Главная » Статьи » Информация |
Краткий историко-этнографический очеркАвтор:
Рамазан Керейтов – зав.отделом этнографии КЧИГИ, доктор исторических
наук, засл.деятель наук КЧР, журнал "Возрождение", №9, 2006г. Ногайцы (самоназвание ногьайар) один из тюркских народов Российской Федерации, проживают главным образом на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье: в Дагестанской Республике - 28294 человека, Чеченской - 6884, Карачаево-Черкеской -12993, в Ставропольском крае - 15569, в Астраханской области - 3958 человек. В Турции около 2 млн. ногайцев. Немало их в Румынии, Болгарии и других странах. По данным турецких публикаций, в мире более 4-х миллионов ногайцев. Потомки ногайцев растворились среди казахов, каракалпаков, узбеков, кыргызов, татар, особенно башкир и крымских татар. Наиболее компактно в настоящее время ногайцы проживают в Российской Федерации - на северо-западе Прикаспия в Ногайской степи в 52 аулах, которые административно волюнтаристски были разделены между ДАССР, ЧИАССР, Ставропольским краем. Внутри себя ногайцы, по исстари сложившейся традиции, делятся на этнические группы: караногайцы (Дагестан и Чечня), кубанские ногайцы (Карачаево-Черкесия, Кочубеевский район Ставропольского края), кумские ногайцы (Минераловодский район Ставропольского края), ачикулакские ембойлуки, етишкульцы, етисанцы (Нефтекумский и Степновский районы Ставропольского края) астраханские или поволжские - кундроские, юртовские, карагаши (Астраханская область). Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков, внутри которой он вместе с каракалпакским и казахским языками образует кыпчакско-ногайскую подгруппу. Ногайский язык имеет два диалекта: караногайский и кубанский. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928 - на латинской, с 1938 - на русской графике. Этноним ногай известен с V в. Многие ученые полагают, что название народу дано по имени золотоордынского мурзы Ногая (XIII в.). Этническую основу ногайского народа составили древнетюркские племена, обитавшие в верховьях Иртыша, Северо-Западной Монголии, Средней Азии, современном Казахстане, Поволжье, Северном Кавказе: сираки, уйсуны, уйгуры, канглы, кыпчаки, найманы, вереиты, мангыты, дормены, асы-аланы, булгары, байисы, бодыраки, кенегесы, катаганы, кобаны, байдары, мажары, аргыны и др. Представители этих родов и племен сохранились среди ногайцев, имеют собственные отличительные знаки - «тамги» и «эн», ими и в настоящее время отмечают личный скот, надмогильные памятники, предметы быта. Сопоставительные данные свидетельствуют об этногенетических связях со многими народами: казахами, каракалпаками, башкирами, узбеками, киргизами, татарами и т.д. (Керейтов Р.Х. Этническая история ногайцев. Ставрополь. 1999). Основа ногайского государства была заложена потомком Джучиханом Ногаем. Он унаследовал от отца земли, расположенные между Днепром и Днестром, а на Северном Кавказе имел Ногаев юрт, погиб в 1300 году. Укрепление Ногайской Орды, сформировавшейся в конце XIV в., связано с именем Эдиге, правившего более 20 лет. В период правления хана Ногая и Эдиге их подданные вынуждены были по разным причинам уйти в пределы Венгрии, Польши, Литвы, остались там в качестве воинов, перешли к оседлости, сохраняя мусульманскую религию, ассимилировались и в настоящее время больше известны как татары, Ногайская Орда, располагавшаяся в низовьях р. Яик со столицей в г. Сарайчик, обладала устойчивым социально-экономическим потенциалом. Ногайское государство функционировало на основе апробированных в Золотой Орде государственных структур и суверенной системы управления: имело надэтничное деление территории, государственную территорию, надплеменную самоидентификацию населения, письменность. Кочевья Ногайской Орды простирались от Иртыша до Дуная, включая предгорья Кавказа. Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов. В начале 1550-х годов в Ногайской Орде усилились внутрифеодальные распри и образовались две враждебные группы. Одну, ориентированную на Москву, возглавил бий Исмаил, другую, ориентированную на восток, возглавил мурза Юсуф - два родных брата. Бий Юсуф в конце 1554 года в бою с войсками Исмаила был убит, двух его сыновей Исмаил отдал на воспитание в Москву. От Юсуфа в России возникла фамилия дворян Юсуповых, потомки которых оставили немало известных страниц в истории. От сына Исмаила - Уруса известная дворянская фамилия Урусовых. В 1563 году умер бий Исмаил, возглавлявший Большую Ногайскую Орду, которая простиралась в Прикаспии от левобережья Нижней Волги до р. Яика (Урал). С его смертью от Большой Орды отделилась Малая Ногайская Орда во главе с мурзой Ураком, затем его сыном Казыем, «...чьи улусы были между Кабардой и Азовом». Вдоль Волги (по ногайски Эдиль) в сторону Аральского моря располагалась Алтыульская Орда, которая постепенно пришла в упадок, а представители местных родоплеменных союзов растворились в составе казахских союзов племен. В 30-е годы XVII в. раздираемые внутренними распрями здешние поволжские ногайцы не смогли противостоять калмыкам и вынуждены были уйти на западный берег Волги и далее к сородичам на Кубань, Терек, Буджак, Крым, осталась самая малая часть их. 28 июля 1722 года Петр I во время персидского похода принял депутацию от ногайцев северо-западного Прикаспия, подтвердившую подданство России. Российская ориентация среди ногайцев еще больше усилилась после заключения в 1774 году Кучук-Кайнарджийского мирного договора, когда ногайцы были объявлены не только вольными, но и независимыми. Екатерина II приняла делегацию из 112 ногайских мурз, старшин, передавших письмо о дружеских симпатиях к Российской империи. Екатерина II поддержала мнение о создании на Кубани Ногайской области с собственным Верховным правительством, для этого из казны было выделено 30 тысяч рублей. Из-за разногласий ногайской феодальной верхушки и противодействия эмиссаров Порты эти планы не были осуществлены. В верховьях Кубани и на Тереке предки ногайцев обитали с VIII-Х веков в соседстве с местными кавказскими племенами. После распада Ногайской Орды, постепенно, а затем в 1772 году по и личному указанию Екатерины II на кубанскую сторону и на Терек перешла и часть ногайцев, проживавшая по рекам Ей, Есеней, Бейсюга, Капальник, Кирпилей. Только по Кубани и ее притокам к 1780 годам жило 300-350 тысяч ногайцев. 16 января 1778 года на Кубань прибыл А.В. Суворов и вступил в командование Кубанским корпусом. Против непокорных России группировок ногайцев А.В. Суворов начал применять дипломатические ходы, достиг многого, даже был подписан мирный договор. Но мира не получилось. Согласно указанию Г.А. Потемкина, группа войск под командованием А.В. Суворова в ночь на 1 октября 1783 года разгромила ногайцев у местности Керменчик на Кубани. Десятки тысяч ногайцев погибли, тысячи были переселены в Крым, северо-запад Прикаспия к своим сородичам, многие тысячи ушли в горы или поднялись в верховья Кубани к давно жившим там сородичам, а другие вообще вынуждены были уйти в Турцию. Кубанские ногайцы в первой половине XIX в. занимали левый берег Кубани от станицы Баталпашинской до устья Лабы и правую сторону Кубани до Пятигорья. В верховьях Кубани они жили по рекам Тохтамыш, Джеганас, Джегута. По левобережью Кубани и по обоим берегам Малого Зеленчука жили мансуровцы, ниже их по левобережью Кубани — карамурзинцы, между станицами Николаевской и Барсуковской - кипчаковцы, между Убежинской и Тифлисской - наврузовцы, еще ниже располагался аул Султановский. К концу XVIII в. ногайцы также были сосредоточены и в степной зоне Северного Кавказа - в Ногайской степи. Для управления ими в 1793 году были образованы четыре приставства: Калаусо-Саблинское (земли по верховьям Калауса и его нагорной стороне, участок между озерами Большой и Малой Янкули, район кавказских Минеральных вод); Калаус-Джембойлуковское (низовья Калауса и районы бассейнов рек Айгур, Барханчук, Камбулат, Кугульта); Ачикулак - Джембойлукское (Закумская безводная часть); Караногайское (от северо-запада Каспийского моря до реки Кумы и Степан Бугорского урочища). Эти приставства существовали формально, надзор за населением продолжало осуществлять военное ведомство. В 1803 году для ногайцев этих четырех приставств было учреждено самостоятельное пристав-тво во главе с ногайским князем генерал-майором Султаном Менгли-Гиреем. Территория Караногайского приставства вместе с землями туркмен составляла более 1 млн. десятин (1 десятина - 1,09 гектара). В конце XVIII - начале XIX вв. часть ногайцев Буджакской Орды была переведена в Турцию, а другая часть - на Молочные воды, в Таврическую губернию (ногайцам были отведены земли от Азовского моря полевой стороне озера Молочного и вдоль реки Молочной до ее притока Токмак, а на востоке - от устья Берды до ее верховьев); освободившиеся земли были отданы гагаузам, болгарам, украинцам (в настоящее время здесь сохранились топонимы, оставленные ногайцами. – Р.К.) В Таврической губернии было создано ногайское приставство, на месте села Обиточного возник город Ногайск (в годы советской власти город был переименован. - Р. К.). В 1850-1860 годах отсюда вынуждены были уйти 48345 ногайцев. Переселенцев-ногайцев из Таврической губернии турецкие власти поселили в Болгарии, Румынии, а после русско-турецкой войны 1877 года в большинстве переселили в Брусский, Кокийский вилайеты Турции. Кавказская война 1817-1864 годов, начавшаяся для ногайцев в 1770 годы, вовлекла в свою орбиту многие народы, тысячи людей разных национальностей и вероисповедания. Одни ногайцы участвовали в ней на стороне царских войск, другие - повстанцев. В целом Кавказская война тяжело отразилась и на судьбе ногайцев - погибли тысячи семей, были разорены аулы, тысячи покинули родные места. На исходе 1840 года на Кубани было около 300-350 тысяч ногайцев, а к 1870 осталось 5 тысяч; в 1859-1860 годах только из Ставропольской губернии в Турцию вынуждены были уехать около 40 тысяч ногайцев. А в целом пределы Российской империи вынуждены были покинуть около одного миллиона ногайцев. Ногайцы ныне в Турции живут в большинстве в городах Эски-Шехер, Кония, Карамен, селениях: Аган, Шекер, Каракура, Кырккуйы, Кожогалы, Сидаметлы, Мандра, Сандыклы и др. В борьбе за установление Советской власти активное участие принимали и представители ногайского народа. Ногайский мурза, штабс-капитан царской армии, георгиевский кавалер Ахлау Ахлов (член ВКП(б) с 1919 г.) командовал Башкирской дивизией, оборонял Петроград, был военным комиссаром Башкирии, Карачаево-Черкесской автономной области, в 1937 году расстрелян как враг народа, реабилитирован в 1957 году; за Советскую власть сложил голову учитель, просветитель, революционер Магомет Санглибаев. В 1922 году кубанские ногайцы, как и их соседи - абазины, карачаевцы, черкесы, изъявили желание иметь единую автономию. Но в Указе об образовании в 1922 году Карачаево-Черкесской автономной области как субъект ногайцы и абазины не значатся, хотя они такие же коренные народы, как и их соседи. В 1922 году на съезде ногайцев и туркмен было принято решение об образовании для ногайского народа северо-западного Прикаспия Кизлярского национального округа в составе ДАССР, но в 1937 году округ передали в подчинение Ставропольского края, а в 1944 году - в состав вновь организованной Грозненской области; в 1957 году справедливость восторжествовала и депортированные народы вернулись на историческую родину. Однако Ногайскую степь, ее однородный народ - ногайцев расчленили без учета его мнения между ДАССР, ЧИАОСР, Ставропольским краем. Для ногайцев Нижнего Поволжья в Астраханской области был создан Наримановский татаро-ногайский национальный район (просуществовал с 1931 по 1943 гг.). С конца 1930-х годов здешних ногайцев обозначили как татар и лишь в 1990-е годы местные ногайцы начали обретать свое самоназвание, возрождать язык, культуру. Ногайский народ, как и все народы СССР, строил колхозы, совхозы, поднимал индустрию страны, в годы Великой Отечественной войны участвовал в изгнании немецких фашистов из страны. Х.С. Кумуков из аула Икон-Халк повторил подвиг Александра Матросова, удостоен звания Героя Советского Союза, награжден орденами боевой Славы всех трех степеней А.А. Асанов из Терекли-Мектеба, тысячи награждены боевыми орденами и медалями. В послевоенные годы ногайцы вместе со всеми народами Советского Союза взялись за восстановление и дальнейшее развитие хозяйства. Уже к 1950 годам были достигнуты и превзойдены довоенные масштабы поголовья скота, восстановлено полеводство. В промышленности и сельском хозяйстве выросли передовики производства, чей труд был оценен государственными наградами. За выдающиеся успехи и развитие овцеводства семь чабанов-ногайцев были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Вырос отряд собственной интеллигенции учителя, врачи, писатели, ученые, журналисты и т.д. На ногайском языке издается художественная, учебная и научная литература, в школах изучают родной язык. В г. Черкеске издается республиканская газета «Ногай давысы» (Голос ногайцев), ежедневно ведутся радиопередачи, раз в неделю - по программе республиканского телевидения; в Дагестане по республиканскому радио также ведутся передачи на ногайском языке, а в ауле Терекли-Мектеб издается республиканская газета «Шоьл тавысы» (Голос степи). Главной отраслью хозяйства ногайцев было кочевое и полукочевое скотоводство: разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, коз, домашнюю птицу. Овцы ногайской породы были курдючные, грубошерстные (их можно увидеть у ногайцев Нижнего Поволжья, в других местах почти не сохранились). Известная романовская порода овец, распространенная дубленка на Руси, получила начало благодаря ногайской породе овец. Крупный рогатый скот ногайской породы был «велик ростом и силен, подобно польскому». Любимым занятием ногайцев было коневодство. Ногайская порода лошадей оказала влияние на выведение других пород лошадей. Ногайские лошади пользовались спросом на рынках Москвы, Казани, Бухары, Тобольска, Тюмени, Тифлиса, Ставрополя. В Москве в 1534 году было продано ногайских лошадей - 50000, в 1548 - 16000, в 1555 - 20000, большая часть которых шла на комплектование царской армии. Ногайцы разводили верблюдов, они давали вкусное мясо, теплую шерсть, из молока готовили напиток «шубат». Известен напиток «кумыс» («кымыз»), который ногайцы готовили из лошадиного молока. Скотоводство было экстенсивным. Отсутствие корма часто становилось причиной гибели тысяч голов скота; гибель усугублялась эпизоотией, сибирской язвой (абырсын), ящурем (силекей мараз) и т.д. Тем не менее ногайцы накопили большой опыт скотоводства в условиях засушливой степи: они следили за экологией, не портили пастбища, а передавали их следующим поколениям в хорошем состоянии. Предкам ногайцев издревле знакомо земледелие. Им известно и поливное земледелие, в разные века выращивали просо, пшеницу, ячмень, лен, коноплю, рис, кукурузу, бахчевые культуры. Земледелие носило залежно-переложный характер. Часть населения занималась рыболовством и охотой. Охотились ловчими птицами, собаками, пользовались пиками, стрелами, капканами, силками. Доход в семейный бюджет давал домашний промысел. Ногайцы занимались ткачеством, шитьем одежды, обработкой кожи, кошмовялением; изготовляли войлочные изделия (кийиз), сукно (шуга), головные уборы. В среде ногайцев были разные сосоловия: беки, бийи, мурзы, нурадины, султаны, уздены, относимые к белой кости «акъ суьек». К низшему сословию относились: йоллыкулы, йолсызкулы, азаты, байгуши, кедеи, тарханы, чагары, ясыри, ялшы, ыргат, называемые «кара халк» (черный или простой народ). Общинные дела решались по обычному праву «(аьдет), мусульманскому праву (шериат). Сохранялась общинная регламентация и взаимопомощь (талака, коьмек). Было распространено гостеприимство (къонакълык), аталычество (аталык), другие общественные институты. Кочевой и полукочевой, а затем и оседлый образы жизни наложили свой отпечаток на этикет и психологию народа. Ногайцам присущи честность, правдивость, верность сказанному слову, нравственность, чувство собственного достоинства, им чужды коварство, лесть. У ногайцев существовали общественные объединения юношей «йыйын» или «джиен», у девушек «басланув»; искусственное родство «кардаш окинув» и «карындас окынув». У ногайцев существовали две формы семьи: большая патриархальная и малая. Главой большой и малой семьи был «атай» - обычно отец или дед, в случае их отсутствия - дядя или старший брат. Во главе женской половины семьи стояла «анай» (бабушка). Быт семьи подчинялся строгой регламентации, все обязанности в семье были строго распределены. Брак у ногайцев был экзогамным, в верхушечных слоях существовало многоженство. Были разные формы и нормы брака - брак выкупом (калым); обменный брак, приймачество (уьй кину) и др. Свадебный цикл состоял из сватовства, бракосочетания, привода невесты в дом жениха, обряда открывания лица невесты. Молодожены выполняли обычаи избегания. Существовали обычаи и обряды детского цикла: выбор имени и именования, пеленания, обрезания, бритья головы, укладывания в колыбель и т.д. Ногайцы имеют богатый фольклор, к наиболее известным произведениям эпоса можно отнести «Копланлы батыр», «Маната», «Эр Косай», «Эр Шобан», «Эр кокше», «Камбар», «Эр Саин», «Возйигит», «Кызйибек», «Козы Корпеши и Баянслу», «Тахир и Зухра», «Сорок ногайских богатырей», «Эдиге», «Шора батыр», «Эр таргыл», «Адил Солтан» и другие. Ногайцы издревле пользуются двенадцатилетним животным циклом календаря «муьшел», а также мусульманским летоисчислением и лунным календарем. В народе широко отмечали новогодний праздник «навруз», праздники весны «сабантой», «коькек батыр» и др. Серьезное внимание они уделяли во все времена спорту, особенно конным видам - скачкам, джигитовке, единоборству на лошадях («аудастырув») и др. Ислам суннитского толка начал распространяться среди предков ногайцев с Х-ХI вв., некоторые ранее приняли и христианство, были и огнепоклонники, идолопоклонники. Интенсивное проникновение ислама относится к ХV-ХVI вв., когда Ногайская Орда имела свою столицу Сарайчик с мечетями и духовными школами при них. Источник http://www.odnoselchane.ru | |
Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY25 (06 Июня 2011) | |
Просмотров: 3057 |
Всего комментариев: 0 | |