Часть вторая.
Мы продолжаем публиковать некоторые материалы, связанные с историей нашего народа.
Ведь для того, чтобы иметь планы на будущее необходимо помнить о прошлом и анализировать его. Для того, чтобы знать о том, кто ты — необходимо знать о своих предках. С этой целью мы задались вопросом описать некоторые вехи в истории ногайского народа, чтобы составить правильное представление о нем нам — его потомкам. Мы, будучи мусульманами, не желаем назвать себя лучше кого-то по своему происхождению, однако Аллаху было угодно создать нас разными народами, и приказал Он нам объединяться в вере. Наша исламская религия требует поддерживать родственные связи. Ближе всего нам по крови — наш народ. Аллах Всевышний сказал:
Среди Его знамений — сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием (Сура ар-Рум, Римляне 22 аят)
Наш народ, как знамение Аллаха, должен быть сохранен, ин ша Алла. Так мы — это мы, и именно наша история составила наш национальный ногайский менталитет. Очень важно, чтобы ногайскую историю писали ногайцы. Прочие же авторы, так или иначе, обвиняя ногайских авторов в предвзятости, не становятся свободны от нее сами, преследуя интересы своих народов.
Каждая из намеченных тем здесь требует своего продолжения и дальнейшего исследования.
Мы же только намечаем темы для того, чтобы в будущем, с позволения Аллаха, более детально рассмотреть их. Просим читателей делиться своими замечаниями и предложениями относительно наших статей, ваше мнение ценно для нас.
(Редакция сайта)
Для каждого народа, и ногайцев в том числе, есть определенная территория, с которой связано происхождение и история этноса, его историческая память. Для ногайцев, которые будучи кочевым народом и потомками других кочевых народов из-за постоянных перемещений с мест обитания и смены местоположения, таких мест было несколько. Одними из таких «ключевых мест» были и остаются для нашего народа Крым и Причерноморье, прилегающие области Северного Кавказа, а также Поволжье (в особенности Нижнее Поволжье) — все эти территории совпадают с местами современного проживания ногайцев. Они представляли собой части единого пространства, где формировался наш народ.
В преданиях родственных ногайцам тюркских этносов, например у волжских татар, казахов, башкир и киргизов, именно Крым и Кубань предстают как прародина всех ногаев. Это отметил и Трепавлов В.В (правда, пояснив, что, по его мнению, это отражает позднее переселение ногайцев в 16 и 17 веках) однако упомянув, что какая-то часть мангытов до Эдиге пребывала под началом мырзы Мамая, судя по всему, чьим местопребыванием был некогда Крым.
Не ставя целью непременно оспаривать выводы уважаемых ученых-историков, считаем необходимым, не воспринимать их мнение как истину в последней инстанции, с чем они и сами согласятся, пожалуй, охотно. Следуя только определенной концепции и канве, в русле только определенной традиции, трудно всегда приходить к правильным выводам.
Мы же предложим наше видение этого отрезка ногайской истории, которое по нашему мнению, вполне позволяет связать историю нашего народа с личностью легендарного темника Ногая.
Крым
Слово «Крым» несомненно, имеет тюркское происхождение. (Кырым — мой холм) Эту территорию некогда(III в. до н.э.) населяли скифы, а затем и сарматы (одно из племен которых, асы-аланы, тюркизированная их часть составили впоследствии половецкий род ас-опа, наследником которого является распространенный среди ногайцев род ас), соседствуя с греческими колонистами. В 257 году сюда пришли готы. В III веке (в 375 году), здесь появились гунны — общие предки тюрок и монголов.
В VII в. Крым перешел под владычество Хазарии. А затем он долгое время был пристанищем для половцев-куманов. Так, например, знаменитый «Кодекс Куманикус» был записан именно в Крыму.
Во время походов монголо-тюркских войск Крым был ими завоеван, половцы были частью покорены, частью истреблены. Но довольно много половцев-кыпчаков вошло в состав монгольских войск. Приход монголов изображают часто как приход некоего иного народа, прежде чуждого, но надо отметить, что в составе монгольских войск были племена, изначально родственные тем, что обитали прежде, т.е. канглы — печенегам и куманам — западным кыпчакам (половцам). И в составе половцев-тюрков изначально были некоторые монгольские элементы (это отметил Д.М Исхаков1) Этим, наверное, и объясняется быстрая взаимная ассимиляция тюрок и монголов и образование нового золотоордынского этноса впоследствии.
Северный Кавказ и наследие половцев
Половецкое наследие будоражит умы многих исследователей истории и профессиональных историков уже долгое время. Этот народ, соседствуя с предками современных восточнославянских народов и народов Северного Кавказа, оставил свой неизгладимый след в истории. По сведениям Леонтия Мровели и некоторых других историков, первое появление половцев на Северном Кавказе произошло уже в VII веке.2
Придя с территории Монголии и Семиречья этот народ (вернее группа племен объединенных в военный союз) захватил и «по пути» некоторые иные тюркские группы. Вытеснил из нынешних «южнорусских» степей других грозных кочевников — печенегов, часть которых ассимилировала, как и ассимилировала часть прежнего хазарского и аланского населения. К концу 10 началу 11 в.стала формироваться территория, которая в русских источниках именовалась «полем половецким». Народ этот, будучи народом кочевников, беспокоил границы соседних народов своими набегами. Половцы участвовали в качестве «третьей силы» в политических событиях — переворотах и усобицах в Грузии, Болгарии, Византии и в Киевской Руси. Вместе с этим происходили между этими народами культурные и этнические контакты — многие русские князья родились от матерей-половчанок.
Некоторые исследователи (например, А. Евстигнеев) считают, что неверно отождествлять половцев и кыпчаков, которые, несмотря на несомненную этническую близость, имели и определенные различия в языке, расовом типе и по региону обитания. (Вспомним Гумилева Л.Н — народ формируется с привязкой к географическому положению, ландшафту земли и соседям). После недолгого времени властвования в степях Северного Кавказа, Причерноморья и Поволжья, в 12 веке половцы столкнулись с новыми завоевателями — тюрко-монголами империи Чингисхана, пришедшими с Востока. Половцы не желали так просто отдавать землю, ставшую родной, что привело к многочисленным военным столкновениям и их разгрому. Хорошо известна история, сообщаемая Рашид Ад-Дином, о половецком воине Бачмане3, который возглавил восстание половцев против тюрко-монгольских войск:
«Затем царевичи, составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сражения и занимая попадавшиеся им по пути области. Менгу-каан с левого крыла шел облавой по берегу моря [Каспийского]. Бачмана, одного из бесстыднейших тамошних эмиров, из народа кипчаков, из племени олбурлик, и Качир-укулэ, из племени асов, обоих забрал [в плен]. А дело было так: этот Бачман с группой других воров спасся от меча: к нему присоединилось скопище других беглецов. Он бросался во все стороны и что-нибудь да похищал; бесчинства его увеличивались со дня на день. Постоянного местопребывания он не имел, и поэтому войско монгольское не могло схватить его; он скрывался в лесах на берегу Итиля. Менгу-каан приказал изготовить 200 судов и на каждое из них посадить по 100 человек монголов в полном вооружении. Он же [сам] с братом своим Бучеком шел облавой по обоим берегам реки. В одном из итильских (волжских) лесов они нашли свежий навоз и прочее, [оставшееся] от спешно откочевавшего лагеря, а среди этого застали больную старуху. От нее узнали, что Бачман перебрался на один остров и что все, попавшее за это время к нему в руки в результате [его] злодеяний и бесчинств, находится на том острове. За отсутствием судна нельзя было переправиться через Итиль. Вдруг поднялся сильный ветер, вода забушевала и ушла в другую сторону от того места, где была переправа на остров. Благодаря счастью Менгу-каана, показалось дно, и он приказал пустить в ход войска и захватить [Бачмана]. Его сообщников истребили — кого мечом, кого [утопили] в реке — и вывезли оттуда много имущества. Бачман умолял, чтобы Менгу-каан [сам] своею благословенною рукою довел его дело до конца; (как объясняют ученые,Бачман был представителем знати, по этой причине желал смерти, достойной знатного человека от руки равного) он [Менгу-каан] дал указание, чтобы его брат Бучек разрубил Бачмана надвое. Качир-укулэ, [одного] из эмиров асов, также убили. Он [Менгу-каан] провел там то лето»4
Часть половцев, не мирясь с поражением, ушла в Венгрию и другие страны, другая часть вошла в состав нового золотоордынского государства.
Куда же исчез этот народ впоследствии, и кто может считаться его непосредственными наследниками?
Обычно, отвечая на этот вопрос, историки и лингвисты дают разные ответы — носителями кыпчако-половецких языков называют кумыков, карачаево-балкарцев и крымских татар. При этом ногайцев относят по языку к (восточной) кыпчако-ногайской группе вместе с каракалпаками и казахами. Однако язык ногайцев, даже при малейшем ознакомлении с ним наряду с восточно-кыпчакскими чертами, явно обнаруживает огузо-половецкие черты свойственные языку «Кодекса Куманикус» — в словарном запасе и в грамматическом строе например, «йоканье» и образование инфинитива на -мага- -меге- и -пага—пеге- и т.д. и эти черты языка свойственны для всех групп ногайцев, в т.ч. и для ногайцев -карагашей и юртовских ногайцев (первые выделились из Малой Ногайской Орды около 300 лет назад, вторые наследники Большой Ногайской Орды, и если и имели связи с кумыками и карачаево-балкарцами, то эпизодические). Вполне резонно предполагать в таком случае, что эти черты — исходно ногайские, а не приобретенные.
По словам лингвиста Гаджиевой Н.З. – многие, ныне существующие, классификации тюркских языков обладают многими погрешностями, не учитывая некоторых особенностей языков, так что многие устоявшиеся классификации языков требуют пересмотра и совершенствования5 .
Так, ею же было отмечено наличие кипчакского субстрата и характекрных черт в говорах азербайджанского, туркменского и даже староосманского языка.
Другое доказательство того, что ногайцы полноправные и прямые наследники северокавказских половцев-куманов — это их антропология. Известно, что половцам были свойственны смешанные монголоидно-европеоидные черты. Об этом свидетельствуют современные реконструкции их внешнего вида по краниологическим материалам, и внешний вид небезызвестных половецких баб.
Что же касается антропологии кумыков, то для большинства кумыков свойствен понтийский антропологический тип европеоидной расы, а для карачаево-балкарцев — кавкасионский.
То же можно сказать и о языке — сами кумыкские ученые считают, что предки кумыков говорили некогда на языке близком булгарскому и хазарскому, что подтверждается наличием большого пласта лексики хазарско-булгарского происхождения (которой свойственен даже ротацизм — переход звука «з» в «р») однако, в связи с воздействием соседнего половецкого языка, культурных и этнических контактов с половцами, язык предков кумыков обрел половецкие черты6, то же можно сказать о казанско-татарском, который сформировался вследствие смены прежнего языка булгарского типа, на кыпчакско-половецкий, что так же объясняется миграцией половецких и кипчако-ногайских групп (составивших феодальную верхушку в Казанском ханстве, которых и именовали исходно татарами, а затем это имя перешло на подвластных им потомков прежнего булгарского населения, составляющих доныне большую часть татарского народа) (Д.М Исхаков). Таким образом, сами эти народы, имея этнические и культурные контакты с половцами, тем не менее, не могут полноценно отождествить себя с ними по линии предки-потомки. В таком случае возникает вопрос — куда делся этот народ с арены истории? Неужели мы должны убеждать себя в том, что он не спасся от гибели и канул в небытие, не оставив потомков?
Та территория, которая была в разное время местом сложения ногайского этноса — Причерноморье и Крым (а также и южнорусские степи, степи Северного Кавказа и Поволжье)
Эти степи как раз, до прихода монголов были заселены западной группировкой половцев-кыпчаков, т.е. народом Куманов. Само слово куман, коман весьма схоже со словом кобан (такое изменение согласных м на б характерно для многих тюркских языков например бурын-мурын и.т.д)
Некоторые исследователи объясняют происхождение гидронима Кубань со схожими иранскими словами, но по сути одно не противоречит другому — имя коман — это имя западной группировки половцев, в западных же источниках оно вполне могло появиться после того как кочевники обосновались в Прикубанье. Другая версия происхождения термина куман — от самоназвания куманлы — лебединый, якобы от того, что половцы считали своим первопредком лебедя. (Существует и современный одноименный народ на Алтае — кумандинцы, чей язык правда не имеет кипчакские черты)
Примечательно, что именно ногайцы сохранили память о предводителе западных кыпчаков — хане Котяне (ног.Котен,Котен-баьтир,Коьтей), который упоминается, например, в ногайском эпосе «Эдиге» во время перечисления правителей народа Сыбра — йыравом :
Баяндав кан,сандав хан
Аны коьрген джыравман
Сайын ханлар кеткенде
Андан калган джыравман
Коьгин джойган Коьтей хан
Анда калган джыравман
Йоклавсыз кеткен Йошы хан
Аны коьрген джыравман..
Как хан Коьтей небосвод потерял
Я тот джырав (йырав), что это видал,
Как хан Джучи почет тризны не знал
Я тот джырав, что это видал
Как хан Джанибек нам возвел минарет
Видел я все среди своих лет..
(Речь Сыбра шоьпбаслы — йырав )
(здесь приводиться версия крымских ногайцев, записанная Магомед-аьпенди Османовым и изданная в 1883 году7)
Это, по нашему мнению, является очередным указанием на то, что ногайцы ведут происхождение от западной группировки кыпчаков, потомки которых, впоследствии, подчинились монгольским правителям и соответственно Ногай хану.
Другим таким указанием является упоминание этнонима «куман», вместе с этнонимом «кыпчак»
Коман уьлке, кыпшагым..
в поэме «Сорок Ногайских богатырей» в версии, записанной А.Сикалиевым от З.Кайбалиева — этой теме была посвящена статья А.Ярлыкапова
«Куманы и кыпчаки в эпической поэме «Сорок ногайских богатырей»».8
Еще одна интересная параллель между куманами и ногайцами связана с уже более поздним временем ногайской истории. Так по сообщениям мордовских и татарских исследователей слово «кубан», «губан» (житель Кубани) использовалось в качестве синонима слова «ногаец»:
«Донские ногайцы часто вторгались на территорию Мордвы. В летописях и в мордовском фольклоре неоднократно упоминаются ногайцы. И. К. Инжеватов пишет: До переселения На(й)мановых (в 1668 г.) на месте нынешних Дубенок (райцентр) были татарские поселения Ногаева» (Чулпанова тоже), Тетякова и Беремшина». Отсюда можно полагать, что на территории мордовской деревни Дубенки задолго до 1668 года оседло жили ногайцы.
В произведениях мордовского народного творчества параллельно со словами ногай, ногаец, ногайцы, башкир, башкирцы употребляется и слово кубань, кубанец.
Составитель мордовско-русского словаря Н. Е. Евсевьев в качестве иллюстрации к слову губан» привел фольклорный материал: Вай, эрзе, саранской эрзе! Ты пируешь, ничего не знаешь. Твоего кормильца-батюшку ногайцы заполонили, твоего кормильца губаны захватили. Не вертись, башкирская женщина, предо мной; не вертись, жена губана, вокруг меня не тобою я выкормлена, вырощена»9
Интересно, что и в своем очерке «Ногаи в Башкирии» В.В Трепавлов упоминает о том, что те ногайцы, кто некогда утвердились со своей властью в Башкирии, т.е. те, кто имел этнические и исторические связи с башкирами (что отразилось в башкирских шеджере), в качестве своей родины называли Крым, Кубань и Прикубанье, куда впоследствии большая часть их и вернулась:
«Все шеджере, повествующие об уходе их (ногайцев) на юг после падения Казани, единогласно утверждают, будто мурзы повели свой народ на Кубань, как на древние исконные ногайские кочевья. Данное обстоятельство может служить существенным аргументом при решении вопроса,из какого региона явились ногаи в свой Мангытский юрт на Яике.. » 10
Интересные данные мы можем получить из шеджере племени йылан — (йылан-кыпчак), буркыт и канлы, а также юрматы у западных башкир(чьи предки входили в Ногайскую Орду) все они сообщают, что их предки пришли «с Черного Моря», «с Крыма», «с Кубани». Раиль Кузеев датирует их переселение концом XIII и началом XIV вв.11 Родоплеменные группы: буркыт, канглы, кыпчак — фиксируются у ногайцев.
Как указывает В.В Трепавлов, башкиры и ногайцы были настолько тесно связаны между собой, что авторы XVIII-XIX вв. (И.К.Кирилов, П.И.Рычков, В.Н.Татищев и др.) иногда не делали между ними особых различий 12
По словам же М.Ахметзянова и Д.М Исхакова их исходное самосознание было ногайским, они были природные ногайцы, затем их записали в башкирское сословие и они, ассимилировавшись, стали башкирами.13
Соотношение этнонима «ногай» исключительно с мангытами (племенем мангытов), по нашему мнению, искажает картину. Ведь, несмотря на свое положение, мангытский эль не был единственным в Ногайской Орде ни в прошлое время, ни сейчас. Так Эдиге возглавлял многие степные эли. И носителями этнического имени «ногай» были разные племена. Оставим пока в стороне тюрко-монгольские рода, говоря о преемственности западным кыпчакам — половцам, приведем пример:
Многие из племен составлявших ногайский народ на протяжении истории можно соотнести с теми, что прежде были зафиксированы в составе половцев:
Асопа (ас-опа)= ас;
Улашевичи,Улаш-оба=алаш;
Баяут,=баята,байтеге,баис,байдар,
Югур=уйгур,югур
Китан-опа=китай-кипчак;
Кулоба= куллар-кипчак;
Конгор,кангу-оба=конгыр,канглы
Иланчук=в форме названия нас.пункта Джыланчык;
Бешенек= пешенек;
Йемеки,»половцы емякове»=емек,юртовские ногаи,
ете-оба = еди-сан ,едишкуль
дурт-оба ,дурут= доьрмен
Этот ряд можно было бы продолжать.
Что же касается тюрко-монгольских родов, то можно упомянуть о том, что рода кенегес (кингит), и сальджиут, были в числе приданных как личный улус Бату-хану, о чем упоминал Рашид Ад-Дин. Впоследствии, ассимиляционные процессы между половцами и тюркско-монгольскими племенами привели к тому, что разница между ними нивелировалась.
Таким образом, вопрос о преемственности ногайцев северокавказским половцам все более и более обретает ясность и обрастает новыми и новыми доказательствами.
Хан Ногай
Возвращаясь к тому разговору, который мы вели в прошлой статье, мы хотим привести слова современного ногайского ученого Рамазана Хусиновича Керейтова по поводу происхождения этнонима «ногай». В своей книге «Ногайцы», изданной в 2009 году, Керейтов Р.Х пишет:
«в вопросах этнической истории ногайского народа и его этногенеза много ответов хранит этнографическая наука. Она может осветить этнические компоненты народа, территорию, на которой происходил процесс формирования этих компонентов, очередность их участия в сложении ногайцев. Этнографические источники обогащают фактическую сторону исследований, помогают избежать односторонности в освещении различных вопросов науки. Касаясь этой проблемы, С. М. Абрамзон, на наш взгляд, верно заметил, что «при правильном и внимательном использовании даже относительно поздних этнографических материалов, при строго научном к ним подходе они могут пролить свет на более ранние периоды этнической истории» 14
Также Керейтов Р.Х подтверждает связь этнонима ногай с именем хана Ногая:
«Можно согласиться в некоторой степени с мнением Р. Г. Кузеева, что «основное население Ногайской Орды составляли племена, некогда (в XIII в.) входившие в состав войск Ногая — золотоордынского темника из рода Джучи» 15.
«Имя хана Ногая консолидировало вошедшие под его начало роды и племена.»16
Противники версии происхождения (или преемственности этнонима «ногай» от имени хана Ногая мотивируют свое мнение тем, что нет свидетельств о переселении племен предков будущих ногайцев с территории западной части Орды на территорию будущего Мангытского юрта (Междуречье Волги и Яика (Урала)) однако, такие свидетельства о переселении имеются, их подтверждают Р.Кузеев и М.Ахметзянов, о чем мы уже писали.
И мы продолжим приводить эти сведения здесь, в данной статье.
Мы уже задавали этот вопрос, зададим его еще раз, почему был выбран именно этноним ногай, а не какой-то иной мырзой Эдиге и населением Мангытского юрта? Несомненно, это имя несло свой особый смысл и имело идеологическую некую наполненность и предполагало преемственность для них, раз это этническое имя широко распространилось и превратилось в имя нашего народа.
Таким образом, версия преемственности этнонима «ногай» имени хана Ногая, которую ставят под сомнение некоторые исследователи, тем не менее вполне имеет право на жизнь и не может считаться опровергнутой.
По некоторым источникам, именно Крым, а также степи между Днепром и Днестром, получил брат Батыя Мовал, дед темника Ногая. Вот почему, возможно, в дальнейшем Ногай считал эти земли своими.
Чтоб рассказать историю Ногай-хана приведем отрывок из книги Г.В Вернадского «Монголы и Русь»:
«Берке не оставил сыновей. Если бы он имел возможность назначить наследника, его выбор, вероятно, пал бы на князя Ногая, который проявил себя выдающимся военачальником и которого он, по всей видимости, очень любил17. Однако новый хан должен был быть избран местным курултаем, собранием князей-Джучидов и высших военачальников. Генеалогическое старшинство не было абсолютно необходимым условием для избрания кандидата, но часто давало серьезное преимущество. Ногай не мог претендовать на старшинство в доме Джучи. Его отец, Татар, был сыном Боала(Мовал), седьмого сына Джучи. А все еще жили два внука Бату: Менгу-Тимур (Монгка-Темюр) и Туда-Менгу (Теда-Монгка), оба — сыновья Тугана.»
После смерти Берке Ногай-хану не было возможности встать у власти самому. К власти пришили внуки Бату. Ханом стал Менгу-Тимур
К 1267 г. Ногай хан же с политической сцены вовсе не ушел. Он был достаточно влиятельным для того, чтобы участвовать в борьбе за власть в Орде.
Рашид Ад-Дин называет его главой над войсками Бату и Берке, «царевичем, необычайно храбрым и удалым»18
В 1287 г. Ногай заявил, что получил особый указ от хана Бату поддерживать единство и порядок среди своей родни после смерти последнего в ханстве кипчаков.19. Рашид Ад-Дин приводит его слова, которые он сказал войскам: «у меня есть приказ, чтоб кто в его уруке (ног.ырув) и улусе станет действовать беспутно, чтоб я примирял их» — а прочие государи монголов в улусе обращались к нему как к старшему (ака), все это показывает, какими властью и влиянием в Золотой Орде обладал Ногай.
Новый хан Золотой Орды не был мусульманином, и былое противостояние с хулагуидским Ираном стало сходить на нет. Однако Ногай хан был верен пути Берке-хана.
В 668 г. хиджры (1269-1270 гг.) Менгу Тимур и Абага заключили мирный договор, который, расстроил султана Бейбарса. Хан Ногай же, напротив, на следующий год отослал письмо Бейбарсу в знак того, что не оставит того без поддержки. (Сам обмен посольствами с Египтом для Ногая означал претензии на статус самостоятельного правителя в Золотой Орде)
После смерти Менгу-Тимура курултай избрал ханом кипчаков его брата Туда-Менгу. Тем не менее, Ногай был настолько силен, что был соправителем нового хана. С этого времени в русских летописях, за исключением ростовских анналов, Ногай, как и Туда-Менгу, назывался ханом. В некоторых западных источниках Ногай называется императором, а в египетских анналах — титулом «малик» — царь..
В это время хан Ногай обменивается посольствами с византийским императором и участвует в борьбе за болгарский трон, устанавливая собственного ставленника
После смерти Бейбарса Ногай хан обменивался посольствами с его преемникос мамлюкским султаном Калауном.
Затем были походы на Польшу и Венгрию, в которых Ногай активно участвовал.
Затем разгорелся конфликт с его же собственным ставленником ханом Тохтой в связи с интригами генуэзских купцов, которые, показав внешне покорность Ногаю, сами искали связи и защиты от хана Тохты. В битве у реки Прут Хан Ногай одержал победу над Тохтой, но не стал его преследовать.
Через два года Тохта обзавелся новым, хорошо обученным войском в 699 г. хиджры (1299-1300 гг.) и вновь пошел на запад. Согласно арабским источникам, решающая битва во второй войне между Тохтой и Ногаем произошла у Куканлыка (Каганлыка). Это место можно идентифицировать как реку Кагамлык в Полтавской области.20 На этот раз Ногай хан проиграл и погиб, либо умер в то же время от болезни.