Главная » Статьи » Культура и традиция |
ИСТОКИ НОГАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Кудайбердиев Я. Т. (с. Терекли-Мектеб, Дагестан, Россия) ИСТОКИ НОГАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Материалы Первой Международной научно-практической конференции г. Черкесск, 14-16 мая 2014 г.) Традиционная музыкальная культура ногайского народа является своеобразным от- ражением его социальной, духовной и историко-культурной жизни на различных этапах развития. Музыкальное искусство – результат длительной исторической эволюции народа, особенности которой связаны с образом жизни этноса. В процессе общественно-исторической практики произошел отбор именно таких видов и родов художественного творчества, которые были наиболее приемлемы для мира кочевых народов. У ногайцев ими стали поэзия и музыка. В течение многих веков музыкально-поэтическое инструментальное искусство сосредоточило в себе духовные силы народа, выражало его нравственные законы, взгляды и убеждения. Ногайская на- циональная инструментальная культура развивалась по трем направлениям: домбровая, сыбызговая и кобызовая. Наиболее полным на сегодняшний день по количеству сохра- ненных и исполняемых сазов является домбровая исполнительная школа. Традиционная инструментальная музыка носит программный характер. Раньше перед исполнением саза музыканты в устном сообщении «анълама» излагали его содержание. К сожалению, в на- стоящее время, в связи с изменением форм бытования народной музыки, эта традиция не всегда сохраняется: многие легенды и рассказы о происхождении «кюев – сазов» за- былись, а то и вовсе исчезли. Домбра – душа ногайского народа. Она способна раскрывать самые тонкие чувства, передать глубокие переживания, утешить в тяжелые минуты горя. Домбра мудрость народа. От поколения к поколению передавались «сазы-кюи», которые обобщали опыт жизни на- рода, несли знания о природе, мироздании. В них воплощены философские взгляды чело- века, его религиозные представления и верования, закреплены категории и нравственные убеждения. Домбровые сазы были важным фактором межпоколенной преемственности и служили межвременным средством общения. Домбра – это своеобразная история кочевого народа. Через века и тысячелетия она прошла, как память о первых страницах истории кочевников. Сам инструмент и музыка были включены в древние культовые ритуалы и обряды. Домбра была свидетелем многих исторических событий, которые сыграли решающую роль в судьбе наших предков. Она стала музыкальной летописью жизни народа. История уходит в глубь веков. Свидетелем древнего происхождения домбрового искусства стали археологические открытия. При рас- копках древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на шипковых двухструнных. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнники, бытовавшие не менее двух тысячелетий назад, имеют типологическое сходство с настоящей домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Дешти-Кипчака. О древности домбровой традиции свидетельствуют сохранившиеся сазы – легенды. Они в историческом прошлом сопровождали обрядовые действия, отражали архаичные верования, были связаны с древней мифологией. Одна из особенностей кочевой культуры заключается в том, что на протяжении многих столетий она эволюционировала только в сольных формах исполнительства. Это способствовало выдвижению ярких индивидуальностей в различные исторические эпохи. История сохранила имена ее лучших представителей: Асана Кайгылы, Шал-Кийиза Тиленши улы, Казтувгана, Аканъ Курува и Отархана. Подлинным расцветом традиционного домбрового искусства стали XIX и начало XX столетия, которые представлены авторским творчеством домбристов, профессионалов устной традиции. Искусство каждого домбриста отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью и кругом средств музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства. Традиционная музыкальная культура продолжает развиваться и в наши дни. На современном этапе развития в нем происходят большие перемены, связанные с изменением социальных функций, форм исполнения. Но по-прежнему, как и сотни лет назад, содержанием домбровой музыки остаются чистые искренние чувства народа, переживания за судьбу будущих поколений, мечты и вера в счастье. Беспокойный мир кочевников в бесчисленных междоусобных войнах и родовых распрях оставлял свой след и в музыке. Историческими памятниками музыкальной культуры являются инструментальные сазы – кюи, отражающие драматические события прошлого. Эти трагические события оставляли глубокий след в памяти народа. Сквозь века дошли до нашего времени, такие сазы-кюи, как «Казак – ногайдан айырылувы» («Разлука ногайцев и казахов»), «Орманбет бий оьлгенде, он сан ногай боьлингенде» («Смерть Орманбета и прощание с десятью родами ногайцев»), «Ногайдынъ зары» («Плач ногайцев») и кюй Асана Кайгылы «Эл айырылган» («Разлука родов и всего мира ногайцев»). Еще более тяжелые испытания выпали на долю ногайского народа в борьбе против джунгаров. Джунгарская эпоха отражена творением великого Казтувгана Суюниш улы в бессмертной его песне «Ногайым» («Мои ногайцы»), где говорится трагических днях в жизни народа, когда люди вынуждены были оставить родные земли и переселяться в другие, более спокойные: «Бири кетти Урымга, / Бири кетти Кырымга, / Баьтир Элдинъ балалары / Биз де кетип барамыз / Бийик тавдынъ кырына». Народное музыкальное творчество, уходящее своими корнями в далекое прошлое, соз- дало прочный фундамент для формирования и становления ногайской профессиональной музыки. Истинные творцы явились летописцами своего времени, и в их произведениях нашла отражение общественная жизнь ногайского народа. В прошлом отсутствие музы- кальной грамоты не давало возможности записать песни и сазы, вследствие этого немногие дошли до нас в форме устной традиции. Особо значительные из этих творений сохрани- лись в памяти народа, некоторые перерабатывались последователями и передавались от поколения к поколению. Музыкальное исполнительство получило широкое распространение благодаря стран- ствующим певцам, в прошлом они были единственными носителями народной музыкаль- ной культуры. Их творчество в дальнейшем определило новые пути развития различных жанров профессиональной музыки. Обладая композиторским даром, сочетая в одном лице композитора и певца, талантливые выходцы из народа создавали инструментальные произведения – сазы на исторические, эпические, сказочные, трудовые темы и сюжеты, в которых музыка становилась выразителем мыслей и чувств ногайцев. Саз – слово, которое давно существует в нашем музыкальном лексиконе. Под словом «саз» ногайцы понимают инструментальную музыку, написанную для домбры, сыбызгы, сурная и кылкобыза. Еще в древности в ногайской степи называли инструментальную му- зыку – саз. Глубина ногайского языка, наличие чистых музыкальных виртуозных приемов, программный характер изложения этих легенд говорят о том, что на территории Ногайской орды была хорошо развита инструментальная культура. Именно ногайлинский период для многих тюркских народов является расцветом их национальной музыкальной культуры, о чем свидетельствуют высказывания известных ногаеведов. Многие исполнители не огра- ничивали свое творчество рамками одного аула. Они нередко отправлялись в дальние пу- тешествия. Ни один праздник не обходился без музыки. Странствующие музыканты всегда пользовались всеобщим уважением, а их творения быстро и широко распространялись по всей степи. Другим ярчайшим музыкальным инструментом у ногайцев был кылкобыз, на котором играли народные исполнители, а также шаманы. Они использовали его, как инструмент, посредством, которого выражали общественные и личные мысли, чувства и переживания. Что бы ни случилось в жизни: народный музыкант передавал игрой на кыл- кобызе. Вместе с тем у шаманов – бакшы кылкобыз оставался культовым инструментом, применяемым во время ритуальных заклинаний и врачеваний от болезней. Ногайская национальная музыкальная культура по сей день не изучена и ждет своих первооткрывателей. Молодым специалистам с базовым теоретическим музыкальным об- разованием нужно изучать сокровищницу народного музыкального искусства. Событием огромной важности в области национальной музыкальной культуры стало создание в 1994 году Ногайского государственного оркестра народных инструментов, кото- рый предопределил основу развития профессионального искусства ногайцев на последую- щие годы. Нет сомнения в том, что именно оркестр стал толчком развития музыкального наследия ногайского этноса. Инструментальная музыка ногайцев, прежде всего домбровая, имеет тысячелетние корни. Она создана народными композиторами – профессионалами и доведена до со- вершенства простыми исполнителями, а также мастерами – виртуозами, блистательными домбристами XX века, как Юмагельди Кудайбердиев, Каирбек Межитов, Якуб Оразгулов, Солтан-Ахмед Язлыбаев и т. д. Сегодня эти произведения по праву занимают достойное место в репертуаре оркестра и отдельных исполнителей. Ногайский оркестр уникален по своему составу и звучанию. Органичное тембральное сочетание домбровых, смычковых групп и духовых саз – сырнаев придает оркестру мягкий национальный колорит. За 20 лет своего существования оркестром накоплен хороший репертуар. На радио и телевидении Дагестана, Карачаево-Черкесии и г. Астрахани записаны концертные программы. В репертуаре оркестра особое место занимают произведения дагестанских композиторов Г. Гасанова Н. Дагирова, М. Гусейнова, М. Касумова, Я. Кудайбердиева, М. Максутова, а также творения композиторов Ближнего зарубежья. За эти годы выросло и исполнительское мастерство артистов оркестра. В концертной программе коллектива звучат произведения из репертуара известного всему миру неоднократного по- бедителя международных конкурсов академического государственного оркестра народных инструментов им. Курмангазы, государственного фольклорно-этнографического оркестра «Отрар сазы», Алма-атинского оркестра государственной консерватории Республики Ка- захстан. Это говорит о том, что нашему оркестру под силу исполнять сложные музыкальные полотна. Основное место в концертной деятельности занимают произведения ногайских композиторов. Радуют своих зрителей прекрасные исполнители, вокалисты инструменталисты Рашид Менълигулов, Мурат Байгазиев, Аминат Кудайбердиева, Зульфия Аджигеримова, Рахмет Толубаев, Румия Шаникеева, Руслан Ярыков, Бегали Куруптурсунов. За годы становления Ногайского государственного оркестра народных инструментов руководитством коллектива много сделано для подготовки национальных кадров в области музыкального искусства. Сегодня плодотворно работают в оркестре четыре дирижера: Яхья Кудайбердиев, Анвар Аджибаев, Кельдимурат Куруптурсунов, Кызыл-Гуль Кудайбердиева – выпускники высших академических вузов России. Руководит коллективом выпускник Астраханской государственной консерватории, Член общественной палаты Республики Дагестан Бекмурза Кудайбердиев. Особо радует нас творчество молодого солиста оркестра Бийсолтана Джамалова, лауреата Международных и Всероссийских конкурсов среди исполнителей на народных инструментах. Выпускник Казахской национальной консерватории им. Курмангазы г. Алма-Аты, постигший тонкости исполнительского мастерства домбровой школы Казахстана. Появление ногайского оркестра народных инструментов в музыкальном мире активизировало профессиональное творчество композиторов, поэтов, отдельных исполнителей, певцов и инструменталистов. Вырос интерес у подрастающего поколения к инструментальной музыке и этой творческой профессии. Чему свидетельством служит количество обучающихся студентов в музыкальных училищах и вузах страны. Музыкальная культура развивается от простого народного фольклора и массовой самодеятельности к профессиональному творчеству. Богатая традициями, уникальными оркестровыми возможностями, музыка находит отклик в народе. Доведенное до исполнительского совершенства прекрасными музыкантами и дирижерами, национальное искусство становится значимым и необходимым обществу. Источник: http://www.twirpx.com/file/1581049/ | |
Категория: Культура и традиция | Добавил: zeynadin (28 Января 2017) | |
Просмотров: 1395 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |