Главная » Статьи » Информация |
Монеты Ногая и мечеть Бейбарса. Мы уже рассказывали о монетах, относимых ко времени Берке-хана. Как рассказывали уже о монетах времени правления Ногая, это монеты, чеканеные монетными дворами в Эски-Кырыме (Солхат) и г.Исакчи в Румынии.21 Вероятно, к тому же времени владычества Ногая в западной части улуса Джучи, относится постройка одной из древнейших мечетей в Крыму — мечети мамлюкского султана Бейбарса. (Ногай хан сам приняв Ислам поддерживал союзнические отношения с Бейбарсом и вел дипломатическую переписку, о чем мы упоминали. Рашид Ад-Дин сообщает, что после смерти Ногая, его сын Чака был убит, а другие его сыновья, скрылась в землях башкир.(!) Одно из первых упоминаний нашего народа уже под именем «ногай» в исторических источниках, это упоминание которое встречается в произведении перса Ахмеда аль-Гаффари аль-Казвини «Нусах и джеханара»(относиться к 972 году хиджры (= 1564/65)): «Первый параграф о царях Кок-орды; им принадлежали области правого крыла, как то: улусы. Лика, Укек, Маджар, Булгар и Казань. Токта-хан, сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи, сел на царство. В 702 г. (= 26 VIII 1302 — 14 VIII 1303), соответствующем году барса, между ним и Ногаем, по которому теперь называется упомянутый улус, в окрестностях Саксина и Булгара произошла битва, и он (Токтай) одолел. Возгордившись вследствие этого, он послал послов к Газан-хану и безрассудно потребовал Азербайджан.»22 Примечательно, что как место битвы упоминаются окрестности Саксина и Булгара, на самом деле Саксин это город, располагавшийся на нижней Волге, а Булгар — в ее верховьях, т.е. имеется в виду какая-то местность на территории Поволжья. «между ним и Ногаем, по которому теперь называется упомянутый улус» — т.е. автор имеет в виду уже Мангытский Юрт, Ногайскую Орду и прямо связывает ее название с личностью хана Ногая. « и он (Токтай) одолел. Возгордившись вследствие этого, он послал послов к Газан-хану и безрассудно потребовал Азербайджан» т.е. победа над столь могущественным противником опьянила Тохта-хана. Для нас важно упоминание автора Ногайской Орды в связи именно с Ногай ханом. (Например он упоминает и ханов левого крыла в т.ч. и некоего Нокая (через «к») из потомков Орду-хана, но связывает наших предков именно с Ногаем) Автор показывает хорошую осведомленность в делах того времени, видимо он пользовался некоторыми более ранними источниками. Неужели упоминание Ногая в связи с Ногайской Ордой всего лишь досадная оплошность? Переселение ногаев из Крыма, бороганы и татарская знать Крым как мы уже говорили, называют прародиной ногаев у многих родственных ногайцам тюркских народов. Например, в татарских шеджере, (о которых говорили мы уже прежде) собранных М.Ахметзяновым, указывается, что многие из племен, чьи потомки считают своими предками ногаев, переселились по воле Тохтамыш хана с территории Крыма и Причерноморья (а также Северного Кавказа — Рум-гора). Примерно к тому же времени относиться переселение тюркского рода бороганов (борган) из Крыма23 на территорию современной Ингушетии. Среди тюркских этнонимов Крыма, встречается имя «бораган» Связь ногайцев с такими памятниками средневековой истории как Борга Каш и Татар-туп на Северном Кавказе изучалась в работах Виноградова В.Б и некоторых других исследователей. Золотоордынские кочевники строили эти здания по типу построек в маджарском городище. Упоминалось также еще Ибн Батуттой, что в районе нынешнего Пятигорска (Бишдаг) находилась летняя ставка ханов Золотой Орды, это позволяет сделать вывод, что данная территория вовсе не воспринималась как периферийная и чуждая. Упоминания о Северном Кавказе, как давнем месте обитания ногайцев, имеются как в исторических летописях, так и в исторической памяти самих ногайцев и соседних народов. Например, переселение ногайцев на Северный Кавказ в русских летописях отразилось так: В летописи, датируемой 1492 годом, говорится о том, что «Орда… перекочевала к Пятма Горам», это значит, группы ногайцев Мангытского Юрта переселялись сюда на довольно большое расстояние за полвека до образования Казыевой Орды. В документах1524 года, сказано о том, что, ногайский мурза Мамай «пошел… от Астрахани кочевать на старое ногайское кочевище на Терек на реку…» Следовательно, территория «старых ногайских кочевий» отождествлялась с различными районами Северного Кавказа! (Виноградов В.Б о мавзолее Борга-Каш) Приведем еще свидетельства давней памяти о прародине ногаев у родственных тюркских народов: Некоторые кыргызские рода считающие своими предками ногаев, также связывают свое происхождение с Крымом и Причерноморьем: «По сообщению жителей Ноокатского района в Южном Кыргызстане ичкилики (кыргызский род) прибыли сюда из Яика, катаганы с берегов Черного моря. Ногайская тематика неплохо отражена в кыргызском эпосе «Манас». Сам Манас по некоторым вариантам выходец из ногаев «24 такая же память о пребывании ногаев на Кубани и в Крыму некогда, сохранилась у казахов. Об этом сообщает казахский автор Серикбол Кондыбай исследователь казахских эпосов мифов и преданий: «В казахских эпических произведениях объединение огузов и кипчаков называют народом Кондыкер Кубан. В европейской литературе «Кубан» — название племен западных кипчаков. Кубан (светлый) соответствует русскому названию «половцы». Кондыкер Кобан журт — мифоэпическая страна. Название «Кондыкер» встречается в эпосе «Карасай и Кази» в качестве имени «калмыцкого хана» и названия его стольного города, полное название «Кондыкер Кобан журты» (земля или общество Кондыкер Кобана) сохранилось в казахском лирическом эпосе «Козы Корпеш — Баян сулу», где говорится, что отец Козы-Корпеша – Сарыбай является выходцем из страны Кондыкер Кобана. «Народные сведения» об этой земле отражены в записях казахского автора начала 20 века Машхура Жусупа Копеева. Он приводил сведения из народных преданий, где говорится, что «Кондыкер Кобан журт» было названием народа, когда не было еще трехжузового деления казахов. (т.е. в то время, когда младшежузовцы — алшины подчинялись ногайцам)25 Если название «Кобан» (Къобан) происходит от северо-кавказского гидронима «Кубань» (на карачаево-балкарском языке (равно как и ногайском)Къобан, т.е. Қобаң), то этимология слова «Кондыкер» (Қындык йер — «земля Киндика») восходит к древнему историческому топониму полуострова Тамань — Синдику (или Хиндику). Хунну и протобулгары еще в 4-5 веках заимствовали это название из языка прежних обитателей » 26 Герой общего для многих тюркских народов (ногайцы, киргизы, казахи, кумыки и др.). Эр-Таргын (ер Тарггыл,Эр-таргу) является выходцем из народа Кырк сан Крым. А сам эпос «Кырк ногай баьтирлер» имеет название «Кырк Крым баьтирлер» (Сорок крымских богатырей) под таким названием, например, он был переписан у казахского акына Мурына Сенгирбай-улы. На Северном Кавказе, в степях Северного Кавказа, равно как и в Крыму, разворачиваются многие события ногайских эпосов. Так по эпосу Эдиге, именно на Тереке Кадырберди убивает Эдиге. Богатырь Аьмет сын Айсыла с дочерью хана прячется на Аскар-тав (Эльбрусе) от погони. Временщик Мамай Еще одним повелителем Крыма был Мамай из рода кият, беклербек, которого иногда ошибочно именуют ханом. Трепавлов В.В. упоминает о том, что он ранее, чем Эдиге уже использовал в качестве имени себе прозвище «Ногай» Многочисленные перекочевки в период смут Многие из тех исследователей, кто изучает историю ногайцев, склонны связывать ее только с Ногайской Ордой, прежде всего. Однако тот, кто уделит этому вопросу внимание, увидит что, например, во всех версиях эпоса «Эдиге» и Тохтамыш, и Эдиге равно называются правителями ногайского народа. Ногаем же называет себя в произведениях Асан-Кайгы, который в разное время был жителем Большой Орды, Казанского ханства и Ногайской Орды. Ногаями себя называли (если верить родословным) и те, кто переселился «с территории Крыма и Кубани» в Булгарский улус — именно так зафиксировано в шеджере многих татарских мурз, о чем упоминал М.Ахметзянов. По его данным, переселение произошло по воле Тохтамыш хана из Крыма, как указано во многих шеджере: в шеджере Гирает бия, Муьйтен бия, Буркыт-бия27шеджере Гирает-бия, шеджере племени йылан и многие другие. Наше утверждение подкрепляется авторитетным мнением Трепавлова В.В., который пришел к тем же выводам, относительно неверности соотносить этноним «ногай» исключительно с населением Мангытского юрта: «Следовательно, под этнонимом «ногай» в некоторых источниках объединялись степные тюрки Мангытского юрта, Крымского ханства и Большой Орды, и это слово имело гораздо более широкое применение, обозначая не только население Ногайской Орды»28 Существует множество свидетельств о переселении племен Ногайской Орды и пребывании их на территории Астраханского ханства. Ногаи составляли войско астраханского хана. Самих же астраханских ханов довольно часто возводили на престол ногайские правители. Имеются сведения о переселении племен Астраханского ханства в Крымское ханство и обратно — это указывает на единство происхождения и распространенность этнонима «ногай» впоследствии, по нашему мнению. Вот о чем повествуется в одной из турецких летописей, которая являлась списком с собственно крымских летописей хранившихся у одного из крымских мурз рода Аргын: «По прекращении владычества Тохтамышева, возвысился над ханами, по причине многочисленности народа своего и поколения, Идику(Эдиге), один из князей улуса Джуджиева, и могущественнейших членов поколения Мангут. Одного после другого, сажал он на ханство: Тимур-Кутлуга, Шадибека и Тимура. Затем ханствовали друг за другом: Джелал-ед-Дин, Керим-Бирди, Копек, Чегре, Джеббар-Бирди, Сейид-Ахмед, Дервиш, Хюда-Бирди, Кючук-Мухаммед, Барак в Улуг-Мухаммед, добывая престол, кто при помощи детей Идику, кто собственными силами. Ханы эти большую часть Татарских поколений, выведя из Дешт-Кипчака, поселили в пределах Крыма; в Деште-же и Булгаре остались властвовать, из рода Шейбанова, ханы: Махмуд-Ходжа, Хизрь, Абул-Хайр,…» «Хаджи-Герай умел привлекать сердца, потому во время правления его значительное число народа переселилось с Волги в Крым. Это дало ему возможность иметь сильное войско и предпринимать частые и обыкновенно удачные вторжения в Польшу и Россию. Уважаемый всеми Хаджи-Герай-Хан скончался в 871 году (хиджры)»- т.е. летопись справедливо указывает на властвование Эдиге в Крыму и продолжительные миграции племен Дешт и Кыпчака. М.Ахметзянов высказывает мнение, что под власть Эдиге в разное время, вследствие откочевок и войн, выходя из-под власти других правителей, попадали те племена, что некогда подчинялись сначала хану Ногаю, затем ставленнику Мамая хану Абдулле (а фактически Мамаю) затем Тохтамышу. Различные имеющиеся у нас косвенные и прямые данные подтверждают право на жизнь этой версии. Именно по этой причине этноним «ногай», по словам М.Ахметзянова, получил широкое распространение и, отражая историю нашего народа, дошел до наших дней… Нижнее Поволжье. Ана Эдиль — мать Волга И в конце, но не в последнюю очередь необходимо упомянуть регион Нижнего Поволжья, который в поэтической ногайской традиции имеет красноречивое название Анна — Эдил (Мать-Волга). Эти места (Нижнее Поволжье) были заселены последовательно нашими предками — скифами, сарматами, гуннами, хазарами, половцами — кипчаками, тюрко-монголами и преемниками их всех — ногайцами. Так, название Волги — Эдиль часто этимологически соотносят с именем Атиллы. Именно сюда, на эту землю, отсылает заселять ее Огуз-хан кыпчаков. Вот что сказано об этом в «родословной тюрок» у Абуль Гази Бахадур Хана: «В настоящее время дуплистое дерево называют чыпчак. Простой народ, по причине неправильности языка, “каф” произносит, [как] “чим”; так “кыпчак” произносят “чыпчак”. Хан вырастил этого ребенка на своих руках. После того как он стал джигитом, Урусы, Олаки, Маджары и Башкурдывозмутились [против Огуз-хана]. Дав Кыпчаку много илей и нукеров, [хан] послал [его] в те края, на берега Тина (Дона) и Итиля (Эдиль, Волга). Триста лет царствовал Кыпчак в тех местах. Все кыпчаки — его потомки. Со времен Огуз-хана и вплоть до времен Чингиз-хана на Тине (Доне), Итиле (Волге) и Яике (Урале), на берегах этих трех рек, других илей, кроме кыпчакского, не было. Они жили в тех местах в течение четырех тысяч лет. Поэтому те места и называют Дешт-и кыпчак — Кыпчакская степь.29 Таким образом, то, что между Волгой Доном и Уралом всегда воспринималось половцами как коренной юрт. После прихода тюрко-монголов кипчаки ассимилировавшие до того остатки печенегов и хазар сами были ассимилированы ими. Именно здесь, на Волге возник центр Золотой Орды, именно здесь стояла столица Сарай-Бату (по другой версии Сарай-Берке), здесь принимались послы. Это место было тем местом, где жил прадед Эдиге — Тукли Баба, который согласно «Чингиз-Намэ» призвал хана Узбека к Исламу. Именно эту территорию вслед за Эдиге его потомки назовут своей исконной землей: «Предки наши, праотец Идигии князь у Тохтамыша князя (хана) взял войною, и с тех мест по ся места о Волге меж нас война, а Идигия князя, потом и мы, И по ся места милостию Божией и великих государей московских помочью, мы мурзы и улусные наши люди, Волги некоторым недругам своим не дали»30 Эдиль-Волга единственная из всех рек удостоилась от всех ногайцев титула «ана» мать, в 1636 году аталык мирзы Джан-Мухаммеда сказал русскому послу: «а как де у Волги у матки своей, и нам было бы покоинее»31. Вероятно, нашим далеким предкам после долгого путешествия по степи и созерцания запустения, Эдиль-Волга, с ее поймой богатая рыбой и покрытая зеленью и лесами земля ее, была чем-то вроде оазиса. От того и создался образ желанного края близкого как мать… Недалеко сравнительно от Волги, помимо Сарая, располагалась столица Ногайской Орды — Сарайджук-Сарайчик. В сознании ногайцев Эдиль юрт воспринимался как отчий дом. Ему были посвящены многие песни. Вот настал тот день когда, в дорогу нагрузив арбу, уходит в путь певец народа, оставив родину свою, в несчастный день коня я оседлал, на плечи свой каптал накинул, простоволос и бос, не по дороге, в ночь я ухожу Прощай, прощай свободный край, прощай родимый юрт, прощай прощай Эдиль-река, любовь моя и мой друг (Каз тувган Суьюниш улы 17 в.) Так эти земли, как и Крым с Причерноморьем, как и степи Северного Кавказа (и даже земли вплоть до реки Дунай) — все эти территории воспринимались как единое пространство — земля ногайцев, родина ногайцев. Этот факт нашел отражение и в более поздний период, приведем для примера песню караногайского шаъира с целью это продемонстрировать наиболее ярко: Алдынгысы оьзимиз- Баймырза Манап улы (1918-нши йылда оьлген) Коьгелли авылда яшаган 32 В этой песне — йыре отражена вся историческая память о разных местопребываниях предков караногайцев в различные эпохи. В ней упоминаются такие топонимы и гидронимы как Эдиль-Волга, Терек, Кырым-Крым, Беставсарай-Бештау, окрестности Пятигорска, Арал — Аральское море. Во время расцвета Ногайская Орда охватывала даже эти территории, таким образом, упомянуты практически все те территории, о которых мы говорили. Точно также ногайцы-карагаши помнили о своем пребывании некогда у Кубани: Несилимиз оьзинде боьлген Кобан эли мен.. (Род наш отделился от народа Кубани) Арсланов Л.Ш. язык ногайцев-карагашей, йыр записан от А.Шамукова с.Лапас) Подобные же «воспоминания» о былом пребывании в других регионах, сохранились и у прочих групп ногайцев. Память народа бережно хранит то многое, что не в состоянии сохранить человек на протяжении всей жизни или исторический источник. Мы же должны «разгадать этот код» с целью сохранить нашу историю возродить её и увидеть в как можно более полном виде. Автор: Сеитов У.А. В целом тема, затронутая нами довольно широка для исследования. Мы с помощью Аллаха Всевышнего надеемся продолжить этот наш разговор и продолжить изучение нашей истории. С тем, чтобы взглянуть на нее более полно и сделать некоторые ее выводы. Об этом постараемся продолжить повествование в следующей статье, если на то будет воля Всевышнего Аллаха. Сноски: 1 Ахинжанов С.М. и ряд других ученых считали, что изначально куманы были монголоязычны, затем восприняли тюркский. 2 Арабские и персидские источники по истории кыпчаков.vii-xiv вв.Алма-ата 1987. также см. текст Мокцеваи Картлисай «Обращение Грузии«. 3Отголосок предания о нем сохранился, по мнению Исхакова Д.М. в легенде о «ногайском хане Бачмане» у башкир и татар. 4Рашид Ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, Издательство АН СССР, 1960. «Рассказ о войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Кипчакской степи» 5 http://www.lingvotech.com/gadzhiyeva-80 6 Нураммат Оьлмесов. «Вопросы формирования кумыкского языка». 7 Цит.по книге А.Курмансеитовой «Байтеректинъ байлыгы», Черкесск, 1996 г., стр.123. 8 http://www.kyrgyz.ru/?page=48 9 А. Б. Булатов НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ О НОГАЙСКО-ТАТАРСКИХ СВЯЗЯХ В ПРОШЛОМ. 10 В.В. Трепавлов « Ногаи в Башкирии xxv-xvii”сборник «Тюркские народы современной Евразии» Казань 2011;стр.107. 11 Р.Г. Кузеев «Происхождение башкирского народа» стр.60;358-359; 12 Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения Тюркские народы средневековой Евразии стр.95,стр.121. 13 Исхаков.Д.М. «древнетюркский мир» стр.63 14 Керейтов Р.Х. «Ногайцы» Ставрополь 2009г.стр.36 15 Там же. 16 Там же стр.39 17 Это перекликается с сообщениями арабских авторов того времени см.статью на нашем блоге о хане Берке. http://islamngy.blogspot.ru/2012/08/blog-post_28.html 18 Тизенгаузен .мат.по ист.Золотой Орды т.2 стр 68. 19 (Тизенгаузен, 2, 69 по сведениям Рашид ад Дина) 20 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. 21 Монеты монетного двора Крыма, подробнее http://muzeydeneg.ru/research/glava-2-monetny-dvor-kryim-kyiryim/ 22 http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Gaffari/text.phtml?id=305 23 В нынешнее время он вошел в состав кумыков, однако и среди астраханских ногайцев-карагашей в нынешнее время есть род боран, буран, что по нашему мнению указывает на то, что соотносить борганов исключительно только с кумыками неверно. 24 И.Б. МОЛДОБАЕВ КЫРГЫЗЫ В ЭПОХУ «ЗОЛОТОЙ ОРДЫ» 25 Тем не менее, как думается, у них имелось собственное самосознание как алшинов не общеногайское, т.к. откочевка алшинов от ногаев произошла 400 лет назад таким образом, что среди ногайцев почти не осталось собственно алшинских родов, и они довольно быстро усвоили казахское самосознание и язык. Левшин сообщает, что Младший жуз состоит из двух объединений жетиру байулы и алимулы, жетиру — это семь родов среднего жуза, а байулы и алимулы это исконные алшины, в целом Левшин сообщает, что рода младшего жуза кочуют вперемешку со средним жузом (исконными казахами), что подразумевает тесные связи и объясняет культурную и этническую ассимиляцию алшинов казахами, эта ассимиляция настолько глубока, что ногайских элементов в алшинском языке ничтожно мало, а менталитет соответствует общеказахскому. Так при «встрече» 300 лет назад с предками ногай-казахов салтанаульскими ногайцами и контактов с ногайцами карагашами, они воспринимают их за «чужаков», «чужой народ», «пришлых», а язык их воспринимают как татарский. (См.книгу А.Харузина «Киргизы Букеевской Орды») Пожалуй единственное, что отражало единую историческую память с ногайцами это эпосы общеногайского цикла, впрочем казахская алшинская версия эпосов, по признанию академика Жирмунского и ногайского ученого А.Сикалиева, имеет ряд особенностей и дальше от исторических событий, чем ногайская. 26 Серикбол Кондыбай. Собрание сочинений. т.5, стр.84 27 М.Ахметзянов «Татарские шеджере» стр.45 28 Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды» стр.471 29 Абуль Гази Бахадур хан, родословная тюрок 30 (РГАДА ф.127 оп.1 ,1626,д .2 л.159. 31 РГАДА ф.127 оп.1 ,1635г.д 2.л. 29(цитируется по статье Трепавлова В.В. Ана-Идель = Волга-матушка). 32 Из учебника «Ногай литературасы», 6-ой класс, 91й год, Черкесск. Источник: http://www.islamngy.biz/ru/?p=248#_=_ | |
Категория: Информация | Добавил: BAD_BOY (22 Июня 2014) | |
Просмотров: 2553 |
Всего комментариев: 0 | |