Главная » Статьи » Ногайские знаменитости и патриоты

Джанибеков Абдул-Хамид Шаршенбиевич (1879-1955)

Джанибеков Абдул-Хамид Шаршенбиевич (1879-1955)
Ногайский просветитель, основатель современного литературного ногайского языка

А.–Х. Ш. Джанибеков родился в слободе Царево (Тиек, Тыяк) Астрахани. Учился в медресе, но, вопреки шариату, занимался самообразованием — выучил русский язык, изучал историю, географию, русскую и восточную литературу. Кроме русского и ногайского языков, владел арабским, татарским и другими тюркскими языками. Педагогическая деятельность Джанибекова началась с 1901 года среди астраханских ногайцев. В своей автобиографии он писал: „В 1901–1917 годах работал учителем среди карагаш–ногайцев Красноярского уезда Астраханской губернии". Известно, что А.–Х. Джанибеков открыл первые земские школы для детей бедных скотоводов, сам заведовал этими школами и преподавал в них русский язык. Джанибеков вместе с А. Умеровым, М. Марджани, А. Басыровым принимает активное участие в издании журнала „Туп" („Пушка") татарской группы РСДРП (б). Было издано три номера, затем журнал был закрыт, его официальный редактор А. Умеров оштрафован, а сотрудникам пришлось уйти в подполье. После Октябрьской революции 1917 года Джанибеков продолжает вести педагогическую и просветительскую деятельность в татарских аулах Астраханского уезда (ныне Приволжский район). В эти же годы Джанибеков стал записывать ногайский фольклор. Проявились и его творческие способности — его пьеса „Свадьба карагаш–ногайцев" в 1918 году была поставлена в Астраханском театре, а пьеса „Подкупленные мурзы" — в Ногайском районе Астраханского уезда. По его инициативе в Тиеке (Царево) организуется кружок по сбору и изучению устного творчества ногайцев. С 1920 года деятельность А.–Х. Джанибекова была связана с Северным Кавказом. Здесь он устанавливает тесный контакт с Северокавказским институтом краеведения. По рекомендации директора Института Д. М. Павлова участвует в этнографических экспедициях по ногайским районам региона, собирает большой материал по истории, этнографии, фольклору, языку и литературе ногайцев. Благодаря его научным трудам до нас дошли имена ногайских поэтов–певцов разных веков, их произведения. В их числе и астраханцы Кызык–бай, Алькайдар, Хосру Тыяклы, Фахрутдин Абушахман–улы и многие другие. Собранный им материал имеет большую ценность в лексическом отношении. В 1926 году А.–Х. Ш. Джанибеков участвует в работе I Всесоюзного Тюркологического съезда в городе Баку, изучает историю кара–ногайцев, составляет ногайско–русский словарь. В 1930–х годах деятельность Джанибекова достигает наивысшего расцвета — он редактор Дагестанского книжного издательства. В эти же годы им была составлена новая графическая основа ногайской письменности — он автор ногайского алфавита. Созданный в 1932 году „Свод орфографических правил ногайского литературного языка" заложил основу ногайского правописания, а его терминологические словари стали основой для литературного языка. Результатом его тридцатилетней работы (1905–1935 года) стал рукописный четырехтомник „Сокровищница слов, или Ногайский фольклор", где собраны памятники ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество. В „Сокровищнице ... " впервые на ногайском языке были определены их жанры и дана хронология дореволюционных и послереволюционных ногайских поэтов. В 1990 году впервые состоялись Джанибековские чтения — конференция, посвященная возрождению и изучению языка, культуры и обычаев ногайского народа. Впоследствии они стали ежегодными и приурочены ко дню рождения А.–Х. Ш. Джанибекова.

Категория: Ногайские знаменитости и патриоты | Добавил: ADMIN (30 Апреля 2015)
Просмотров: 1259
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar