Главная » 2015 » Апреля » 29 » Хадижат Арунова – непризнанный труженик тыла
00:57
Хадижат Арунова – непризнанный труженик тыла

Хадижат Арунова – непризнанный труженик тыла

28.04.2015 09:45

Сегодня, как нам кажется, мы помним всех фронтовиков и тыловиков, благодаря которым была добыта Победа. Но жизнь из года в год открывает нам все новые имена, связанные с самой кровопролитной в истории войной.

 

Одно из таких имен - Хадижат Арунова, женщина преклонных лет, которая живет в ногайском селении Сары-Су Шелковского района Чеченской Республики. 
Вся сознательная жизнь у этой хрупкой на вид, но весьма крепкой женщины прошла в крестьянской работе, в заботах о детях и доме.

С Великой Отечественной войной у Хадижат-абай (так ногайцы почтительно называют уважаемых и старых женщин) имеются свои старые счеты и незабываемые воспоминания. С первых же дней война забрала у нее старшего брата Манжикей, занимавшегося в родном колхозе самым мирным чабанским трудом. Брат не вернулся к родному порогу, он пал смертью храбрых в первые годы войны.

Хадижат с малых лет была работящей. Задолго до войны, с 10 лет трудилась она в колхозной ферме дояркой, помогая матери. Она помнит тот теплый погожий осенний день 1944-го года, когда их, десятерых девчат и женщин из родного колхоза, отобрали на работу в глубокий тыл. Ехали в товарных вагонах с Кизляра до Астрахани. Кстати, не многие знают о том, что эта железнодорожная ветка была построена в самые кратчайшие сроки - зимой и весной 1941-42-х годов, на ее строительстве были привлечены жители всех прилегающих районов.

В Астрахани девушки пробыли несколько дней. Когда собралось достаточное количество людей, погрузили всех в старую речную лодку, которая доставила их на постоянное место работы – в одно из рыболовецких хозяйств Сталинградской области, расположенное на берегу Волги.

Хадижат-абай и сегодня помнит тот запах рыбы, который там был повсюду: и река, и берег, и руки, и одежда работниц, все пропахло рыбой. Даже в деревянных бараках, куда они возвращались после работы, тоже стоял запах рыбы.

Просыпались задолго до рассвета. Варили в огромном котле что-то наподобие ухи из рыбьих голов, куда добавляли кожуру очищенной картошки, что собирали на берегу. Некоторые бойкие женщины умудрялись все же, несмотря на запрет, прихватить где-то пару мелких рыб, которые затем меняли на хлеб. Так и выживали. Многие не смогли выжить…

От волнения Хадижат-абай не может дальше говорить, на ее глаза наворачиваются слезы. Натруженными землистого цвета руками, на которых застыли трудовые мозоли, поправляет на голове платок. Начинает рассказывать и не может докончить, тонет в слезах…

Она помнит тот победный май 1945-го. В этот день их вновь доставили в Астрахань. Отвели в баню, накрыли для них столы. Три дня с 9-го по 11-ое мая вместе с горожанами праздновали Победу. Это были незабываемые дни всеобщего народного ликования. Те самые, ради которых и они работали на своих рабочих местах не покладая рук.

За усердный труд и образцовое поведение Хадижат Аруновой и ее подругам весной 1946 года предоставили краткосрочный отпуск на родину. Ей было тогда всего 17 лет. Дали им вместо документа на руки лист бумаги с печатью. С этим листом до Кизляра добирались на поезде, а дальше до самого Сары-Су пешком. День клонился к закату. По пути забрели в с.Ново-Крестьяновка Кизлярского района. Стучали в окна и двери. На ночлег не пускали. И не из-за того, что перестали соблюдать законы гостеприимства, а просто из-за нужды. Время было послевоенное, голодное, трудное. А тут в двери стучатся ни много, ни мало сразу 5-ро девчат. Одна сердобольная женщина привела их уже в сумерках к старенькой бабуле на краю села. Она дала им на ужин небольшой кусок хлеба, выпеченный из сжатых семян подсолнуха, банку с кипятком. Больше ничего из еды в доме не было. Даже соли.

Родной аул встретил их непривычной оглушительной тишиной. Хадижат заметила, что многие соседки ходили в трауре. Встретились, обнялись. Плакали навзрыд час, а может и целых два. Вспомнили всех, и ушедших на фронт, и павших, и пропавших без вести родных, знакомых, и тех, кто просто не дожил до Дня Победы.

В те самые дни прибывшая в отпуск, в зеленой солдатской форме, подтянутая стройная Хадижат запала в душу вернувшемуся недавно с войны молодому односельчанину Магомету Елакаеву. Тот не раздумывая, сразу же похитил понравившуюся ему девушку. Поженились.

Теперь о возвращении обратно на работу, на волжские берега и думать было нечего. Начались иные заботы. Хадижат снова вернулась к своей прежней работе на колхозную ферму. Трудилась дояркой, как в народе говорят от зари, до зари непрерывно более 38 лет. Родила и воспитала троих детей: дочерей и сына. В советские годы высоко чтили людей труда. Хадижат была одной из передовых доярок республики. Неоднократно участвовала на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства в Москве. Колхоз построил ей дом, наградил личной автомашиной «Жигули». У нее и сейчас сохранились трудовые награды: медали «За доблестный труд» к 100-летию В. И. Ленина, «Ветеран труда», медали ВДНХ, значки «Ударник 10-ой пятилетки», «Отличник социалистического соревнования» и др. Ее собирались представить к высокой награде того времени к ордену Ленина, однако вскоре был объявлен ГКЧП и дела в стране пошли по совсем иному пути.

Х. Арунова бережно хранит свои трудовые заслуги. Документы к ним в тяжелые 1990-е годы, во время войны в Чечне, она вынуждена была сдать на хранение в архив Шелковского района в село Шелковское. В те годы архив этот полностью сгорел в пожаре. Но худшим здесь было то, считают ее родственники, что не осталось никаких документов, подтверждающих ее работу в тылу в суровые годы Великой Отечественной войны. Скромная простая работница, она никогда не обращалась с этим вопросом ни в какие органы. А вот сама, как вчера помнит все: и погожие осенние дни 1944-го, и серый унылый Астрахань, и вязкий песчаный берег Волги, и угрюмых строгих рыбаков-инвалидов, волокущих свои сети из воды, и тяжкий однообразный труд по сбору и погрузке выловленной рыбы в тракторные лафеты по 10-12 часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Она никогда не сможет забыть эти военные трудовые будни, отнявшие у нее и ее поколения юность.

В Сары-Су живут люди, свидетельствующие об ее участии в тыловых работах в годы войны. И куда только не писал, взявший на себя поисковую работу как общественное безвозмездное бремя, тренер местной детско-юношеской спортивной школы Нурадил Байманбетов. (Он еще в 1970-е годы руководил отрядом красных следопытов в сельской школе). Однако все инстанции, в том числе и Центральный архив министерства обороны РФ ссылались на отсутствие каких-либо документов на имя Хадижат Аруновой, свидетельствующих об ее участии в тыловых работах. «Но ведь она работала, своими глазами все видела, на своих плечах вынесла все тяготы, выпавшие на ее долю», – сокрушается Н.Байманбетов.

Так и живет по сей день в селе Сары-Су Шелковского района старая неутомимая неприметная труженица. Сейчас ей 87 лет. Возраст и самоотверженный многолетний труд на благо страны, республики отняли у нее здоровье. Она сегодня не пользуется ни одной льготой или привилегией, хотя работников тыла давно приравняли к участникам войны.

В эти дни вся наша страна готовится торжественно отметить 70-летие Победы над фашистской Германией. Чествовать будут не только оставшихся в живых ветеранов, но и тружеников тыла, вложивших свои силы, свой талант, отдавших свою молодость в общий вклад нашей Великой Победы. В копилке этого вклада, несомненно, есть и маленькая горсточка труда героини нашей статьи. Неужели она так и останется неотмеченной?..

У нашей Великой Победы было две могучие основы: фронт и тыл. Не было бы одного из них, не было бы нашего самого праздника – символа народного подвига, памяти и единения. Этот день объединяет нас всех как некогда фронт и тыл всю нашу огромную державу. Ибо наше единство оттуда, с того мая 1945-го.

М.-А. Ханов, член Союза журналистов РФ

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

www.grozny-inform.ru 

Информационное агентство "Грозный-Информ"

Просмотров: 1383 | Добавил: ADMIN
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar