья в Арзамасском у., а Уразай Енашев в 1631 г. положил начало г. Рузаевке. В ХVII в. из фамилии Кугушевых владели беляками князья Акири – Ерыхтинским (22 села), Тениш – Киржанским (24 села), Еникей (Темниковским), Енгалыч (телядимским). В 1629 г. в Арзамасском у. было 216, в Алатырском – 420 служилых татар, а в Касимовском, Кадомском и Темниковском уу. их насчитывалось соответственно 409, 250, 389 человек [6].. Татарская элита имела обширные владения. Так, кадомский мурза Исеней Мокшев сын Бутаков получил княжение над рязанской мордвой Кирдяновского беляка. Земельные пожалования продолжались и в Х. Среди представителей татарской господствующей верхушки в 1678 г. отмечено 57 человек из мурз и князей Еникеевых, 50 – князей Акчуриных, 32 – Девлеткильдеевых 31 Из мещерских краев с ХVII в. с построением оборонительных линий по окраинам государства переводились служилые люди и из татар. Например, в 1642 г. в связи со строительством Саранска сюда были переведены темниковские служилые, а в 1646 г., когда строился Инсар – другие темниковские мурзы и татары. В 1648 г. в Курмышском у. служилых татар насчитывалось 386 человек. А во второй половине ХVII в. служилые татары, переселенцы из Мещерского края появляются на территории современных Татарстана (юго-восток) и Башкортостана. Так, на реки Большой и Малый Черемшан, Шешму в 1658 г. их переселили из Арзамаса, Темникова и Саранска. По росписи служилых людей в Алатыре в 1661–1663 гг. было 506 человек (все служили с земли). Большинство из них составляли служилые мурзы и татары – 323 человека [7]. Помимо Казанского уезда, часть темниковских мурз и татар была переведена в Нижегородский и Арзамасский уезды. Это видно и по топонимическим данным. В частности, селения, именовавшиеся Азеево, отмечены помимо Мещерского края в Арзамасском и Казанском уездах. Рядом с мещерскими землями располагались и владения бардаковских татар в Рязанском уезде. За бардаковскими татарами, Елдашем Емаевым и другими (всего 28 человек) находилась треть деревни Одерехинской. В них было четыре двора помещиковых, двор людской, 11 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских. Пашни насчитывалось 40 четей, перелогом 60 четей. Кроме того, за ними же поместные земли имелись в Каменском стане Рязанского у., всего 1122 четей, а в двух станах 1222 четей [8]. http://test.ufagen.ru/node/5550
Добавлено (09.03.2013, 00:25) --------------------------------------------- Название: ahmerov.djvu Размер: 890.44 кб Доступен до: 2011-07-27 11:18:48 Описание: О языке и народности мишарей Ссылка для скачивания файла: http://ifolder.ru/24397571
Интересная на с.148 информация о том, что татары Алатырского уезда - выходцы из ногайской орды осевшие там в 1612г.
Добавлено (09.03.2013, 00:32) --------------------------------------------- Название: tatar-mishar2008.djvu Размер: 3.06 Мб Доступен до: 2013-04-07 20:26:10 Описание: Р.Г. Мухамедова. Татары-мишари. Издание 2008г. дополненное. Некоторые главы. Ссылка для скачивания файла: http://rusfolder.com/35375579
Мухамедова Р.Г. "Татары-мишари" Издание 1972 г. Полная электронная версия.в формате DJVU, весит 4,3 мб http://ifolder.ru/9876068Добавлено (10.03.2013, 20:27) --------------------------------------------- Татары в империи Чингиз-хана и его наследников:триумф побежденных И.Л. Измайлов http://www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=11581&hl=
Сообщение отредактировал Tagay - Суббота, 09 Марта 2013, 00:35 |
|
| |
Tagir | Дата: Суббота, 16 Марта 2013, 14:45 | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 4
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Кипчаки-тюрки могут общаться свободно,т.е. без примеси русских слов. Казахи,татары,башкиры,кумыки свободно говорят с ногайцами. Я вам хочу поведать одну башкирскую легенду.Легенда о Бэндэбикэ. Давно это было, так давно, что пыль веков запорошила следы ходивших когда-то по этой земле людей, а время развеяло эту пыль в небытие, как ветер дым от потухшего костра. Как рассказывали наши деды и прадеды, вольно жили тогда башкиры. Все дал Всевышний нашим предкам. Степи взглядом не окинуть, вершины гор орлам не достать, рекам нет числа, лесам нет конца. Кочевали башкиры по этой земле, не зная запрета. Растили детей, почитали родителей, соблюдали обычаи, слушали советы аксакалов. Казалось, живи, блаженствуй на этой земле. Но и яркое солнце заслоняет темная туча. Человеческая жадность и гордыня не знали покоя в этом мире. Забыв заветы отцов и прадедов жить в согласии, законы, данные Аллахом, племена и роды грызлись между собой за лучшие пастбища и водопои. Совершали барымту за нанесенные обиды. Горевали старики, рыдали женщины, плакали дети. Тогда царил один закон - закон силы. Темная ночь, окрашенная кровью раздоров и обид, опустилась на нашу землю. Казалось, нет надежды. Но всему в этом мире есть предел, ибо и после самой длинной ночи наступает рассвет. Для нас этой утренней звездочкой стала Бэндэбикэ. О, это была великая женщина! Славилась в наших краях своей мудростью и святостью и кротостью. И ее терпению пришел конец. Послала она джигитов на самых быстрых скакунах к вождям всех окрестных племен и родов с призывом собраться на большой йыйын в ее родовом ауле Максют. Не посмели вожди ее ослушаться, приехали на йыйын. Долго не утихали взаимные споры и обиды. Тут встала Бэндэбикэ и обратилась к вождям с гневной речью: «О, вы, достойные вожди родов! Одумайтесь! Гордыня ослепила вас! Враждой и ненавистью вы только губите свой народ и землю, поливая ее слезами седобородых стариков, вдов и матерей! Так слушайте, что я вам скажу! Если мы не прекратим эту междоусобицу, то о нашей слабости прослышат соседи, ненасытные казахские племена, и придут, за добычей, налетят, как огненная буря, и только пепел будет веять над нашими сожженными кочевьями!» Устыдились вожди, опустили головы, сознавая горькую правду Бэндэбикэ. Дали нерушимую клятву жить в мире и согласии. Возликовал народ. Поскакали гонцы во все аулы и кочевья с радостной вестью. Настал мир! Недолго наслаждался народ спокойствием. Пахнуло горелым ветром пожарищ с востока. С дальних кочевий принесли черную весть. Прослышав о междоусобной вражде среди башкир, идут набегом казахские племена. Забили тревогу. Навстречу казахам отправился большой отряд воинов во главе с Бэндэбикэ. Встретились два войска в степи, подготовились к бою. Выехав вперед, обратилась Бэндэбикэ к нападавшим: «Стойте братья-казахи! В этой битве не будет победителей и побежденных. Только стервятники будут пировать на наших костях на радость нашим врагам. Подумайте, что нам делить? Если землю, то степь широка, всем места хватит. Если наживу, то еще никто не был счастлив на несчастии других. Если ищете славы, то стоит ли она слез и проклятий матери, потерявшей своих детей. Ну а если вас мои слова не вразумили, то мы готовы умереть, защищая родную землю». Удивились казахские воины, услышав эти слова из уст женщины. Поразились. Собрались казахские аксакалы на совет и после споров решили из уважения к мудрой и святой Бэндэбикэ повернуть в обратную дорогу, в степи, и в знак примирения не совершать больше набегов на страну башкир. Долго не утихал праздник, где батыры состязались в силе и ловкости, а казахские акыны и башкирские сэсэны песнями восхваляли мир и доблесть своих недавних врагов. На следующий день еще раз, подтвердив клятвой нерушимый мир, башкиры и казахи мирно разъехались по своим кочевьям. Разнеслась слава об этой женщине Бэндэбикэ по всем аулам нашего края. Шло время, подрастали дети. Не заметила Бэндэбикэ, как возмужал ее молодой муж Еренсэ, за которого она вышла замуж, подчинившись обычаям, будучи старше его на много лет. Всем был хорош Еренсэ. Силен, как медведь, быстр, как сокол, на айтышах красным словом побеждал знаменитых сказителей. Его остроумные кулямясы и песни радовали сородичей на праздниках. Люди звали его Еренсэ-сэсэн. Одна была беда. Горячая кровь джигита не давала ему покоя, захотелось ему воинской славы. Стал он подбивать молодежь идти в поход на казахские племена. Напрасно отговаривали его аксакалы от безумных советов. В своей гордыне Еренсэ-сэсэн не слушал разумных советов. Тогда Бэндэбикэ сказала: «Послушай моего слова, Еренсэ, откажись от похода, не мути молодые головы, обещая добычу, недели шкуру неубитого медведя. Мы дали слово казахам хранить вечный мир, и проклятие падет на голову того, кто нарушит эту клятву. Нет тебе моего благословения!». Не внял Еренсэ-сэсэн грозному предостережению, отправился в поход. Почернела лицом Бэндэбикэ, заболела от огорчения, видимо, чувствовало сердце - быть несчастью. Так оно и случилось. Едет Еренсэ-сэсэн с отрядом по степи и не чует беду, а она уже за плечами. Кто был охотником, сам стал добычей. Напали казахи, не стой стороны, откуда ждали, застали башкир врасплох. Многие погибли, а оставшихся в живых джигитов во главе с Еренсэ взяли в плен. Ждала их горькая участь. Видя их отчаяние, казахи смилостивились, поставили условие. Победит башкирский батыр казахского пехлевана в борьбе - отпустят пленных домой с конями в придачу, ну а не одолеет... горе побежденным, его убьют, а остальных продадут в рабство. Чувствуя свою вину за позор плена, бороться, вышел Еренсэ-сэсэн. Схватились два батыра за пояса и закружились в смертельном танце. Взревели азартными голосами воины казахов. Долго не могли одолеть друг друга в поединке. Силы были равные. Но удача отвернулась от Еренсэ-сэсэн. Изловчившись, казах опрокинул его спиной наземь и занес над ним кинжал. Все замерли в ожидании последнего удара. Тут неожиданно засмеялся Еренсэ-сэсэн. Изумленные казахи решили, что он повредился умом перед лицом смерти. Спросили его, что означает этот странный смех. Отвечал им Еренсэ-сэсэн, что смеется он над собой, ибо судьба наказывает его за то, что не слушал мудрых советов жены своей Бэндэбикэ. Она была против этого похода, напомнив ему взаимную клятву башкир и казахов хранить вечный мир. Узнав, что перед ними муж столь почтенной женщины, казахи отпустили Еренсэ-сэсэн с оставшимися воинами домой. Горькое было возвращение. Весть о поражении башкир в бесславном походе птицей перепархивала с кочевья в кочевье. Воротившегося в родной аул батыра ждало печальное известие, его жена, славная Бэндэбикэ, умерла от горя, завещав похоронить ее в собственном доме, насыпав над ним курган. Тут не выдержало сердце Еренсэ-сэсэна, тяжкое чувство вины за содеянное не оставляло ему выбора. С горестным криком, прыгнув на коня, он ускакал в горы и, взобравшись на высокую скалу, бросился вместе с конем с вершины вниз… Там его и похоронили. Давно это было... Очень давно. Нескончаемо течет время, что плетет свою нить из уходящих в небытие лет, нанизывая на нее бусинки из добрых и злых поступков человека, только имя Бэндэбикэ и Еренсэ-сэсэна напоминают нам, что честь и долг, добрые поступки и есть слава, на вершину которой возносит благодарная народная память
|
|
| |
Tagay | Дата: Воскресенье, 19 Мая 2013, 13:56 | Сообщение # 11 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Мудрая и поучительная история Добавлено (19.05.2013, 13:56) --------------------------------------------- Название: stardictbase.rar Размер: 28.94 мб Описание: Татарско-русский (56 000 статей) и русско-татарский (47 000 статей) словари в оболочке StarDict Яңарттым: http://rusfolder.com/26933634
совет для пользователей словаря: для поиска слова по всем словарям и внутри всех словарных статей перед словом в строке поиска нужно ставить символ | (на клавиатура эта кнопка в ряду с цифрами с символами \ / в режиме английской раскладки в верхнем регистре ( говоря проще - жмем одновременно с кнопкой SHIFT )
Название: stardict-tatanlat.rar Размер: 1.64 Мб Доступен до: 2012-07-12 18:57:17 Описание: Татар теленең аңлатмалы сүзлеге (STARDICT өчен җайлаштырылган, эчтәлеге - Зөбәер Мифтахов төзегән сүзлегеннән) Ссылка для скачивания файла: http://ifolder.ru/31058135
Краткий русско-татарский электронный словарь диалектных слов и историзмов для оболочки STARDICT (более 7000 татарских слов)
Название: stardict-Tatdial4-2.4.2.rar Размер: 152.90 кб Доступен до: 2012-07-21 11:46:22 Описание: Краткий русско-татарский электронный словарь диалектных слов и историзмов для оболочки STARDICT Ссылка для скачивания файла: http://ifolder.ru/31225837
Есть замечательная возможность интегрировать сетевой словарь произношений http://ru.forvo.com/ в офф-лайн словарь STARDICT Для этого заходим в настройки STARDICT выбираем категорию Главное окно\Настройки в Интернете\ выбираем Добавить, название сайта Forvo, адрес сайта http://ru.forvo.com/languages-pronunciations/tt/ "Разумная ссылка на сайт" http://ru.forvo.com/search/%s
Теперь можно не только найти татарское слово в офф-лайн словаре, но и прослушать через Интернет его произношение носителями языка.
Татарско-русский словарь, 56000 слов, 7400 фразеологических выражений © Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, 2007
В формате pdf (внедренный текст, теперь полнофункциональный поиск, выявленные проблемы со шрифтами устранены) - 20 мб
Название: SuzlekTtRu001.rar Размер: 20.54 Мб Ссылка для скачивания файла: http://rusfolder.com/32223120
Название: stardict-nogay-2.4.2.rar Размер: 38.23 кб Описание: Электронный ногайско-русский словарь для StarDict. По материалам словаря Атуова Р.К. Ссылка для скачивания файла: http://rusfolder.com/36459875
|
|
| |
тоньюкукк1961 | Дата: Среда, 19 Марта 2014, 03:36 | Сообщение # 12 |
Группа: VIP Пользователь
Сообщений: 598
Награды: 11
Репутация: 100
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Кырым татарлардын бурынгы йырлары, дуалары, эртегелери, тарихи эм энъгиме таварихлери
http://www.youtube.com/watch?f....at=2000Добавлено (19.03.2014, 03:36) --------------------------------------------- К. З. Янбулатов - председатель высшего совета Федеральной национально-культурной автономии ногайцев Российской Федерации в Крыму 16.03.2014г.:
http://www.youtube.com/watch?v=SRS_d9xGAlM#t=1069
http://anna-news.info/node/14193
|
|
| |
Bashkort | Дата: Пятница, 28 Марта 2014, 23:03 | Сообщение # 13 |
Группа: Пользователь
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
За сообщения на форуме:
| Салам алейкум Ногайлар.Мен башкорт Ногай ауылынан.Ногай тилин нык ойрэнэхем килэ сонки Дагестанга кунакка барам коз коне. Добавляйтесь Вконтакте http://vk.com/p_killer бик шат булам яна танышуларга
|
|
| |