Главная » Статьи » История |
Ногай-казахи (ногай-казаклар)
АЛЕКСЕЙ ХАРУЗИН О НОГАЙ-КАЗАХАХ (1889) (из книги Харузина А.Н «киргизы(казахи) Букеевской Орды М.1889г») Въ 1887 году я былъ командирован Императорскимъ Обществом. Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии въ Киргизскую Букеевскую степь с зоологическою и антропологическою целями. От деревин Владимировки, лежащей немного выше Черного Яра, на левомъ берегу Волги, я отправился въ Ханскую Ставку — центра, этой орды(ныне с.Урда). Оставаясь в ней весь Июнь месяцъ, я предпринимал, экскурсии съ зоологическою целью въ равныхъ направленияхъ н посетилъ места наиболее интересные вь зоологическомъ отношении. В. самой Ханской Ставке я занимался антропологическими наблюдетямн надь киргизами(офиц.название казахов тогда).—Материал, .представился мне сначала въ 25-ти арестантахъ местной тюрьмы, затемъ вь стекавших-ся въ поселок-1. въ большом, количестве изъ разныхъ мест, киргизовъ(казахов). Измерено было мною всего 110 субъектовъ разныхъ возрастовъ; далее разрыто киргизских-!, могилъ и снято до 200 фотографий видов. и типовъ. Въ Июне месяце я посетнлъ гору Малое Богдо, Камышъ-Самарския* озера и восточную часть степи Нарынъ. Августь провелъ я на Баскун чакскомъ озере, на холмахъ Чапчачи п па берегу 2-го Приморскаго округа. В'1. 1888 году я нроснлъ Общество Любителей Естествознания командировать меня опять вь Букеевскую степь съ целью пополнения своего зоолог ическаго и антропологического материала. Въ этомъ году я посетнлъ снова Камышъ-Самарскую часть, затемъ Таловскую часть; остальное же время провелъ въ Ханской Ставке и окрестностях»!. ея. Летомъ 1888 года мною было измерено всего 40 субъектовъ, затемъ раскопано 30 кургановъ и снято до 100 фотографий типовъ и вндовъ. Я имел также возможность собрать некото рыя этнографические сведения о киргизахъ Букеевской орды. Доставлениемъ оныхъ я преиму-щественно обязанъ султану Ш. К. Шигаеву, правителю Камышъ-Самарской части, далее кнргизамъ: Утешгалию Атаньязову, Мукашеву, Юсупалию Удерову. Джумагалию Бекмембетаву и мулле вь Ханской Ставке. *************************** Киргизы Букеевской орды (особенно султаны), хорошо знают, что теленгуты были «работники < у султановъ, даже больше, до сихъ поръ сохранилось известное презрительное отношение къ нимъ. Что киргизы(казахи) помнятъ происхождение теленгу- товъ отъ крепостныхъ—выражается въ поговорке: «туленгуть, турейде кутъ», т. е., теленгут, береги своего султана. Известное пренебрежение къ теленгутамъ выражается въ томъ, что его сажаютъ ниже киргиза другого рода. Теленгуты сами помнять свое происхождение, на особое внимание не претенду ютъ и вообще скромнее, чемъ киргизы остальных-!. родов-.. Хоть, какъ я только-что сказалъ, киргизы и знают. проиехождение теленгутовъ, но все-таки их- прошениям не оказываютъ—даютъ им своихъ дочерей замужъ (кроме султановъ и Ходжей), берут. ихъ дочерей. Вообще говоря, теленгуты сравнялись с киргизами остальных-!. ро- довъ и пренебрежешемъ пользуются они преимущественно со стороны султановъ и Ходжей. Въ настоящее время все теленгуты разделяются на (i отделения: Кекинево, Джангаково, Каралнно, Дуваново, Тан ыркулово и Калмако во, последнее имееть еще подотдеделение Мерген). Тамга у теленгутовъ, кагь я уже ска- залъ, султанская—она пишется греми способами равнозначущими): Я позволю себе остановиться несколько на Ногайскомъ роде, какъ на факте вхождения новаго элемента въ элементъ киргизский(казахский) Происхождение Ногайскаго рода съ достоверностью ни им(самим), ни киргизам(казахам) неизвестно. Некоторые разсказываютъ, что Ногаевцы (Ногайцы) пришли из Крыма въ Зауральскую степь, подъ началомъ четырехъ братьев, которые женились на киргизкахъ(казашках); другие говорят, что будто ханы, желая укрепить свою власть, собирали около себя всякий сбродъ (свободных людей), изъ котораго и образовался Ногайский родъ. Ногай, значить, вообще—татаринъ, и мысль о татарском(ногайском), пропехождении этого рода является естественной. (казахи и ногайцев и татар зовут одним словом ногай)Среди некоторыхъ Ногайцевъ держится упорно мнение, будто они жили здесь еще до прихода киргизовъ изъ- за Урала. .Что о не лишено основами, такъ какь Ногай жили въ нынешней Букеевской степи еще до калмыковъ и отчасти одновременно с ними, и могли, следовательно, до известной степени, содействовать образованию Ногайскаго рода. Более справедлив рассказ о происхождении этого рода старика киргиза Ногаева рода, который передавал мне, что Ногайцы прикочевали из -за Сакмары к. Нуралию, хану Малой орды (отцу Букея), а затемъ перешли съ Букеемъ по сю сторону Урала. Сколько мне известно, въ зауральской Малой орде их теперь неть, но крайней мере. Мейеръ ничего не говорить о нихъ. Вь существующих преданияхъ о происхождении. Ногаева рода, о которыхъ я только-что говорило., вндимъ мы тоже самое, что и вообще въ преданияхъ о происхождении киргизовъ.—что букеевцы лишь смутно сохранили въ памяти свои предания и факты передают, переиначенными и искаженными. Фактически известно, что род Ногай получил свое начало въ 1745 — 1747 годахъ, когда назначенный, по подозрению, къ переселению на реку Сакмару, ок. крепости Озерной. 25 семей кун дровскихъ татарь (50 человекъ взрослыхъ мужчин, а всего 138 душ) (кундровскими татарами тогда официально называли ногайцев, кто был. в подчинении калмыцких феодалов) , бежали к киргизамъ за Уралъ. Поймать их велено было Абулхаирову сыну, Нурали; но тот. сего не исполнил. Кундровцы примкнули к киргизам-, сплотились с ними и расплодились (П. Небольсинъ) *). Трудно себе представить, чтобы все ныне живущие в Букеевской орде Ногай были потомками этих 25 семейств. Тот же Евреиновъ (1851 г.) пишет, что Ногайцевъ в орде 200 кибитокъ, а Ханыков (1840) говорить даже, что их всего 620 кибитокъ; въ настоящее же время всех ь ногай скихъ кибитокъ около 2000). Въ Букеевской орде среднимъ числомъ на каждую кибитку приходится от. 5 — 6 душ — следовательно, в настоящее время въ орде 11000 Ногайцевъ. Небольсин говорить, что к Нурали пришли 138 душ Но- *Очерки Волжского понизовья 1852 г.Небольсин гайцевъ (25 семействъ) —возьмемъ для круглаго числа 150, и мы получим., что Ногайцы сч. 1745 до 1885 г., т. е. т. 140 лет,, увеличились на 10,850 душ, т. е. в каждый средний годъ на 77 душ, или на 51,(>°/0 въ средшй годъ. Само собою разумеется, что такого естественного прироста быть не может. Максимум, естественного прироста равняется 2 -3% в средний год.. Такъ у нас, въ России замечался в. 1808 —1870 гг-, въ Самарской губ. 1.22%, въ Витебской 1.02%' въ Екатеринославской 2,25% н въ Донской области 2,40%; в Западной Европе процент, естественного прироста в сродний год, еще меньше. Но цифра процента увеличены Ногайцев на (51,0%) весьма приблизительна, оттого прибегнемъ мы къ другому методу. В известное количество лет население удваивается (увеличиваясь в, арифметической прогрессии). Удвоение населения для разных, народностей происходит, в, разное количество времени: такъ, для Австрии считается нормою 135 леть, для Германии 118, для России 105 н для Сербии 42 года (наименьший срок удвоения населения). Предположим?,, что въ .пот I, наиболее кратши срок?, удваивалось и пасележе Ног-анцен?,. Тогда мы получим?,, что в. 1787 должно было быть Ногайцев, 800 душ; в?. 1821) г. ООО; 1871 г.— 1200. Мы можем, еще предположить, что прирост, у Ногайцев, шел,не в арифметической прогрессии, а в геометрической—.прирост, совершенно гипотетический" Щ)—в этомъ случае удваивается население, России в 45 лет, а в. Сербии в 29 лет. Предположим, что и Ногайцы по количеству душ удваивались в 29 лет - и мы получим, что 1200 душ, было въ 1832 году; в 1801 году — 2400; а въ 1890 году будет только 4800 душ, следовательно все-таки более чем, вдвое меньше, чем, их, теперь в Букеевской орде. Мы, следовательно, должны предположить, что первоначальная небольшая группа Ногайцев, перешедшая съ Букеем из- за Урала, постоянно пополнялась притоком, новых сил, и вероятнее всего Ногайцами же, жившими в нынешней внутренней степи еще до прихода киргизов (казахов).. Из 2000, в настоящее время в орде находятся ногайских, кибиток живуть, приблизительно. 1,100 в Таргунской части, 700—в Таловской, 100—в Калмыцкой и кибиток, 20 во 2-мь Приморском, округе. Я выше упоминал, что сохранилось предание, что ханы около себя собирали Ногайцев, составляя из них., так, сказать, свой конвой: это предание не лишено истины. Действительно, Ногайцы, бежавшие некогда из-за Сакмары к Нурали-хану, пользовались его личным, покровительством и оставались ему верными слугами, и не только ему, но и сыну его Букею и (внуку) Джангиру—так, они последнему, на ряду с, казаками, помогли подавить бунт. (1-го Приморская округа) Бершева рода, восставшаго против ханского бия (Шомбала) Ниязова(ногай-казак), под, предводительством Исатая Тайманова. Хан, же. со своей стороны, наделял Ногайцев, землею, которою они пользовались даже- в ущерб, киргизам(казахам). При таких услових, является понятным, что ханы Внутренней орды привлекали к, себе новыхъ пришельцев, которые и сливались с Ногайцами; (тоже самое увидим немного ниже и на Каракалпаках,). Как бы то ни было, общий голос киргизов(казахов) говорит, что Ногайцы (для казахов)пришельцы. Следовательно, они знают, их, некиргизское происхождени е. В перебранке с Ногайцами киргизы им, нередко говорят,: „да вы что, разве наши — ведь вы пришельцы". Впрочем, в этой фразе не следует. усматривать какое-нибудь враждебное отношение к Ногайцам, скорее же добродушную шутку. Какого-нибудь презрительнаго отношения со стороны киргизов(казахов), по отношению Ногайцев вообще не существует, брак не только совершаются свободно, по даже, напротив, киргизы(казахи) заискивают у Ногайцев, которые в свою очередь (как, близко стояшие к хану) смотрят на киргизов(казахов) свысока. Даже больше: киргизы нередко терпят, обиду от Ногайцев, которые и хитрее(умнее), и расторопнее их. Пользуясь вялостью и беспечностью киргизов(казахов), Ногайцы нередко отбирают, у них обманным образом землю вследствие чего в Советь подаются жалобы. Ногайцы, безусловно(сейчас уже), не считаются народностью, а просто родом киргизским(казахским), и называются киргизами обыкновенно Ногай-казак. Это указывает ясно, что киргизы(казахи,уже) на них смотрят, как на своего же брата—киргиза. Но Ногайцы и до сих, пор представляют до известной степени обособленную группу: так, при кочевках, они держатся более вместе, чемъ киргизы других родов; далее пришлось мне встретить недалеко от Ханской Ставки родовое кладбище Ногайцев, впрочем, почти ничем от обыденного киргизского(казахского) не отличающееся. Факт, вхождения инородческаго элемента в элемент, киргизский(казахский)не есть новый: так». Мейер сообщает, что Ходжннцы (в этомъ случае следует, подразумевать туркмен) считаются на Сир*, в зауральской орде;, отдельным, родом., а не племенем, что уже показываетъ на известное сближение. Ногайский род, по количеству кибитокъ, одинъ из незначительных, въ Букеевской орде. Ногаец носит на себе некоторые антропологические и этнографические особенности. Он высок. (женщины также отличаютсябольшим ростом, чем киргизки(казашки)), худощавее и стройнее киргиза, борода в общем гуще, в движениях нет, той Вялости и медлительности, как у киргиза(казаха) (но и в самом типе Ногайцев заметна значительная рознь и колебания). Конечно, не всякому Ногайцу свойственны эти особенности—иного от киргиза(казаха) не отличишь. Ногайца легко узнать по его одежде: он носить плисовые кафтаны, род жилета съ серебряными застежками: рубашка его отличается непомерно длинным*!, воротником. Конечно теперь все ЭТИ признаки имеют значение относительное. При слшнш этого рода сь остальными киргизами, которое замечаются теперь, обусловливается то, что и плисовый кафтанъ и длинный воротник рубахи встречаются у киргизовъ (хотя и редко) и остальныхъ родовъ, но за то безусловно характернымъ и исключительно Ногаеву роду присущимь признаком-, надо считать голубой цвет, их белья, который виден-, у мужчин и голубой цвет головных' платков у женщин. В постройке кибиток(юрт), В. их внутреннем устройстве нет никаких, отличительных признаков. Что касается языка, то онъ чисто киргизский(казахский), и, как передавали мне, несколько перемешан с татарскими(т.е ногайскими) словами. В Ногайце видно больше хозяйственности, больше трудолюбия чем у киргиза (казаха)в Таловской части почти все занимаются хл'ебопашеством. 7 Ногайский родъ разделяетса на пять отделений: Джаварово, Кузамкулаково, Усюново, Кустангалиево и Куясово. Ханыков * называет, только четыре отделения Ногаева рода, при томъ несколько иначе и съ киргизским, а не русским окончанием, какъ у меня—а именно: Казанъ-Кулакъ, Кустамгалы, Уйсынъ и Куясъ(казанкулак,костамгалы,Уьйсен,кояс). Каждое из этих отделений имеет, тамгу: Джаварово и Казанкулаково || (эта тамга называется „кос-танба" или „ики- таяк"); Куясовот гбгоав X или -f- (называется ..киресъ"); Усюново = (вероятно таже тамга, какъ н у Казанкулакова отделения—киргизы на наложение тамги внимания не обращают); Кустамгалиево >. Кроме того у Уразакаевскаго подотделения тоже своя тамга: свои тамга и у Бактыбаева подотделения: Д. Изъ всего вышесказаннаго мы вндимъ, что 1 Ногайцы представляюгъ особую группу въ Букеевской степи; начало этой группе дала особая народность(ногайцы); теперь же, став на правахъ киргизскаго(казахского) рода, Эта группа начинает, понемногу сливаться с киргизским (казахским)племенем. Не менее интересную инородческую группу, подобную Ногаеву роду, представляют, каракалпаки, но ихъ сближение съ киргизами стоит, на иной ступени. https://vk.com/nogayfm?z=photo-91520039_398006498%2Fwall-26644373_189874 | |
Категория: История | Добавил: тоньюкукк (01 Февраля 2017) | |
Просмотров: 2534 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | |
| |